Отчет по практике в МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №130»

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2015 в 10:23, отчет по практике

Краткое описание

Полное наименование учреждения: МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №130».
Телефон школы: +7(843)-571-85-43
Тема над которой работает школа: «Повышение качества преподавания в условиях внедрения ФГОС»
Дата проведения практики: с 15.01.2015 г – 05.02.2015г.

Файлы: 1 файл

пед практика в школе 7-й класс биология....docx

— 148.11 Кб (Скачать)



 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тема: Многообразие кишечнополостных.

Цель занятия: ознакомление с многообразием морских кишечнополостных.

Задачи:

Образовательные:  познакомить учащихся с многообразием кишечнополостных, особенностей их строения и образа жизни, связь со средой обитания, значение в природе и жизни человека, их классификацией, ролью в природе и значением в жизни человека;

Воспитательные: прививать любовь к живой природе, воспитывать умения коллективной работы.

Развивающие: продолжить формирование навыков работы с дополнительной литературой и другими источниками;

Тип урока: Комбинированный.

Методы обучения: наглядные, словесные.

Новые знания: Гидроидные, Сцифоидные, Коралловые полипы, Планула.

Оборудование: компьютер, проектор, презентация, учебник.

Ход урока:

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Время

Организационный момент

3 мин

    1. Здравствуйте, ребята!
    2. Все подготовили свои тетради – ручки. Теперь успокаиваемся, садимся.
    3. Дежурный, кто у нас сегодня отсутствует?
  1. Встают
  2. Кладут принадлежности на стол и настраиваются на урок.
  3. Дежурный отмечает отсутствующих.
 

Озвучивание темы урока

1 мин

Сегодня мы с вами продолжим изучение типа Кишечнополостные и познакомимся с классами Сцифоидные и коралловые полипы, а также с их значением для человека, а ближе к концу урока мы проведем небольшую самостоятельную работу на листочках.

Запишите пожалуйста тему сегодняшнего урока: Многообразие Кишечнополостных. Их значение для человека (Слайд 1).

Записывают тему урока

 

Изучение нового материала

30 мин

Название тип Кишечнополостных подчеркивает появление общей для организма пищеварительной системы в виде кишечной полости, в которую ведет ротовое отверстие, окруженное щупальцами.

 

С ее возникновением связано появление мускульных, нервных и других клеток, обретение способности к движению с целью поимки добычи, спасения от врагов.

Нервно-мускульная взаимосвязь проявляется в виде рефлекса, когда в ответ на раздражитель – прикосновение к телу животного – сеть возбужденных нервных клеток автоматически (рефлекторно) дает команду на сокращение клеток мускульных. Кишечнополостные защищают себя (наподобие некоторых растений, например, крапивы) и обездвиживают добычу жгучими стрекательными клетками (слайд 2).

Все кишечнополостные живут в воде, абсолютное большинство видов – в море. Их разнообразие и деление на 3 класса связано с особенностями размножения (характер чередования полового и бесполого поколений), степенью подвижности:(слайд 3).

 а) активное  плавание медуз,

б) медленное перемещение по субстрату гидр

в)сидячие колонии коралловых полипов

Крошечные неподвижные колониальные полипы имеют прочный скелет, защищающий их от многочисленных врагов. (слайд 4) За столетия существования колонии массы этих известковых скелетов образуют коралловые рифы, достигающие иногда протяженности в сотни и тысячи километров. Самый крупный из них – Большой Барьерный риф вдоль восточного побережья Австралии протянулся на 2 тыс. км. (слайд 5).

Дополнение. Одна из медуз, живущая в арктических и дальневосточных водах – цианея, считается самым длинным существом нашей планеты: при почти 3-метровом диаметре зонтика ее щупальца достигают 36 м в длину (слайд 6).

Все медузы обладают жгучими стрекательными клетками. Но если мелкие черноморские виды могут лишь неприятно «обжечь» кожу купальщика, то в тропиках может встретиться смертельно опасная для человека красиво окрашенная физалия («португальский кораблик»), австралийский хиродропус и, особенно, самшитовая медуза, яд который убивает прикоснувшегося к ее щупальцам пловца за несколько минут (слайд 7).

Для дальнейшей работы, я разделю вас на 2 группы. Вы пересаживайтесь сюда, а вы – сюда. Ребята, мы с вами уже немного познакомились с многообразием типа кишечнополостных, теперь давайте заполним небольшую таблицу:

Класс

Представители

Особенности строения

Роль в природе

Роль  в жизни человека

         

Я подготовила для вас дополнительный материал по классам Сцифоидные и Коралловые полипы. Распечатки лежат у вас на столах. Вы можете использовать как его, так и материал учебника. Итак, первая группа берет Сцифоидные, второй группе достаются  Коралловые полипы.

Засекаю 7 минут.

Ну все, время выполнения задания подошло к концу. Теперь давайте вместе дозаполним формы таблицы.

Сначала мы дадим слово первой группе, вторая будет записывать, потом наоборот. Первая группа, что у вас получилось? Кто будет отвечать?

Дополняя и систематизируя ответ учащихся:

итак, вторая группа пишет, а первая дополняет свои записи: класс Сцифоидные, основные представители - Медуза - корнерот, медуза – аурелия, медуза циане. Особенности строения - Похожи на зонтик (колокол), посередине тела на нижней стороне – рот со щупальцами, раздельнополые, развито половое поколение. Роль в природе -  Хищники, обитают в морях. Роль в жизни человека - Медуза-корнерот вызывает ожоги тела.

Теперь послушаем вторую группу. Итак, кто из вас расскажет получившееся?

