Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2015 в 19:02, курсовая работа
Цель исследования изучение особенностей влияния технологии творческого развития (ТТР) на становление нравственных свойств личности младшего школьника.
Задачи исследования:
1. изучить состояние проблемы соотношения учебного творчества и нравственного развития в педагогической психологии;
2. выделить критерии определения уровня развития нравственности (результатов нравственного воспитания) младшего школьника и составить комплекс методик ее исследования, разработать соответствующую методику диагностики нравственности младшего школьника;
3. экспериментально изучить и описать динамику творческого развития и становления нравственных свойств младшего школьника.
Введение……………………………………………………………………….
1 Проблема взаимосвязи нравственности и креативности в научной литературе ………………………………………………………………
1.1 Теоретическое исследование связи творчества и нравственности человека....................................................................................................
1.2 Связь нравственного становления личности с развитием креативности в младшем школьном возрасте………………………
2 Исследование уровня развития нравственности и креативности детей младшего школьного возраста в процессе учебной деятельности …………………………………………………….
2.1
2.2 Методическое обеспечение и организация исследования …………..
Связь креативных показателей личности со свойствами нравственности. ……………………………………………………….
Заключение……………………………………………………………….
Список использованных источников……………………………… …
Приложение А……………………………………………………………
Второй этап - диагностический - состоял в определение и подборе методик, формировании выборки и проведении первичного, констатирующего эксперимента. Данный этап продолжался с октября 2014 года по январь 2015 года.
Констатирующий этап эксперимента заключался в осуществлении диагностики креативности учащихся младшего школьного возраста. Для этого были подобраны диагностические методики на определение творческих способностей учащихся: тест креативности Э.П. Торренса (Приложение А), опросник Г. Девиса (Приложение Б), методика "Тест идей" (Приложение В).
Характеристика методик по теме исследования.
Сокращенный вариант
Задание "Закончи рисунок" представляет собой второй субтест фигурной батареи тестов творческого мышления Э.П. Торренса. Torrance Test of Creative Thinking разработан профессором психологии Университета штата Джорджия (США) Эллис Пол Торренс в 1966 году.
Полный вариант методики Э. Торренса представляет собой 12 субтестов, сгруппированных в три батареи. Первая предназначена для диагностики словесного творческого мышления, вторая - невербального творческого мышления (изобразительное творческое мышление) и третья - для словесно-звукового творческого мышления. Невербальная часть данного теста, известная как "Фигурная форма теста творческого мышления Торренса" (Figural forms), была адаптирована в НИИ общей и педагогической психологии АПН в 1990 году на выборке школьников.
А.Н. Ворониным была предпринята попытка адаптации одного из субтестов полного теста Э.П. Торренса - субтеста "Завершение картинок" (Complete Figures) - на выборке менеджеров в возрасте от 23 до 35 лет. Тест адаптирован в 1993-1994 годах в лаборатории диагностики способностей и ПВК Института психологии Российской академии наук. При адаптации особый акцент ставился на выявление невербальной креативности как некоторой способности к "порождению" нового, оригинального продукта в условиях минимальной вербализации. Другими словами - вербализация материала, с которым работает испытуемый, и средств "порождения" нового продукта не обязательна и вторична. Обозначение испытуемым нарисованного некоторыми словами не является при интерпретации результатов существенным и используется лишь для более полного понимания рисунка [49].
Предлагаемый вариант теста Э.П. Торренса представляет собой набор картинок с некоторым набором элементов (линий), используя которые испытуемым необходимо дорисовать картинку до некоторого осмысленного изображения. В данном варианте теста используется 6 картинок, выбранных из 10 оригинальных. По мнению А.Н. Воронина, данные картинки не дублируют по своим исходным элементам друг друга и дают наиболее надежные результаты.
Методика позволяет выделить вербальный, образный и звуковой компоненты творческого мышления, исследовать составляющие креативности, получить их качественную характеристику. Если говорить конкретно, то тест чувствителен к таким креативным способностям личности как оригинальность, гибкость, беглость, способность сопротивляться стереотипам и видеть суть проблемы.
Как уже описывалось выше, данный тест предназначен для исследования творческой одаренности детей, начиная с дошкольного возраста (5-6 лет) и до выпускных классов школы (17-18 лет). Ответы на задания этих тестов испытуемые должны дать в виде рисунков и подписей к ним.
На выполнение теста отводится - 10 минут. Вместе с подготовкой, чтением инструкций, раздачей листов и т.д. для тестирования было отведено 15-20 минут.
