Проведение тренинга развития внимания и воображения для младших школьников

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2014 в 22:35, дипломная работа

Краткое описание

Цель исследования: Изучение влияния тренинга развития на показатели воображения и внимания учащихся начальных классов.
Задачи исследования:
1 Определить уровень воображения и внимания младших школьников до проведения тренинга развития.
2 Провести развивающий тренинг воображения и внимания для младших школьников.
3 Определить значимость и степень влияния фактора тренинга развития на показатели воображения и внимания младших школьников.

Оглавление

Введение……………………………………………………………………...3
Глава 1. Общее представление о внимании
1.1 Явление и определение внимания…………………………………….7
1.2 Виды внимания…………………………………………………………9
1.3 Теории внимания……………………………………………………...11
1.4 Развитие внимания……………………………………………………17
Глава 2 Общая характеристика воображения
2.1 Понятие о воображении, его основных видах………………………21
2.2 Развитие воображения в дошкольном, младшем и среднем школьном возрасте………………………………………………………………24
2.3 Воображение и творчество, механизм творческого воображения...27
Глава 3 Программа тренинга развития внимания и воображение для младших школьников
3.1 Цель, задачи, объект, предмет и гипотезы исследования…………..31
3.2 Методики исследования, программа тренинга развития внимания и воображения для младших школьников……………………………………….33
Глава 4 Исследование влияния тренинга развития внимания и воображения для младших школьников на показатели воображения и внимания
4.1 Сравнение уровня воображения младших школьников, контрольной и экспериментальной групп………………………………….…………………49
4.2 Сравнение уровня внимания младших школьников, контрольной и экспериментальной групп……………..………………………………………...56
Заключение………………………………………………………………………59
Литература……………………………………………………………

Файлы: 1 файл

Диплом Развитие внимания и воображения.doc

— 316.50 Кб (Скачать)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Воображение и внимание, развиваясь в обучении,  во многом способствуют обучению и воспитанию школьников. Не всегда учитель в силу загруженности, большого объема изучаемого материала, других причин может уделить время на развитие тех или иных психических процессов или разработать специальную программу для их усовершенствования. В этом должен помочь педагогу психолог, направив свои знания и умения на решение данной проблемы. 

В заключение еще хотелось бы отметить следующее, что в данной работе мы затронули лишь одно из свойств внимания – концентрацию. Для того чтобы успешно развивать произвольное внимание ребенка необходимо достигать гармоничного развития всех его свойств. Дальнейшую работу по разработке и внедрению данного тренинга в практическую деятельность  мы видим нашей задачей на будущее.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Литература

 

