Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2015 в 19:02, курсовая работа
Цель исследования изучение особенностей влияния технологии творческого развития (ТТР) на становление нравственных свойств личности младшего школьника.
Задачи исследования:
1. изучить состояние проблемы соотношения учебного творчества и нравственного развития в педагогической психологии;
2. выделить критерии определения уровня развития нравственности (результатов нравственного воспитания) младшего школьника и составить комплекс методик ее исследования, разработать соответствующую методику диагностики нравственности младшего школьника;
3. экспериментально изучить и описать динамику творческого развития и становления нравственных свойств младшего школьника.
Введение……………………………………………………………………….
1 Проблема взаимосвязи нравственности и креативности в научной литературе ………………………………………………………………
1.1 Теоретическое исследование связи творчества и нравственности человека....................................................................................................
1.2 Связь нравственного становления личности с развитием креативности в младшем школьном возрасте………………………
2 Исследование уровня развития нравственности и креативности детей младшего школьного возраста в процессе учебной деятельности …………………………………………………….
2.1
2.2 Методическое обеспечение и организация исследования …………..
Связь креативных показателей личности со свойствами нравственности. ……………………………………………………….
Заключение……………………………………………………………….
Список использованных источников……………………………… …
Приложение А……………………………………………………………
По шкале беглость: 0 человек показали низкий уровень, 4 человека (26,7%) высокий уровень; 11 человек (73,3%) средний уровень; по шкале оригинальность: 6 человек (40%) низкий уровень, 7 человек (46,7%) средний уровень, 2 человека (13,3%) высокий; по шкале разработанность: 4 человека (26,7%) низкий уровень, 11 человек (73,3%) средний, 0 человек высокий; по шкале гибкость 3 человека (20%) низкий уровень, 10 человек (66,7%) средний, 2 человека (13,3%) высокий. Таким образом, по результатам исследования выявлено, что наиболее высокие показатели в ЭГ выявлены по параметру беглости, наименьший результат у детей в данной группе, наблюдается по параметру разработанности ответов. Одинаковые показатели высокого уровня по параметрам оригинальности и гибкости ответов.
Таблица 2.1
Данные по методике Э.П. Торренса в КГ
№ |
Беглость |
Оригинальность |
Разработанность |
Гибкость |
1. |
3 низкий |
3 низкий |
2 низкий |
3 низкий |
2. |
5 средний |
2 низкий |
3 низкий |
4 средний |
3. |
4 средний |
2 низкий |
3 низкий |
3 низкий |
4. |
5 средний |
4 средний |
4 средний |
6 средний |
5. |
8 высокий |
5 средний |
5 средний |
6 средний |
6. |
4 средний |
7 высокий |
5 средний |
7 высокий |
7. |
6 средний |
3 низкий |
4 средний |
4 средний |
8. |
4 средний |
2 низкий |
3 низкий |
5 средний |
9. |
8 высокий |
5 средний |
5 средний |
6 средний |
10. |
5 средний |
5 средний |
6 средний |
6 средний |
11. |
6 средний |
2 низкий |
3 низкий |
4 средний |
12. |
5 средний |
7 высокий |
6 средний |
7 высокий |
13. |
6 средний |
4 средний |
4 средний |
5 средний |
14. |
4 средний |
8 высокий |
7 высокий |
5 средний |
15. |
5 средний |
3 низкий |
4 средний |
4 средний |
По шкале беглость выявлено: 8 человек (53,3%) низкий уровень, 5 человек (33,3%) средний уровень, 2 человека (13,3%) высокий уровень, по шкале оригинальность 7 человек (46,7%) низкий уровень, 5 человек (33,3%) средний уровень, 3 человека (20%) высокий уровень, разработанность: 5 человек (33,3%) низкий уровень, 9 человек (60%) средний уровень, 1 человек (6,7%) высокий уровень; гибкость: 2 человека (13,3%) низкий уровень, 11 человек (73,4%) средний уровень, 2 человека (13,3%) высокий уровень. Таким образом, по результатам исследования выявлено, что наиболее высокие показатели в КГ выявлены также как и в ЭГ, по параметру беглости. Менее всего в данной группе у детей набрано баллов, по критерию оригинальности. Данная методика позволяет отследить такие категории креативности как: беглость, гибкость, оригинальность, разработанность. Результаты свидетельствуют, что в обеих группах, контрольной и экспериментальной, примерно одинаковый уровень развития креативности. Данные представлены на гистограмме 1.