При проведении теста необходимо учитывать, что креативность проявляется в полной мере только в благоприятных условиях. Неблагоприятные функциональные состояния, сложные условия проведения, недостаточно доброжелательная атмосфера тестирований резко понижают результаты. Данное требование является общим при проведении тестирования любых форм креативности, поэтому перед тестированием креативности всегда пытаются создать благоприятную обстановку, минимизировать мотивацию достижения и сориентировать тестируемых на проявление своих скрытых способностей. При этом лучше избегать открытого обсуждения предметной направленности методики, то есть не нужно сообщать о том, что тестируются творческие способности (особенно творческое мышление).
Тест можно представить как методику на "оригинальность", возможность выразить себя в непривычном деле и т.д. Время тестирования по возможности не ограничивают, ориентировочно отводя на каждую картинку по 1-2 мин. При этом обходимо подбадривать тестируемых, если они долго обдумывают или медлят.
Далее будет описана обработка ответов по данной методике.
Каждая релевантная идея (т.е. рисунок, включающий в себя исходный элемент) относится к одной из 83 категорий ответов. Используя эти списки, определяются номера категорий ответов и баллы за их оригинальность. Записываются в соответствующих графах.
Если оригинальность ответов оценивается 0 или 1 баллом, категория ответов может быть определена по списку 1. В этот список вошли наименее оригинальные ответы для каждой из фигур теста. Для более оригинальных ответов (с оригинальностью 2 балла) составлен список № 2. В этом списке собраны категории, общие для всех фигур теста.
Затем определяются баллы за разработанность каждого ответа, которые заносятся в графу, отведенную для этих показателей выполнения задания. Показатели категорий оригинальности и разработанности ответов записываются на бланке, в строке, соответствующей номеру рисунка. Там же записываются пропуски (отсутствие) ответов.
Показатель беглости для теста может быть получен прямо из номера последнего ответа, если не было пропусков или нерелевантных ответов. В противном случае следует сосчитать общее количество учтенных ответов и записать это число в соответствующей графе. Чтобы определить показатель гибкости, зачеркните повторяющиеся номера категорий ответов и сосчитайте оставшиеся. Суммарный балл за оригинальность определяется сложением всех без исключения баллов в этой колонке. Аналогичным образом определяется суммарный показатель разработанности ответов.
Беглость. Этот показатель определяется подсчетом числа завершенных фигур. Максимальный балл равен 10.
Гибкость. Этот показатель определяется числом различных категорий ответов. Для определения категории могут использоваться как сами рисунки, так и их названия (что иногда не совпадает).
Категории ответов, оцениваемых 0 или 1 баллом за оригинальность, значительно удобнее определять по списку № 1 отдельно для каждой стимульной фигуры.
Оригинальность. Максимальная оценка равна 2 баллам для неочевидных ответов с частотой менее 2%, минимальная - 0 баллов для ответов с частотой 5% и более, а 1 балл засчитывается за ответы, встречающиеся в 2-4,9% случаев. Данные об оценке категории и оригинальности ответа приведены в списке № 1 для каждой фигуры в отдельности. Поэтому интерпретацию результатов целесообразно начинать, используя этот список.
Премиальные баллы за оригинальность ответов, в которых испытуемый объединяет несколько исходных фигур в единый рисунок. Торренс считает это проявлением высокого уровня творческих способностей, но поскольку такие ответы довольно редки, Торренс считает необходимым присуждать дополнительные баллы за оригинальность при объединении в блоки исходных фигур: объединение двух рисунков - 2 балла; объединение 3-5 рисунков - 5 баллов; объединение 6-10 рисунков - 10 баллов. Эти премиальные баллы добавляются к общей сумме баллов за оригинальность по всему заданию.
Разработанность. При оценке тщательности разработки ответов баллы даются за каждую значимую деталь (идею), дополняющую исходную стимульную фигуру, как в границах ее контура, так и за ее пределами. При этом, однако, основной, простейший ответ должен быть значимым, иначе его разработанность не оценивается.
Один балл дается за:
каждую существенную деталь общего ответа. При этом каждый класс деталей оценивается один раз и при повторении не учитывается.
каждая дополнительная деталь отмечается точкой или крестиком один раз;
цвет, если он дополняет основную идею ответа;
специальную штриховку (но не за каждую линию, а за общую идею);
тени, объем, цвет;
украшение, если оно имеет смысл само по себе, каждую вариацию оформления (кроме чисто количественных повторений), значимую по отношению к основному ответу. Например, одинаковые предметы разного размера могут передавать идею пространства;
поворот рисунка на 90° и более, необычность ракурса (вид изнутри, например), выход за рамки задания большей части рисунка;
каждую подробность в названии сверх необходимого минимума. Если линия разделяет рисунок на две значимые части, подсчитывают баллы в обеих частях рисунка и суммируют их. Если линия обозначает определенный предмет - шов, пояс, шарф и т.д., то она оценивается 1 баллом.
