Организация жизнедеятельности детского коллектива в начальной школе

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Апреля 2012 в 10:00, курсовая работа

Краткое описание

Цель – изучить теоретические основания и практику организации жизнедеятельности в начальной школе.
Гипотеза – Системная организация жизнедеятельности детского коллектива в начальной школе обеспечивает оптимальный уровень удовлетворенности детей школьной жизнью.
Задачи – 1) изучить теоретические подходы и методы воспитательной работы в начальной школе.
2) изучить общую характеристику личности младшего школьника.
3) изучить особенности детского коллектива в начальной школе.
4) исследовать практику организации детского коллектива в современных условиях.

Оглавление

Введение……………………………………………………………………..2

Глава 1. Теоретические подходы и методы воспитательной работы в начальной школе………………………………………………….…………7

§1. Общая характеристика личности младшего школьника…………….7

§ 2. Особенности детского коллектива в начальной школе………….….22

Глава 2. Практика организации жизнедеятельности детского коллектива в современных условиях………………………………………………..….40

§ 1. Опыт и концепции организации жизнедеятельности детского коллектива в начальной школе………………………………………...….40

§ 2. Технологии организации жизнедеятельности детского коллектива……………………………………………………………...…...62

§ 3. Рекомендации по улучшению организации жизнедеятельности детского коллектива………………………………………………………..70

Заключение…………………………………………………………………86

Список литературы………………………………………………………..88

Файлы: 1 файл

самая первая КУРСОВАЯ!!!!!!!.doc

— 380.00 Кб (Скачать)

ИГРА – форма деятельности, « порождающую особую реальность, выделяющуюся из повседневности особым, присвоенным субъектом игровым пространством; особым, нелинейно протекающим временем; особой, значимой для субъекта системой норм и ценностей, отраженных в игровых правилах; особой, чрезвычайной сплоченной игровой общностью»[25],. Форма организации носит разнообразный характер: дидактическая, ролевая, деловая, организационно-диагностическая, познавательная, подвижная, игровая программа ( представляет собой набор конкурсов, игр состязаний, соединенных единой тематикой).

ДИСКОТЕКА – обычно вспомогательная форма, при организации праздников, конкурсов и др., хотя может и выступать и в качестве самостоятельного действия. Формы организации дискотек самые разнообразные: дансинг – «танцуем без перерыва2, тематические, диско-театр, диско-панорама, диско-марафон и др.в начальной школе чаще всего проводятся дискотеки с игровыми программами.

ЭКСКУРСИЯ – выход, поездка, коллективное посещение культурно-исторических мест. Может быть учебного или культурно-просветительного характера. Организация экскурсии может включать  в себя: предварительное изучение справочной и энциклопедической литературы, выполнение в ходе экскурсии исследовательских или творческих заданий. Подведение итогов – в форме викторины, конкурса юных краеведов, творческого представления результатов.

ВОСПИТАТЕЛЬНО МЕРОПРИЯТИЕ – организационная форма воспитательной  работы, когда активны немногие, а большинству отводится роль зрителя-слушателя (митинг, линейка, концерт, обычный  классный час).

КОЛЛЕКТИВНОЕ ТВОРЧЕСКОЕ ДЕЛО (КТД) – это, скорее, не форма воспитательной деятельности, а способ ее организации.

Зная все эти формы воспитательной и организационной деятельности, каждый педагог выбирает наиболее подходящие для себя, сочетает, синтезирует  их между собой и получает индивидуальные, наиболее подходящие для него и его коллектива формы.

 

 

 

 

 

 

 

Вывод.

 

Детский коллектив – это особенный коллектив, к нему нельзя применять те же требования, что и к коллективу, состоящему из взрослых людей, механизмы управления взрослым коллективом могут оказаться совершенно негодными для детского коллектива. Изучение возрастных детских особенностей необходимо для грамотного управления коллективом  в начальной школе.

Большое разнообразие форм организации современного детского коллектива в начальной школе предоставляет педагогу возможность выбора из предлагаемых наиболее удобных для себя и наиболее подходящих для конкретного коллектива.

  Сама структура школьного устройства обуславливает некоторые особенности детского коллектива. Все это нужно обязательно изучать, знать и понимать для плодотворной работы с детским коллективом в начальной школе.

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА   2.

Практика организации жизнедеятельности детского коллектива в современных условиях

 

§ 1. Опыт и концепции  организации жизнедеятельности детского коллектива в начальной школе.

«Жизнедеятельность  - взаимосвязанная  совокупность различных видов работы, обеспечивающая удовлетворение потребностей конкретных человека, коллектива. Группы с учетом требований и потребностей более широкой социальной среды и всего общества»[20]

Сложившаяся  жизнедеятельность обычно устанавливает состояние относительного равновесия между человеком, группой, коллективом и средой (Х.Й.Лийметс).

Жизнедеятельность воспитательной организации становиться условием развития человека постольку, поскольку он может и стремиться реализовать в ней свою активность, выступая в качестве субъекта представленных в конкретной воспитательной организации сфер жизнедеятельности.

Содержательно жизнедеятельность воспитательной организации может включать в себя ряд сфер:

      Общение (в котором активность человека направлена на взаимодействие с людьми)

      Познание (активность направлена на познание окружающего мира)

      Предметно-практическую деятельность (в которой происходит реализация активности в работе, связанной с освоением и преобразованием предметной среды)

      Духовно-практическую деятельность (активность связанна с созданием и (или) использованием духовных и социальных ценностей)

      Спорт (где реализуется функционально- органическая активность)

      Игру (реализация активности в свободном импровизировании в условиях ситуации)

Активность человека побуждается рядом потребностей разного уровня, которые имеют половозрастные, дифференциально-групповые и индивидуальные особенности. Потребность побуждает человека действовать определенным образом в определенной ситуации, в которой она может быть удовлетворена.

