Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Апреля 2012 в 10:00, курсовая работа
Цель – изучить теоретические основания и практику организации жизнедеятельности в начальной школе.
Гипотеза – Системная организация жизнедеятельности детского коллектива в начальной школе обеспечивает оптимальный уровень удовлетворенности детей школьной жизнью.
Задачи – 1) изучить теоретические подходы и методы воспитательной работы в начальной школе.
2) изучить общую характеристику личности младшего школьника.
3) изучить особенности детского коллектива в начальной школе.
4) исследовать практику организации детского коллектива в современных условиях.
Введение……………………………………………………………………..2
Глава 1. Теоретические подходы и методы воспитательной работы в начальной школе………………………………………………….…………7
§1. Общая характеристика личности младшего школьника…………….7
§ 2. Особенности детского коллектива в начальной школе………….….22
Глава 2. Практика организации жизнедеятельности детского коллектива в современных условиях………………………………………………..….40
§ 1. Опыт и концепции организации жизнедеятельности детского коллектива в начальной школе………………………………………...….40
§ 2. Технологии организации жизнедеятельности детского коллектива……………………………………………………………...…...62
§ 3. Рекомендации по улучшению организации жизнедеятельности детского коллектива………………………………………………………..70
Заключение…………………………………………………………………86
Список литературы………………………………………………………..88
Приступая к формированию ученического коллектива, определяя его организационное строение, педагог должен четко представлять, для чего создается тот или иной орган управления, чем конкретно коллектив под его руководством будет заниматься, какие виды работ станут главными.
Только на основе этого можно правильно определить структуру и основные обязанности создаваемого ученического органа самоуправления, его качественный и количественный состав.
Затем учителю следует продумать, какими знаниям и навыками должны обладать активисты, помочь ребятам определить состав органа самоуправления, но не навязывая им своего мнения. Выбранный орган самоуправления распределяет обязанности, и начинается его сложная, ответственная работа. Сначала надо сплотить сам комитет, превратив его в развитый и эффективно работающий коллектив. Эта задача должна быть решена как можно скорее и еще до того, как орган самоуправления начнет практически руководить деятельностью ученического коллектива, при котором он образован. Если при создании органа ученического самоуправления не последовательно пройдены все указанные этапы работы с ним, как с «коллективом в коллективе», то нельзя рассчитывать на то, что он сможет успешно работать[19].
Данные, которыми располагают социально-психологическая наука и передовой психолого-педагогический опыт показывают, что для нормального развития ученического самоуправления коллективом необходимо достаточное количество сплачивающих коллектив совместных интересных и полезных дел, а также определенная степень насыщенности (активности и интенсивности) коллективной деятельности. Назвать точные цифры, характеризующие такую и насыщенность для каждого коллектива, не представляется возможным. Число дел, степень их сложности, совместная их подготовка и проведение, необходимые для этого затраты времени могут быть различными.
Одним из критериев, определяющих степень богатства и разнообразия общих дел, необходимых для ускоренного развития ученического коллектива, может быть оптимальная занятость членов коллектива в процессе подготовки и проведения различных мероприятий. Для нормального развития коллектива одинаково нежелательны и периоды длительного бездействия, и чрезмерная нагрузка. Бездеятельность ведет к безответственности, появлению пассивности, ослаблению внутриколлективных связей и ухудшению взаимоотношений. Напряженность создает временное ощущение успеха, силы и единства коллектива, но содержит себе опасность появления утомления, пресыщенности, раздраженности и безразличия к тому, что происходит в коллективе. Педагогу, работающему с ученическим коллективом, том числе и с органами его самоуправления, важно отыскать оптимальный вариант занятости учащихся в совместной деятельности. Одним из признаков такой оптимальности нагрузки может быть личная удовлетворенность ребят работой, достигнутыми результатами. Она активизирует стремление к дальнейшему совершенствованию и вдохновляет на решение новых, более сложных задач.
Важное значение для формирования организованного ученического коллектива имеет целенаправленность его деятельности, как и деятельности органов самоуправления и перспективы их развития. «Если перед коллективом нет цели,— писал А. С. Макаренко,— то нельзя найти способа |его организации. Перед каждым коллективом должна быть поставлена общая коллективная цель» [14]. При этом важно не только наличие цели, необходимо, чтобы школьники осознали ее значение, ее связи с интересами каждого из них, школы и общества. Отсутствие этого может вызвать застой коллектива, топтание его на месте, а нередко и движение в обратном направлении, разрушение уже установившихся, но еще недостаточно прочных внутри- и внеколлективных связей и отношений, уменьшение сплоченности, снижение эффективности деятельности.
