Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2015 в 19:02, курсовая работа
Цель исследования изучение особенностей влияния технологии творческого развития (ТТР) на становление нравственных свойств личности младшего школьника.
Задачи исследования:
1. изучить состояние проблемы соотношения учебного творчества и нравственного развития в педагогической психологии;
2. выделить критерии определения уровня развития нравственности (результатов нравственного воспитания) младшего школьника и составить комплекс методик ее исследования, разработать соответствующую методику диагностики нравственности младшего школьника;
3. экспериментально изучить и описать динамику творческого развития и становления нравственных свойств младшего школьника.
Введение……………………………………………………………………….
1 Проблема взаимосвязи нравственности и креативности в научной литературе ………………………………………………………………
1.1 Теоретическое исследование связи творчества и нравственности человека....................................................................................................
1.2 Связь нравственного становления личности с развитием креативности в младшем школьном возрасте………………………
2 Исследование уровня развития нравственности и креативности детей младшего школьного возраста в процессе учебной деятельности …………………………………………………….
2.1
2.2 Методическое обеспечение и организация исследования …………..
Связь креативных показателей личности со свойствами нравственности. ……………………………………………………….
Заключение……………………………………………………………….
Список использованных источников……………………………… …
Приложение А……………………………………………………………
Добро в представлении отвечающих -«когда делают добрые дела», «всем помогаешь», «всех защищаешь», «когда не дерутся», «когда всем уступаешь», «когда ты добрый». При этом существуют значительные различия в ответах девочек и мальчиков. Для первых добро связано прежде всего с помощью («это когда человек хочет помочь в беде», «это когда помогают»), для вторых - с отсутствием внешних конфликтов («это когда никто не дерется», «никого не обижают»). Некоторые первоклассники включили «добро» в дихотомию: «добро - это когда нет зла». Ответов, связанных только с эмоциональной оценкой предъявленной категории, не наблюдалось.
Несмотря на то что категории «свобода» и «долг» объяснило преобладащее большинство учащихся, их понимание далеко от действительного.
Статистика ответов первоклассников представлена в табл. 1.
Таблица №1
Понятия |
Объяснили |
Не объяснили | ||||||
девочки |
мальчики |
девочки |
мальчики | |||||
Кол. |
% |
Кол. |
% |
Кол. |
% |
Кол. |
% | |
1. Счастье |
9 |
67,7 |
10 |
72 |
1 |
32,3 |
3 |
27,9 |
2. Свобода |
4 |
77,4 |
7 |
86 |
7 |
22,6 |
4 |
13,95 |
3. Мудрость |
9 |
35,5 |
9 |
58,1 |
2 |
64,5 |
4 |
41,9 |
4.Мужество |
11 |
54,8 |
10 |
53,5 |
1 |
45,2 |
3 |
46,5 |
5.Умеренность |
10 |
32,3 |
5 |
11,6 |
5 |
67,7 |
4 |
88,4 |
6.cправедливость |
10 |
61,3 |
8 |
65,1 |
2 |
38,7 |
2 |
34,9 |
7 Дружба |
10 |
96,8 |
11 |
95,3 |
1 |
3,2 |
2 |
4,7 |
8. Добро |
11 |
93,5 |
13 |
79,1 |
0 |
6,5 |
0 |
20,9 |
9. Зло |
11 |
90,3 |
10 |
88,4 |
1 |
9,7 |
3 |
11,6 |
10. Милосердие |
5 |
22,6 |
4 |
37,2 |
8 |
77,4 |
8 |
62,8 |
11. Долг |
1 |
67,7 |
3 |
76,7 |
10 |
32,3 |
10 |
23,3 |
12. Вина |
5 |
48,4 |
13 |
69,8 |
6 |
51,6 |
0 |
30,2 |
2.2 Связь креативных показателей личности со свойствами нравственности.