Теперь пишет первая группа, вторая дополняет записи. (дополняя и систематизируя ответ учащихся):

Итак, у нас получилось: класс – Коралловые полипы. Основные представители - Актинии, восьмилучевые красные кораллы, мадрепоровые кораллы. Особенности строения - цилиндрическая форма тела, известковый скелет или бесскелетные (актинии). Роль в природе - образуют коралловые рифы – место обитание животных. Роль в жизни человека - Изготовление украшений, источник извести, строительный материал. Создают препятствия для судоходства.

Итак, теперь посмотрите пожалуйста на экран и допишите недостающую информацию к себе в тетради. (Слайд 8). Даю вам на это 3 мин.

Слушают

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Пересаживаются

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Работают в группах, каждая группа заносит свой класс в таблицу.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Отвечает первая группа:

Медуза - корнерот, медуза – аурелия, медуза циане. Особенности строения - Похожи на зонтик (колокол), посередине тела на нижней стороне – рот со щупальцами, раздельнополые, развито половое поколение. Роль в природе -  Хищники, обитают в морях. Роль в жизни человека - Медуза-корнерот вызывает ожоги тела.

 

 

 

 

 

 

 

Отвечает вторая группа:

класс – Коралловые полипы. Основные представители - Актинии, восьмилучевые красные кораллы, мадрепоровые кораллы. Особенности строения - цилиндрическая форма тела, известковый скелет или бесскелетные (актинии). Роль в природе - образуют коралловые рифы – место обитание животных. Роль в жизни человека - Изготовление украшений, источник извести, строительный материал. Создают препятствия для судоходства.

 

 

 

 

Дополняют свои записи.

7 мин

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3 мин

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

7 мин

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5 мин

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5 мин

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3 мин

Проверка знаний

8 мин

Наш урок подходит к концу, давайте проведем небольшую самостоятельную работу по типу Кишечнополостные, как я вам обещала на прошлом уроке.

Тест у вас находится в рабочих тетрадях, стр. 65.

Можете приступать к работе, на выполнение этого задания вам отводится 8 минут.

Все, ваше время закончилось, откладываем работы на край стола. 

Выполняют самостоятельную работу.

 

 

Подведение итогов урока

1 мин

Сегодня мы с вами познакомились с многообразием классов Кишечнополостных и их представителями. И на этом мы закончили изучение Кишечнополостных.

Слушают

 

Озвучивание домашнего задания

3 мин

Все сегодня хорошо поработали, надеюсь, тесты также хорошо написали. На прошлом уроке я задала вам сделать домашнее задание в ваших печатных тетрадях. Все приготовьте их пожалуйста, положите на край стола.

Домашнее задание: повторить все по типу Кишечнополостные (стр. 108-114). Ответить на вопросы с рубрики Проверь себя.

Дежурные соберите пожалуйста у всех тесты и рабочие тетради.

Всем спасибо, урок закончен.

Записывают домашнее задание

 



 

 

 

 

 

 

 

 

Тема: Особенности организации плоских червей. Класс Ресничные черви.

Цель урока: Познакомить учащихся с типом Плоские черви на примере класса Ресничные черви.

Задачи:

Образовательные: сформировать у учащихся понятия двусторонняя симметрия, кожно-мышечный мешок, система органов; умения устанавливать взаимосвязи между строением и функциями разных систем органов: строением паразитических червей и их образом жизни путем логического мышления ;

Развивающие: через решение познавательных задач сформировать у учащихся умения самостоятельно находить правильные решения и ответы на поставленные задачи путем анализа ,

Воспитательные: содействовать развитию у учащихся умений осуществлять самоконтроль, самооценку учебной деятельности; 
- обеспечить учащимся условия для успешного выполнения учебных задач, отмечая и поощряя достижения учащихся с учетом их индивидуальных и возрастных особенностей 

Тип урока: Усвоение новых знаний.

Методы обучения: наглядные, словесные.

Новые знания: трехслойность, кожно-мускульный мешок, мозговой ганглий, мезодерма, нервная система лестничного типа.

Оборудование: компьютер, проектор, презентация, учебник.

Ход урока:

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Время

Организационный момент

3 мин

    1. Здравствуйте, ребята!
    2. Все подготовили свои тетради – ручки. Теперь успокаиваемся, садимся.
    3. Дежурный, кто у нас сегодня отсутствует?
  1. Встают
  2. Кладут принадлежности на стол и настраиваются на урок.
  3. Дежурный отмечает отсутствующих.
 

Актуализация знаний

1 мин

На прошлом занятии мы с вами закончили изучение типа Кишечнополостные. Кишечнополостные – двухслойные животные, имеющие лучевую симметрию тела, диффузную нервную систему и смешанное пищеварение.

Слушают

 

Озвучивание темы урока

2 мин

Сегодня мы с вами перейдем к изучению нового типа многоклеточных животных – Тип Плоские черви. Запишите, пожалуйста, тему урока: Особенности организации плоских червей. Класс Ресничные черви» (слайд 1).

Записывают тему урока.

 

Изучение нового материала

30 мин

Сейчас мы с вами начинаем изучение нового типа: Плоские черви.

Сегодня работать будем следующим образом: сначала я вам объясню то или иное явление, затем мы вместе с вами рисуем сказанное мной схематично. Это для того, чтобы вы лучше запомнили информацию, и вам было меньше писать.

В природе встречается около 25 тысяч видов плоских червей, которые делятся на несколько классов, однако интерес для нас представляют только три из них: Ресничные, Сосальщики и Ленточные. (слайд 2).

Давайте изобразим систематику схематично в своих тетрадях.

Большинство из плоских червей ведут паразитический образ жизни, однако есть и свободноживущие особи (слайд 3).

Строение:   Плоские черви – это первые многоклеточные животные, у которых в ходе эволюции появились билатеральная симметрия, трехслойность, настоящие органы и ткани (слайд 4).

