Организация жизнедеятельности детского коллектива в начальной школе

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Апреля 2012 в 10:00, курсовая работа

Краткое описание

Цель – изучить теоретические основания и практику организации жизнедеятельности в начальной школе.
Гипотеза – Системная организация жизнедеятельности детского коллектива в начальной школе обеспечивает оптимальный уровень удовлетворенности детей школьной жизнью.
Задачи – 1) изучить теоретические подходы и методы воспитательной работы в начальной школе.
2) изучить общую характеристику личности младшего школьника.
3) изучить особенности детского коллектива в начальной школе.
4) исследовать практику организации детского коллектива в современных условиях.

Оглавление

Введение……………………………………………………………………..2

Глава 1. Теоретические подходы и методы воспитательной работы в начальной школе………………………………………………….…………7

§1. Общая характеристика личности младшего школьника…………….7

§ 2. Особенности детского коллектива в начальной школе………….….22

Глава 2. Практика организации жизнедеятельности детского коллектива в современных условиях………………………………………………..….40

§ 1. Опыт и концепции организации жизнедеятельности детского коллектива в начальной школе………………………………………...….40

§ 2. Технологии организации жизнедеятельности детского коллектива……………………………………………………………...…...62

§ 3. Рекомендации по улучшению организации жизнедеятельности детского коллектива………………………………………………………..70

Заключение…………………………………………………………………86

Список литературы………………………………………………………..88

Файлы: 1 файл

самая первая КУРСОВАЯ!!!!!!!.doc

— 380.00 Кб (Скачать)

Но как на практике добиться подобного единства? Преж­де всего необходимо воспитывать и формировать у школь­ников отношения, стимулирующие чувство ответственности, долга. Однако не всегда возможно добиться этого за корот­кий срок жизни, например, временного ученического кол­лектива. Тогда есть иной, более эффективный путь: попы­таться психологически уравнять для членов коллектива степень привлекательности всех намечаемых дел.

Например, во время уборки класса не всем хочется заниматься грязной работой, но приятно сознавать, что де­лаешь полезное для коллектива дело. Здесь важно соблю­сти принцип социально-психологической справедливости. За менее привлекательную работу на пользу коллектива учащийся должен получать соответствующую социально-психологическую компенсацию в форме каких-либо допол­нительных, положительных моральных стимулов, повы­шающих ее престижность. Напротив, для самых интерес­ных и престижных функций количество дополнительных социально-психологических стимулов должно быть соот­ветствующим образом ограничено. Тогда разные виды ра­бот станут психологически одинаково привлекательными для учащихся, и они быстро и охотно распределят их между собой [19].

Школьники приходят в ученический коллектив со своим пониманием правил поведения, норм и ценностных ориентаций. Совместная учеба, общественная работа, объединяющие ребят, усиливают значение одних правил, норм ориентации, непосредственно связанных с содержанием деятельности коллектива, и ослабляют влияние других, не имеющих к ней прямого отношения. Задача формирования устойчивой нормативно-ценностной основы взаимодействий и взаимоотношений в ученическом коллективе является весьма важной.

Сплочение коллектива на уровне норм и ценности ориентации происходит по мере того, как ребята все актив нее объединяются между собой и участвуют в совместно общественно полезной деятельности. Создание нравственной атмосферы в классе, понимание жизненных ценностей — подлинных   и  мнимых — происходит  постепенно. Опытный учитель направляет этот процесс и ускоряет его. Учителя могут, например, предложить школьникам высказать свои мнения о жизни класса, обсудить те или иные поступки товарищей — в плане их нравственной ценности. Для этого,  однако, нужно, чтобы педагог хорошо знал класс, и обстановку в нем, и те факторы, явления, которые наиболее ценимы в данном коллективе.

Можно предложить школьникам назвать те качеств личности, которые они более или менее всего ценят, одобряют или, напротив, осуждают в людях, а также те индивидуальные качества, которые способствуют или препятствуют достижению взаимопонимания, доверия, сплочения и успешной деятельности коллектива. Выбирая соответствующие качества, школьники обычно руководствуются собственными соображениями и пусть совсем небольшим, но своим жизненным опытом. Составив из названных школьниками качеств личности общий список, включающий о пяти до десяти различных, противоположных друг другу по смыслу качеств (речь идет о качествах, названных абсолютным большинством опрошенных ), мы тем самым получаем материал для коллективного обсуждения.             

Можно обсуждать также эпизоды из литературных произведений и реальные жизненные ситуации, хорошо знакомые случаи из жизни собственного или других коллективов. В процессе обсуждения каждый высказывает свое мнение о действиях и поступках персонажей, дает им оценку, обосновывая ее справедливость перед одноклассниками.

Для того чтобы такая беседа проходила активнее и дала должный эффект, группу, класс или другой ученический коллектив целесообразно разбить на микрогруппы, вклю­чающие по два, три, четыре или пять человек, предложить каждой микрогруппе самостоятельно обговорить ситуации, содержащиеся в рассказах. Затем проводится обмен мне­ниями с целью добиться взаимопонимания и по возможно­сти согласия в моральных оценках обсуждаемых вопро­сов [19].

