Организация жизнедеятельности детского коллектива в начальной школе

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Апреля 2012 в 10:00, курсовая работа

Краткое описание

Цель – изучить теоретические основания и практику организации жизнедеятельности в начальной школе.
Гипотеза – Системная организация жизнедеятельности детского коллектива в начальной школе обеспечивает оптимальный уровень удовлетворенности детей школьной жизнью.
Задачи – 1) изучить теоретические подходы и методы воспитательной работы в начальной школе.
2) изучить общую характеристику личности младшего школьника.
3) изучить особенности детского коллектива в начальной школе.
4) исследовать практику организации детского коллектива в современных условиях.

Оглавление

Введение……………………………………………………………………..2

Глава 1. Теоретические подходы и методы воспитательной работы в начальной школе………………………………………………….…………7

§1. Общая характеристика личности младшего школьника…………….7

§ 2. Особенности детского коллектива в начальной школе………….….22

Глава 2. Практика организации жизнедеятельности детского коллектива в современных условиях………………………………………………..….40

§ 1. Опыт и концепции организации жизнедеятельности детского коллектива в начальной школе………………………………………...….40

§ 2. Технологии организации жизнедеятельности детского коллектива……………………………………………………………...…...62

§ 3. Рекомендации по улучшению организации жизнедеятельности детского коллектива………………………………………………………..70

Заключение…………………………………………………………………86

Список литературы………………………………………………………..88

Файлы: 1 файл

самая первая КУРСОВАЯ!!!!!!!.doc

— 380.00 Кб (Скачать)

Классный руководитель, считая своих воспитанников достаточно взрослыми (4 класс),  не пыталась организовывать свободное время учеников, говоря, что им это мало интересно. Мне показалось иначе – дети хотят более организованного досуга, но сами еще не могут обеспечить себе это, им требуется посторонняя помощь, человек, который сможет их занять.

Познакомившись поближе с детьми, я все-таки решилась попробовать организовать свободное время детей, несмотря на предупреждения учителя, что дети не пойдут на контакт. Как я и предполагала, дети сразу же откликнулись на мое внимание, они с радостью принимали мои идеи, выполняли различные задания, играли в детские игры. Несмотря на то, что дети уже могут находиться без постоянного присмотра взрослого человека, они все же еще нуждаются в повышенном внимании к себе и всегда реагируют на него своей радостью и любовью.

Также  для своего исследования  я посчитала важным такой исследовательский метод, как беседа. Этот метод позволяет глубже понять психологические особенности личности человека, мотивы его действий и поступков путем анализа данных, полученных в ответах на поставленные и предварительно продуманные вопросы. Сама беседа отличается сравнительно свободным построением плана, взаимным обменом мнениями, оценками. С помощью беседы можно собрать достаточное количество фактов, касающихся убеждений, стремлений, отношений к окружающей действительности и происходящим событиям. Беседа проходит в форме личного общения по специально составленной программе.

Успешность проведения беседы во многом зависит от выполнения ряда условий. Исследователь должен стремиться, чтобы во время беседы поддержать доброжелательные отношения, предупреждать возникновение психологической отчужденности и барьеров общения. Целесообразнее беседу начинать тем, интересных собеседнику, а затем уже переходить к темам, важным для педагогического исследования.

Обычно процесс беседы не протоколируется, протокол составляется после проведения беседы. При осмыслении данных беседы учитываются все данные, полученные другими методами. Беседа может планироваться с целью подтвердить или опровергнуть данные, полученные ранее с помощью других методов.

Для своего педагогического исследования я сочла важным провести беседу с классным руководителем об используемых им методах организации жизнедеятельности детского коллектива. Из этой беседы я узнала, что педагог активно организует досуг в послеурочное и выходное время. Основным методом организации жизнедеятельности  в этом коллективе является экскурсия: учащиеся вместе со своим классным педагогом и своими родителями совершают поездки по различным городам и исторически важным местам.

Эти экскурсии педагог включает в свою организационную деятельность для повышения культурного уровня своих учеников и сплочения классного коллектива.

Метод опроса [5] используется в двух основных формах: виде интервью (устного опроса) и виде анкетирования (письменного опроса).

Интервью – разновидность опроса, в котором ставиться цель выявить опыт, оценку, точку зрения опрашиваемого по его ответам на какой-либо заранее сформулированный вопрос или группу вопросов. В отличии от беседы, где каждый из участников в принципе равноправен и должен высказать свою точку зрения, свое суждение, интервьюера интересует именно мнение и оценка лица, которого спрашивают.

Сильными сторонами этого метода являются – живой контакт исследователя и испытуемых, возможность индивидуализации вопросов, их варьирования, дополнительных уточнений, оперативной диагностики достоверности и полноты ответов. Слабой стороной интервью оказывается возможность внушения респондентам позиции исследователя и трудность охвата большого количества испытуемых.

