Проведение тренинга развития внимания и воображения для младших школьников

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2014 в 22:35, дипломная работа

Краткое описание

Цель исследования: Изучение влияния тренинга развития на показатели воображения и внимания учащихся начальных классов.
Задачи исследования:
1 Определить уровень воображения и внимания младших школьников до проведения тренинга развития.
2 Провести развивающий тренинг воображения и внимания для младших школьников.
3 Определить значимость и степень влияния фактора тренинга развития на показатели воображения и внимания младших школьников.

Оглавление

Введение……………………………………………………………………...3
Глава 1. Общее представление о внимании
1.1 Явление и определение внимания…………………………………….7
1.2 Виды внимания…………………………………………………………9
1.3 Теории внимания……………………………………………………...11
1.4 Развитие внимания……………………………………………………17
Глава 2 Общая характеристика воображения
2.1 Понятие о воображении, его основных видах………………………21
2.2 Развитие воображения в дошкольном, младшем и среднем школьном возрасте………………………………………………………………24
2.3 Воображение и творчество, механизм творческого воображения...27
Глава 3 Программа тренинга развития внимания и воображение для младших школьников
3.1 Цель, задачи, объект, предмет и гипотезы исследования…………..31
3.2 Методики исследования, программа тренинга развития внимания и воображения для младших школьников……………………………………….33
Глава 4 Исследование влияния тренинга развития внимания и воображения для младших школьников на показатели воображения и внимания
4.1 Сравнение уровня воображения младших школьников, контрольной и экспериментальной групп………………………………….…………………49
4.2 Сравнение уровня внимания младших школьников, контрольной и экспериментальной групп……………..………………………………………...56
Заключение………………………………………………………………………59
Литература……………………………………………………………

Файлы: 1 файл

Диплом Развитие внимания и воображения.doc

— 316.50 Кб (Скачать)

 

 

 

 

 

Таблица 3

Процентное соотношение учеников, имеющих разный уровень показателя гибкости до и после проведения тренинга развития внимания и воображения

 

 

Низкий уровень

Средний уровень

Высокий уровень

До тренинга

После тренинга

До тренинга

После тренинга

До тренинга

После тренинга

Экспериментальная группа

25

8

67

42

8

50

Контрольная группа

41,6

33,3

41,6

33,3

16,6

33,3


 

Как видно из таблицы 1 в экспериментальной группе количество детей с низким уровнем показателя оригинальности осталось столько же после проведения тренинга, зато количество детей со средним уровнем показателя оригинальности уменьшилось, а высоким уровнем увеличилось на 42 % соответственно.

В контрольной группе количество детей с низким уровнем показателя оригинальности уменьшилось на 9 %,  со средним уровнем увеличилось на 9 %, а с высоким – осталось неизменно (8 %).

Если сравнивать экспериментальную и контрольную группу, то можно сказать следующее.  До проведения тренинга в экспериментальной группе детей с низким уровнем показателя оригинальности было в 2 раза меньше, чем в контрольной группе, 17 и 34 % соответственно. Со средним уровнем показателя оригинальности детей в экспериментальной группе в 1,3 раза больше, чем в контрольной (75 и 58 % соответственно). Количество детей с высоким уровнем одинаково в обеих группах. После проведения тренинга в контрольной группе количество детей  с низким уровнем показателя оригинальности больше на 8 %, чем в экспериментальной группе, со средним уровнем в 2 раза больше, чем в экспериментальной группе, а с высоким уровнем в 6,25 раза  меньше, чем в экспериментальной. Наглядное  изображение представлено на графике. (Приложение 7, рис.1).  На основании этих результатов можно сказать, что тренинг развития оказал влияние на такой показатель воображения как оригинальность. Гипотеза №1 подтвердилась.

Также рост показателя оригинальности подтверждает качественная обработка полученных результатов в экспериментальной группе и контрольной группах после проведения тренинга.

По результатам, полученным по всей выборке испытуемых можно проследить следующую картину по показателю оригинальности. Показатель оригинальности оценивается в субтестах «Нарисуй картинку», «Незавершенные фигуры», «Повторяющиеся фигуры». В субтесте «Нарисуй картинку», в котором испытуемом необходимо использовать в своем рисунке фигуру, похожую на боб или фасоль, по всей выборке в сумме получилось 44 идеи, самые популярные из которых

фрукты

облако

фасоль (либо стручок с фасолью или бобами)

краски.