Становление общей нравственной системы предполага­ет, что ученики приняли определенные нормы и соответст­вующие им формы поведения как коллективно одобряемые, а противоположные им — как осуждаемые. Это и есть соз­дание коллективного мнения, которое может влиять па учеников. Единой для коллектива является такая норма­тивно-ценностная система, которая внутри себя не содержит противоречий: в ней не должно быть несовместимых нрав­ственных норм и ценностных ориентации. Это вместе с тем такая система, которую принимают и активно прояв­ляют в своем поведении члены коллектива. Устойчивое общественное мнение коллектива — один из основных со­циально-психологических признаков сформированность в нем единой нормативно-ценностной системы. Некоторые из ее составляющих могут не вполне соответствовать индиви­дуальным мнениям, но это не главное. Если все члены кол­лектива независимо от индивидуальных позиций все же считаются с общей для коллектива системой норм и ценност­ных ориентации, принимают ее как должное, то можно считать, что коллектив добился нормативно-ценностного сплочения.

Социально-психологический процесс сплочения коллек­тива тесно связан с отношениями между людьми и зависит от них. Чем лучше взаимоотношения учащихся, тем успеш­нее происходит их сплочение. В социальной психологии не случайно используется специальный показатель сплочен­ности коллектива, основанный на анализе личных взаимо­отношений его участников. В этой связи определенный интерес для практики сплочения ученического коллектива представляют специальные методы и приемы воздействия на личные взаимоотношения. Рассмотрим некоторые из них.

Психологи отмечают, что к человеку, с которым пред­стоит совместная работа, у ожидающего встречи с ним обычно заранее формируется положительная установка, способная благоприятно повлиять на возникновение хорошие личных взаимоотношений. Этот психологический феномен можно по-разному использовать в практике совершенствования нравственного климата и повышения сплоченности коллектива. Обсудим эту проблему на примере создания временного детского коллектива.

Положительную роль в установлении благоприятны взаимоотношений между учащимися играет предварительный рассказ о тех ребятах, которые войдут в состав создаваемого коллектива. Если прежде в классе между некоторыми ребятами уже сложились не слишком благополучны личные взаимоотношения, то целесообразно их чаще, чем других, включать в совместную работу, причем такую, какой они смогли бы проявить себя с лучшей стороны и лучше узнать друг друга. Положительное влияние такого род информации сказывается на отношениях в группе еще до того, как ее участники реально включатся в выполнение общественной работы , ради которой создавался этот временный коллектив.

Перед началом совместной работы с каждым из школьников можно провести небольшую индивидуальную беседу, в ходе которой предложить ему ответить на ряд вопросов. Эти вопросы подбираются таким образом, чтобы быть значимыми для учащихся. Естественно, у них могут оказаться разные мнения. Однако предпочтительно каждому члену коллектива сообщить, что его товарищи, с которым ему предстоит работать, по данному вопросу придерживаются примерно того же мнения, что и он сам. Это будет способствовать формированию положительной установки по отношению друг к другу и ускорит сплочение коллекти­ва, то есть достижение действительного единства мнений по данному вопросу.

Такими же социально-психологическими приемами учи­тель может воспользоваться по отношению к постоянному ученическому коллективу перед началом любой личности, значимой общественно полезной деятельности.

Возможным приемом критической проверки сплоченности коллектива и вместе с тем его укрепления является создание в коллективе ситуации, которая порождает трудности в совместной работе и напряженность в межличност­ных взаимодействиях и взаимоотношениях. Эта ситуация (или заранее продуманная и спланированная совокупность подобных ситуаций) является своеобразным испытанием коллектива на прочность. И если он выдержит такое испытание, то станет еще сплоченнее, сильнее, а если нет, то всю работу по сплочению коллектива необходимо начинать сначала.

Так же особое внимание следует уделить развитию межличностных отношений.

Межличностные взаимоотношения школьников формируют­ся и развиваются в общении, в непосредственных контактах друг с другом во время учения, в общественной работе. На формирование отношений учащихся в классе оказывают влияние многие факторы: содержание выполняемой дея­тельности, условия, в которых она осуществляется, спо­собы организации общения и взаимодействия людей, их индивидуальные особенности и многое другое.

Любой школьник-старшеклассник имеет достаточный жизненный опыт для установления и поддержания нормаль­ных взаимоотношений с окружающими людьми. Он обыч­но интуитивно пользуется этим опытом, приобретенными умениями и навыками общения. Этих умений и навыков обычно хватает для того, чтобы создать в классе атмосферу если не дружелюбия, то хотя бы понимания.

Однако нередко возникают недоразумения и конфликт­ные ситуации, преодолеть которые только на основании жиз­ненного опыта школьников не удается. Тогда помочь учи­телю могут знания социально-психологических законо­мерностей и механизмов формирования человеческих взаимоотношений. Попытаемся на основе этих знаний сформу­лировать практические рекомендации по установлению и поддержанию хороших личных взаимоотношений между членами ученического коллектива.

