Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Апреля 2012 в 10:00, курсовая работа
Цель – изучить теоретические основания и практику организации жизнедеятельности в начальной школе.
Гипотеза – Системная организация жизнедеятельности детского коллектива в начальной школе обеспечивает оптимальный уровень удовлетворенности детей школьной жизнью.
Задачи – 1) изучить теоретические подходы и методы воспитательной работы в начальной школе.
2) изучить общую характеристику личности младшего школьника.
3) изучить особенности детского коллектива в начальной школе.
4) исследовать практику организации детского коллектива в современных условиях.
Введение……………………………………………………………………..2
Глава 1. Теоретические подходы и методы воспитательной работы в начальной школе………………………………………………….…………7
§1. Общая характеристика личности младшего школьника…………….7
§ 2. Особенности детского коллектива в начальной школе………….….22
Глава 2. Практика организации жизнедеятельности детского коллектива в современных условиях………………………………………………..….40
§ 1. Опыт и концепции организации жизнедеятельности детского коллектива в начальной школе………………………………………...….40
§ 2. Технологии организации жизнедеятельности детского коллектива……………………………………………………………...…...62
§ 3. Рекомендации по улучшению организации жизнедеятельности детского коллектива………………………………………………………..70
Заключение…………………………………………………………………86
Список литературы………………………………………………………..88
Авторы программы считают, что для того чтобы ребенок стал хорошим учеником, он должен знать, что в школе ему всегда рады.
Следует так же отметить курс «Введение в школьную жизнь»[26], созданный Цукерман и Поливановой для того, чтобы на пороге школы, в промежутке между дошкольным и школьным детством помочь ребенку построить содержательный образ «настоящего школьника». Это своеобразная десятидневная инициация в новый возраст, в новую систему отношений со взрослыми, сверстниками и самим собой. «Введение» носит принципиально промежуточный характер, соответствующий самоощущению ребенка, уже не дошкольник, но еще не школьник.
По форме, по манере общения «Введение» [26] строиться как обучение навыкам учебного сотрудничества. Но материал, с которым работают дети – чисто дошкольный: дидактические игры на конструирование, классификацию, рассуждение, запоминание, внимание и пр. Предлагая детям эти, по сути развивающие задания, авторы не стремятся научить их в совершенстве все выполнять. Усилия детей должны быть сосредоточены на освоении отношений: на умении договариваться, обмениваться мнениями, понимать и оценивать друг друга и себя как это делают настоящие школьники. В возрасте 6-7 находится на важном перепутье в своей жизни: в промежутке между дошкольником и школьным детством. В этом состоянии дети очень подвержены стрессам, нарушается биологическое и психологическое равновесие, растет напряженность. Ребенку трудно. И с ребенком, находящимся в состоянии жизненного кризиса, на перепутье целей, желаний, ожиданий, тоже непросто.
Для ребенка приход в школу – это своеобразное «оформление на должность» (по выражению Т.А. Нежновой). И эта должность весьма заманчива, но для большинства детей выступает внешней своей стороной: «Настоящий школьник – это счастливый обладатель портфеля и старательный исполнитель школьных правил. Он слушает учителя, поднимает руку и получает отметки» - сыграть в такую игру мечтает практически каждый будущий школьник.
Но создатели учебного курса «Введение в школьную жизнь» [26]считают, что в таком слишком поверхностном образе детских надежд таится серьезная опасность – и для ребенка, и для его будущего учителя.
В идеале авторы рекомендуют проводить такой курс весной, перед самым выпуском детей из детского сада, но что бы проводил его учитель, который берет этих детей в первый класс. Такое соединение привычной дошкольной среды и школы, воплощенной в самом привлекательном лице первого учителя, полностью соответствует замыслу курса, облегчающего ребенку переход от дошкольной к школьной жизни. Но авторы считают допустимым, чтобы этот курс проводил воспитатель детского сада в мае, провожая своих питомцев в школу, или учитель в сентябре, переводя своих новичков через школьный порог.
Итак, курс «Введение в школьную жизнь» [26] стремиться создать у ребенка представление о школе как о месте, где он будет принят весь, целиком: со своими чувствами, мыслями, знаниями, проблемами, большими и малыми событиями личной жизни, - что все это в школе важно, интересно и помогает строить общую жизнь класса.
Еще одна программа, о которой хотелось бы сказать – это программа Семиной Л. и В.И. Максаковой. Авторы назвали курс «Учимся договариваться» [28]. Это, на взгляд авторов, перекликается и с основной функцией права - «улаживать существующие в обществе конфликты, смягчать напряженность, устанавливать «правила игры», позволяющие обществу функционировать, несмотря на противоречивые интересы и потребности людей» ([по 10]). Создатели программ считают, что рядом с задачей правового образования должна все время, как тень, следовать задача развития правовой культуры. Авторы предлагают в школе решать эту задачу уже с 1-го класса.
