Организация жизнедеятельности детского коллектива в начальной школе

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Апреля 2012 в 10:00, курсовая работа

Краткое описание

Цель – изучить теоретические основания и практику организации жизнедеятельности в начальной школе.
Гипотеза – Системная организация жизнедеятельности детского коллектива в начальной школе обеспечивает оптимальный уровень удовлетворенности детей школьной жизнью.
Задачи – 1) изучить теоретические подходы и методы воспитательной работы в начальной школе.
2) изучить общую характеристику личности младшего школьника.
3) изучить особенности детского коллектива в начальной школе.
4) исследовать практику организации детского коллектива в современных условиях.

Оглавление

Введение……………………………………………………………………..2

Глава 1. Теоретические подходы и методы воспитательной работы в начальной школе………………………………………………….…………7

§1. Общая характеристика личности младшего школьника…………….7

§ 2. Особенности детского коллектива в начальной школе………….….22

Глава 2. Практика организации жизнедеятельности детского коллектива в современных условиях………………………………………………..….40

§ 1. Опыт и концепции организации жизнедеятельности детского коллектива в начальной школе………………………………………...….40

§ 2. Технологии организации жизнедеятельности детского коллектива……………………………………………………………...…...62

§ 3. Рекомендации по улучшению организации жизнедеятельности детского коллектива………………………………………………………..70

Заключение…………………………………………………………………86

Список литературы………………………………………………………..88

Файлы: 1 файл

самая первая КУРСОВАЯ!!!!!!!.doc

— 380.00 Кб (Скачать)

Особенно большое значение для психического развития ребенка имеет его общение со взрослыми на ранних этапах онтогенеза. Все свои психические качества и свойства личности он приобретает исключительно через общение, так как до определенного возраста он лишен способности к самообразованию и самовоспитанию.

В общении сначала через прямое подражание, а затем через словесные инструкции ребенок приобретает основной жизненный опыт. Люди, с которым он общается, являются для ребенка носителями этого опыта.

Дети усваивают те формы общения, которые преобладают в их окружении, в их отношениях с окружающими.

Общение в деятельности воспитателя, родителя выступает:

                  Как средство решения учебно-воспитательнох задач;

                  Как средство, позволяющее вступать в контакт и разрешать конфликты, строить взаимодействие с ребенком;

                  Как способ развития коммуникативности со взрослыми и сверстниками;

                  Как необходимое условие его социально-личностного развития.

Таким образом, общение – это взаимодействие людей, направленное на согласование и объединение усилий с целью достижения общего результата (И.И. Лисина).

Три составляющие общения

 

( Волкову Б.С., Волковой Н.Б.)[4]

 

 

О Б Щ Е Н И Е –

Многоплановый процесс развития контактов между людьми, порождаемый потребностью  общей деятельности

↓                      ↓                        ↓

 

 

 

 

 

 

 

 

Коммуникацию между общающимися обеспечивает не только язык. Общение происходит на «одном языке», когда говорящие вкладывают один и тот же  смысл в произносимые слова.

Речевое общение – процесс установления и поддержания  целенаправленного, прямого или опосредованного контакта между людьми при помощи языка.

В структуру речевого общения входят свойства речи и голоса    (по [9]):

- диапазон (широкий, узкий),

- тональность (высокая, низкая)

- интонация (слабая, говорящая о подчиненности человека и повышенного тона, подчеркивающая сильную человеческую натуру)

- темп речи (быстрый, средний, замедленный)

- модуляция высоты голоса (плавная, резкая)

- ритм (равномерный, прерывистый)

- тембр (раскатистый, хриплый, скрипучий)

Наиболее привлекательной в общении является речь плавная, спокойная, размеренная. Речевое общение, поддержанное словами, жестами, мимикой собеседника (диалог), является более легким, по сравнению с неподвижным (монолог).

Не меньшее значение имеет и общение неречевое (невербальное), осуществляемое с помощью жестов, мимики, пантомимики, а также позиции и дистанции общения.

Зная эти особенности педагог должен еще более тщательно следить не только за своей речью, но и за своими движениями, позами, выражением лица, ведь они так же сильно , как и слова, а порой еще сильнее, влияют на психику ребенка [9].

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

§ 2.      Особенности детского коллектива в начальной школе.

Многие выдающиеся педагоги и психологи задавались мыслью о том, как организован коллектив, какие законы в нем действуют, как изменяется структура коллектива во времени и о том, какими способами можно повлиять на него.

Виднейшим представителем отечественной  педагогики, разработавшим теорию коллектива, был А.С. Макаренко[14].

