Организация жизнедеятельности детского коллектива в начальной школе

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Апреля 2012 в 10:00, курсовая работа

Краткое описание

Цель – изучить теоретические основания и практику организации жизнедеятельности в начальной школе.
Гипотеза – Системная организация жизнедеятельности детского коллектива в начальной школе обеспечивает оптимальный уровень удовлетворенности детей школьной жизнью.
Задачи – 1) изучить теоретические подходы и методы воспитательной работы в начальной школе.
2) изучить общую характеристику личности младшего школьника.
3) изучить особенности детского коллектива в начальной школе.
4) исследовать практику организации детского коллектива в современных условиях.

Оглавление

Введение……………………………………………………………………..2

Глава 1. Теоретические подходы и методы воспитательной работы в начальной школе………………………………………………….…………7

§1. Общая характеристика личности младшего школьника…………….7

§ 2. Особенности детского коллектива в начальной школе………….….22

Глава 2. Практика организации жизнедеятельности детского коллектива в современных условиях………………………………………………..….40

§ 1. Опыт и концепции организации жизнедеятельности детского коллектива в начальной школе………………………………………...….40

§ 2. Технологии организации жизнедеятельности детского коллектива……………………………………………………………...…...62

§ 3. Рекомендации по улучшению организации жизнедеятельности детского коллектива………………………………………………………..70

Заключение…………………………………………………………………86

Список литературы………………………………………………………..88

Файлы: 1 файл

самая первая КУРСОВАЯ!!!!!!!.doc

— 380.00 Кб (Скачать)

В настоящем коллективе между людьми складываются особые доверительные отношения, которые в школьной жиз­ни обычно формируются непросто. Даже в ученических коллективах, достигших высокого уровня развития, труд­но бывает добиться вполне доверительных отношений меж­ду учащимися. Почему? Прежде всего, потому, что нет оди­наковых людей, каждый неповторим. У каждого — свой характер.

Как личность человек начинает формироваться рано. Примерно к 6 годам, то есть к началу обучения в общеобра­зовательной школе, каждый ребенок — уже личность со своими требованиями и отношением к людям. Сформиро­вавшись как личность, человек приобретает способность действовать и мыслить самостоятельно. Ему требуется мень­ше помощи в решении разнообразных задач. Он освобожда­ется от необходимости постоянной опеки. Вместе с тем ста­новление самостоятельности личности и возникновение оп­ределенных трудностей в сфере человеческих межличност­ных взаимоотношений — это две стороны одного и того же процесса взросления.

Для того чтобы школьники правильно понимали друг друга, надо учить их наблюдательности, умению размыш­лять над возникающими проблемами человеческих взаимо­отношений, самостоятельно и вместе с товарищами по кол­лективу находить ответы на трудные вопросы взаимопони­мания. В процессе их обсуждения каждый из учеников мо­жет высказать свое мнение и сопоставить его с мнениями товарищей по классу. Предметом специального разговора могут стать поступки и черты характера любимых литера­турных героев, действующих лиц кинофильмов, телепере­дач и т. п.

Немалое значение имеет обучение школьников умению ставить себя на место другого человека, воспринимать и понимать его внутренние состояния и переживания. Боль­шую пользу в данном деле оказывают школьникам ролевые игры, в частности упражнения на занятиях по этике психо­логии семейной жизни в исполнении различных семейных и других ролей, связанных с необходимостью понимать и воспроизводить личностные качества другого человека. Исполняя разнообразные роли в значимой совместной об­щественно полезной деятельности, школьники учатся пра­вильнее воспринимать и оценивать поведение друг друга, понимать необходимость разделения и выделения личност­ных и собственно ролевых форм поведения.

Существует ряд приемов психологического воздействия на личные взаимоотношения. Известно, например, что согла­сие с нами какого-либо человека по значимому для него воп­росу на фоне несогласия других делает его более симпатич­ным, привлекательным для нас, формирует положительное отношение к этому человеку. Мы испытываем симпатию и лучше относимся к тем людям, которые поддерживают нас. На данном факте строится социально-психологический при­ем, позволяющий улучшать взаимоотношения между не­которыми членами коллектива, например между руководителем и лидером.

Почти в каждом мнении есть, пусть даже незначитель­ная, доля истины. При желании ее можно выделить и при­знать. Но можно и не заметить ее, обратив внимание лишь на то, что спорно или является заблуждением.

Опытный учитель может сделать так, чтобы в итоге об­суждения какого-то сложного вопроса взаимоотношения между учениками стали лучше. Для этого можно выбрать такой путь [19]:

1. Заранее, до начала обсуждения спорного вопроса, в ин­дивидуальных беседах с учениками, находящимися в плохих отно­шениях друг с другом, получить их согласие на улучшение отно­шений.

2. Убедить каждого из них в том, что в любом мнении, в том числе и в суждениях тех, с кем у них сложились плохие отношения, есть доля истины.