Курс делает успешным использование нескольких основных идей.
- Ребенок, школьник - это, прежде всего человек, то есть «живое существо, обладающее даром речи и мысли, способностью создавать и использовать орудия труда, создавать себе и другим настроение». Ребенок, независимо от возраста, характера и успеваемости, - личность, то есть «член общества, имеющий права и обязанности перед собой и другими», как сказано в Толковом словарике первоклассника. В этом смысле ученик и учитель равны друг другу.
- Все люди взаимозависимы, несут определенную ответственность друг за друга, являются в определенном смысле условием развития друг друга.
- Наиболее продуктивные и достойные способы взаимодействия людей друг с другом - сотрудничество, компромисс, взаимные уступки, договор, что невозможно без стремления понять другого и себя, без стремления согреть другого, помочь ему, без умения общаться, преодолевать себя, договариваться.
Работа над курсом «Учимся договариваться» [28] - это процесс сотрудничества детей и взрослых по углублению, закреплению названных выше установок.
Признание этих идей, принятие этой идеологии определяет не только содержание занятий, но и их структуру, логику работы в целом, формы и методы проведения классных занятий и внеурочной работы.
Курс «Учимся договариваться» условно делится на три неравных блока - Я, ТЫ и МЫ. В первом блоке ребенок получает возможность вглядеться в свой внешний облик, задуматься о своем характере, о тех социальных ролях, которые он выполняет; осознать свои эмоции и выработать умение управлять ими; понять свою значимость для других людей - то есть ребенок получает возможность понять самого себя. Но он одновременно интенсивно знакомится с другими детьми, потому что каждый одноклассник на этих уроках рассказывает о себе.
От того, чем больше каждый узнает себя, чем лучше начинает осознавать свою единственность и уникальность, тем легче оказывается со временем понять, что каждый человек тоже уникален и единствен в своем роде и что его собственная ценность и ценность других детей определяется тем, что они способны сделать хорошего для других людей.
Следовательно, в блоке Я, который по объему самый большой, уже заложен дух следующих блоков. Строки второго блока приводят ребенка к открытию, что всякий человек (в том числе данному ребенку не знакомый, чужой) для кого-то - свой, что всякий человек при этом для себя является личностью, то есть Я; ТЫ и Я взаимосвязаны и взаимозависимы. Логикой от Я к ТЫ и затем к МЫ авторы стремились заронить привычку ребенка к самонаблюдению, к рефлексии, к самопознанию .
В блоке МЫ ребенок исследует те социальные группы, те объединения людей, в которые он сам непосредственно включен, которые для него наиболее значимы: свою семью и свой класс. Он приходит к мысли, что человеку хорошо в той семье и в том коллективе, где ценность МЫ не подавляет ТЫ и Я; где Я добровольно ограничивает себя ради ТЫ и МЫ; где люди умеют договариваться между собой. Соглашение о правилах совместной жизни, сформулированное, принятое, подписанное школьниками, становится содержательной точкой и эмоциональной вершиной всей работы в течение первого года.
Этот блок - небольшой по объему, но он - центральный, определяющий «крепость» всей цепочки, всей идеи . Учителю здесь надо работать особенно продуманно и ювелирно.
Предполагается, что с первых же дней учитель старается вызвать потребность детей договариваться в сложных коллизиях школьной жизни; пользуется всякой возможностью обратить внимание детей на жизненную важность каких-то правил совместной жизни, общих для всех; поддерживает попытки школьников формулировать эти правила, вывешивает их в классе по мере принятия, даже если они звучат коряво , и т.п.
Тогда итоговая работа детей над текстом окончательного (для этого года) договора будет восприниматься ими как логическое завершение года, а сам «общественный договор», содержащиеся в нем правила - как безусловно обязательные для каждого.
В структуру курса сознательно не включены как специальные темы примеры конфликтов и способы их разрешения. Авторы предлагают лишь алгоритм, а педагоги сами вырабатывают наиболее удобные для них и их коллективов формы разрешения этих конфликтов [28].
Приведу пример еще одной интересной программы воспитания школьников «Я – гражданин России», автором которой является Р.А. Курашкина [7].
Воспитание гражданина страны – одно из главных условий национального возрождения. « Функционально грамотный гражданин - это человек, любящий Родину, умеющий реагировать на изменения в обществе, защищать свое человеческое право» - считает создатель данной программы [7]. Понятие гражданственность предполагает освоение и реализацию ребенком своих прав и обязанностей по отношению к себе самому, своей семье, коллективу, к родному краю, Отечеству, планете Земля. Это проблемы не только философские, социальные, экономические, но и педагогические. Важно воспитать деятельного гражданина своей Родины, а не стороннего наблюдателя. Формируя гражданина мы прежде всего должны видеть в нем человека. Поэтому гражданин с педагогической точки зрения – это самобытная индивидуальность, личность, обладающая единством духовно-нравственного и правового долга.