Характеристика шкал:
Беглость - высокую оценку по данному показателю может иметь человек с банальным или импульсивным стилем мышления, если по остальным показателям образной креативности получены низкие оценки. Низкая оценка по параметру беглость может быть связана со стремлением к тщательной разработке идей, стремлением избежать банальных идей или низкой мотивацией. По критерию беглости с высоким показателем в экспериментальной группе оказалось 11 человек (73,3%), а в контрольной 9 человек (60%) высокий уровень. Обладают средними показателями, по данной методике, в экспериментальной и контрольной группах почти поровну - 4 человека (26,7%) и 5 человек (33,3%) средний уровень соответственно. С низким уровнем беглости, в контрольной группе 1 человек (6,7%), а в экспериментальной 0 человек
Рисунок 3 - . Результаты диагностики креативности по методики Э.П. Торренса
С высоким уровнем оригинальности ответов в экспериментальной группе обнаружено 2 человека (13,3%) респондентов, в контрольной 3 человека (20%). Обладателями среднего уровня оригинальности ответов по методике, в экспериментальной и контрольной группах, стали 7 человек (46,7%) и 5 человек (33,3%) соответственно. С низким уровнем в экспериментальной группе 6 человек (40%), в контрольной 7 человек (46,7%).
Разработанность - этот показатель отражает способность развивать, дополнять, дорабатывать возникшие идеи, расширять их границы. По результатам диагностики видно, что с высоким уровнем в экспериментальной и контрольной группах, по 0 человек и 1 человек (6,7%), соответственно. Со средним уровнем разработанности ответов 11 человек (73,3%) в экспериментальной и 9 человек (60%) в контрольной. С низким уровнем в экспериментальной группе 4 человека (26,7%), в контрольной 5 человек (33,3%).
Как описывалось выше, уровень гибкости определяется числом различных категорий ответов. Для определения категории могут использоваться как сами рисунки, так и их названия (что иногда не совпадает).
Из представленной таблицы, которая отражает показатели уровня гибкости ответов по методике, видно, что высоким уровнем по данному критерию обладают: в контрольной и экспериментальной группе по 2 человека (13,3%). Представителями среднего уровня, по категории гибкости ответов, являются 10 человек (66,7%) в экспериментальной группе и 11 человек (73,4%) в контрольной. С низким уровнем ответов по данному критерию в обеих группах практически одинаковое число опрошенных, в экспериментальной 3 человека (20%) низкий уровень в контрольной Данные по второй методике "Тест идей" представлен в таблице 2.2 и на рис. 4.
Таблица 2.2
Анализ данных по методике "Тест идей"
№ |
Экспериментальная группа |
Контрольная группа |
1. |
15 баллов - средний уровень |
13 баллов - средний уровень |
2. |
5 баллов - низкий уровень |
15 баллов - средний уровень |
3. |
17 баллов - высокий уровень |
12 баллов - средний уровень |
4. |
13 баллов - средний уровень |
11 баллов - средний уровень |
5. |
12 баллов - средний уровень |
16 баллов - высокий уровень |
6. |
12 баллов - средний уровень |
13 баллов - средний уровень |
7. |
15 баллов - средний уровень |
11 баллов - средний уровень |
8. |
6 баллов - низкий уровень |
16 баллов - высокий уровень |
9. |
18 баллов - высокий уровень |
14 баллов - средний уровень |
10. |
15 баллов - средний уровень |
11 баллов - средний уровень |
11. |
10 баллов - средний уровень |
9 баллов - средний уровень |
12. |
5 баллов - низкий уровень |
13 баллов - средний уровень |
13. |
14 баллов - средний уровень |
10 баллов - средний уровень |
14. |
14 баллов - средний уровень |
17 баллов - высокий уровень |
15 |
13 баллов - средний уровень |
14 баллов - средний уровень |
Из анализа результатов по данной методике видно, что показатели высокого уровня креативности ниже в экспериментальной группе 13,3% (2 человека), по сравнению с контрольной группой 20% (3 человека). Значение средних показателей составило в экспериментальной группе 66,7% (10 человек), что ниже, чем в контрольной, показатели среднего уровня, в которой составили 80% (12 человек). В экспериментальной группе выявлено 20% (3 человека) с низким уровнем креативности по данной методике, по этой же методики в контрольной группе показатели низкого уровня развития креативности не выявлено.