3. Настроить учащихся класса так, чтобы при обсуждении спорного вопроса они обращали внимание, в высказываниях това­рищей в первую очередь на то, с чем безусловно согласны.

4. Побудить их открыто признать то зерно истины, которое со­держится в словах их оппонентов, и хотя бы один раз не высказать возражений.

Психология располагает весьма интересными данными по вопросу о том, как влияет на взаимные отношения людей изменение первоначального отношения одного человека к другому. Оказалось, что из четырех возможных случаев: изменение первоначально отрицательного отношения од­ного человека к другому на положительное, сохранение не­изменным первоначально положительного отношения, сох­ранение неизменным первоначально отрицательного отно­шения и изменение первоначально положительного отно­шения на отрицательное — наилучшие последствия для взаимоотношений людей имеет первый случай, а наихуд­шие — последний .

Для практики воздействия на взаимоотношения учени­ков и развития коллектива этот факт имеет существенное значение. Во-первых, чтобы создать в коллективе школь­ников благоприятные личные отношения, нельзя проявлять заботу о них в ущерб деловым. Во-вторых, не так уже страш­но, если вначале личные взаимоотношения между учащими­ся не будут положительными. В-третьих, если между ребя­тами есть расхождения во взглядах и мнениях, то лучше, чтобы они выявились с самого начала, с первых дней становления психологии коллектива. Наконец, в-четвертых, однажды сформировав положительные отношения, необхо­димо позаботиться о том, чтобы они таковыми и оставались. То есть социально-психологические меры, способствующие улучшению взаимоотношений школьников в коллективе, целесообразно предпринимать не только в начале, но и в относительно более поздний период его становления.

Воспитывая у ребят дружелюбно-уважительное отноше­ние друг к другу, создавая оптимальную нравственную ат­мосферу в классе, учителю следует помнить о таких, в общем-то простых приемах, которые помогут ему сплотить коллектив. Если уверенность кого-то из учеников правиль­ности своего мнения была серьезно поколеблена, то нужно, чтобы нашелся другой ученик, который ободрил бы и поддер­жал первого. Для того чтобы улучшить взаимоотношения с человеком, желательно, воспользовавшись подходящей си­туацией, когда человек теряет веру в правильность собстственного мнения (при условии, если оно действительно правильно), поддержать его. Это правило поведения по отношению к товарищам по коллективу благоприятно влия­ет на улучшение отношений в классе.

Если в случайно сложившихся обстоятельствах один ученик помог другому, то в дальнейшем их отношения не­пременно улучшатся. На основании этого учителям, воспи­тателям, руководителям ученических коллективов можно рекомендовать создание в коллективе таких ситуаций, при которых его члены в силу обстоятельств больше и чаще будут оказывать помощь друг другу. Это особенно полезно для тех школьников, которые сами не очень стремятся улучшить взаимоотношения со сверстниками.

Психологи подтверждают, что отношение человека к тем людям, которые случайно присутствовали в тот момент, ког­да его хвалили или награждали, в дальнейшем становится более благоприятным. Этим можно воспользоваться для улучшения взаимоотношений в ученическом коллективе: рекомендуется награждать отличившихся в присутствии все­го класса и особенно тех, с которыми сложились не очень хорошие личные взаимоотношения.

Знание социально-психологических закономерностей че­ловеческих отношений и систематическое использование предложенных на их основе рекомендаций в практической работе с классом позволит учителю улучшить взаимоотно­шения учащихся и в целом положительно повлияет на пси­хологический климат, на развитие ученического коллекти­ва.

 

 

 

 

 

 

 

Вывод.

 

Изучение темы данной курсовой работы об особенностях организации жизнедеятельности детского коллектива в начальной привело к выводам, что это достаточно проблемный вопрос для современных школ. Не все учителя грамотно используют предлагаемые многолетней педагогической практикой методы и формы организации.

Зачастую учитель использует однотипные, удобные и незатруднительные в использование методы, но далеко не всегда удовлетворяющие потребности школьников. Многие учителя не обременяют себя поиском новых, более эффективных форм организации, хотя используемые ими форы не приносят желаемых результатов.

Частым становится явление неудовлетворенности детей организацией школьной жизни, а как следствие пропадает интерес к учебному процессу и к школе в целом.

В современной педагогической литературе можно найти массу рекомендаций по организации жизнедеятельности детского коллектива, по его сплочению, по развитию межличностных отношений в классе и многое другое. К сожалению, не так много преподавателей эти рекомендации используют на практике.

 

 

 

 

 

 

 

                          Заключение.

 

Теория невозможна без практики, а практика – без теории. Только поддерживая баланс между этими двумя понятиями возможно гармоничное и  полноценное существование коллектива.