Макаренко утверждал, что «коллектив – это социальный живой организм, который потому и организм, что он имеет органы, что там есть полномочия, ответственность, соотношения частей, взаимосвязанность, а если ничего этого нет, то нет и коллектива, а есть просто толпа и сборище…»[14].

Ему принадлежат многочисленные педагогические и художественные сочинения, в которых детально разработана методика коллективного воспитания. Учение А.С. Макаренко содержит подробную технологию поэтапного формирования коллектива. Он сформулировал закон жизни коллектива: движение – форма жизни коллектива, остановка – форма его смерти; определил принципы развития коллектива (гласности, ответственной зависимости, перспективных линий, параллельного действия); вычислил этапы(стадии) развития коллектива.

Чтобы стать коллективом, группа должна пройти нелегкий путь качественных преобразований. На этом пути А.С. Макаренко выделяет несколько стадий (этапов)[14]:

Первая стадия – становление коллектива (стадия первоначально сплочения). В это время коллектив выступает прежде всего  как цель воспитательных усилий педагога, стремящегося организационно оформленную группу (класс, кружок и т.д.) превратить в коллектив, т.е. такую социально-психологическую общность, где отношения  учеников определяются содержанием их совместной деятельности, ее целями, задачами, ценностями. Организатор коллектива – педагог, от него исходят все требования. Первая стадия считается завершенной, когда коллектив выделился и заработал актив, воспитанники сплотились на основе общей цели, общей деятельности и общей организации.

На второй стадии усиливается влияние актива. Теперь уже актив не только поддерживает требования педагога, но и сами предъявляют их к членам коллектива, руководствуясь своими понятиями о том, что приносит пользу, а что – ущерб интересам коллектива. Если активисты правильно понимают потребности коллектива, то они становятся надежными помощниками педагога. Работа с активом на этом этапе требует пристального внимания педагога.

Для второй стадии характерна стабилизация структуры коллектива. Коллектив в это время выступает как целостная система, в ней начинают действовать механизмы самоорганизации и саморегуляции. Он уже способен требовать от своих членов определенных норм поведения, при этом круг требований постепенно расширяется. Таким образом, на второй стадии развития коллектив уже выступает как инструмент целенаправленного  воспитания определенных качеств личности.

Основная цель педагога на этой стадии – максимально использовать возможности коллектива для решения тех задач, ради которых этот коллектив создаётся. Практически только теперь  коллектив достигает определенного уровня своего развития как субъект воспитания, в результате чего и становится возможным  целенаправленно использовать его в целях индивидуального развития каждого ученика. В общей атмосфере доброжелательности по отношению к каждому члену коллектива, высокого уровня педагогического руководства, стимулирующего положительное стороны личности, коллектив становиться средством развития социально важных качеств личности [16].

Развитие коллектива на этой стадии связанно с преодолением противоречий: между коллективом и отдельными учениками, опережающими в своем развитии требования коллектива или, наоборот, отстающими от этих требований; между нормами поведения коллектива нормами, стихийно складывающимися в классе; между общими и индивидуальными перспективами; между отдельными группами учеников с различными ориентациями и т.д. Поэтому в развитии коллектива неизбежны скачки. Остановки, движения вспять.

Третья и последующие стадии характеризуют расцвет коллектива. Они отличаются рядом особых качеств, достигнутых на предыдущих этапах развития. Чтобы подчеркнуть уровень развития коллектива на этой стадии, достаточно указать на уровень и характер требований, предъявляемых друг к другу членами коллектива: более высокие требования к себе. Чем к своим товарищам. Однако это уже свидетельствует о достигнутом уровне воспитанности, устойчивости взглядов, суждений, привычек. Если коллектив доходит до этой стадии развития, то он формирует целостною, нравственную личность. На данной стадии коллектив превращается в инструмент индивидуального развития каждого из его членов. Общий опыт. Одинаковые оценки событий – особый признак и наиболее характерная черта коллектива на третьей стадии.

Процесс развития коллектива рассматривается отнюдь не как плавный переход от одной стадии к другой. Между стадиями нет четких границ – возможности для перехода к последующей стадии создаются в рамках предыдущей. Каждая последующая стадия в этом процессе не сменяет предыдущую, а как бы добавляется к ней. Коллектив не может и не должен останавливаться в своем развитии, даже если он достиг очень высокого уровня. Поэтому некоторые педагоги выделяют четвертую  и последующие стадии движения. На этих каждый школьник благодаря прочно усвоенному коллективному опыту сам предъявляет к себе определенные требования. Выполнение нравственных норм становиться для него потребностью, процесс воспитания переходит в процесс самовоспитания.