Рисунок 4 - . Показатели уровня развития креативности по методике "Тест идей"
Таким образом, по методике "Тест идей" между выборками на начало формирующего эксперимента нет значимых отличий.
Далее проводился анализ данных по методике Девиса, полученные результаты представлены в таблице 2.3.
Таблица 2.3
Результаты по методики тест - опросник Г. Дэвиса
№ |
Экспериментальная группа |
Контрольная группа |
1. |
14 баллов - средний уровень |
15 баллов - средний уровень |
2. |
18 баллов - высокий уровень |
16 баллов - высокий уровень |
3. |
14 баллов - средний уровень |
15 баллов - высокий уровень |
4. |
9 баллов - низкий уровень |
11 баллов - низкий уровень |
5. |
14 баллов - средний уровень |
18 баллов - высокий уровень |
6. |
14 баллов - средний уровень |
15 баллов - средний уровень |
7. |
18 баллов - высокий уровень |
13 баллов - средний уровень |
8. |
15 баллов - средний уровень |
13 баллов - средний уровень |
9. |
9 баллов - низкий уровень |
14 баллов - средний уровень |
10. |
13 баллов - средний уровень |
13 баллов - средний уровень |
11. |
13 баллов - средний уровень |
15 баллов - средний уровень |
12. |
14 баллов - средний уровень |
15 баллов - средний уровень |
13. |
14 баллов - высокий уровень |
6 баллов - низкий уровень |
14. |
13 баллов - средний уровень |
17 баллов - высокий уровень |
15 |
15 баллов - средний уровень |
13 баллов - средний уровень |
Так как в данной методике школьники сами оценивали свой уровень креативности, результаты стали немного выше. Так, например, в экспериментальной группе школьников с высокими показателями оказалось 20% (3 человека), а в контрольной 26,7% (4 человека). Средний уровень: показатели экспериментальной группы 60% (9 человек), такой же уровень и в контрольной 60% (9 человек). С низкими показателями креативности в экспериментальной группе оказалось 20% (3 человека), в контрольной 13,3% (2 человека). Полученные данные графически представлены на (Рис.5).
Рисунок 5 - . Результаты по методике тест - опросник Г. Дэвиса
Таким образом, были получены первичные данные по всем методикам и выявлен уровень развития креативности в экспериментальной и контрольной группах. В целом, по всем методикам между группами нет значимых различий.
Для выявления уровня развития духовно – нравственных качеств у младших школьников надо было выяснить категориальную структуру нравственности.
Поэтому в самом начале работы предстояло ответить на вопрос: какие категории в нравственном сознании являются базовыми? У Платона, Сократа, Аристотеля находим такие категории, как добро, зло, мудрость, мужество, умеренность, справедливость, счастье, дружба, В Средневековье появляется понятие «милосердие», в более позднюю историческую эпоху - «долг» (И. Кант), «вина» (Гегель). Таким образом, было выделено 10 категорий.
Затем мы попросили младших школьников пояснить, как они понимают предъявленные им слова. Из опрошенных было 24 первоклассника (11 девочка и 13 мальчика), Опрос проводился индивидуально.
Статистика ответов первоклассников представлена в табл. 1. Объяснили все понятия 8 человек (4 девочки и 4 мальчика), отказались это делать 3 человека (1 девочка и 2 мальчика).
Итак, первоклассникам проще всего было объяснить, что такое «дружба», «зло», «добро», , «долг», и труднее, «милосердие», «мудрость».
Раскрывая смысл категории «дружба», дети говорили, что это «люди дружат между собой». Очень редко в ответах звучали конкретные проявления дружбы, такие как «никогда не ссорятся, уважают друг друга», «понимают друг друга», «помогают друг другу», «когда дети не дерутся и играют вместе». Часто учащиеся давали только эмоциональную оценку: «это хорошо», «это весело».
В толковании зла можно выделить три группы ответов. Первая, наиболее многочисленная, связана с действием -«это когда бьют», «когда убивают», «когда человек делает что-нибудь плохое», «когда все дерутся». Вторая группа ответов связана с характеристикой другого человека («это злой человек») или самого себя («это я, когда плохой»). Третья группа вновь представляет только эмоциональную оценку явления: «это плохо».