Организации жизнедеятельности – это очень сложный процесс, в котором задействованы различные психологические, социальные и многие другие механизмы. Чтобы организовывать жизнь других людей важно осознавать, какое это серьезное и ответственное дело, какие возможности дает должность, предполагающая организационные моменты и как аккуратно надо использовать эти возможности. Для того чтобы правильно организовать чью-либо деятельность нужно иметь, помимо личных организаторских качеств, огромной целеустремленности и терпенья, большое количество знаний психологических аспектов организации: сути этой деятельности, основных принципов и психологию самих людей, которых предстоит организовывать.

Каждый коллектив индивидуален, нельзя дать какой то определенной схемы по организации жизнедеятельности коллектива, выполняя которую можно достичь желаемого результата – каждый случай уникален и требует особого подхода. Выбор подходов и методов организации зависит не только от самого коллектива, но  и от человека, который занимается его организацией. Многие великие педагоги занимались проблемой организации коллектива, и поэтому сейчас существует много теорий и методик, которые могут послужить основой для построения собственного метода организации. Примером может послужить теория коллектива, разработанная А.С. Макаренко.

Особенностью коллектива, организацию которого я изучала в своей курсовой работе, является то, что его участниками являются дети.

Ребенок – это еще совершенно не окрепшая личность, которая очень чутко реагирует на  изменяющиеся условия, в которых его жизнедеятельность протекает. Это обстоятельство делает обязательным особую внимательность при разработке плана организации жизнедеятельности детского коллектива.

              Современное общество создает новые условия для существования коллектива. Новые условия требуют от личности развитости особых качеств, таких как творческий подход к проблеме, индивидуальность и самостоятельность мышления, и многие другие. Воспитание всех этих качеств возлагается на действе коллектива на личность.

              Рассматривая на практике методы организации жизнедеятельности детского коллектива, на примере 4-б класса общеобразовательной школы №17, я пришла к выводу, что современные дети требуют к себе новых подходов, многие из  традиционных методов организации оказываются не такими действенными, как ранее.

              Педагог, занимающийся организацией жизнедеятельности детского коллектива в школе, должен постоянно повышать уровень своих знаний и искать новые, более эффективные и удобные в применении  формы и методы организации.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                     Список литературы.

 

1.  Артеменко З.В., Завадская Ж.Е. Азбука форм воспитательной работы: Справочник. Минск, 2001.

2 . Божович Л.И., Конникова Т.Е. О некоторых психологических закономерностях нравственного развития и воспитания школьника// Нравственное формирование личности школьника

в коллективе. - Л.,1976.

3. Волокотина М.Н. Очерки психологии школьников первого класса. М., 1954.

4.  Волков Б.С., Волкова Н.В. Психология общения в детском  возрасте. - М. 2003.

5.Загвязинский  В.И., Атаханов Р. Методология и методы психолого-педагогического исследования. - М., 2001.

6. Кумекер Л., Шейн Д.С. Свобода учиться, свобода учить: Пособие для учителя. - М.,1994.

7. Курашкина Р.А. Программа воспитания школьников «Я – гражданин России» // Классный руководитель. -  №3, 2006.

8. Крылова М.А. Методология и методы психолого-педагогического исследования. - Тверь, 2006.

9. Лейтес Н.С. Умственные способности и возраст.- М., 1971.

10. Лентовска Е. Как начиналась работа Уполномоченного по гражданским правам. - М., 1997.

11. Личность школьника как цель, объект, субъект и результат воспитания / Ред. Н.Л. Селиванова, Е.И. Соколова. - М.-Тверь, 2004.

12. Люблинская А.А. Очерки психологического развития ребенка. - М., 1965.

13. Матюхина М.В., Михальчик Т.С., Патрина К.Т. Психология младшего школьника. 2-е изд. - М.,1976.

14. Макаренко А.С. Коллектив и воспитание личности. - М., 1972.

15. Макаренко А.С. О воспитании в семье. - М., 1956.

16. Макаренко А.С. О воспитании. - М.,1990.

17. Мудрик А.В. Социальная педагогика. 2-е изд. - М., 2000.

18. Немов Р.С.Психология: в 3 книгах. Книга 2: Психология образования. - М., 2003.

19. Немов - Р.С., Кирпичник А.Г. Путь к коллективу: Книга для учителей о психологии ученического коллектива. М., 1988.

20. Нестерова И.Ф., Баранов А.Е. Теория и методика воспитательной работы в начальной школе. - Тверь,2004.

21. Психология детства. Практикум (тесты, методики для психологов, педагогов, родителей) / под ред. Реана А.А. - М., 2003.

22. Поляков С.Д. Психопедагогика воспитания: опыт популярной монографии с элементами учебного пособия и научной фантастики. - М.,1996

23. Программа развития воспитания в системе образования России на 1999 – 2001 годы /Утверждена приказом Минобразования  РФ от 18.10.99 г. №574. - М., 1999.

24. Сергеева В.П. Классный руководитель в современной школе. -3-е изд., допл. - М., 2001.

Информация о работе Организация жизнедеятельности детского коллектива в начальной школе