Анкетирование – разновидность опроса, в котором ставятся и достигаются те же целина основе анализа письменных ответов респондентов. Сильные стороны этого метода – в возможности охвата исследователем большого числа испытуемых, а, следовательно, выявить массовые явления, на основе анализа которых устанавливаются факты. Слабой стороной анкет являются их стандартный характер, отсутствие живого контакта[5].

Для исследования темы моей курсовой работы я выбрала метод анкетирования, позволяющий выявить массовое явление. После анкетирования, для большей точности я провела с некоторыми детьми интервью.

Анкетирование я провела для установления уровня организованности жизнедеятельности классного коллектива, удовлетворенности этой организацией детьми. В этой анкете было предложено всего два вопроса: 1)какое событие из жизни класса запомнилось тебе больше всего? 2)какие важные поручения и задания ты выполнял для класса? (подробные ответы детей на эти вопросы можно увидеть в   приложении 1).

Проанализировав все ответы учащихся в этом классе я пришла к выводу, что дети не достаточно удовлетворены организацией своей жизнедеятельности. В большинстве случаев в ответах на первый вопрос, про самое запоминающееся событие, очень много детей написали мелкие случайные бытовые, но запоминающиеся ситуации из школьной жизни. Только единицы написали в ответе на этот вопрос поездки, которые организует их классный руководитель.

Интервью только подтвердило тот вывод, который я сделала по результатам анкет – детям совершенно не запомнились впечатления, полученные от поездки, даже наоборот детям они показались скучными.

Интересен еще и тот факт, что многие дети написали, что им запомнилось мероприятие и связанные с ним поручения, которое они организовывали сами, без активной помощи преподавателей.

Я бы сделала из этого вывод, что детям очень нравиться активное участие в школьной жизни, а не пассивное пребывание на мероприятиях, организуемых без их участия и без учета их интересов.

Тестирование – это исследовательский метод, который позволяет выявить уровень знаний, умений и навыков, способностей и других качеств личности, отношения к различным событиям и явлениям. Тест – это стандартизированное задание, которое позволяет исследователю диагностировать меру выраженности исследуемого свойства у испытуемого, его психологические характеристики, а так же выявить его отношении к тем или иным объектам. Тест обычно содержит вопросы и задания, требующие очень краткого ответа, выбора одного из приводимых ответов или ответов по балльной системе [5].

В своем педагогическом исследовании по теме курсовой работы я использовала два теста: 1 – «Оценка привлекательности классного коллектива» (приложение 1), 2 – «Удовлетворенность школьной жизнью»(приложение 3).

Первая методика «Оценка привлекательности классного коллектива»[21] представляет собой анкету, в которой к каждому вопросу предлагается несколько вариантов ответов. Каждый ответ оценивается определенным количеством баллов: ответ «а» - 5 баллов, «б» - 4 балла, «в» - 3 балла, «д» - 1 балл, «е» - 0 баллов. Таким образом, максимальное количество баллов, которое может набрать ребенок после заполнения анкеты, составляет 25 баллов. (результаты анкетирования детей в баллах представлены в таблице в приложении 2).

Числовые результаты теста соотносятся  с психологическими характеристиками следующим образом:                                                                                                  25 – 18 баллов-классный коллектив является для ребенка очень привлекательным. Атмосфера внутри класса полностью удовлетворяет ученика, он дорожит взаимоотношениями с остальными учениками в классе.

17 – 12баллов-ребенок хорошо адаптирован в классном коллективе. Атмосфера взаимоотношений является для него комфортной и благоприятной, классный коллектив представляет ценность для ребенка.

11 – 6 –нейтральное отношение ребенка к коллективу свидетельствует о наличии определенных неблагоприятных зон взаимоотношений, которые дискомфортно влияют на ощущения собственного положения в коллективе. Имеется явное желание отдалиться от коллектива, либо заменить свое положение в нем.

5 и мене баллов – негативное отношение к  классу, неудовлетворенность своим положением в нем и ролью, которые он выполняет. Возможна дезадоптация в его структуре.

Подсчитав общее  среднее количество, баллов я получила число 19,6 – это свидетельствует о том, что атмосфера очень благоприятна для его участников. Для 15  из 24 опрошенных учеников классный коллектив является очень привлекательным, для остальных  9 учеников атмосфера взаимоотношений является для них комфортными и благоприятными.

Вторая методика, составленная А.А. Андреевым, направлена на изучение удовлетворенности учащихся школьной жизнью[21] Учащимся предлагается прочитать утверждения и оценить степень согласия с их содержанием по следующей шкале: 4 – совершенно согласен, 3 – согласен, 2 – трудно сказать, 1 – не согласен, 0 – совершенно не согласен. ( Результаты этого теста представлены в виде таблицы в приложении 4).

