Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2015 в 19:02, курсовая работа
Цель исследования изучение особенностей влияния технологии творческого развития (ТТР) на становление нравственных свойств личности младшего школьника.
Задачи исследования:
1. изучить состояние проблемы соотношения учебного творчества и нравственного развития в педагогической психологии;
2. выделить критерии определения уровня развития нравственности (результатов нравственного воспитания) младшего школьника и составить комплекс методик ее исследования, разработать соответствующую методику диагностики нравственности младшего школьника;
3. экспериментально изучить и описать динамику творческого развития и становления нравственных свойств младшего школьника.
Введение……………………………………………………………………….
1 Проблема взаимосвязи нравственности и креативности в научной литературе ………………………………………………………………
1.1 Теоретическое исследование связи творчества и нравственности человека....................................................................................................
1.2 Связь нравственного становления личности с развитием креативности в младшем школьном возрасте………………………
2 Исследование уровня развития нравственности и креативности детей младшего школьного возраста в процессе учебной деятельности …………………………………………………….
2.1
2.2 Методическое обеспечение и организация исследования …………..
Связь креативных показателей личности со свойствами нравственности. ……………………………………………………….
Заключение……………………………………………………………….
Список использованных источников……………………………… …
Приложение А……………………………………………………………
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
«КУБАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
(ФГБОУ ВПО «КубГУ»)
Кафедра общей и профессиональной педагогики
КУРСОВАЯ РАБОТА
Проблема взаимосвязи креативности и нравственности в процессе обучения младших школьников в условиях малокомплектной школы
Работу выполнил ______________________________
(подпись, дата)
Направление магистерской подготовки: 44.04.01 - педагогическое образование Программа магистерской подготовки: управление образовательной организацией
Научный руководитель:
к.и.н., доцент ______________________________
(подпись, дата)
Нормоконтролер :
к.п.н., доцент________________________
(подпись, дата)
Славянск-на-Кубани
2015 г.
Содержание
Введение………………………………………………………… |
3 | |
1 |
Проблема взаимосвязи нравственности и креативности в научной литературе ……………………………………………………………… |
7 |
1.1 |
Теоретическое исследование
связи творчества и нравственности человека...................... |
7 |
1.2 |
Связь нравственного становления личности с развитием креативности в младшем школьном возрасте……………………… |
11 |
2 |
Исследование уровня развития нравственности и креативности детей младшего школьного возраста в процессе учебной деятельности ……………………………………………………. |
17 |
2.1 2.2 |
Методическое обеспечение и организация исследования ………….. Связь креативных показателей личности со свойствами нравственности. ………………………………………………………. |
17
32 |
Заключение…………………………………………………… Список использованных источников……………………………… … |
34 36 | |
Приложение А…………………………………………………………… |
40 | |
Введение
Актуальность проблемы исследования Современный мир нуждается в возрождении и развитии нравственных взаимоотношений людей. Особенно важны эти преобразования в тех областях человеческой практики, которые непосредственно связаны с взаимодействием людей. В первую очередь, важно очеловечить процесс познавательной деятельности мл.школьников, помочь ученику увидеть связь многомерной реальности жизни с его учебным трудом, творчеством и духовностью. В настоящее время, когда уже раскрыты процессуальные аспекты творчества, его факторы и механизмы развития возникла необходимость не только констатировать наличие творческих актов, озарений, но и исследовать связь творчества с другими сторонами развития личности. Поэтому особенно актуальным становится проблема изучения связи творческого развития с нравственным становлением личности. В связи с разработкой в педагогической психологии системно- целостного подхода к познавательному процессу и разработкой путей гармонизации личности ребенка проблема изучения взаимосвязи креативности нравственности привлекает большое внимание исследователей.
