Организация жизнедеятельности детского коллектива в начальной школе

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Апреля 2012 в 10:00, курсовая работа

Краткое описание

Цель – изучить теоретические основания и практику организации жизнедеятельности в начальной школе.
Гипотеза – Системная организация жизнедеятельности детского коллектива в начальной школе обеспечивает оптимальный уровень удовлетворенности детей школьной жизнью.
Задачи – 1) изучить теоретические подходы и методы воспитательной работы в начальной школе.
2) изучить общую характеристику личности младшего школьника.
3) изучить особенности детского коллектива в начальной школе.
4) исследовать практику организации детского коллектива в современных условиях.

Оглавление

Введение……………………………………………………………………..2

Глава 1. Теоретические подходы и методы воспитательной работы в начальной школе………………………………………………….…………7

§1. Общая характеристика личности младшего школьника…………….7

§ 2. Особенности детского коллектива в начальной школе………….….22

Глава 2. Практика организации жизнедеятельности детского коллектива в современных условиях………………………………………………..….40

§ 1. Опыт и концепции организации жизнедеятельности детского коллектива в начальной школе………………………………………...….40

§ 2. Технологии организации жизнедеятельности детского коллектива……………………………………………………………...…...62

§ 3. Рекомендации по улучшению организации жизнедеятельности детского коллектива………………………………………………………..70

Заключение…………………………………………………………………86

Список литературы………………………………………………………..88

Файлы: 1 файл

самая первая КУРСОВАЯ!!!!!!!.doc

— 380.00 Кб (Скачать)

Пятое условие – выявление задатков ребенка, развитие их и превращение в способности [18].

Школьный коллектив представляет собой организацию, целесообразно устроенную и выполняющую важные соци­альные функции. В школе подрастающее поколение не только получает необходимые знания, но и готовится и производительному труду, к общественной деятельности. Сегодняшний день жизни школы всегда нацелен на буду­щее — ученикам предстоит активное участие в обществен­ной жизни. Однако было бы неправомерно, заглядывая в день завтрашний, упускать из виду сегодняшний, забы­вать, что школьники уже живут интересами не только школы, но и общества. В их повседневной детской жизни рождается то новое, с чем они войдут в завтрашнюю, взрос­лую жизнь.

К общей социально-психологической характеристике школьного коллектива имеют одновременное отношение два определения: основной и вторичный. Основным школь­ный коллектив называют потому, что он является главной организационной единицей в системе школьного образо­вания. Этот же коллектив именуют вторичным, поскольку он состоит из нескольких, более малочисленных по составу первичных коллективов учителей и учащихся. В общешколь­ном коллективе как вторичном отсутствуют характерные для первичных коллективов непосредственные тесные лич­ные взаимоотношения между всеми его членами. «Первичный коллектив – это такой коллектив, в котором отдельные его члены оказываются в постоянном деловом, дружеском, бытовом и идеологическом объединении», - пишет в своих работах о коллективе А.С. Макаренко[14].

Первичный коллектив должен являться связующим звеном между личностью и целым коллективом. Организация коллектива должна начинаться с решения вопроса о первичном коллективе.

В наших школах первичным коллективом являются классы. Недостаток класса как первичного коллектива в том, что он  не играет роли связующего звена, а очень часто является последним коллективом. Класс объединяет детей в постоянной дневной работе, и соблазн перед педагогом воспользоваться этим обстоятельством приводит к тому, что такой первичный коллектив отходит от интересов общего коллектива. Слишком много и слишком солидные основания для того, что бы уединиться от общего коллектива в границах отдельных классных интересов.

В школьном коллективе, в свою очередь, выделяются педагогический коллектив и коллектив учащихся. Педа­гогический коллектив обеспечивает обучение и коммуни­стическое воспитание школьников. Это предопределяет ого основные нормы, ценностные ориентации, деловые и личные взаимоотношения.

Педагогический и ученический коллективы, если их рассматривать сквозь призму главной задачи школьного коллектива — подготовки детей к жизни в обществе, вы­ступают как субъект и объект обучения и воспитания. А. С. Макаренко писал: «Коллектив учителей и коллектив детей — это не два коллектива, а один коллектив и, кроме того, коллектив педагогический» [14]. В этой емкой формуле заключен глубокий смысл, если принять во внимание вто­рую функцию школы — организацию коллективной, сов­местной жизни детей. Педагогический и ученический кол­лективы взаимодействуют, оказывают обоюдное влияние друг на друга и объединяют свои усилия, направленные на достижения общих целей. Пожалуй, лучше С. Т. Шацкого об этом не скажешь: «Мы... не должны цепляться за свой авторитет, чтобы не подавить ребят. Мы должны самым точным образом подчиняться всем правилам, которые вырабатывают дети. Чем больше они будут видеть в нас участников их жизни, ревностно исполняющих общие обязанности, тем лучше... Дети гораздо серьезнее, инте­реснее и умнее, чем мы предполагаем. Итак, по меньше готового: пусть дети изобретают, добиваются и ошибаются, мы будем им помогать, лишь бы только они побольше проявляли инициативы и интереса»[15].

Коллектив учащихся в школе представляет собой объ­единение нескольких различных коллективов. Среди них — ученические коллективы, коллективы комсомольской орга­низации и пионерской дружины. На первый взгляд может показаться, что выделение, например, коллективов ком­сомольской организации, пионерской дружины и обще­школьного ученического коллектива имеет сугубо формаль­ное, в основном только теоретическое значение. Однако в действительности это не так. Различия между ними, как организационные, так: и социально-психологические, гораздо более существенны, чем это обычно предпола­гается. Эти различия обусловлены, прежде всего, задачами их деятельности, особыми требованиями, предъявляемыми к членам данных коллективов, ценностными ориентациями и нормами, которые выступают для них как обязательные, официально установленные и влияют па складывающиеся между их членами взаимоотношения, принципы взаимо­действия каждою из этих коллективов друг с другом, с педагогическим и другими коллективами и организациями.

В общей форме основной принцип строения учениче­ского коллектива можно было бы сформулировать следующим образом: организация в коллективе - коллектив в организации.

Ученический коллектив учебно-воспитательный. Его цель — овладение определенной суммой знаний, профес­сиональными умениями и навыками, формирование спо­собностей и социально полезных качеств личности. Учебно-воспитательная деятельность ученического коллектива осу­ществляется под руководством педагогов. Они непосред­ственно включены в эту деятельность, организуют ее на всех этапах   - от планирования до оценки результатов.

Характеризуя общее строение школьного коллектива, нельзя не обратить внимание на такие признаки объеди­нения учащихся, как возрастной состав, время существо­вания. Ушли в прошлое споры о целесообразности суще­ствования в современной школе разновозрастных коллек­тивов, построенных по типу отрядов, созданных Антоном Семеновичем Макаренко. Возросший было во второй по­ловине 60-х гг. интерес к организации такого типа детских коллективов, увлеченное экспериментирование во многих школах-интернатах, общеобразовательных школах, как городских, так и сельских, сменились некоторым разоча­рованием, а у части педагогов и полным отрицанием чего-либо ценного в подобных ученических объединениях. Все это немногим энтузиастам послужило хорошим уроком и стимулом для вдумчивого анализа необходимости и воз­можных последствий нововведений в коллективную жизнь детей. Стало ясно, что первичные коллективы в том виде, как это было в колонии им. Ф. Э. Дзержинского, в совре­менной школе не всегда целесообразны.

Однако в определенных условиях, например в сельских малокомплектных школах, где один учитель приходится на два пли три начальных класса, разновозрастной кол­лектив учеников — реальный факт. Многие школы на летний период времени формируют отряды по месту жи­тельства своих воспитанников, объединяя в них учащихся с первого по одиннадцатые классы. Фактически в каждой школе реально функционирует немалое число ученических объ­единений, включающих ребят разного возраста. Это и объединения по интересам, и различные советы, штабы.

Разновозрастные объединения детей играют важную роль в интеграции общешкольного коллектива, в налажи­вании контактов между школьниками разного возраста. Эти объединения помогают ребятам узнавать других людей. Данные некоторых исследований говорят о том, что школь­ники быстрее понимают характер и поведение ребят дру­гого возраста, чем своих сверстников.

Результаты психологического изучения разновозраст­ных ученических коллективов подтверждают оценку, дан­ную им в свое время А. С. Макаренко. Он писал, что такая организация «создает более тесное взаимодействие воз­растов и является естественным условием постоянного накопления опыта и передачи опыта старших поколений; младшие получают разнообразные сведения, усваивают привычки поведения, рабочую ухватку, приучаются ува­жать старших, их авторитет. У старших забота о младших и ответственность за них воспитывают качества, необхо­димые советскому гражданину: внимание к человеку, ве­ликодушие и требовательность, наконец, качества буду­щего семьянина и многие другие» .

В специально проведенных исследованиях выяснилось, что оптимальным для организации эффективной деятель­ности являются объединения учащихся, разница в возрасте которых не превышает трех-четырех лет. Не менее важно и то, к каким возрастным периодам принадлежат участ­ники этих объединений. В оптимальном диапазоне воз­можны объединения младших школьников (первый — тре­тий классы), подростков (четвертый — седьмой, восьмой классы), старшеклассников (седьмой, девятый — десятый классы).

При низком уровне социально-психологического раз­вития разновозрастных коллективов, слабом педагогиче­ском руководстве их деятельностью существует опасность возникновения так называемого негативного стиля отно­шений между детьми разных возрастов: старшие начинают помыкать младшими, игнорируют их, запугивают, застав­ляют обслуживать себя. У старших в этом случае может появиться ощущение вседозволенности и безнаказанности, невнимание к людям, жестокость в обращении с более слабыми. В свою очередь младшие будут бояться старших, невольно избирая путь покорности и пассивности, а порой и подхалимства. Страх и зависть к более сильным не луч­шие наставники в воспитании личности.

Общая характеристика школьного коллектива будет неполной, если не учитывать значения различных объе­динений учащихся вне школы. Многие из них, называясь официальными, создаются и функционируют на базе вне­школьных учебно-воспитательных учреждений: домов и дворцов пионеров, станций юных техников, клубов юных туристов и музыкальных, спортивных, художественных школ. Растет количество детских и юношеских объединений при учреждениях культуры, научных центрах, спортивных и оборонных обществах, творческих организациях. Рост учреждений и организаций, при которых создаются дет­ские, подростковые, юношеские объединения, говорит о заинтересованности широкой общественности в решении острых проблем сегодняшнего дня, в воспитании подра­стающих граждан.

В условиях, когда многие школьники имеют возмож­ность и реально становятся членами не только школьного коллектива, но и одного - двух, а иногда и большего коли­чества официальных объединений внешкольного типа, происходит изменение роли и значения школьного кол­лектива в воспитании учащихся. Этот факт пока недоста­точно осознан и наукой, и практикой обучения и воспитания школьников.

Существует огромное количество  форм организации жизнедеятельности детских коллективов. Однако не стоит брать уже полностью готовые формы  и использовать их в четко прописанном виде, ведь каждый педагог обладает определенным творческим потенциалом и способен найти свой собственный педагогический стиль. Для этого нужно ознакомиться с максимально возможным количеством различных организационных форм  [19].

Особого внимания заслуживают распространившиеся и последние годы и привлекшие к себе повышенный инте­рес широкой общественности неформальные, или неофи­циальные, социальные объединения молодежи. Взрослые обычно смотрят на них с любопытством пли нескрываемой тревогой, а подростки и юноши — с надеждой. Любопытство и тревога взрослых вызваны странностями во внешнем виде и поведении молодых людей, составляющих эти объ­единения. Собственные же их надежды чаще всего связаны с желанием получить в этих объединениях то, чего им не хватает в коллективах официальных. По имеющимся данным, в состав этих самопроизвольно возникших групп и объединений сейчас входит примерно 80-85%  всех школьников.