Билатеральная (двусторонняя) симметрия – это значит, что сквозь тело животного можно провести воображаемую ось симметрии, при этом правая сторона тела будет зеркально похожа на левую.

В ходе зародышевого развития у трехслойных животных закладываются три слоя клеток: наружный – эктодерма, средний – мезодерма, внутренний –энтодерма. Из каждого слоя развиваются определенные органы и ткани:

  • из эктодермы формируются кожные покровы (эпителий) и нервная система;
  • из мезодермы – мышечная и соединительная ткани, половая, выделительная системы;
  • из энтодермы – пищеварительная система.

У плоских червей тело сплющено в спинно-брюшном направлении, полость тела отсутствует, пространство между внутренними органами заполнено клетками мезодермы (паренхимой) (слайд 4).

Имеется кожно-мускульный мешок, состоящий из одного слоя кожных клеток и трех слоев мышц под ним: кольцевые, продольные и спинно-брюшные. У паразитов поверх кожи находится слой защитной кутикулы – тегумент (слайд 5).

Кто мне сможет повторить, какие ткани образуются из эктодермы? Энтодермы? Мезодермы?

 

Итак, молодцы, теперь на основе вышесказанного давайте зарисуем следующую таблицу:

Слой зародышевых клеток

Ткани, образованные этим слоем

Эктодерма

кожные покровы (эпителий) и нервная система;

Энтодерма

пищеварительная система;

Мезодерма

мышечная и соединительная ткани (паренхима), половая, выделительная системы;


Системы организма.

Сейчас мы с вами рассмотрим системы организма плоских червей, я вам постараюсь все рассказать, чтобы вы поняли. Таблицу по системам органов вы заполнять начнете сами, что не успеете – останется на дом.

Кровеносная и дыхательная системы отсутствуют. Газообмен происходит через всю поверхность тела, у кишечных паразитов – анаэробное (бескислородное) дыхание. Свободно живущие (класс ресничные черви) – аэробы (слайд 5).

Пищеварительная система включает рот, глотку и слепозамкнутый кишечник. Поглощение пищи и выделение непереваренных остатков происходит через рот. У ленточных червей пищеварительная система полностью отсутствует, питательные вещества они всасывают всей поверхностью тела, находясь в кишечнике хозяина (слайд 6).

Выделительные органы – протонефридии. Они состоят из тонких ветвящихся канальцев, на одном конце которых находятся пламенные (мерцательные) клетки звездчатой формы, погруженные в паренхиму. Внутрь этих клеток отходит пучок ресничек (мерцательное пламя), движение которых напоминает мерцание пламени (отсюда название клеток). Пламенные клетки захватывают из паренхимы жидкие продукты распада, а реснички гонят их в каналец. Канальцы открываются на поверхности тела выделительной порой, через которую продукты распада удаляются из организма (слайд 7).

Нервная система лестничного типа (ортогон). Она образована крупным головным парным нервным узлом (ганглием) и отходящими от него шестью нервными стволами: два на брюшной стороне, два на спинной и два по бокам. Нервные стволы соединены между собой перемычками. От ганглия и стволов отходят нервы к органам и коже (слайд 8).

Органы чувств: глаза, головные щупальца (органы химического чувства), орган равновесия и осязательные клетки кожи. У паразитов органы чувств обычно утрачиваются – редуцируются (слайд 9).

Размножение и развитие:

Плоские черви – гермафродиты. Половые клетки созревают в половых железах (гонадах). Гермафродит имеет как мужские железы – семенники, так и женские – яичники. Оплодотворение – внутреннее, обычно перекрестное, т.е. черви обмениваются семенной жидкостью (слайд 10).

Это важная информация, поэтому ее придется записать.

У свободноживущих червей развитие прямое, т.е. из яйца выходят молодые особи. У паразитов развитие непрямое: из яйца выходит личинка, развитие которой сопровождается сменой хозяев (слайд 11).

А вот эту схему пожалуйста зарисуйте в тетрадь.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рисуют в тетрадях схему

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Отвечают на вопросы

 

 

 

 

Рисуют таблицу

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Внимательно слушают

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Записывают:

Плоские черви – гермафродиты. Половые клетки созревают в половых железах (гонадах). Гермафродит имеет как мужские железы – семенники, так и женские – яичники. Оплодотворение – внутреннее, обычно перекрестное, т.е. черви обмениваются семенной жидкостью.

 

 

Зарисовывают схемы прямого и непрямого развития плоских червей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3 мин

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5 мин

 

 

 

 

5 мин

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

7 мин

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3 мин

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6 мин

Актуализация знаний

6 мин

Итак, сегодня мы с вами изучили общее строение Плоских червей. Давайте вместе начнем заполнять таблицу систем органов плоских червей, а что не успеете – доделаете дома.

Название системы внутренних органов

Органы, образующие систему

Выполняемые функции, системы органов

1.

   

Заполняют таблицу.

 

Подведение итогов урока

1 мин

Молодцы! Сегодня мы с вами изучили особенности строения типа плоские черви.

   

Озвучивание домашнего задания

3 мин

Сегодня все хорошо поработали, особенно же постарались… (оценивание учащихся). Также за прошлую самостоятельную работу вы получили следующие оценки:

 

Итак, к следующему уроку вы должны заполнить до конца таблицу строения в тетрадях с помощью учебника.

Необходимую информацию вы сможете найти на стр. 116-117.

Также к следующему уроку я попрошу подготовить небольшие сообщения о планарии, печеночном сосальщике и бычьем цепне (выбираю трех учеников, которым нужно исправить оценку).

Дежурные раздайте всем тетради.

 

Всем спасибо, урок окончен.

Записывают домашнее задание

 



 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тема: Тип Плоские черви. Многообразие плоских червей. Значение плоских червей в жизни человека.

Цель занятия: познакомиться с многообразием плоских червей.  