Нравственное становление личности прямо связывают с творчески-созидательным характером ее жизнедеятельности (В. Дильтей, С.Л. Рубинштейн, Э. Шпрангер и др.). Благотворное влияние творчества на изменение ряда психологических характеристик детей отмечают многие авторы (К. Роджерс, Э. Торренс, К. Тэкэкс, Р. Кэттэл, И. Шеир, Ф.Т. Готвалд, В. Ховланд, Л.И; Божович, Л.А. Венгер, А.В. Запорожец, М.И. Лисина, A.M. Матюшкин, А.А. Мелик-Пашаев, З.Н. Новлянская, Г.Н. Кудина). Однако малоизученным остаются вопросы о характере влияния творчества на нравственное развитие личности и взаимосвязи креативного начала и нравственного развития в становлении личности. Накопленные знания в психологии создают предпосылки для дальнейшего изучения вопросов о направлении и степени связи креативного развития личности младшего школьника со становлением его нравственных свойств. Неразработанность этих вопросов позволило выделить в качестве проблемы исследования влияние технологии творческого развития на становление нравственных свойств личности младшего школьника.
Цель исследования изучение особенностей влияния технологии творческого развития (ТТР) на становление нравственных свойств личности младшего школьника.
Объект исследования: нравственные свойства личности младшего школьника.
Предмет исследования: влияние технологии творческого развития на процесс развития нравственных свойств личности младшего школьника.
Гипотеза исследования: систематическое и целенаправленное применение специальной учебной технологии творческого развития способствует не только развитию интеллектуальной креативности, но и более эффективному формированию нравственных свойств личности младшего школьника..
Задачи исследования:
2. выделить критерии определения уровня развития нравственности (результатов нравственного воспитания) младшего школьника и составить комплекс методик ее исследования, разработать соответствующую методику диагностики нравственности младшего школьника;
3. экспериментально изучить и описать динамику творческого развития и становления нравственных свойств младшего школьника.
Теоретико-методологической основой исследования являются фундаментальные положения:
положения отечественной психологии, сформулированные в трудах JI.C. Выготского - о культурно-историческом развитии высших психических функций человека; C.JI. Рубинштейна, А.Н. Леонтьева, Р.В. Габдреева о творческом сознании личности; В.В. Давыдова - о теории содержательного обобщения в учебном процессе и теории учебной деятельности; Д.Б. Богоявенской, JI.M. Попова, К.М. Романова о многофакторности, многосвязности креативности с другими психическими явлениями; М.И. Махмутова, Д.В. Вилькеева о проблемном обучении как основном средстве подготовки творчески активной личности; А.З. Рахимова - о теории и технологии творческого и нравственного развития.
Накопленные знания в психолого-педагогических науках создают предпосылки для дальнейшего изучения вопросов о направлении и связи креативного развития личности мл. школьника со становлением его нравственных свойств. Неразработанность этих вопросов позволила выделить в качестве проблемы исследования влияние технологии творческого развития на становление нравственных свойств личности младшего школьника.
Теоретическая и практическая значимость исследования:
В работе поставлена и исследована проблема гармонического сочетания и соотношения творческого и нравственного становления младших школьников. Определено содержание нравственности и творчества, их специфика в младших школьниковом возрасте. Экспериментально прослежено и описано соотношение творческого развития и нравственного становления мл. школьника. Выделены критерии для оценки нравственности (результатов нравственного воспитания) и креативности в младшем школьном возрасте; разработаны и подобраны соответствующие методики их исследования. Собрана специальная диагностирующая методика для изучения нравственного поведения младших школьников.
Представленный исследовательский подход по изучению соотношения творчества и нравственности в младших школьниковом возрасте, а также полученные нами эмпирические данные о динамике их соотношения уточняют и углубляют сложившиеся представления о нравственных особенностях детей младших школьникового возраста, обосновывают необходимость системно-целостного исследования психического развития.
Технология творческого развития имеет непосредственное практическое значение для решения важного вопроса формирования личности ребенка и раскрытия его нравственно-творческого потенциала. Она может быть использована и используется в практике образовательного процесса в общеобразовательных школах.