Соотношение видения учащимися перспектив развития классного коллектива далеко не всегда пропорционально уровню социально-психологического развития.
Результаты исследования школ позволяют сделать такие выводы: во-первых, для успешного развития ученического коллектива необходимо, чтобы все ученики хорошо представляли себе конкретные цели и задачи своей совестной деятельности; во-вторых, характер этих целей должен меняться по мере развития коллектива. В содержании целей должна усиливаться коллективистская направленность.
Нельзя начинать сплачивать ученический коллектив, находящийся на низком уровне развития, с формирования эмоционально-межличностных отношений ребят. Такая практика неправильна, хотя она нередко наблюдается в работе. Иногда и в печати можно встретить изложение опыта, суть которого заключается в организации особых, сплачивающих дел — походов, дней именинников и т. п., направленных, прежде всего на обеспечение эмоционально-положительного расположения членов коллектива друг к другу. Предполагается, что так можно рассчитывать на сплоченность и эффективные действия коллектива в сфере деловых отношений.
Теория коллектива и практика процесса его формирования показывают необоснованность таких предположений. Коллективная жизнь, которая начинается с объединения только на эмоциональной основе, не способствует, а зачастую препятствует их эффективной общественно полезной совместной деятельности, так как в этом случае на первый план обычно выходят не деловые, а личные взаимоотношения.
Эмоциональная привлекательность коллективной боты может быть усилена за счет введения в нее новых моментов, ритуалов, символов.
Можно рекомендовать педагогу, ставящему перед собой цель сделать школьные дела эмоционально более привлекательными, следующую последовательность действий [19]:
объяснить всем учащимся необходимость и полезность выполняемой ими работы для коллектива, для других людей и общества в целом;
добиться того, чтобы каждый из членов ученического коллектива ясно понимал, какую конкретную пользу лично он, включившись в общее дело и хорошо выполнив его, присеет людям;
дать возможность учащимся некоторое время поработать без включения дополнительных, эмоционально стимулирующих воздействий, так как любое новое дело вначале само по себе привлекательно;
где-то в середине или ближе к концу работы, когда ребята начинают терять к ней интерес, включить в действие эмоционально стимулирующие факторы, например музыку, информацию о достигнутых успехах;
перед самым окончанием выполняемой работы включить новые стимулы, направленные на качественное и своевременное завершение всей работы.
Влияние деятельности на развитие ученического коллектива зависит и от того, насколько продуманы формы ее организации. Она должна строиться на основе ответственной зависимости, то есть обеспечивать зависимость общего результата труда от работы каждого, от усилий всех членов коллектива.
Обратимся к примеру. Допустим, что группе учащихся поручено перенести книги из школьной библиотеки в новое помещение. Организовать эту работу можно по-разному.
Первый вариант: общее количество книг делим и учащихся и даем задание каждому из них самостоятельно выполнить свою часть работы. Второй вариант: все книги грузим на одну тележку и общими усилиями передвигаем ее на новое место. Третий вариант: выстраиваем учащихся в цепочку между двумя помещениями и книги, как по конвейеру, передаем из рук в руки.
При первом варианте результат общей работы составлять сумму сделанного каждым учеником. Учащиеся не будут связаны друг с другом, необходимость в контактах, в общении окажется минимальной, а взаимопомощи может и не быть. Такая форма организации деятельности получила название совместно-индивидуальной.
При втором варианте достижение общего результата требует связанных во времени усилий большинства участников. Тут большинство (но не обязательно все) приложат свои усилия одновременно для передвижения тележки. Работа будет выполнена и в том случае, если кто-либо откажется от нее или будет участвовать в ней не очень активно. Такая форма работы называется совместно-групповой
При третьем варианте общий результат достигается последовательно и тесно связанными друг с другом действиями всех, без исключения, членов коллектива. Если в цепочке даже кто-то один прекратит работу или замешкается, то возникнут затруднения у всех остальных. Такая форма организации деятельности называется совместно- взаимозависимой.
Каждая из этих трех форм совместной работы оказывает разное влияние на сплочение учащихся. Минимальное влияние связано с совместно-индивидуальной , а максимальное - с совместно-взаимозависимой формой организации деятельности.
Учебная деятельность школьников в настоящее в организуется преимущественно в совместно-индивидуальных формах . На уроках и вне их учащиеся работают индивидуально, совместности деятельности как таковой здесь нет; в учебный коллектив учащиеся объединены лишь внешне, общим помещением, временем и т. п. В этих условиях учебная деятельность мало способствует развитию класса как коллектива. Повышение ее роли в создании высокоразвитых ученических коллективов возможно, если превратить совместно-индивидуальную форму учебной деятельности в совместно-взаимозависимую, т. е. подлинно коллективную. Определенный опыт в этом отношении накоплен в ряде школ нашей страны и представлен в научно-педагогической и популярной литературе.