Создатели теста предлагают подсчитать только среднее значение числа по классу и оценить его в соответствии с градацией: если средний

балл Y больше 3, то можно констатировать о высокой степени удовлетворенности, если же Y больше 2, но меньше 3, то это свидетельствует о средней степени удовлетворенности учащихся школьной жизнью, если Y – меньше или равен 2, то это говорит о низкой степени удовлетворенности. Я дополнительно к этим данным, соотнося с предложенными критериями, подсчитала такой балл на каждого ученика и по каждому вопросу в отдельности, т.к. каждый вопрос характеризует разные сферы жизнедеятельности.

После подсчетов получились такие данные: общий средний балл = 2,93, что говорит о средней, близкой к высокой степени удовлетворенности учащихся школьной жизнью, 15 из 25 опрошенных детей имеют высокую степень удовлетворенности, 8 – среднюю, и лишь 2 – низкую степень .

Я думаю это хорошие показатели, говорящие о профессиональной работе педагога. Но все же в классе присутствуют дети, которые не удовлетворены  или не полностью удовлетворены школьной жизнью, которые не чувствую себя частью коллектива. Работа педагога должна быть направлена на устранение причин, не дающих некоторым детям чувствовать себя в классе на сто процентов комфортно, способствовать сплочению коллектива и по возможности максимально заинтересовывать всех членов коллектива общими делами. Изучаю литературу по теме своей курсовой работы, я нашла информацию, которая могла бы помочь педагогу устранить причины дискомфорта некоторых детей и помочь сплочению классного коллектива. Эту информацию я представлю в следующем параграфе.

 

 

 

 

§ 3. Рекомендации по улучшению организации жизнедеятельности детского коллектива.

Особое внимание следует уделить  сплочению детского коллектива коллектива.

Коллектив начинается с объединения людей, но не в механическом смысле этого слова, а со сплочения их в социально-психологическом отношении в единый жизнеспособный организм, работающий лучше и дающий обществу больше, чем могли бы дать люди каждый в отдельности. Формирование сплоченных ученических коллективов сегодня — важ­нейшая социальная задача, стоящая перед общеобразова­тельной и профессиональной школой. Сплоченный коллек­тив характеризуется тем, что он способен противостоять внешним воздействиям и сохранять внутреннее единство в разных условиях [19].

С чего же начинается сплочение коллектива? Что пред­ъявляют собой, откуда берутся и по каким социально-психологическим законам действуют внутренние  силы,  соединяющие людей в единый, сплоченный коллектив?

В процессе формирования психологически сплоченного ученического коллектива решаются иногда последователь­но, иногда одновременно несколько важных социально-психологических задач. Первая среди них — объединение уча­щихся вокруг целей совместной деятельности. Оно начинается с того, что ученики соотносят свои личные интересы и потребности с целями и задачами коллектива. |

Далеко не каждый школьник может осознать свои интересы в коллективной деятельности, правильно воспринять, оценить окружающую обстановку с точки зрения того, какие возможности коллектив предоставляет ему для собственного роста, удовлетворения насущных потребностей.

В школьном классе или другом ученическом объединении для облегчения этой задачи можно, например, провести дискуссии на темы «Я и коллектив», «Я и общество». Обсудить на них, что каждый учащийся хотел бы получить от коллектива и, в свою очередь, дать ему; как сделать так, чтобы его собственные интересы, интересы всего класса соответствовали интересам общества.

Общность целей и задач совместной деятельности является важнейшей предпосылкой, обеспечивающей сплочение коллектива на всех уровнях.

После того как достигнуто мотивационно-целевое сплочение коллектива, можно приступать к следующей задаче — к поиску единства мнений относительно путей и средств достижения поставленных целей.

Сначала коллектив обсуждает пути и средства предстоящей работы, составляет единый план действий. Распределяются участки работы и обязанности ребят, определяются их права. На этой основе вырабатываются способа общения и взаимодействия, обеспечивающие последующее развитие коллектива и эффективность его работы [19].

Единства путей и средств осуществления совместной деятельности добиться бывает труднее, чем согласия по многим другим вопросам. Особые трудности возникают тогда когда члены коллектива приступают к распределению между собой обязанностей. Понятно, что более привлекательные виды работ пользуются «повышенным спросом», особенно в начале становления ученического коллектива. Однако в коллективной деятельности всегда есть малоинтересные, но нужные дела, выполнение которых кто-то должен взять на себя.

Важным социально-психологическим показателем сплоченности ученического коллектива является единство представлений и отношений его членов ко всем делам, готовность каждого взять их на себя. Это означает, что в высокоразвитом коллективе личные и групповые мнения его участник о том, кто и какую часть коллективной работы должен в поднять, не противоречат друг другу, не являются несовместимыми.

Информация о работе Организация жизнедеятельности детского коллектива в начальной школе