Задачи:

Образовательные: познакомить учащихся с особенностями строения и жизнедеятельности плоских червей, расширить знания о классификации животных; научить распознавать представителей типа Плоские черви;

Развивающие:  развивать коммуникативные навыки, уверенности в себе, познавательной самостоятельности, усвоение новых понятий

Воспитательные:  воспитать бережное отношение к живой природе, способствовать эстетическому воспитанию учащихся

Тип урока: Комбинированный

Методы обучения: наглядные, словесные.

Новые знания: трехслойность, кожно-мускульный мешок, мозговой ганглий, Печеночный сосальщик, Бычий цепень, Планария.

Оборудование: компьютер, проектор, презентация, учебник.

Ход урока:

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Время

Организационный момент

3 мин

    1. Здравствуйте, ребята!
    2. Все подготовили свои тетради – ручки. Теперь успокаиваемся, садимся.
    3. Дежурный, кто у нас сегодня отсутствует?
  1. Встают
  2. Кладут принадлежности на стол и настраиваются на урок.
  3. Дежурный отмечает отсутствующих.
 

Проверка знаний

5 мин

На прошлом уроке мы с вами изучили общее строение плоских червей. Давайте немного поговорим, чем же отличаются плоские черви от кишечнополостных?

  1. Для этого вспомним, какие особенности строения у кишечнополостных?

 

  1. Молодцы, теперь расскажите мне, что появилось нового в строении тела плоских червей?

Ученики отвечают:

  1. Тип кишечнополостные:
    • Двухслойность
    • Дифференцированные клетки тела
    • Кишечная полость
    • Лучевая симметрия

 

  1. Тип Плоские черви:
    • Билатеральная симметрия тела
    • Трехслойность
    • Настоящие ткани и органы
    • Мышцы, которые увеличивают способность к передвижению
 

Озвучивание темы урока

2 мин

Сегодня мы с вами приступаем к изучению нового типа многоклеточных животных – типу Круглые черви.

Запишите пожалуйста тему урока: Тип круглые черви. Их многообразие и значение в жизни человека (слайд 1).

Записывают тему урока.

 

Изучение нового материала

25 мин

Как уже говорилось на прошлом уроке, мы будем изучать 3 основные класса плоских червей: Ресничные, Сосальщики и Ленточные черви. (слайд 2)

У всех представителей плоских червей есть схожие черты, о них мы говорили на прошлом занятии. Сегодня мы поговорим об особенностях каждого из классов.

 

Класс ресничные черви (слайд 3).

Насчитывает свыше 3500 видов. Эти преимущественно свободноживущие плоские черви питаются преимущественно как хищники и передвигаются ползком или вплавь.

Этому способствуют кожно-мускульный мешок и реснички (слайд 4).

Их тело покрыто ресничным эпителием, помогающим им в передвижении. Размеры — от микроскопических до 30—40 см. Большинство свободноживущих видов ресничных червей встречается в морях и пресных водах, меньшее число — во влажных местах на поверхности суши, в почве.

Наиболее известными являются представители отряда трехветвистых, или планарий (белая, чёрная, траурная, бурая и др. — всего около 100 видов). (слайд 5)

У нас сегодня есть докладчик, который должен был подготовить нам сообщение о белой планарии. Мы вас слушаем, коллега:

 

Молочная планария - маленькое водное животное, взрослая особь имеет длину ~25 мм и ширину ~6 мм, тело плоское, молочно-белое.

На переднем конце тела находятся два глаза, отличающие свет от тьмы, а также пара    щупалец (органы химического чувства), необходимые для поиска пищи.

Двигаются планарии, с одной стороны, благодаря работе ресничек, покрывающих их кожу, с другой стороны, благодаря сокращению мышц кожно-мускульного мешка.

Пространство между мышцами и внутренними органами заполнено паренхимой, в которой встречаются промежуточные клетки, отвечающие за регенерацию и бесполое размножение.

Планарии – хищники, питающиеся мелкими животными. Рот находится на брюшной стороне, ближе к середине тела, от него идет мускулистая глотка, от которой отходит три ветви замкнутого кишечника. Захватив жертву, планария высасывает глоткой её содержимое.

В кишечнике происходит переваривание под действием ферментов (кишечное), клетки кишечника способны захватывать и переваривать кусочки пищи (внутриклеточное пищеварение). Непереваренные остатки пищи удаляются через рот.

Размножение и развитие. Ресничные – гермафродиты. Оплодотворение перекрестное. Оплодотворенные яйца попадают в кокон, который червь откладывает на подводные предметы. Развитие прямое.

 

Спасибо, коллега. Теперь мы с вами проверим, как наши коллеги слушали ваш рассказ.

 

Давайте теперь вместе подумаем, какие же особенности особенности планарий мы можем выделить и вкратце запишем их:

 

Планария – не является паразитом и ведет хищнический образ жизни.

Органами чувств планарии являются два глаза, отличающие свет от тьмы, а также пара    щупалец (органы химического чувства).

Двигаются планарии как с помощью ресничек, покрывающих их кожу, так и благодаря сокращению мышц кожно-мускульного мешка.

Имеются рот, глотка, кишечник.

Пищеварение как кишечное, так и внутриклеточное.

Развитие прямое, размножение половое и бесполое, особи гермафродитные.

 

Теперь мы можем перейти к следующему классу:

 

Класс сосальщики.

Для сосальщиков характерны определенная специализация и упрощение в строении некоторых органов, обусловленное паразитическим образом жизни. Специализация проявляется наличием присосок, шипов, крючьев, и других образований на поверхности тела, мощным развитием половых органов, прохождением сложных жизненных циклов и интенсивным размножением на различных стадиях жизненного цикла. (Слайд 6)

Морфологическая дегенерация (упрощение организации) выражается в отсутствии органов чувств у половозрелых форм, являющихся эндопаразитами.