Большие возможности в выборе форм совместной деятельности предоставляет внеклассная и внешкольная работа с учащимися. Например, при подготовке и проведении заседания школьного политического клуба учащихся можно разделить на группы, включающие обозревателей политических событий, оформителей и т. п. Работу каждой группы целесообразно организовать на совместно-независимой основе, чтобы ее результат зависел не только от успешной работы каждого, но и от общения, взаимодействия учеников. Постоянные деловые контакты укрепляют внутриколлективныне связи и отношения и способствуют развитию группы как коллектива.
Многие современные педагоги занимаются разработкой программ, улучшающих организацию жизнедеятельности детских коллективов. Рассмотрим некоторые из них.
Программа «Свобода учиться, свобода учить». Л. Кумекер и Шейн Джуан [6]. Эта программа интегрирует несколько ключевых задач, стоящих перед учителем начальных классов по формированию у детей базовых навыков и умений. Она так же придает законченность процессу мышления, ощущения себя личностью, способностью устанавливать взаимоотношения с людьми и другими социальными умениями.
Программа предлагает логическое обоснование, ведущие идеи и виды деятельности по установлению порядка в классе и в школе. Она помогает учителю определить приоритеты деятельности, определяет порядок осуществления выдвинутых здесь идей.
С ее помощью можно достичь боле высоких результатов в повседневной жизни класса и поведении каждого ученика. Программа помогает эффективно обучать каждого и тем самым изменить жизнь учеников. В программе четко прослеживается мысль о том, что сегодняшние учителя способны учить, а ученики способны усваивать знания только при подлинно уважительных отношениях друг с другом.
Программа отстаивает необходимость дискуссии в классе как составной части ряда предметов (чтения, письма и т. п.). В ходе этих дискуссий учитель вместе с учениками обсуждают возникшие проблемы, отмечают достижения, беседуют о потребностях и чувствах детей.
Программа «Свобода учиться, свобода учить»[6] включает в себя руководство для учителя, журнал класса в форме набора таблиц – «Книга больших идей». Вместе это обеспечивает учителя структурой, содержанием и своеобразным дневником, в котором отражено то, что происходит в классном сообществе.
СКС – собрания классного сообщества, они обычно включают в себя внеурочную работу, внеклассные и внешкольные виды деятельности. В этой же программе подразумевается, что обсуждение заданий таблиц, дискуссий разного рода непосредственно включаются в уроки чтения, письма и т. п.
СКС позволяют учащимся класса внимательно выслушивать друг друга, проявить уважение и интерес к чужим идеям. СКС создает уникальный климат роста, как для учащихся, так и для взрослых. Они обеспечивают детей столь необходимой для них свободой, позволяют школьникам ознакомиться с началами подлинной демократии. Подобные моменты всегда присущи хорошим классным собраниям, однако они чаще всего возникают в ходе СКС, непосредственно включенных в ход урока.
Записи, сделанные виде таблиц в Книге больших идей с помощью учеников класса, будут отражать специфику данной группы, позволяет ребятам возвратиться к осмыслению своих идей, оценивать собственные успехи. Книга больших идей – это своеобразный социальный договор, конституция класса. Книгу, начатую в первом классе, ведут всю начальную школу.
В первые дни и недели обучения рассматриваются с ребятами таблицы, содержание которых вытекает непосредственно из детских потребностей, а правила строятся на основе удовлетворения этих потребностей.
Руководство «Свобода учиться, свобода учить» [6] для учителя подразделено 30 разделов (т.е. 30 таблиц), в каждом разделе дано обоснование, объяснение и подтверждение того, что представляется авторам наиболее важным и заслуживает особого внимания в ходе обсуждения конкретной таблицы. Последовательность таблиц тщательно продумана, ровно как продуман и язык изложения, доступный детям этого возраста(6 – 7 лет).
Эта программа построена на убеждении, что начальная школа должна стать подлинным учебным сообществом, где закладываются основы образованности, интеллектуальной целостности, совместного обучения, а так же привычка хорошо учиться. В то же время начальная школа – это еще и «учебное сообщество», где учителя помогают детям создавать здоровый образ собственной личности, уважать других людей, быть дружелюбными, строить честные, заботливые и демократические взаимоотношения с окружающими. Это место, где дети обретают способность ощущать себя членом общества, где начинается подготовка к жизни в демократическом обществе.
Информация о работе Организация жизнедеятельности детского коллектива в начальной школе