На всех стадия развития коллектива возникают, крепнут и сплачиваются большие и малые традиции. Традиции – это такие устойчивые формы коллективной жизни, которые эмоционально воплощают нормы, обычаи, желания воспитанников. Традиции помогают вырабатывать общие нормы поведения, развивают коллективные переживания, украшают жизнь.

В традициях можно выделит большие и малые. Большие традиции – это яркие, массовые события, подготовка и проведение которых воспитывают гордость за свой коллектив, веру в его силу, уважение к общественному мнению. Малые, будничные, повседневные традиции скромнее по масштабам, но не менее важны по воспитательным воздействиям. Они учат поддерживать установленный порядок, вырабатывать устойчивые привычки поведения. Малые традиции не требуют особых усилий, их поддерживают установившийся порядок, всеми добровольно принятое соглашение. Традиции меняются и обновляются. Новые задачи, встающие перед коллективом, новые способы их решения становятся со временем более или менее популярными – это способствует возникновению новых и стиранию старых традиций.

Особенно важным считал А.С. Макаренко выбор цели. Практическую цель, которая способна увеличить  и сплотить воспитанников, он назвал перспективой. При этом он исходил из положения о том, что «истинным стимулом человеческой жизни является завтрашняя радость» [15].

Каждый коллектив, будь он специально созданный или образовавшийся под действием вынужденных обстоятельств, неким образом влияет на каждого из его участников. Задача педагога заключается в том, чтобы создать такие условия, в которых коллектив сможет успешно развиваться, а следовательно и развивать всех его участников в отдельности.

Ни одна педагогическая идея не будет реализована без должной организации деятельности детских групп и коллективов. Эта организация должна быть такой, что бы создавать оптимальные условия для научения и воспитания личности. Какие  же эти условия и какой, исходя из них, должна быть совместная деятельность детей?

Первое такое условие [18] – обеспечение каждому члену детской группы или коллектива возможности для активного участия во всех делах. Это условие может быть выполнено лишь тогда, когда количество детской группы относительно не велико, т. е. такое, которое позволяет каждому члену группы свободно вести себя и  с полной отдачей сил включиться в совместную деятельность. Практика показывает, что оптимальной по составу является группа детей, численностью от3 до 7 человек. Это объясняется тем, что группа данной величины обеспечивает активное участие в совместной деятельности, позволяя вместе с тем лучшим образом распределить обязанности между челнами группы и скоординировать их действия.

Второе условие – получение богатого и разнообразного опыта общения и совместной деятельности в группах. Для выполнения этого условия рекомендуется систематически изменять состав и распределение обязанностей в детских группах. Это позволяет получить детям богатый и разнообразный опыт общения, усваивать различные формы  ролевого поведения, вырабатывать нужные и достаточно гибкие коммуникабельные умения и навыки. Чем меньше возраст детей, тем меньше по величине  должна стать группа, в которой все это происходит. Для детей младшего школьного возраста педагоги считают оптимальным количество 2-3 человек в каждой.

Третье условие -  использование в группах или коллективах таких норм и правил взаимодействия, которые интересы личностного развития ставят на первый план. Это условие будет соблюдено, если отношения между группой и каждым отдельно взятым её членом будут строиться на равной, демократической основе. В этом случае это означает, что каждый ребенок в группе получает такие же права, как группа в целом, и если его мнение расходиться с мнением большинства других членов группы, то за ребенком остается право поступать в том или другом случае по-своему.

Четвертое условие – воссоздание в практической деятельности детских групп или коллективов той социальной реальности, с которой дети, став взрослыми, обязательно должны будут столкнуться. Деятельность развивающих детских групп или коллективов следует организовать таким образом, чтобы постепенно готовить детей к взрослой жизни.

Бывает так, что то, чем дети занимаются на практике, хотя и интересно для детей, как развлечение, но очень сильно оторвано от действительности и взаимоотношений взрослых людей  и практически не готовит их к жизни. Для того чтобы коллективные формы детского существования действительно соли настоящей школой подготовки к жизни необходимо обеспечить выполнение четвертого условия. Здесь без активной помощи взрослых, без совместной творческой работы педагогов, психологов и социологов не обойтись. Составляя программу коллективного воспитания детей, необходимо позаботиться о том, чтобы в нее вошли групповые дела, связанные с решением наиболее сложных жизненных проблем. Виды деятельности, в которые практически включены дети, должны не только готовить их к жизни, но и психологически развивать. Детские группы и коллективы, по крайней мере в учреждениях учебно-воспитательного типа, должны создаваться для решения определенных, развивающих задач и находиться в зоне ближайшего развития ребенка.

Информация о работе Организация жизнедеятельности детского коллектива в начальной школе