Тело в большинстве случаев имеет листовидную форму и размеры от 2 до 80 мм. Стенку тела трематод составляет кожно-мускульный мешок. (Слайд 7)

 

Типичным представителем этого класса является Печеночный сосальщик.

О нем нам сейчас расскажет наш следующий докладчик. Коллега, мы вас внимательно слушаем:

 

Печеночный сосальщик - паразит, обитающий в протоках печени рогатого скота и человека, как и другие трематоды, обладает нерасчлененным листовидным телом, длиной 3-5 см. На головном конце находится ротовая присоска, окружающая рот, а на брюшной стороне – брюшная присоска, которая является органом прикрепления и не связана с пищеварительной системой.

Из органов чувств имеются осязательные клетки кожи и органы химического чувства.

Питается сосальщик кровью и клетками печени, засасывая пищу через ротовую присоску при помощи мускулистой глотки и пищевода, оттуда пища попадает в разветвленный слепозамкнутый кишечник.

Размножение и развитие. Сосальщики – гермафродиты, половая система хорошо развита. Развитие сложное, сопровождается сменой хозяев и чередованием поколений. В основном у сосальщиков два хозяина – промежуточный и окончательный. Промежуточным хозяином называют организм, в теле которого паразит проходит стадию бесполого размножения, у сосальщиков это разные виды моллюсков.

Окончательным хозяином называют организм, в котором проходит половое размножение паразита, им может быть человек или другие позвоночные животные.

Яйца сосальщика выходят из печени в кишечник хозяина и далее, с калом, наружу. Для дальнейшего развития яйцо непременно должно попасть в воду, из яйца выходит личинка с ресничками (мирацидий), которая некоторое время свободно плавает, а затем внедряется в тело моллюска (большого прудовика). Здесь личинка теряет ресничный покров, растет и размножается бесполым путем, давая еще несколько личинок следующего поколения (церкарии), у которых имеется хвост. Они выходят из прудовика и активно плавают. Расселяясь по водоему, они прикрепляются  к стеблям и листьям водных растений, теряют хвост, покрываются оболочкой и становятся неподвижными, т.е. превращаются в цисту. В таком состоянии они могут долго сохранять жизнеспособность. Скот заражается печеночным  сосальщиком при питье воды или поедании травы с его цистами. В кишечнике окончательного хозяина молодой сосальщик выходит из цисты, проникает в кровеносные сосуды и попадает в печень. Таким образом, развитие сосальщика зависит от многих случайностей, поэтому он производит огромное количество яиц, а также размножение его происходит на личиночной стадии.

 

Спасибо, коллега.

Теперь давайте подумаем, какие особенности мы можем выделить из всего вышесказанного и запишем их в тетради:

 

Печеночный сосальщик ведет паразитический образ жизни. Питается клетками печени и крови.

У печеночного сосальщика редуцированы глаза, есть только органы химического чувства и чувствительные клетки кожи.

У него есть приспособления для прикрепления к хозяину – головная (питание) и брюшная (только прикрепление) присоски.

Имеются рот, глотка, пищевод и кишечник, который слепозамкнут.

Сложное развитие, со сменой хозяев.

 

Молодцы, а сейчас мы с вами рассмотрим третий класс плоских червей.

 

Класс ленточные черви.

 

Эти черви паразитируют в кишечнике человека и крупного рогатого скота. Они утратили пищеварительную систему и органы чувств, кожа их лишена ресничек и покрыта тегументом, как и у сосальщиков. Тело состоит из головки, шейки и стробила, состоящего из одинаковых члеников, которые образуются на протяжении всей жизни червя от шейки.

Органами прикрепления у цепней служат круглые мускулистые присоски, а также венчик крючьев, находящиеся на головке.

Вооруженными цепнями называют тех, которые имеют и присоски и крючья (например, свиной цепень), невооруженные же цепни имеют только присоски (пример, бычий цепень).

 

Как раз о бычьем цепне и будет рассказывать наш следующий докладчик. Коллега, мы вас внимательно слушаем.

 

Бычий цепень – ленточный червь, достигает в длину от 4-х до 12 метров. Тело включает головку с присосками, шейку и стробилу – ленту члеников. Самые молодые членики находятся у шейки, самые старые представляют собой мешочки, заполненные яйцами, находятся на заднем конце, где они отрываются один за другим.

Размножение и развитие.

Бычий цепень – гермафродит: в каждом его членике имеется один яичник и множество семенников.

Наблюдается как перекрестное оплодотворение, так и самооплодотворение. Задние членики, заполненные зрелыми яйцами, открываются, и, с калом, выводятся наружу. Крупный рогатый скот (промежуточный хозяин) может проглотить яйца вместе с травой, в желудке из яиц выходят микроскопические личинки с шестью крючками, которые сквозь стенку кишечника попадают в кровь и разносятся по всему телу животного и заносятся в мышцы.

Здесь шестикрючная личинка растет и превращается в финну – пузырек, внутри которого находится головка цепня с шейкой. Человек может заразиться финками, съев недостаточно прожаренное или проваренное мясо зараженного животного. В желудке человека из финки выходит головка, которая прикрепляется к стенке кишечника. От шейки отпочковываются новые членики – червь растет.

Бычий цепень выделяет ядовитые вещества, которые вызывают у человека кишечные расстройства и малокровие.

 

Спасибо, коллега. А теперь давайте снова подумаем, какие особенности бычьего цепня мы можем выделить и вкратце записать:

 

Паразитический образ жизни.

Большая длина.

Тело членистое, состоит из головки с присосками, шейки и стробилы – члеников.

Молодые членики расположены ближе к голове, ближе к концу гельминта располагаются зрелые членики с яйцами.