Главное в программе «Я – гражданин России» - системный подход к формированию гражданской позиции школьника, создание условий для его самопознания и самовоспитания. При этом важно использовать педагогический потенциал социального окружения, помочь учащимся освоить общественно – исторический опыт путем вхождения в социальную среду, выработать свой индивидуальный опыт жизнедеятельности.
Программа используется со 2-го по 11-й класс. Она включает в себя 6 направлений, связанных между собой логикой формирования гражданина России.
Первое направление – «Я и я», обеспечивает правильное формирование гражданского отношения к себе, воспитывает у детей понимание сущности сознательной дисциплины и культуры поведения, ответственности и исполнительности, точности при соблюдении правил поведения в школе, дома, в общественных местах.
Следующее направление – «Я и семья» формирует гражданское отношение к своей семье, понимание у детей сущности основных социальных ролей: дочери, сына, мужа, жены, уважение к членам семьи, воспитывает семьянина, любящего своих родителей.
Направление «Я и мое Отечество» развивает общественную активность учащихся, воспитывает в них сознательное отношение к народному достоянию, верность боевым и трудовым традициям старшего поколения, преданность отчизне, готовность к защите ее свободы и независимости.
Четвертое направление называется «Я и планета», в нем формируют понимание взаимосвязей между человеком, обществом и природой, эстетическое отношение к окружающей среде и труду как источнику радости и творчества.
Последнее направление «Я и школа» формирует у детей осознание принадлежности к школьному коллективу, стремление к сочетанию личных и общественных интересов, к созданию атмосферы подлинного товарищества и дружбы в коллективе. Также оно воспитывает сознательное отношение к учебе, развивает познавательное отношение к учебе, формирует готовность школьников к сознательному выбору профессии, постоянную потребность в пополнении своих знаний, в укреплении своего здоровья.
Интересно, что программа состоит не из блоков, сменяющих один другим, а именно из направлений, которые самостоятельно развиваются и усложняются.
Существует еще огромное количество хороших и эффективных программ организации жизнедеятельности детского коллектива, которые могут помочь педагогу в его работе.
§ 2. Технологии организации жизнедеятельности детского коллектива
Для более тщательного изучения темы своей курсовой работы мы выбрали несколько методов эмпирического психолого-педагогического исследования и составили программу практической части .
Программа практической части:
1 ЭТАП.
ЦЕЛЬ – выявить зависимость удовлетворенности детей школьной жизнью от степени организованности жизнедеятельности этого коллектива.
ЗАДАЧИ – 1. Пронаблюдать организованность детского коллектива.
2. Провести беседу с педагогом на тему используемых им методов организации жизнедеятельности детского коллектива.
3. Провести тест и выявить удовлетворенность детей школьной жизнью.
4. Провести анкетирование и оценить привлекательность детского коллектива для его участников.
5. Проанализировать полученные результаты и определить уровень удовлетворенности детей школьной жизнью.
Одним и основных и важных методов является изучение литературы и других источников. Изучение литературы, документов, материалов на электронных носителях и других источников как средств, содержащих факты, характеризующие история и современное состояние изучаемого объекта, служит способом создания первоначальных представлений и исходной концепции о предмете исследования. Тщательное изучение литературы помогает отделить известное от неизвестного, зафиксировать установленные факты, накопленный опыт, четко отчертить изучаемую проблему.
Наблюдение. В исследовательских работах является одним из основных методов в педагогике и психологии.
В педагогике и психологии наблюдением считается целенаправленное и систематическое восприятие действий и поведения человека, особенностей протекания какого-либо процесса. Наблюдение не только направленно на восприятие чувственно данных явлений, оно должно также привести к психологическому осмыслению, т. е. к осмыслению фактов. Применение метода наблюдения завершается анализом и установлением взаимосвязи между фактами наблюдения и высказыванием предположений или утверждений [5].
Для изучения вопроса моей курсовой работы я использовала метод широкого наблюдения (т.е. наблюдения велись за группой в целом), в первое время исследования наблюдение было невключенным, остальную часть исследования велось включенное наблюдение за организацией детского коллектива в школе, в которой проходила моя педагогическая практика.
В ходе этого наблюдения я увидела, что у детей недостаточно организованно время, свободное от уроков – некоторые дети оставались сидеть за партами, другие группами общались, демонстрировали новые игрушки и другие, интересные для них вещи. Третьи выходили в коридор, пытались вести подвижные игры, но, не умея контролировать свои эмоции и поведение, всегда получали замечания от учителей за нарушение школьной дисциплины.
Информация о работе Организация жизнедеятельности детского коллектива в начальной школе