Тест - опросник Г. Девиса. Данная методика направлена на изучение креативности у детей младшего школьного возраста. Основополагающим методом исследования является тестирование. Результаты исследования предназначены для преподавателей, психологов, воспитателей, кураторов учебных групп, мастеров производственного обучения, социального педагога, классных руководителей. Методика проводится в стандартных условиях учебных заведений (групповая форма тестирования). Интерпретация результатов проводится в соответствии с ключом оценки и обработки данных исследования [50]. Текст методики включает в себя 21 вопрос, на который испытуемым требуется дать утвердительный либо отрицательный ответ. Вопросы направлены на изучение личности ребёнка путём исследования его собственного мнения о себе.
Вычисление уровня креативности производится следующим образом: в случае положительных ответов по вопросам 2, 4, 6, 7, 8, 9, 10, 12, 16, 17,19 и отрицательных ответов по вопросам 1, 3, 5, 11, 13, 14, 15, 18, 20, 21, начисляется по одному баллу. Если сумма соответствующих ключу ответов равна от 0 до 12 - это низкий показатель уровня креативности, от 13 до 15 средний, а свыше 15 высокий уровень развития креативности.
Если сумма соответствующих ключу ответов равна или больше 15, то можно предположить наличие творческих способностей у отвечающего. Педагог должен помнить, что это - еще нереализованные возможности. Главная проблема - помочь в их реализации, так как часто другие особенности характера таких людей мешают им в этом (повышенное самолюбие, эмоциональная ранимость, нерешенность ядерных личностных проблем, романтизм и др.). Нужны такт, общение на равных, постоянное слежение за их творческими продуктами, юмор, периодическое подталкивание на "великие дела" и требовательность. Избегать острой и частой критики, чаще давать свободный выбор темы и режим творческой работы.
Так же использовалась такая методика для исследования креативности, как "Тест идей". Данный тест состоит из 5 вопросов. В Задании 1 от детей требуется описание необычных возможностей работы здорового пенсионера на предприятии. Задание 2: описание необычных способов применения заколки для волос. Задание 3: детям предлагалось ответить на вопрос: "Что случилось бы в мире, если бы все люди стали вегетарианцами?". Задание 4 - придумать как можно больше фраз, слова в которых начинались бы на буквы Б, У, Л, Б. Последним заданием являлось дополнение рисунка [51]. В первом задании оценивается число придуманных идей, во втором задании также оценивается количество идей. В третьем, четвёртом и пятом заданиях оценивается фантазия и разнообразие предложений. Если предложение или рисунок является оригинальным и неповторимым, то ставится два балла. Если же предложения или рисунок банальны и неразнообразны, ставится 1 балл. Если же ребёнок написал нелепые предложения и непонятный рисунок - ставится 0 баллов. Далее следует общий подсчёт по каждому заданию. Сумма баллов составляет от 0 до 7 - это означает низкий уровень развития креативности, от 8 до 15 средний, сумма выше 16 баллов свидетельствует о высоком уровне креативности.
Использование именно этих методик, объясняется тем, что они сделаны в простой и доступной форме, не требуют много времени на их выполнение, а также помогают достичь поставленной цели.
После формирования выборки исследования, в которую вошли учащиеся третьих классов общеобразовательной средней школы № 20, было проведено диагностическое обследования, результаты которого использовались для проверки выдвинутой гипотезы и достижения цели исследования. Данные по методике Э.П. Торренса занесены в таблицы 2 и 2.1 Полученные результаты использовались для сравнительного анализа между группами.
Таблица 2
Данные по методике Э.П. Торренса в ЭГ.
№ |
Беглость мышления |
Оригинальность мышления |
Разработанность ответов |
Гибкость мышления |
1. |
9 высокий |
7 высокий |
6 средний |
6 средний |
2. |
6 средний |
3 низкий |
4 средний |
5 средний |
3. |
5 средний |
3 низкий |
4 средний |
4 средний |
4. |
5 средний |
1 низкий |
3 низкий |
4 средний |
5. |
8 высокий |
5 средний |
4 средний |
7 высокий |
6. |
5 средний |
4 средний |
5 средний |
6 средний |
7. |
8 высокий |
4 средний |
3 низкий |
5 средний |
8. |
5 средний |
4 средний |
5 средний |
3 низкий |
9. |
5 средний |
3 низкий |
4 средний |
3 низкий |
10. |
5 средний |
2 низкий |
2 низкий |
4 средний |
11. |
4 средний |
4 средний |
5 средний |
4 средний |
12. |
5 средний |
7 высокий |
6 средний |
5 средний |
13. |
5 средний |
5 средний |
4 средний |
7 высокий |
14. |
4 средний |
4 средний |
3 низкий |
3 низкий |
15 |
6 средний |
3 низкий |
4 средний |
4 средний |