Бычий цепень – гермафродит, каждый членик содержит и мужские и женские половые клетки.

Размножение происходит с помощью перекрестного оплодотворения и самооплодотворения.

Слушают объяснение.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ученик выступает с сообщением:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выделяют и записывают под диктовку особенности класса

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выступает следующий ученик:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выделяют особенности строения Печеночного сосальщика и записывают вместе с учителем.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выступает с сообщением третий ученик.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выделяют особенности и записывают вместе с учителем.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 мин

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3 мин

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5 мин

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3 мин

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5 мин

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3 мин

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5 мин

Подведение итогов урока

1 мин

Мы с вами сегодня изучили разнообразие плоских червей. Узнали о том, что большинство плоских червей ведут паразитический образ жизни, хотя есть и свободноживущие формы.

Слушают

 

Озвучивание домашнего задания

3 мин

Ребята, вы все сегодня молодцы, особенно же сегодня могу выделить наших докладчиков и … (кто активно отвечал на уроке). К следующему уроку нарисуйте в свои рабочие тетради жизненные циклы планарии, печеночного сосальщика и бычьего цепня. Буду вновь проверять тетради. Также повторить стр 116-119.

На прошлом занятии у вас было задание заполнить таблицу, сейчас дежурные соберут ваши тетради, я проверю ваши работы и можете забрать их на следующей перемене. На следующий урок будет самостоятельная работа по типу Плоские черви, готовьтесь.

Всем спасибо, урок окончен.

Записывают домашнее задание

 

 

 

Тема: Тип Круглые черви (Нематоды).

Цель: Изучить строение и жизненный цикл нематод.

Задачи:

Образовательные: рассмотреть особенности организации круглых червей, многообразие их видов; выявить черты высокой организации круглых червей по сравнению с плоскими;

 

Развивающие: воспитывать бережное отношение к своему организму;

Воспитательные: продолжить формирование умения обосновывать строение паразитов и их жизнедеятельность, связанные с паразитизмом;

- развитие наблюдательности  и мышления на основе сравнения  плоских и круглых червей.

 

Тип урока: Комбинированный

Методы обучения: наглядные, словесные.

Новые знания: нематоды, половой диморфизм, клоака, полость тела.

Оборудование: компьютер, проектор, презентация, учебник.

Ход урока:

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Время

Организационный момент

3 мин

  1. Здравствуйте, ребята!
  2. Все подготовили свои тетради – ручки. Теперь успокаиваемся, садимся.
  3. Дежурный, кто у нас сегодня отсутствует?
  1. Встают
  2. Кладут принадлежности на стол и настраиваются на урок.
  3. Дежурный отмечает отсутствующих.
 

Проверка знаний

7 мин

На прошлом уроке мы с вами закончили изучение плоских червей. Давайте напишем тест по этому типу. У вас на партах лежат листочки с заданиями. Тест выполняйте прямо на них.

Часть 1.

Выберите верный ответ:

1. Белую планарию по  способу питания можно отнести  к хищникам, т.к. она:

а) использует других животных в качестве местообитания;  

б) постоянно или временно использует другое животное в качестве   

    источника питания; 

в) питается растительной пищей;        г) уничтожает других животных.

2. Чтобы не заразиться  бычьим цепнем, надо: 

а) хорошо проваривать и прожаривать мясо;   

б) сделать предупредительные прививки; 

в) мыть руки перед едой;                     г) бороться с мухами.

3. К ресничным червям  относятся: 

     а) кошачья двуустка;             б) белая планария;   

     в) свиной цепень;                   г) печеночная двуустка.

4. У плоских червей  впервые появились:   

 а) системы органов;                      б) полость тела; 

 в) специализированные  клетки;   г) многоклеточное строение.

5. Дыхание у плоских  червей осуществляется:

    1. всей поверхностью тела;
    2. с помощью лёгких;
    3. жабрами.

2. Дополнительная (оценки  выставляется по желанию).

Часть 2.

Заполните пропуски:  Крупный рогатый скот может проглотить ______ цепня вместе с травой. В желудке животного из яиц выходят микроскопические ______ с ______ . С их помощью личинки вбуравливаются в стенку желудка, попадают в ______ , разносятся по всему телу животного и проникают в ______ . здесь личинка превращается в ______ , пузырек величиной с горошину, внутри которого скрыта ______  цепня с шейкой.

Часть 3.

Верны ли утверждения.

1). К типу плоских червей  относятся классы ресничных червей, сосальщиков и ленточных червей.

2). Яйцо печеночного сосальщика  начинает развиваться, только попав  в воду.

3). Все плоские черви  имеют развитые органы чувств.

4). Планарии – хищники.

5). Плоские черви –  раздельнополые животные.

6). Стадия финны встречается  у ленточных червей.

7). Сосальщики имеют длинное  членистое тело.

8). Прудовик малый –  промежуточный хозяин печеночного  сосальщика.

   

Озвучивание темы урока

2 мин

Сегодня мы с вами приступаем к изучению нового типа многоклеточных животных – типу Круглые черви. Запишите пожалуйста тему урока: Тип круглые черви. Их многообразие и значение в жизни человека (слайд 1).

Записывают тему урока.

 

Изучение нового материала

25 мин

Ребята, давайте мы сейчас также продолжим действовать, как на прошлом уроке. Сначала я вам буду рассказывать, а потом мы с вами будем отмечать сказанное в тетрадях.

   Итак, тип круглые черви включает в себя более 20 тыс. видов.

Эти животные обитают на дне морей, в пресных водоемах, почве, а также ведут паразитический образ жизни (слайд 2). 
Внешнее строение тела круглых червей сильно отличается от плоских. Круглые черви - двусторонне симметричные, трехслойные животные, имеют вытянутое веретеновидное несегментированное тело, круглое в поперечном сечении (отсюда название типа) (слайд 3).