  1. Большаков В.Ю  Психотренинг. Социодинамика, упражнения, игры. – СПб., 1996.
  2. Введение в психологию / Под общ. ред. проф. А.В.Петровского. – М.: «Академия», 1996.
  3. Веракса Н.Е.  Еще не поздно. – М., 1992.
  4. Возрастная и педагогическая психология: Учебное пособие для студентов пед. ин-тов (авт. М.В.Матюхина, Т.С.Михальчик, Н.Ф.Прокина и др.) / Под ред. М.В.Гамезо. – М.: Просвещение, 1984.
  5. Волков И.П.  Много ли в школе талантов? – М.,"Знание", 1989. – 80 с. – (Новое в жизни, науке и технике. Сер. "Педагогика и психология" №5)
  6. Выготский Л.С.  Воображение и творчество в детском возрасте. – СПб.: СОЮЗ, 1997.
  7. Выготский Л.С.  Психология. – М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2000. (Серия «Мир психологии»).
  8. Выготский Л.С.  Развитие высших форм внимания в детском возрасте // Хрестоматия по вниманию. – М., 1976.
  9. Гадалко А.Е.  Задачи и упражнения по развитию творческой фантазии учащихся. – М.: Просвещение, 1985.
  10. Гальперин П.Я., Кабыльницкая С.Л.  Экспериментальное формирование внимания. – М.: Изд-во МГУ, 1974.
  11. Гильбух Ю.З.  Психодиагностика в школе. – М., 1989.
  12. Гоноболин Ф.Н.  Внимание и его воспитание. – М.: Педагогика, 1972.
  13. Джемс У.  Внимание // Хрестоматия по вниманию. – М., 1976.
  14. Добрынин Н.Ф.  О теории и воспитании внимания // Хрестоматия по вниманию. – М., 1976.
  15. Дьяченко О.М.  Об основных направлениях развития воображения дошкольника // Вопросы психологии 1988 №6.
  16. Ермолаев О.Ю., Марютина Т.М., Мешкова Т.А.  Внимание школьника. – М.: Знание, 1987.
  17. Игры – обучение, тренинг, досуг…/Под ред. В.В. Петрусинского//В четырех книгах. – М.: Новая школа, 1994.
  18. Кэмпбелл Д. Модели экспериментов в социальной психологии и прикладных исследованиях. – СП-б: «Социально-психологический центр», 1996.
  19. Коршунова Л.С.  Воображение и его роль в познании. – М.: Изд-во МГУ, 1979.
  20. Коршунова Л.С., Пружинин Б.И.  Воображение и рациональность. Опыт методологического анализа познавательных функций воображения. – М., 1989. 
  21. Ланге Н.Н.  Внимание// Хрестоматия по вниманию. – М., 1976.
  22. Левитина С.С.  Можно ли управлять вниманием школьника? – М.: Знание, 1980.
  23. Леонтьев А.А.  Научите человека фантазии // Вопросы психологии 1998 №5.
  24. Михайлова З.А.  Игровые занимательные задачи для дошкольников. – М.: Просвещение, 1990.
  25. Мухина В.С.  Психология детства и отрочества. Учебник для студентов психолого-педагогических факультетов вузов. – М. 1998.
  26. Мухина В.С.  Шестилетний ребенок в школе. – М. 1990.
  27. Немов Р.С.  Общие основы психологии – М.: Просвещение «Владос», 1995.
  28. Никитин Б.П.  Ступеньки творчества, или Развивающие игры. – М.: Просвещение, 1990.
  29. Общая психология: Учеб. для студентов пед. ин-тов / Под. ред. А.В.Петровского, А.В.Брушлинского, В.П.Зинченко. – М.: Просвещение, 1986.
  30. Познавательные процессы и способности в обучении /Под ред. В.Д.Шадрикова. – М. 1990.
  31. Полуянов Ю.А.  Воображение и способности. – М., 1982.
  32. Практическая психология в тестах, или как научиться понимать себя и других. – М.: АСТ-ПРЕСС, 1999.
  33. Прангишвили А.С.  Учение и установка.//Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии. Работы советских психологов периода 1946 – 1980 гг. / Под ред. И.И.Ильясова, В.Я.Ляудис.– М.: Изд-во Моск.Ун-та, 1981.
  34. Психическое развитие младших школьников: Экспериментальное психологическое исследование /  Под ред. В.В.Давдова. – М.: Педагогика, 81990.
  35. Психодиагностическая работа в начальной школе / Под ред. А.А.Степанова. – СПб., 1994.
  36. Психологический словарь / Под ред. В.П.Зинченко, Б.Г.Мещерякова. – М.: Педагогика-Пресс, 1997.
  37. Психофизиология. Учебник для вузов / Под ред. Ю.И.Александрова. – СПб.: Питер, 2001.
  38. Развитие творческой активности школьников / Под ред. А.М.Матюшкина. – М.: Педагогика, 1991.
  39. Рубинштейн С.Л.  Основы общей психологии – СПб., 1999.
  40. Сидоренко Е.В.  Методы математической обработки в психологии. – СПб.: ООО «Речь», 2001.
  41. Степанова О.А.  Профилактика школьных трудностей у детей: Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2003.
  42. Субботина Л.Ю. Развитие воображения у детей: Популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль: Академия развития, 1996.
  43. Тесты для детей, сборник тестов и развивающих упражнений.  Составители Ильина М.И., Парамонова Л.Г, Головнева Н.Я. – СПб: "Дельта", 1997.
  44. Узнадзе Д.Н.  Установка у человека // Хрестоматия по вниманию. – М., 1976.
  45. Цзен Н.В., Пахомов Ю.В.  Психотехнические игры в спорте. – М.: Физкультура и спорт, 1985.
  46. Чего на свете не бывает / Под ред. О.М.Дьяченко, Е.Л.Агаевой. – М., 1991.
  47. Чистякова М.И.  Психогимнастика. – М.,1990.
  48. Шумакова И.Б., Щебланова Е.И., Щербо Н.П.  Исследование творческой одаренности с использованием тестов П.Торренса у младших школьников // Вопросы психологии 1991 №1.
  49. Эльконин Д.Б.  К проблеме периодизации психического развития в детском возрасте. // Психология личности. Тексты / Под ред. Ю.Б.Гиппенрейтер, А.А.Пузырея. – М., 1982.

 

 

 

          

 


 



Информация о работе Проведение тренинга развития внимания и воображения для младших школьников