Основные   характеристики таких групп следующие: преимущественно разновозрастной состав, высокий уровень организованности. Почему же стремятся подростки в такие объединения и дорожат своим участием в них? Наверно потому, что в таких объединениях ценят прежде всего независимость, искренность и открытость отношений. Там каждый привлекает к себе внимание, каждый получает возможность ощущать значительность своей личности.

И еще несколько уточнений, взятых из работ С.Д. Полякова[22]

                 Способы воспитательной работы соединяются с содержанием в виде более или менее устойчивых организационных форм.

                 Одни из этих форм весьма традиционны (тематический вечер, коллективные походы в кино и театр, КВН), другие весьма новы, а то и экзотичны.

                 Одни из них почти «пусты» - могут быть наполнены любым содержанием (классный час), другие – довольно крепко привязаны к  каким-либо сферам культуры («музыкальный салон»)

                 Есть простые формы, есть очень сложные. Некоторые взяты из непедагогических сфер социальной жизни  («Что? Где? Когда?», фестивали  т.п.), другие вырабатываются самими педагогами («день  именинников»).

Далее будут представлены различные организационные методы, наиболее часто употребляемые в воспитательной практике начальной школы.[20]

КЛАССНЫЙ  ЧАС. Это час общения классного руководителя с учащимися своего класса. Перечень тематических классных часов определяется потребностями духовного развития детей, их интересами, стремлениями. Можно условно выделить организационные классные часы, на которых оперативно решаются актуальные для классного коллектива проблемы, учащимся дается информация о событиях школьной жизни и тематические классные часы. Посвященные культуре поведения, здоровью и здоровому образу жизни, вопросам экологии, экономики, правам ребенка, взаимоотношениям людей и т.п. [24],

БЕСЕДА. Традиционная организационная форма. Среди различных видов бесед наиболее распространенными в начальной школе являются беседы, тематика которых связанна с различными видами искусства (эстетические беседы), с нормами и принципами морали (этические беседы), с раскрытием содержания здорового образа жизни (профилактические беседы) и др.

Основными условиями, по мнению авторов «Азбуки форм воспитательной работы»[1], способствующим повышению действенности бесед, являются следующие:

1.      расчленение сложных нравственно-эстетических мировоззренческих проблем на более мелкие, конкретные темы и проведении серии бесед по каждой проблеме.

2.      тематическая и содержательная четкость беседы на основе учета особенностей развития учащихся разных возрастов.

3.      эмоционально-полжительное отношение учащихся к предстоящей беседе.

4.      исследование разнообразных методических приемов в ходе проведения беседы, активизирующих внимание присутствующих и обеспечивающих устойчивый интерес на протяжении все беседы.

5.      авторитетность ведущего беседы в среде учащихся.

КОНКУРС–  это личное  командное соревнование, имеющее целью выявить наилучших участников, исполнителей, творческие работы. Конкурс может быть самостоятельной формой работы (танцевальный конкурс, конкурс рисунков на тему…, музыкальный конкурс и т.п.), а может быть составной частью праздника, игровой программы и др.

ВИКТОРИНА – познавательная игра, состоящая из вопросов и ответов из различных отраслей науки, техники, литературы, искусства. Особенностью викторины является подбор вопросов, с учетом возраста детей и уровня их знаний.

ПРАЗДНИК - массовое мероприятие, посвященное датам и событиям различного масштаба (общенародным, религиозным, областным, городским, школьным, классным ) и проводимое в соответствии с традициями образовательного учреждения. Как правило, включает в себя две части: торжественную (поздравления, приветствия, подведение итогов и т.п.) и художественно-развлекательную ( концерт, показ спектаклей, сольные выступления, игры, аттракционы, танцы).

Информация о работе Организация жизнедеятельности детского коллектива в начальной школе