Анализ результатов тестирования младших школьников отражают наличие связи некоторых показателей креативности со значениями шкальных показателей методики экспертных оценок нравственности. Каждый показатель креативности значимо детерминирует с методикой «ЭОПН». Так, "Вербальная Беглость" значимо связана с трудолюбием и справедливостью Вербальная Гибкость"с желанием помогать товарищам в учебной деятельности и трудолюбием; "Вербальная Оригинальность" связана также с желанием помогать товарищам в учебной деятельности, ответственностью и отношением к успеху товарищей, с честностью; Образная Беглость" связана только с трудолюбием; Образная Гибкость" детерминирует с желанием помогать товарищам в учебной деятельности, самокритичностью и нравственными интересами, трудолюбием и стремлением к прекрасному; показатель "Образная Оригинальность" связан с трудолюбием, но более с честностью; "Образная и трудолюбием; "Вербальная Оригинальность" связана также с желанием помогать товарищам в учебной деятельности, ответственностью и отношением к успеху товарищей, с честностью; Образная Беглость" связана только с трудолюбием; Образная Гибкость" детерминирует с желанием помогать товарищам в учебной деятельности, самокритичностью и нравственными интересами, трудолюбием и стремлением к прекрасному; показатель "Образная Оригинальность" связан с трудолюбием, но более с честностью; "Образная Разработанность" связан с желанием помогать товарищам в учебной деятельности и самокритичностью. Как видно, из показателей нравственности наиболее связано с показателями креативности - трудолюбие - число связей пять. Также значительно связано с креативностью желание помогать товарищам в учебной деятельности. Не выявлены значимые детерминационные связи с показателями креативности по шкале "Семья" и "Отзывчивость". Незначительные связи прослеживаются по шкалам "Помощь в работе", "Ответственность", "Отношение к успеху товарища", "Красота", и "Справедливость".
Таблица
Детерминационные показатели по методике ЭОПН и теста Торренса.
NN |
Верб. Бег |
Верб. Гиб |
Верб. Оригин. |
Образн. Бег |
Образн. Гиб |
Образн. Оригин. |
Образн. Разра- |
лость |
кость |
лость |
кость |
бот | |||
помощь по уче |
0,04 |
0,28 |
0,4 |
0,08 |
0,4 |
0,05 |
0,28 |
бе |
|||||||
помощь в работе |
0,05 |
0,16 |
0,4 |
0,047 |
0,02 |
0,1 |
ОД |
самокритич |
0,02 |
0,1 |
0,1 |
0,07 |
0,2 |
0,1 |
0,4 |
ность |
|||||||
ответственность |
0,1 |
0,1 |
0,4 |
0,1 |
0,08 |
0,1 |
0,06 |
отн. к успеху |
0,1 |
0,06 |
0,4 |
0,1 |
0,1 |
0,03 |
0,1 |
тов. |
|||||||
нрав, интересы |
0,08 |
0,31 |
0,1 |
0,03 |
0,29 |
0,1 |
0,1 |
трудолюбие |
0,3 |
0,2 |
0,1 |
0,2 |
0,17 |
0,18 |
0,05 |
отзывчивость |
0,1 |
0,07 |
0,02 |
0,02 |
0,1 |
0,1 |
0,1 |
красота |
0,06 |
0,1 |
0,1 |
0,02 |
0,7 |
0,07 |
0,09 |
честность |
0,07 |
0,1 |
0,27 |
0,02 |
0,05 |
0,5 |
0,1 |
справедливость |
0,3 |
0,02 |
0,1 |
0,1 |
0,03 |
0,04 |
0,1 |
семья |
0,2 |
0,06 |
0,1 |
0,1 |
0,08 |
0,06 |
0,1 |
Между некоторыми шкальными значениями зафиксированы незначимые отрицательные корреляционные связи. Их присутствие необходимо иметь в виду при организации работы по формированию данных качеств. Между некоторыми шкальными значениями зафиксированы незначимые отрицательные корреляционные связи. Их присутствие необходимо иметь в виду при организации работы по формированию данных качеств.
Заключение
На современном этапе развития психолого-педагогической науки, как указывалось во введении, отмечается благотворное влияние творчества на ряд психологических характеристик детей, что создает определенные предпосылки для решения проблемы взаимосвязанного творческого и нравственного развития подростков в учебной деятельности. Однако на сегодняшний день в современной литературе по возрастной и педагогической психологии малоизученными остаются вопросы о характере влияния творчества на нравственное развитие личности и степени и направлении взаимосвязи креативного начала и нравственного развития в становлении личности.