Строение:   Пространство между органами заполнено жидкостью (гидролимфой), поэтому говорят, что у Круглых червей первичная полость тела. Гидролимфа непосредственно омывает органы, осуществляя транспортную функцию, а также, находясь под давлением, придает постоянную форму. (гидроскелет) (слайд 4).

Покровы. Снаружи кожно-мускульный мешок покрыт защитной оболочкой – кутикулой. Во время роста червей она периодически сбрасывается, а затем возобновляется. Благодаря имеющимся мускулам тело червя может изгибаться в спинно-брюшном направлении (слайд 5).

Пищеварительная система. На уровне Круглых червей в эволюции пищеварительной системы происходит грандиозное событие, которое осчастливило все последующие типы животных. Именно у Круглых червей впервые появляется задняя кишка и анальное отверстие.   Теперь их пищеварительная система состоит  из трех отделов: передний, средний и задний отделы кишечника. Передний отдел обычно разделяется на рот, мускулистую глотку и пищевод. Пищеварение происходит в средней части кишки. С появлением анального отверстия пища начинает двигаться в одном направлении, что дает возможность различным отделам специализироваться и эффективнее выполнять свою функцию пищеварения (слайд 6).

Кровеносная и дыхательная системы отсутствуют. У свободноживущих и паразитов растений аэробный газообмен происходит через покровы тела. У паразитов дыхание анаэробное. Транспортную функцию выполняет гидролимфа.

Органы выделения – у некоторых протонефридии, в передней части тела на брюшной стороне находится выделительное отверстие. У некоторых представителей имеются видоизмененные кожные железы, их называют "шейные железы". У некоторых органы выделения отсутствуют.

Нервная система и  органы чувств. Нервная система лестничного типа (ортогон). Она состоит из окологлоточного нервного кольца, окружающего глотку, и отходящих вперед и назад 6 нервных стволов, из которых спинной и брюшной развиты наиболее сильно. Стволы соединены перемычками (комиссурами). Имеются органы осязания, органы химического чувства (обоняния). У свободноживущих имеются примитивные глаза (слайд 7)

Размножение. Большинство Круглых червей  -  раздельнополые  организмы, что обеспечивает генетическое разнообразие потомков. Встречается половой диморфизм (самки внешне отличаются от самцов) (слайд 8). Развитие  непрямое, то есть с личиночной стадией, без смены хозяина.  
Половые  органы в виде трубок.  Мужские – семенники, открываются  семяпроводом в конечный отдел кишечника — клоаку. Оплодотворение внутреннее.

 

 

Давайте с вами теперь вместе составим таблицу. Вы можете также смотреть в учебник:

Особенности строения Круглых червей.

Название системы внутренних органов

Органы, образующие систему

Выполняемые функции системы органов

1. Пищеварительная система

передний, средний и задний отделы кишечника, которые заканчиваются клоакой. Передний отдел подразделяется на рот, глотку и пищевод.

Пищеварение происходит в средней части кишки. С появлением анального отверстия пища начинает двигаться в одном направлении, что дает возможность различным отделам кишечника специализироваться

  1. Кровеносная и дыхательная системы

Отсутствуют

У свободноживущих и паразитов растений аэробный газообмен происходит через покровы тела.  паразитов дыхание анаэробное. Транспортную функцию выполняет гидролимфа.

  1. Органы выделения 

У некоторых - протонефридии, в передней части тела на брюшной стороне находится выделительное отверстие. У некоторых органы выделения отсутствуют

 
  1. Нервная система и  органы чувств

Нервная система лестничного типа (ортогон). Имеются органы осязания, органы химического чувства (обоняния).

Органы чувств позволяют круглым червям ориентироваться в пространстве.

  1. Размножение.

Половые  органы в виде трубок.  Мужские – семенники, открываются  семяпроводом в конечный отдел кишечника — клоаку.

Оплодотворение внутреннее.


Представители: Тип делится на несколько классов, наиболее многочисленный среди них класс Нематоды: Аскариды, острицы.

Строение  тела Аскариды человеческой

К классу Нематоды относят аскариду человеческую, паразитирующую в тонком кишечнике. Это крупный паразитический червь (гельминт): самки — 20 - 40 см, самцы — 15 - 25 см. У самок задний конец прямой, у самцов — заострен и загнут на брюшную сторону. Самка аскариды откладывает более 200 000 яиц в сутки. Яйцам аскариды нужно попасть во внешнюю среду, т.к. для развития личинок внутри яйца необходим кислород. Яйца покрыты несколькими защитными оболочками и способны сохранять жизнеспособность до 10 лет. При благоприятных условиях в течение 21 суток в яйце формируется личинка. Такое яйцо называется инвазионным. Заражение (инвазия) людей происходит при попадании яиц в ротовую полость человека при употреблении овощей и фруктов, воды, загрязненных яйцами аскариды, а также при несоблюдении правил личной гигиены после посещения туалетной комнаты (слайд 9). 

Развитие аскариды происходит без смены хозяев. В тонком кишечнике личинки освобождаются от оболочки, пробивают упругим телом слизистую кишечника и попадают в кровь. С током крови они попадают в сердце, а оттуда — в легкие. Из легких они проникают в бронхи, из них — в трахею, а затем — в глотку, и вторично проглатываются. Раздражая  дыхательные пути,  они вызывают кашель, чем ускоряют свое продвижение в глотку. Миграция личинок продолжается 9 — 12 суток. За это время личинки растут, несколько раз линяют. Попав вторично в кишечник, личинки в течение 3 месяцев растут и превращаются в половозрелых особей. Продолжительность жизни аскарид около 1 года (слайд 10).

Нарисуйте пожалуйста схему развития аскариды, которую вы видите на экране.  