В каждом коллективе на протяжении его жизни, но главным образом в начале его формирования образуются свои нормы и правила взаимоотношений. В ходе совместной деятельности, активного общения эти нормы и правила проявляются в форме согласий или разногласий участни­ков по разнообразным вопросам. Единодушие в понимании норм и следование им достигается в результате преодоле­ния имеющихся у школьников разногласий. Необходимым условием единства становится выработка способов оптимального и эффективного разрешения различных недоразу­мений и конфликтов.

Проверенные жизнью и психологически обоснованные правила общения — необходимое условие успешной работы коллектива. Школьников среднего и старшего возрастов  нужно учить руководствоваться в своем общении определенными, соответствующими общественной морали правилами. Эти правила можно предложить ученикам, например, в виде специального «кодекса», который разработан на основе исследований в лагере «Комсорг»:

1. Уважай мнение товарищей по коллективу. Если спор неизбежен, то не следует начинать его с прямого отклонения мнения товарищей, например, со слов: «Ты не прав!» Это воспринимается почти так же, как заявление: «Я умнее тебя». Прямо заявив товарищу, что он не прав, не позаботившись о том, чтобы вникнуть в суть занимаемой им позиции, мы наносим удар его самолюбию, и чувству собственного достоинства. Это, как правило, вызывает лишь раздражение и желание ответить тем же.

2. Укрепляй у товарищей веру в себя. Если просто скажешь товарищу, что он бездарен и делает все неправильно, то убьешь нем веру в себя и желание совершенствоваться. Если же отметишь его успехи, а не промахи, дашь понять, что веришь в него, то он сделает все,  чтобы стать лучше.

3. Доказывая свою мысль другим, избегай выражений типа: «несомненно», «абсолютно точно», «безусловно» и т. п. .Лучше пользоваться словами «я полагаю», «возможно», «мне кажется», и пр. Их употребление вместо безапелляционных суждений не поколеблет вашей уверенности и вместе с тем позволит скорее убедить товарищей, не задевая их достоинства.

4. Если не прав, открыто признай это перед товарищами по коллективу. Признавая свои ошибки, мы оказываемся в менее не­ловком положении, чем тогда, когда эти ошибки замечают другие. Самому себя критиковать легче, чем выслушивать замечания в свой, адрес со стороны.

5. Стремясь убедить в чем-то товарища по коллективу, дай ему сначала до конца выговориться. Нельзя прерывать человека, не завершившего свою мысль. Он все равно будет занят ею и не воспримет того, о чем ты говоришь, с должным вниманием. Внимательно и терпеливо слушающий человек успокаивает собеседника. В присутствии такого слушателя даже самый конфликтный человек умолкает и готов слушать и понимать других.

6. Прежде чем осудить товарища, постарайся выяснить, почему он так поступил. У каждого человека своя логика, своя система рассуждений, с помощью которых он оправдывает свои поступки. Критиковать и осуждать умеет каждый, а понять человека и помочь ему исправить свою ошибку дано немногим. Научившись этому, мы сами вырастаем как личности.

7. Начинать беседу с товарищем, в процессе которой ты хочешь его в чем-то переубедить, надо с искреннего, дружеского, доброжела­тельного к нему отношения. Если человек настроен по отношению к тебе враждебно, он не будет рассуждать логично, воспринимать объективно то, о чем ему говорят. Наше восприятие и понимание других людей существенно зависят от эмоционального настроя по отношению к ним. Недружелюбное отношение ожесточает человека, убивает в нем желание сотрудничать. Дружелюбное, напротив, располагает к сотрудничеству и взаимопониманию.

8. Умей видеть достоинства, положительные стороны у людей, будь искренним, сердечным и щедрым па похвалы. У всех людей есть не только недостатки, но и очевидные достоинства. Свои поло­жительные стороны человек, как правило, знает и стремится их раз­вивать. Растить в человеке лучшее, что и нем заложено, можно путем высокой оценки поступков, в которых это лучшее прояв­ляется.

9. Не навязывай своего мнения товарищу, дай ему самому прийти к нужному выводу. Мы больше верим и следуем тем выводам, к которым приходим сами, чем тем, которые предлагаются нам в готовом виде. Помогая товарищу самому прийти к нужному вы­воду, мы не только делаем этот вывод более убедительным, но спо­собствуем развитию мышления, чувства собственного достоинства у  товарища.

10. Проявляй искренний, бескорыстный интерес к товарищам по коллективу. Каждый человек нуждается во внимании и бывает рад, если окружающие искренне им интересуются. Вникай в жизнь и дела своих товарищей по коллективу, мы тем самым способствуем установлению  дружеских   взаимоотношений.

Эти правила усваиваются не сразу. Порой приходится ломать имеющиеся представления, взгляды, привычки. Для лучшего усвоения этих правил со школьниками целе­сообразно проводить специальные занятия, во время кото­рых они могли бы не только понять, но и практически, с товарищами по классу, научиться пользоваться ими.

Информация о работе Организация жизнедеятельности детского коллектива в начальной школе