Мы рассматриваем нравственность конкретной личности как измерение его индивидуального духа - личную форму этического сознания; область свободных и ответственных поступков личности, ее внутренних мотивов и побуждений творить добро.
Основополагающим проявлением, а также критерием и условием нравственности считается способ отношения к другому человеку; отношение к другому как самоценности, как к существу, олицетворяющему в себе бесконечные потенции рода Человек. Такое отношение к Другому тесно сплетаясь с самоотношением, образует ядро личности. Однако оно может реализоваться лишь при наличии ряда условий, среди которых определяется творческий целетворящий характер жизнедеятельности.
Таким образом, в многочисленных исследованиях творческая деятельность определяется условием развития личности. т.е. общественная жизнь индивида представляется как "творчество социальных отношений" "этическое творчество".
Все новообразования возраста младшего школьного возраста приобретаются в контексте ведущей деятельности. В данном возрасте ведущей деятельностью считается референтно-значимая, а основным видом деятельности - учебная деятельность. Поэтому предположив, что учебная деятельность, ставшая для младшего школьника референтно-значимой обуславливает формирование его креативности и нравственности, мы доказали это, построив учебную деятельность по технологии творческого развития.
Экспериментальные исследования творческого мышления, осуществляемые с помощью творческих задач, задач - головоломок, показывают между тем, что в основе интуитивного решения, инсайта, догадки лежат логический анализ, рассуждение, выбор вариантов. Кроме того, хотя процесс интуитивного поиска не осознается, после получения решения его можно вербализовать. Несомненно, это свидетельствует о единой природе двух видов мышления - творческого и нетворческого.
Экспериментальные исследования творческого мышления, осуществляемые с помощью творческих задач, задач - головоломок, показывают между тем, что в основе интуитивного решения, инсайта, догадки лежат логический анализ, рассуждение, выбор вариантов. Кроме того, хотя процесс интуитивного поиска не осознается, после получения решения его можно вербализовать. Несомненно, это свидетельствует о единой природе двух видов мышления - творческого и нетворческого.
Диагностика креативности и нравственности учащихся нашей выборки в начале эксперимента показала однородность развития их креативного мышления и превалирование в результатах репродуктивного уровня развития креативности. Также на данном этапе у них диагностируется средний уровень развития личностных компонентов креативности, среди которых наиболее развитыми выявляются стремление к прекрасному, регресс на детство.
Список использованных источников
Приложение А
Диагностика нравственной активности для детей 9-11 лет
Разработана сотрудниками лаборатории воспитания Гос НИИ семьи и воспитания РАО
Методика № 1: Диагностика нравственной самооценки
Инструкция: Внимательно прочитайте выказывания. Если вы с ними согласны(они про вас) оцените ответ в 4-е балла
если вы больше согласны, чем не согласны – 3-и балла
если не совсем согласны – 2-а балла
если совсем не согласны – 1 балл
Текст:
Обработка результатов:
Номера 3,4,6,7 (отрицательные вопросы) обрабатываются следующим образом:
Ответу, оцененному в 1 балл прибавляется 4 единицы
Ответу, оцененному в 2 балла прибавляется 3 единицы
Ответу, оцененному в 3 балла прибавляется 2 единицы
Ответу, оцененному в 4 балла прибавляется 1 единица
В остальных ответах баллы остаются прежними
Интерпретация результатов:
34-40 баллов – высокий уровень нравственной самооценки
24-33 балла – средний уровень нравственной самооценки
16-23 балла - уровень нравственной самооценки ниже – среднего
10-15 баллов - уровень нравственной самооценки очень низкий
Методика №2: Диагностика этики поведения
Инструкция:
Учитель объявляет детям: "Я прочитаю вам пять незаконченных предложений. Вы должны подумать и каждое из этих предложений дописать сами. Переписывать первую часть предложений не надо".
Текст:
Интерпретация: