Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Апреля 2012 в 10:00, курсовая работа
Цель – изучить теоретические основания и практику организации жизнедеятельности в начальной школе.
Гипотеза – Системная организация жизнедеятельности детского коллектива в начальной школе обеспечивает оптимальный уровень удовлетворенности детей школьной жизнью.
Задачи – 1) изучить теоретические подходы и методы воспитательной работы в начальной школе.
2) изучить общую характеристику личности младшего школьника.
3) изучить особенности детского коллектива в начальной школе.
4) исследовать практику организации детского коллектива в современных условиях.
Введение……………………………………………………………………..2
Глава 1. Теоретические подходы и методы воспитательной работы в начальной школе………………………………………………….…………7
§1. Общая характеристика личности младшего школьника…………….7
§ 2. Особенности детского коллектива в начальной школе………….….22
Глава 2. Практика организации жизнедеятельности детского коллектива в современных условиях………………………………………………..….40
§ 1. Опыт и концепции организации жизнедеятельности детского коллектива в начальной школе………………………………………...….40
§ 2. Технологии организации жизнедеятельности детского коллектива……………………………………………………………...…...62
§ 3. Рекомендации по улучшению организации жизнедеятельности детского коллектива………………………………………………………..70
Заключение…………………………………………………………………86
Список литературы………………………………………………………..88
Но как на практике добиться подобного единства? Прежде всего необходимо воспитывать и формировать у школьников отношения, стимулирующие чувство ответственности, долга. Однако не всегда возможно добиться этого за короткий срок жизни, например, временного ученического коллектива. Тогда есть иной, более эффективный путь: попытаться психологически уравнять для членов коллектива степень привлекательности всех намечаемых дел.
Например, во время уборки класса не всем хочется заниматься грязной работой, но приятно сознавать, что делаешь полезное для коллектива дело. Здесь важно соблюсти принцип социально-психологической справедливости. За менее привлекательную работу на пользу коллектива учащийся должен получать соответствующую социально-психологическую компенсацию в форме каких-либо дополнительных, положительных моральных стимулов, повышающих ее престижность. Напротив, для самых интересных и престижных функций количество дополнительных социально-психологических стимулов должно быть соответствующим образом ограничено. Тогда разные виды работ станут психологически одинаково привлекательными для учащихся, и они быстро и охотно распределят их между собой [19].
Школьники приходят в ученический коллектив со своим пониманием правил поведения, норм и ценностных ориентаций. Совместная учеба, общественная работа, объединяющие ребят, усиливают значение одних правил, норм ориентации, непосредственно связанных с содержанием деятельности коллектива, и ослабляют влияние других, не имеющих к ней прямого отношения. Задача формирования устойчивой нормативно-ценностной основы взаимодействий и взаимоотношений в ученическом коллективе является весьма важной.
Сплочение коллектива на уровне норм и ценности ориентации происходит по мере того, как ребята все актив нее объединяются между собой и участвуют в совместно общественно полезной деятельности. Создание нравственной атмосферы в классе, понимание жизненных ценностей — подлинных и мнимых — происходит постепенно. Опытный учитель направляет этот процесс и ускоряет его. Учителя могут, например, предложить школьникам высказать свои мнения о жизни класса, обсудить те или иные поступки товарищей — в плане их нравственной ценности. Для этого, однако, нужно, чтобы педагог хорошо знал класс, и обстановку в нем, и те факторы, явления, которые наиболее ценимы в данном коллективе.
Можно предложить школьникам назвать те качеств личности, которые они более или менее всего ценят, одобряют или, напротив, осуждают в людях, а также те индивидуальные качества, которые способствуют или препятствуют достижению взаимопонимания, доверия, сплочения и успешной деятельности коллектива. Выбирая соответствующие качества, школьники обычно руководствуются собственными соображениями и пусть совсем небольшим, но своим жизненным опытом. Составив из названных школьниками качеств личности общий список, включающий о пяти до десяти различных, противоположных друг другу по смыслу качеств (речь идет о качествах, названных абсолютным большинством опрошенных ), мы тем самым получаем материал для коллективного обсуждения.
Можно обсуждать также эпизоды из литературных произведений и реальные жизненные ситуации, хорошо знакомые случаи из жизни собственного или других коллективов. В процессе обсуждения каждый высказывает свое мнение о действиях и поступках персонажей, дает им оценку, обосновывая ее справедливость перед одноклассниками.
Для того чтобы такая беседа проходила активнее и дала должный эффект, группу, класс или другой ученический коллектив целесообразно разбить на микрогруппы, включающие по два, три, четыре или пять человек, предложить каждой микрогруппе самостоятельно обговорить ситуации, содержащиеся в рассказах. Затем проводится обмен мнениями с целью добиться взаимопонимания и по возможности согласия в моральных оценках обсуждаемых вопросов [19].
Становление общей нравственной системы предполагает, что ученики приняли определенные нормы и соответствующие им формы поведения как коллективно одобряемые, а противоположные им — как осуждаемые. Это и есть создание коллективного мнения, которое может влиять па учеников. Единой для коллектива является такая нормативно-ценностная система, которая внутри себя не содержит противоречий: в ней не должно быть несовместимых нравственных норм и ценностных ориентации. Это вместе с тем такая система, которую принимают и активно проявляют в своем поведении члены коллектива. Устойчивое общественное мнение коллектива — один из основных социально-психологических признаков сформированность в нем единой нормативно-ценностной системы. Некоторые из ее составляющих могут не вполне соответствовать индивидуальным мнениям, но это не главное. Если все члены коллектива независимо от индивидуальных позиций все же считаются с общей для коллектива системой норм и ценностных ориентации, принимают ее как должное, то можно считать, что коллектив добился нормативно-ценностного сплочения.
Социально-психологический процесс сплочения коллектива тесно связан с отношениями между людьми и зависит от них. Чем лучше взаимоотношения учащихся, тем успешнее происходит их сплочение. В социальной психологии не случайно используется специальный показатель сплоченности коллектива, основанный на анализе личных взаимоотношений его участников. В этой связи определенный интерес для практики сплочения ученического коллектива представляют специальные методы и приемы воздействия на личные взаимоотношения. Рассмотрим некоторые из них.
Психологи отмечают, что к человеку, с которым предстоит совместная работа, у ожидающего встречи с ним обычно заранее формируется положительная установка, способная благоприятно повлиять на возникновение хорошие личных взаимоотношений. Этот психологический феномен можно по-разному использовать в практике совершенствования нравственного климата и повышения сплоченности коллектива. Обсудим эту проблему на примере создания временного детского коллектива.
Положительную роль в установлении благоприятны взаимоотношений между учащимися играет предварительный рассказ о тех ребятах, которые войдут в состав создаваемого коллектива. Если прежде в классе между некоторыми ребятами уже сложились не слишком благополучны личные взаимоотношения, то целесообразно их чаще, чем других, включать в совместную работу, причем такую, какой они смогли бы проявить себя с лучшей стороны и лучше узнать друг друга. Положительное влияние такого род информации сказывается на отношениях в группе еще до того, как ее участники реально включатся в выполнение общественной работы , ради которой создавался этот временный коллектив.
Перед началом совместной работы с каждым из школьников можно провести небольшую индивидуальную беседу, в ходе которой предложить ему ответить на ряд вопросов. Эти вопросы подбираются таким образом, чтобы быть значимыми для учащихся. Естественно, у них могут оказаться разные мнения. Однако предпочтительно каждому члену коллектива сообщить, что его товарищи, с которым ему предстоит работать, по данному вопросу придерживаются примерно того же мнения, что и он сам. Это будет способствовать формированию положительной установки по отношению друг к другу и ускорит сплочение коллектива, то есть достижение действительного единства мнений по данному вопросу.
Такими же социально-психологическими приемами учитель может воспользоваться по отношению к постоянному ученическому коллективу перед началом любой личности, значимой общественно полезной деятельности.
Возможным приемом критической проверки сплоченности коллектива и вместе с тем его укрепления является создание в коллективе ситуации, которая порождает трудности в совместной работе и напряженность в межличностных взаимодействиях и взаимоотношениях. Эта ситуация (или заранее продуманная и спланированная совокупность подобных ситуаций) является своеобразным испытанием коллектива на прочность. И если он выдержит такое испытание, то станет еще сплоченнее, сильнее, а если нет, то всю работу по сплочению коллектива необходимо начинать сначала.
Так же особое внимание следует уделить развитию межличностных отношений.
Межличностные взаимоотношения школьников формируются и развиваются в общении, в непосредственных контактах друг с другом во время учения, в общественной работе. На формирование отношений учащихся в классе оказывают влияние многие факторы: содержание выполняемой деятельности, условия, в которых она осуществляется, способы организации общения и взаимодействия людей, их индивидуальные особенности и многое другое.
Любой школьник-старшеклассник имеет достаточный жизненный опыт для установления и поддержания нормальных взаимоотношений с окружающими людьми. Он обычно интуитивно пользуется этим опытом, приобретенными умениями и навыками общения. Этих умений и навыков обычно хватает для того, чтобы создать в классе атмосферу если не дружелюбия, то хотя бы понимания.
Однако нередко возникают недоразумения и конфликтные ситуации, преодолеть которые только на основании жизненного опыта школьников не удается. Тогда помочь учителю могут знания социально-психологических закономерностей и механизмов формирования человеческих взаимоотношений. Попытаемся на основе этих знаний сформулировать практические рекомендации по установлению и поддержанию хороших личных взаимоотношений между членами ученического коллектива.
