Проведение тренинга развития внимания и воображения для младших школьников

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2014 в 22:35, дипломная работа

Краткое описание

Цель исследования: Изучение влияния тренинга развития на показатели воображения и внимания учащихся начальных классов.
Задачи исследования:
1 Определить уровень воображения и внимания младших школьников до проведения тренинга развития.
2 Провести развивающий тренинг воображения и внимания для младших школьников.
3 Определить значимость и степень влияния фактора тренинга развития на показатели воображения и внимания младших школьников.

Оглавление

Введение……………………………………………………………………...3
Глава 1. Общее представление о внимании
1.1 Явление и определение внимания…………………………………….7
1.2 Виды внимания…………………………………………………………9
1.3 Теории внимания……………………………………………………...11
1.4 Развитие внимания……………………………………………………17
Глава 2 Общая характеристика воображения
2.1 Понятие о воображении, его основных видах………………………21
2.2 Развитие воображения в дошкольном, младшем и среднем школьном возрасте………………………………………………………………24
2.3 Воображение и творчество, механизм творческого воображения...27
Глава 3 Программа тренинга развития внимания и воображение для младших школьников
3.1 Цель, задачи, объект, предмет и гипотезы исследования…………..31
3.2 Методики исследования, программа тренинга развития внимания и воображения для младших школьников……………………………………….33
Глава 4 Исследование влияния тренинга развития внимания и воображения для младших школьников на показатели воображения и внимания
4.1 Сравнение уровня воображения младших школьников, контрольной и экспериментальной групп………………………………….…………………49
4.2 Сравнение уровня внимания младших школьников, контрольной и экспериментальной групп……………..………………………………………...56
Заключение………………………………………………………………………59
Литература……………………………………………………………

Файлы: 1 файл

Диплом Развитие внимания и воображения.doc

— 316.50 Кб (Скачать)

Воображение младших школьников,  указывает В.В.Давыдов, может успешно развиваться в художественной деятельности, которую дети усваивают на уроках эстетического цикла: музыки, изобразительного искусства, литературы.  Среди них изобразительное искусство занимает особое место, так как к началу школьного обучения изобразительная деятельность детей  прошла уже достаточно длительный путь развития (от 1,5 до 6-7 лет), и, что очень важно, всех детей, исключения редки (В.В.Давыдов, 1990).

К.Т.Кузнечикова, Т.С.Михальчик обозначают следующие этапы развития воображения в результате постоянной работы учителя с учащимися:

  1. Сначала образ воображения расплывчат и неясен, далее он становится более точным и определенным.
  2. В образе отражается вначале несколько признаков, а ко второму-третьему классу гораздо больше, причем существенных.
  3. Переработка образов, накопленных представлений в 1-ом классе незначительна, а к 3-му классу учащийся приобретает гораздо больше знаний, и образ становится обобщенней и ярче.  Дети могут изменить сюжетную линию рассказа, вводят условность, понимая ее сущность.
  4. Вначале всякий образ воображения требует опоры на конкретный предмет (при чтении и рассказе, например, опора на картинку), а далее развивается опора на слово.  Именно оно позволяет школьнику создать мысленно новый образ.

В процессе обучения при общем развитии способности управлять своей умственной деятельностью воображение становится также более управляемым процессом, и образы его возникают в русле задач, которые ставит перед ними содержание учебной деятельности (К.Т.Кузнечикова, Т.С.Михальчик, 1984).

Подростковый возраст отличается переходом от детского восприятия окружающей действительности к взрослому. Школьник начинает более критично воспринимать мир вокруг себя и строит планы своего будущего. Его воображение принимает более критические формы. Он уже не верит в сказочные чудеса. Воображение принимает форму мечты как позитивной жизненной перспективы. Подросток с помощью воображения строит планы своего будущего, “проигрывает” в своем воображении различные социальные и нравственные ситуации, как бы тренируясь перед сложной взрослой жизнью. Творческое воображение в этот период нередко выступает во взрослой форме вдохновения. Подростки испытывают наслаждение от творческого созидания. Они с удовольствием сочиняют стихи и музыку, импровизируют танцы, пытаются решить сложнейшие (нередко не имеющие решения как, например, создание вечного двигателя) вопросы науки. Поскольку сензитивный период для развития воображения в этом возрасте сохраняется, постольку функция воображения для своего развития требует постоянного притока новой информации, своего рода “пищи”(Л.Ю.Субботина, 1996).

 

 

2.3 Воображение и творчество, механизм творческого воображения

Л.С.Выготский, ставя вопрос о психологическом механизме воображения и связанной с ним творческой деятельности, сначала рассматривает связь, которая существует между фантазией и реальностью в поведении человека.  Л.С.Выготский выделяет четыре основные формы, которые связывают деятельность воображения с действительностью.

Первая форма связи воображения с действительностью заключается в том, что всякое создание воображения всегда строится из элементов, взятых из действительности и содержащихся в прежнем опыте человека.

Избушка на курьих ножках существует, конечно, только в сказке, но элементы, из которых построен этот сказочный образ, взяты из реального опыта человека, и только их комбинация носит след сказочного, т.е. не отвечающего действительности построения.

Отсюда Л.С.Выготский делает вывод, который он называет законом, которому подчиняется деятельность воображения. Этот закон он формулирует так: творческая деятельность воображения находится в прямой зависимости от богатства и разнообразия прежнего опыта человека, потому что этот опыт представляет материал, из которого создаются построения воображения. Чем богаче опыт человека, тем больше материал, которым располагает его воображение. Вот почему у ребенка фантазия беднее, чем у взрослого человека, и это объясняется большой бедностью его опыта.

Второй формой является другая, более сложная связь, на этот раз не между элементами фантастического построения и действительностью, а между готовым продуктом воображения и каким-нибудь сложным явлением действительности. Выготский приводит следующий пример, когда на основании изучения истории ученик представляет себе картину Великой французской революции, то в данном случае картина является собой результатом творческой деятельности воображения, так как она не воспроизводит того, что было воспринято учеником в прежнем опыте, а создает из этого опыта новые комбинации. В этом случае, в отличие от первой формы, самый продукт воображения, а не только его элементы, соответствуют какому-то явлению действительности. Такая форма связи становится возможной только благодаря чужому или социальному опыту.

Получается двойственная и взаимная зависимость воображения и опыта. Если в первом случае воображение опирается на опыт, то во втором – сам опыт опирается на воображение.

Третьей формой является эмоциональная связь.  Эта связь проявляется двойным образом. С одной стороны, всякое чувство стремится воплотиться в известные образы, соответствующие этому чувству, причем образы могут группироваться совершенно неожиданного и представлять собой наиболее субъективный вид воображения , с другой – воображение влияет на чувства, это можно увидеть в следующем примере. Входя в сумерках в комнату, ребенок принимает висящее платье за чужого человека, забравшегося в дом. Этот образ, созданный воображением ребенка, является нереальным, но страх, испытываемый ребенком, является реальным для ребенка переживанием.

 Сущность четвертой формы связи воображения с действительностью заключается в том, что построение воображения может представлять собой нечто существенно новое, не бывшее в опыте человека и не соответствующее какому-нибудь реально существующему предмету; однако, будучи воплощено вовне, начинает реально существовать в мире и воздействовать на другие вещи. Примерами такого воображения может служить любое техническое приспособление, машина или орудие.

Такие продукты воображения прошли очень длинную историю, описав в своем развитии круг. Элементы, из которых они были построены, были взяты человеком из реальности. Внутри человека, в его мышлении, они подверглись сложной переработке и превратились в продукты воображения. Воплотившись, они вернулись к реальности, изменяя эту реальность.

Исходя из выше сказанного, Л.С.Выготский описывает механизм творческого воображения следующим образом. В самом начале процесса стоит восприятие внешнее и внутреннее, составляющее основу опыта. То, что ребенок видит и слышит, является первыми опорными точками для его будущего творчества. Далее следует очень сложный процесс переработки этого материала. Важнейшими составными частями этого процесса являются диссоциации и ассоциации воспринятых впечатлений. Всякое впечатление представляет собой сложное целое, состоящее из множества отдельных частей.  Диссоциация заключается в том, что сложное целое как бы рассекается на части, отдельные части выделяются преимущественно по сравнению с другими, одни сохраняются, другие забываются. Диссоциация, таким образом, является  необходимым условием для будущей деятельности воображения.  За процессом диссоциации следует процесс изменения, которому подвергаются диссоциированные элементы. Этот процесс изменения основан на динамичности внутренних нервных возбуждений и соответствующих им образов. Следы от внешних впечатлений не складываются в нашем мозгу, как вещи на дне корзины. Эти следы представляют собой процессы, которые изменяются, живут, отмирают, и в этом движение лежит залог их изменения под влиянием внутренних факторов.

Следующим моментом в составе творческого воображения является ассоциация, т.е. объединение диссоциированных и измененных элементов. Ассоциация может происходить на различной основе и принимать различные формы от чисто субъективного объединения образов до объективно научного, соответствующего, например, астрономическим представлениям.

 Завершается процесс воображения,  по мнению Л.С.Выготского, в переходе воображения в действительность, когда образ, замысел человека воплощен в мире вещей в виде реального предмета.

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 3 ПРОГРАММНАЯ ЧАСТЬ ИССЛЕДОВАНИЯ

3.1 Цель, задачи, экспериментальные гипотезы исследования

Цель исследования: Изучение влияния тренинга развития на показатели воображения и внимания учащихся начальных классов.

Задачи исследования:

1 Определить уровень воображения  и внимания младших школьников  до проведения тренинга развития.

2 Провести развивающий тренинг  воображения и внимания для младших школьников.

3 Определить значимость и степень влияния фактора тренинга  развития на показатели воображения и внимания младших школьников.

Объект исследования: воображение и внимание младших школьников

Предмет исследования: степень влияния разработанного тренинга на развитие воображения и внимания школьников.

Гипотезы исследования:

Теоретическая гипотеза: специально разработанный тренинг развития способен оказать влияние на развитие воображения и внимания учащихся начальных классов.

Экспериментальная гипотеза:

  1. После проведения занятий по разработанной программе показатели оригинальности, полученные в экспериментальной группе, до и после введения переменной будут существенно различаться.
  2. После проведения занятий по разработанной программе показатели беглости, полученные в экспериментальной группе, до и после введения переменной будут существенно различаться.
  3. После проведения занятий по разработанной программе показатели гибкости, полученные в экспериментальной группе, до и после введения переменной будут существенно различаться.
  4. После проведения занятий по разработанной программе показатели уровня концентрации внимания, полученные в экспериментальной группе, до и после введения переменной будут существенно различаться.
  5. После проведения занятий по разработанной программе в экспериментальной группе показатели оригинальности будут существенно отличаться от тех же показателей, полученной в контрольной группе.
  6. После проведения занятий по разработанной программе в экспериментальной группе показатели беглости будут существенно отличаться от тех же показателей, полученной в контрольной группе.
  7. После проведения занятий по разработанной программе в экспериментальной группе показатели гибкости будут существенно отличаться от тех же показателей, полученной в контрольной группе.
  8. После проведения занятий по разработанной программе в экспериментальной группе показатели уровня концентрации внимания будут существенно отличаться от тех же показателей, полученной в контрольной группе.

 

 Планирование эксперимента:

Для проведения эксперимента используется план с предварительным и итоговым тестированием и контрольной группой (Д.Кэмпбелл, 1996). План имеет следующий вид:

 

Экспериментальная группа         O1    X    O2

Контрольная группа                     O3           O4 ,  где

 

X – экспериментальная переменная или событие, влияние которого подлежит измерению; в нашем случае это тренинг развития воображения и внимания младших школьников.

О -  некоторый процесс наблюдения или измерения;

Х и О, стоящие в одной строке, относятся к одним и тем же конкретным лицам.  Направление слева направо обозначает временной порядок, а расположение Х и О одно под другим – одновременность.

 

 

Выборка: занимающиеся 8-9 лет 2-х групп МОУ ДОД ДЮСШ №30 г. Омска. Экспериментальная группа, участвующая в тренинге развития внимания и воображения, – 12 человек. Контрольная группа – 12 человек.

 

3.2 Методики исследования, программа тренинга развития внимания и воображения младших школьников

Использованные методики исследования:

1. Методика ТТСТ (Приложение 1)

Методы диагностики должны выявлять наиболее важные характеристики творческого потенциала и возможностей его развития и реализации.  Среди методов диагностики творческой одаренности (креативности) наиболее известными и широко распространенными в мире являются тесты творческого мышления П. Торренса  (Torrance Test Creative Thinking - TTCT), впервые опубликованные в 1966 г.

 

Методика.  ТТСТ предназначены для использования в различных целях:

  1. в исследованиях интеллектуального развития человека
  2. в исследованиях, связанных с индивидуализацией обучения
  3. при разработке коррекционных и терапевтических программ
  4. при оценке эффективности различных экспериментальных обучающих программ, способов обучения, учебных пособий и материалов с точки зрения изменения самих творческих способностей детей, воображения, а не их достижений
  5. при выявлении детей со скрытым творческим потенциалом, что особенно важно для исследования детей из семей с низким уровнем образования и не имеющих условий для развития своих способностей.

П. Торренс определяет креативность через характеристики процесса, в ходе которого ребенок становится чувствительным к проблемам, дефициту или пробелам в знаниях, к смешению разноплановой информации, к дисгармонии элементов окружающей среды, ищет их решение, выдвигает предположения и гипотезы о возможных решениях, проверяет и перепроверяет эти гипотезы, модифицирует их, снова проверяет и окончательно обосновывает результаты.

Информация о работе Проведение тренинга развития внимания и воображения для младших школьников