Полученные в работе результаты могут быть использованы в практике преподавания, психологического консультирования, коррекционной работе. Выявленные взаимосвязи творчества и нравственности позволяют определить более чувствительные точки педагогического воздействия, учитывать особенности данных компонентов в младшем школьном возрасте в процессе организации учебно-познавательной деятельности детей. Дан необходимый инструментарий для выявления особенностей креативного происхождения нравственности.
Глава 1 Проблема взаимосвязи нравственности и креативности в научной литературе
1.1 Теоретическое исследование связи творчества и нравственности человека
В вопросе о совместимости созидательной и деструктивной направленности творческого процесса позиции исследователей различаются кардинально. Прямую связь творчества с нравственностью отмечал в своих трудах еще И. Кант, считая что творческий акт предполагает сообразование не только с природной потребностью человека, но с духовно-нравственной основой его сущности [4, с. 149]. Оптимистический взгляд на природу творческого человека характерен и для гуманистической психологии.
В. Д. Шадриков отмечает, что нравственность является органичным свойством креативного человека [14]. Д. Б. Богоявленская также связывает уровень проявления творчества с «категориями нравственности и ответственности... за смысл совершаемой деятельности» .
С другой стороны, многолетнее наблюдение за креативными людьми позволило Л.А. Китаеву-Смыку сделать противоположные выводы, что творческие люди часто конформны, нескромных, у них нет жажды самореализации [5]. Подобного мнения придерживаются и авторы, изучающие жизнь выдающихся людей и пристрастно восстанавливающие их психологические портреты на основе документов. Убежденность в неадаптивности творческого человека выражает А.И. Серавин: «Творец - это человек, выпадающий из социальной жизни» [11, с. 4]. Он считает, что гений и злодейство не только совместны, но «чаще проявляется «злая» сторона деятельности творца, «темная сторона силы».
Негативными личностными характеристиками наделяет креативных людей Н.Н. Николаенко: они ненадежны, не ответственны, несимпатичны, недобродетельны и др. Причиной этого является то обстоятельство, что «источник всякого творчества лежит в смертельном напряжении, в изломе, в надрыве души...» [8, с. 225]. Такие представления резонируют с афоризмом Ф. Ницше: «Человек разрушается до основанья, если во всем до основы доходит» [9, с. 21].
P.M. Грановская отмечает
Компромиссных представлений о природе креативности, которые позволили бы объяснить наличие как прямых, так и обратных связей с нравственностью и адаптивностью, раскрыть механизм этой связи, пока мы в научной литературе не обнаружили, при том что выявление закономерностей отношения креативности и нравственности - актуальная педагогическая задача, от решения которой будут зависеть особенности моделирования развивающих программ. Важной задачей поэтому становится понимание механизма творческого акта, обстоятельств, обусловливающих вектор его нравственной направленности.
Философская рефлексия обозначенной проблемы позволяет наметить исходные позиции для ее решения. П. Тиллихом обосновано представление о том, что творческое созидание является преобразованием, экзистенциальным творчеством «во вторую очередь». Творение, определившее возможность тварной самореализации, которой определяются свобода человека и его судьба, уже «осуществлено через раскол между существованием и сущностью. Тварная свобода — это та точка, в которой творение и падение совпадают». Амбивалентность человеческого творчества, его разнонаправленность обусловлены «отделенностью от созидательного основания». Поэтому человеческое творчество может быть направлено не на сотворение, а на разрушение. Творчество, понимаемое как акт духовности, связано с усилием по обретению утраченного основания (постижению смысла). Но акт творения, которым человеку дана возможность созидать, обусловил возможность и иной, не направленной на восстановление исходной целостности направленности творчества. Таким образом, в экзистенциальном понимании творчества как реализации заданной потенции в определяемом актами свободы направлении заложена основа для уровневой дифференциации креативности на основе нравственного основания.