Аскарида — опасный паразит человека. Она отравляет организм человека ядовитыми продуктами своего метаболизма и, проникая в различные органы и полости, механически повреждает их. Большое их количество может вызвать закупорку и даже разрыв кишечника. Личинки могут быть причиной легочных заболеваний, т.к. наносят ранения стенкам альвеол.

К круглым червям относят также детскую острицу, паразитирующую в основном в толстом кишечнике. Взрослые черви имеют небольшие размеры, самки — до 12 мм, самцы — до 5 мм. Самки откладывают яйца на коже около анального отверстия, вызывая зуд, и погибают. Оказавшись под ногтями, яйца легко могут попасть в рот ребенка. Инвазионными они становятся уже через 4 — 6 часов. В тонком кишечнике из них выходят личинки, которые мигрируют в конечные отделы толстого кишечника и через 2 недели достигают половой зрелости. Продолжительность жизни гельминта около 1 месяца. Но заболевание может продолжаться долго из-за многократного самозаражения больного при несоблюдении правил личной гигиены.  Яйца остриц могут переносить мухи или тараканы.(слайд 10).

Значение Круглых червей в природе и жизни человека. 
Среди круглых червей есть хищники, паразиты грибов, растений и животных. Среди паразитов растений наиболее известны свекловичная, луковая, картофельная, пшеничная и другие нематоды. Они угнетают рост, снижают урожайность сельскохозяйственных культур, а иногда являются причиной их гибели. Некоторые  круглые черви – детритофаги. Это виды-сапрофиты, питающиеся перегнивающими органическими остатками. Таким образом они принимают участие в почвообразовании (слайд 11).

Слушают объяснение учителя

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Активно работают на уроке, называют органы и функции, которые они выполняют, записывают

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рисуют схему развития аскариды

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

7 мин

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

13 мин

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5 мин

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Закрепление изученного материала

4 мин

Итак, сегодня мы с вами изучили тип Круглые черви. Давайте повторим с вами какие у них произошли изменения.

Молодцы, правильно ответили.

  • Деление пищеварительной системы на отделы.
  • Ротовое отверстие перемещается на передний конец тела.
  • Задняя кишка открывается наружу анальным отверстием.
  • Внутренние органы «омываются» жидкостью, заполняющей первичную полость тела. Она участвует в процессах обмена веществ и в поддержании формы тела за счет давления на стенки тела изнутри.
  • Разделение полов.

Рассказывают о том, что нового появилось у круглых червей.

 

Подведение итогов урока

1 мин

Мы с вами сегодня изучили строение круглых червей, изучили некоторых представителей этого типа.

Слушают

 

Озвучивание домашнего задания

3 мин

Сегодня все молодцы, хорошо поработали на уроке. Особенно же постарались… (озвучивание оценок за урок).

К следующему уроку пожалуйста заполните ваши печатные тетради на стр. 68-71. И внимательно изучите учебник стр. 122-125. На следующем уроке мы также проведем небольшую самостоятельную работу на 5-7 минут в начале урока.

Всем спасибо, урок закончен.

Записывают домашнее задание

 

 

Внеклассное мероприятие:

 

Форма проведения: Игра – соревнование « Мы - за Здоровье!»

 

Цель: мотивировать детей к более тщательному изучению предмета, наглядно продемонстрировать значение знаний о строении и функциях организма для поддержания своего здоровья и здоровья окружающих.

 

Целевая аудитория: учащиеся 7 класса.

 

Задачи:

 

 

Образовательная: закрепить знания о строении организма человека, о вреде наркотиков, алкоголя, курения. Прививать понятие о здоровом образе жизни.

 

    

 

Развивающая:

·        Умение использовать санитарно – гигиенические знания на практике на благо общества и каждого человека.

·        Развитие умения ориентироваться в терминах, объяснять смысл и суть пословиц и поговорок о вредных привычках, дискуссировать на тему.

Воспитательная:

·        Умение работать согласованно в группе.

·        Умение находить единственно правильное решение в сложной ситуации.

·        Воспитание негативного отношения к наркотикам, алкоголю, курению.

Ход  мероприятия:

 

    

Учитель: Здравствуйте, ребята. Я вам говорю «здравствуйте», а это значит, что я всем вам желаю здоровья! Задумывались ли вы когда-нибудь о том, почему в приветствии людей заложено пожелание друг другу здоровья? Наверно, потому, что здоровье для человека - самая главная ценность. Но, к сожалению, мы начинаем говорить о здоровье тогда, когда его теряем! 
 
Каким должен быть человек, чтобы стать здоровым, куда можно обратиться за своей "порцией" здоровья, и, наконец, из чего состоит человек. Обо всем этом и пойдёт сегодня рассказ. Наше внеклассное мероприятие называется «Мы – за здоровье!» 
 
Культура - это все то, чего достигло человечество в материальном и духовном плане за время своего существования.  
Следовательно, культура здоровья - это опыт, накопленный человечеством в области здоровья, причем не только здоровья тела, но и духа. 

Как много на свете чудес! Гигантские деревья и исполинские статуи, фантастические водопады и причудливые дворцы, невероятные сталактитовые пещеры и величественные храмы вызывают изумление у каждого, кому посчастливится их хотя бы однажды увидеть. Но ни одно из чудес света несравнимо с тем, что всегда с нами. Это чудо мы- мы сами!

   

 Казалось бы, что в  каждом из нас необычного, чудесного? Тело как тело - две руки, две  ноги, туловище, голова. Но за этой  видимой и привычной простотой  скрывается сложнейший, тонко организованный мир. Древние философы даже считали этот мир микрокосмосом, или «космосом в миниатюре»- таким же необъятным и бесконечным, как вся Вселенная (см. слайд)

Информация о работе Отчет по практике в МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №130»