В каждом коллективе на протяжении его жизни, но главным образом в начале его формирования образуются свои нормы и правила взаимоотношений. В ходе совместной деятельности, активного общения эти нормы и правила проявляются в форме согласий или разногласий участников по разнообразным вопросам. Единодушие в понимании норм и следование им достигается в результате преодоления имеющихся у школьников разногласий. Необходимым условием единства становится выработка способов оптимального и эффективного разрешения различных недоразумений и конфликтов.
Проверенные жизнью и психологически обоснованные правила общения — необходимое условие успешной работы коллектива. Школьников среднего и старшего возрастов нужно учить руководствоваться в своем общении определенными, соответствующими общественной морали правилами. Эти правила можно предложить ученикам, например, в виде специального «кодекса», который разработан на основе исследований в лагере «Комсорг»:
1. Уважай мнение товарищей по коллективу. Если спор неизбежен, то не следует начинать его с прямого отклонения мнения товарищей, например, со слов: «Ты не прав!» Это воспринимается почти так же, как заявление: «Я умнее тебя». Прямо заявив товарищу, что он не прав, не позаботившись о том, чтобы вникнуть в суть занимаемой им позиции, мы наносим удар его самолюбию, и чувству собственного достоинства. Это, как правило, вызывает лишь раздражение и желание ответить тем же.
2. Укрепляй у товарищей веру в себя. Если просто скажешь товарищу, что он бездарен и делает все неправильно, то убьешь нем веру в себя и желание совершенствоваться. Если же отметишь его успехи, а не промахи, дашь понять, что веришь в него, то он сделает все, чтобы стать лучше.
3. Доказывая свою мысль другим, избегай выражений типа: «несомненно», «абсолютно точно», «безусловно» и т. п. .Лучше пользоваться словами «я полагаю», «возможно», «мне кажется», и пр. Их употребление вместо безапелляционных суждений не поколеблет вашей уверенности и вместе с тем позволит скорее убедить товарищей, не задевая их достоинства.
4. Если не прав, открыто признай это перед товарищами по коллективу. Признавая свои ошибки, мы оказываемся в менее неловком положении, чем тогда, когда эти ошибки замечают другие. Самому себя критиковать легче, чем выслушивать замечания в свой, адрес со стороны.
5. Стремясь убедить в чем-то товарища по коллективу, дай ему сначала до конца выговориться. Нельзя прерывать человека, не завершившего свою мысль. Он все равно будет занят ею и не воспримет того, о чем ты говоришь, с должным вниманием. Внимательно и терпеливо слушающий человек успокаивает собеседника. В присутствии такого слушателя даже самый конфликтный человек умолкает и готов слушать и понимать других.
6. Прежде чем осудить товарища, постарайся выяснить, почему он так поступил. У каждого человека своя логика, своя система рассуждений, с помощью которых он оправдывает свои поступки. Критиковать и осуждать умеет каждый, а понять человека и помочь ему исправить свою ошибку дано немногим. Научившись этому, мы сами вырастаем как личности.
7. Начинать беседу с товарищем, в процессе которой ты хочешь его в чем-то переубедить, надо с искреннего, дружеского, доброжелательного к нему отношения. Если человек настроен по отношению к тебе враждебно, он не будет рассуждать логично, воспринимать объективно то, о чем ему говорят. Наше восприятие и понимание других людей существенно зависят от эмоционального настроя по отношению к ним. Недружелюбное отношение ожесточает человека, убивает в нем желание сотрудничать. Дружелюбное, напротив, располагает к сотрудничеству и взаимопониманию.
8. Умей видеть достоинства, положительные стороны у людей, будь искренним, сердечным и щедрым па похвалы. У всех людей есть не только недостатки, но и очевидные достоинства. Свои положительные стороны человек, как правило, знает и стремится их развивать. Растить в человеке лучшее, что и нем заложено, можно путем высокой оценки поступков, в которых это лучшее проявляется.
9. Не навязывай своего мнения товарищу, дай ему самому прийти к нужному выводу. Мы больше верим и следуем тем выводам, к которым приходим сами, чем тем, которые предлагаются нам в готовом виде. Помогая товарищу самому прийти к нужному выводу, мы не только делаем этот вывод более убедительным, но способствуем развитию мышления, чувства собственного достоинства у товарища.
10. Проявляй искренний, бескорыстный интерес к товарищам по коллективу. Каждый человек нуждается во внимании и бывает рад, если окружающие искренне им интересуются. Вникай в жизнь и дела своих товарищей по коллективу, мы тем самым способствуем установлению дружеских взаимоотношений.
Эти правила усваиваются не сразу. Порой приходится ломать имеющиеся представления, взгляды, привычки. Для лучшего усвоения этих правил со школьниками целесообразно проводить специальные занятия, во время которых они могли бы не только понять, но и практически, с товарищами по классу, научиться пользоваться ими.
Информация о работе Организация жизнедеятельности детского коллектива в начальной школе