 

 

Наименее редко встречающиеся и поэтому оказавшиеся оригинальными стали в данной группе испытуемых следующие идеи:

 Младенец

картофель

след,

обувь

насекомое

цыпленок

бабочка

сыр

покемон (персонаж мультфильма)

карусель

рыба

остров

шляпа

тело человека

наушники

коляска.

крыло

луна (месяц).

 

 

 

Причем в данном субтесте дали оригинальные идеи 47,82 % участников из экспериментальной группы после проведения тренинга и всего 15 % участников из контрольной группы.

В субтестах «Повторяющиеся фигуры» и «Незавершенные фигуры» было получено большее количество идей, чем в субтесте «Нарисуй картинку», так как в субтесте «Незавершенные фигуры» стимульный материал имеет больше вариантов (10 незавершенных фигур, имеющих различную форму), а  субтест «Повторяющиеся фигуры» сам направлен на то, чтобы выявить способность испытуемого к продуцированию разнообразных ассоциаций.

В субтесте «Повторяющиеся фигуры», в отличие от субтеста «Нарисуй картинку», было получено 88 идей. Самые популярные идеи и, следовательно, не оригинальные: «человек» встречается в 73,8 % случаев, «животное» - 41,4 %, «солнце» - 41,4 %, «фрукты» - 38,5 %, «мяч» - 32,8 %, «цветы» - 27,14 %, «часы» - 17,1 %, «воздушный шар» - 17,1 %.

Оригинальных идей, полученных в данном субтесте, оказалось 58 (82,8 % от всех данных идей), среди них следующие идеи:пуговица

картина

лампа

розетка

колонка  магнитофона

серьга

кольцо

ведро

гитара

зеркало

 

медаль

маска

магнитофон

кассета

блюдце

сумка

краски

мишень

глаз

телефон

остров

яичница

подзорная труба

светофор

велосипед

гвоздь

салфетка

чашка

ложка

телевизор

аквариум

насекомое

шапка

очки

дупло

рука

спутник

пенал

улитка

сувенир

свеча

стол

медуза

кубик Рубика

елочная  игрушка              мороженое

снежинка

пластинка

дорожный знак

качели

мясорубка

гантели

нота

замок

погремушка

помпон 

леденец

клубок

ваза

бусы

арена цирка

 

 

Также существует группа идей, которые встречаются примерно в 10 % случаев и не являются оригинальными. Это следующие идеи:

Чайник

глобус

планета солнечной системы (Сатурн)

луна

машина

колесо

монета.

 

В экспериментальной группе по сравнению с контрольной в данных субтестах после проведения тренинга развития также было получено 35,6 % участников, давших оригинальные ответы, и  12,2 % участников соответственно.

Рассматривая  таблицу 2, можно сказать следующее. В экспериментальной группе количество детей с низким уровнем показателя беглости уменьшилось в 3 раза после проведения тренинга, количество детей со средним уровнем показателя беглости осталось примерно тем же (58 и 58,3 % соответственно), а высоким уровнем увеличилось примерно в 2 раза. Гипотеза №2 подтвердилась.

В контрольной группе количество детей с низким уровнем показателя беглости осталось неизменно,  со средним уровнем уменьшилось в 1,7 раза, а с высоким – увеличилось также как в экспериментальной примерно в 2 раза.

Если сравнивать экспериментальную и контрольную группу, то можно сказать следующее:  при сравнении экспериментальной и контрольной групп мы видим, что в контрольной группе также увеличилось число детей с высоким уровнем показателя беглости, хотя никакого влияния оказано не было, поэтому можно сказать, что гипотеза №6 не подтвердилась.  Наглядное  изображение представлено на графике. (Приложение 7, рис.2). 

Как видно из таблицы 3 в экспериментальной группе количество детей с низким уровнем показателя гибкости уменьшилось в 3 раза после проведения тренинга, количество детей со средним уровнем показателя гибкости уменьшилось на 25 %, а высоким уровнем увеличилось в 6,25 раза.

В контрольной группе количество детей с низким уровнем показателя гибкости уменьшилось на 8 %,  со средним уровнем также уменьшилось на 8 %, а с высоким – увеличилось в 2 раза.

Если сравнивать экспериментальную и контрольную группу, то можно сказать следующее.  До проведения тренинга в экспериментальной группе детей с низким уровнем показателя гибкости было в 1,7 раза меньше, чем в контрольной группе. После проведения тренинга – уменьшилось в 4,1 раза по сравнению с контрольной группой. Со средним уровнем показателя гибкости количество детей в экспериментальной группе на 25,4 % больше, чем в контрольной (67 и 41,6 % соответственно). После проведения тренинга в экспериментальной группе на 8,7 % больше, чем в контрольной. Количество детей с высоким уровнем показателя гибкости до проведения тренинга в контрольной группе в 2 раза больше, чем в экспериментальной, а после уже в экспериментальной в 1,5 раза больше, чем в контрольной. Наглядное  изображение представлено на графике. (Приложение 7, рис.1).  На основании этих результатов можно сказать, что тренинг развития оказал влияние на такой показатель воображения как гибкость. Гипотезы №3 и №7 подтвердились.

 

 

 

 

 

 

 

 

4.2 Сравнение уровня внимания  младших школьников, участвовавших  в эксперименте

 

В ходе исследования были получены результаты (Приложение 3 табл. 4, табл. 7).  До проведения тренинга в экспериментальной группе 1 человек из группы сделал задание без ошибок, после – уже 6 (50 %) сделали без ошибок, в контрольной группе при первом тестировании все сделали с ошибками, во втором случае – 2 человека сделали без ошибок (20 %).

Для того чтобы определить произошло ли влияние тренинга на показатель концентрации внимания, мы составили таблицу частоты встречаемости значений данного показателя (табл. 4). 

 

Таблица 4

Частота встречаемости значений показателя концентрации внимания, полученных в тесте «Корректурная проба»

 

100

200

300

400

500

600

700

800

900

1000

1100

1200

1300

1400

1500

1600

  До тренинга 

А

2

4

3

0

1

1

0

0

1

0

0

0

0

0

0

0

В

5

1

1

3

0

0

1

0

0

0

1

0

0

0

0

0

После тренинга

А

0

0

0

1

1

0

2

1

3

1

0

1

0

0

1

1

В

1

4

1

2

1

0

0

0

1

0

0

1

1

0

0

0


А – экспериментальная группа

В – контрольная группа

 

Судя по данной таблице, результаты, полученные в экспериментальной группе до проведения тренинга, располагаются в границе значений от 0 до 900, причем большая часть от 0 до 300 (75 %), а 25 % от 500 до 900. После проведения тренинга в экспериментальной группе значения показателя концентрации сдвинулись и находятся в границе от 400 до 1600, 75 % значений – от 400 до 1000, а 25 % - от 1200 до 1600.

 В контрольной группе при  первичном тестировании значения  расположились от 0 до 1100, причем 83 % от 0 до 400, а 17 % - от 700 до 1000. При вторичном тестировании 75 % значений находятся в границе от 0 до 500, а 25 % от 900 до 1300.

Если сравнивать частоту встречаемости значений показателя концентрации внимания в экспериментальной и контрольной группах, то нужно отметить следующее, что до проведения тренинга значения расположены примерно на одинаковых отрезках.  В экспериментальной  группе основная масса значений от 0 до 300 (75 %) и в контрольной от 0 до 400 (83 %).  После проведения тренинга в экспериментальной группе основная масса значений сдвинулась в границы от 400 до 1600, причем от 900 до 1600 расположено 58 % значений, тогда как в контрольной группе на этом отрезке находится лишь 25 % значений показателя концентрации внимания.

Наглядное  изображение представлено на графике. (Приложение 7, рис.4). Следовательно, можно сделать вывод, что данный тренинг оказал влияние на уровень показателя концентрации внимания.  Гипотезы №4 и №8 подтвердились.

 

 

 

 

 

 

 

Выводы

 

  1. Для развития внимания и воображения необходимо целенаправленное воздействие специально разработанных программ. Программы обучения в школе должны включать элементы развивающих тренингов.
  2. В младшем школьном возрасте возникают благоприятные условия для развития воображения: острота и подвижность восприятия, наличие необходимых предпосылок словесного мышления, быстрота привыкания, повышенная восприимчивость и любознательность.
  3. В ходе исследования было выявлено, что воображение младших школьников по всем трем показателям в экспериментальной и контрольной группах имеют 3 уровня: низкий, средний и высокий, полученные данные соответствуют возрастной норме.
  4. В ходе экспериментального исследования было выявлено, что разработанный тренинг развития внимания и воображения оказывает влияние на уровень развития показателя концентрации внимания.
  5. В процессе проведения экспериментального исследования установлено, что разработанный тренинг развития внимания и воображения оказывает влияние на такие показатели воображения как оригинальность и гибкость, но не оказывает влияние на такой показатель воображения как беглость.

Информация о работе Проведение тренинга развития внимания и воображения для младших школьников