Развитие человека в том или ином возрасте определяется тем, насколько благоприятны условия для успешной реализации его активности в различных сферах жизнедеятельности, особенно в наиболее значимых для конкретного возрастного этапа. Активность человека не равномерна в каждой из выделенных выше сфер его жизни. Кроме того, в каждой сфере активности может иметь различные направления и формы реализации.

Конечно, предложенное выделение сфер жизнедеятельности несколько условно, так как в реальности в реальности они тесно связанны и переплетены. Так, реализация человеком активности в сфере общения происходит главным образом в межличностных отношениях с окружающими его людьми. Но эта же активность реализуется и в других сферах жизнедеятельности. Активность в сфере познания реализуется и в процессе обучения, и процессе общения, и процессе игры и т.д.

В зависимости от типа воспитательной организации та или иная из выделенных сфер может быть содержательной основой ее жизнедеятельности (познание – в школе, познание и предметно-практическая деятельность – в ПТУ  и т.д.), ее компонентом (предметно-практическая деятельность – в школе, в летнем лагере) или фоном жизнедеятельности (общение, спорт, ирга в любой организации)

Содержание жизнедеятельности «вносится» создателями-руководителями воспитательной организации по-разному. Можно выделить 4 наиболее типичных варианта (по С.Д. Полякову [23]):

Вариант А: Организаторы воспитатели (руководители) вносят некое нормативное содержание жизнедеятельности в соответствии с функциями той или иной воспитательной организации. При этом они могут исходить только из норматива и своих предпочтений, игнорируя особенности и предпочтения тех, чья жизнедеятельность организуется.

Вариант Б: интересы и особенности воспитуемых в большей или меньшей степени учитываются.

Вариант В: организация «встречи» целей, ценностей, форм, определяемых нормативами и предпочитаемых руководителями, с целями, ценностями, интересами воспитуемых и выработка в этом диалоге содержания жизнедеятельности воспитательной организации.

Вариант Г: «работа» руководителей на «материале» воспитуемых, т.е. жизнедеятельность  организуется  в  соответствии с целями, ценностями, интересами учащихся, а руководители избегают явного предъявления своих целей, ценностей, форм.

Очевидно, что это крайние варианты, которые в практике воспитания встречаются  и  в чистом виде, но чаще они бытуют в «смазанном»,  или комбинированном,  виде.

То, какой путь реализует руководитель, во многом зависит от присущего ему стиля руководства.

Существуют различные стили руководства жизнедеятельностью воспитательной организации.

«Стиль – характерная для  руководителя система приемов манера взаимодействия с воспитуемым» [17].

Автократичный стиль (самовластный): чаще всего им реализуется вариант А. Руководитель  осуществляет единоличное управление коллективом, членам которого не позволяется высказывать свои взгляды. Критические замечания, проявлять инициативу, претендовать на участие в принятии решений; руководитель последовательно предъявляет требования к коллективу и осуществляет жесткий контроль  за их исполнением.

Авторитарный стиль (властный): реализуется в варианте Б, ему свойственны основные черты  автократического стиля, но в этом случае руководимым позволяют участвовать в обсуждении проблем жизни коллектива, вопросов, их касающихся. Однако решения, в конечном счете, принимает руководитель в соответствии со своими планами и установками.

Демократичный стиль: реализуется в варианте в, руководитель оперяется на коллектив, стимулирует самодеятельность, самоуправление и самостоятельность его членов, которые настойчиво привлекаются к обсуждению проблем жизни коллектива и побуждаются делать определенный выбор решения. Руководитель проявляет терпимость к критическим замечаниям, стремиться вникнуть в проблемы, волнующие членов коллектива, понять их. Но окончательное решение формулируется  руководителем ил должно быть им одобрено.

Вариант Г может быть реализован руководителями, которым  свойственны демократический ил эгалитарный стиль.

От руководителя демократического стиля требуется  наличие очень высокого уровня методического мастерства, благодаря которому он во многом имитирует вариант Г, на самом деле реализует вариант В.

Эгалитарный стиль (равноправный) предполагает, что руководитель и члены коллектива в равной мере участвуют в принятии решений по проблемам организации своей жизнедеятельности.

Игнорирующий стиль (пренебрегающий) проявляется в том, что руководитель стремиться как можно меньше вмешиваться в жизнь коллектива, практически устраняясь от руководства им, ограничиваясь формальным выполнением указаний вышестоящих руководителей.

Непоследовательный стиль руководства характерен тем, что руководитель в зависимости от внешних обстоятельств или собственного эмоционального состояния пытается реализовать любой, из перечисленных выше стилей.

К сожалению, в практике довольно часто руководителями реализуются игнорирующий и непоследовательный стили.

Стиль руководства не только определяет, как организуется жизнедеятельность организации, но и накладывает отпечаток на всю систему взаимодействия руководителя с коллективом и между его членами, в частности на то, как воспринимает руководитель тех , кем он руководит, и как воспринимают они его,  как часты его конфликты с коллективом; на поле интеллектуально-морального напряжения коллектива. Например, руководители автократического   и авторитарного  стилей явно недооценивают развитие инициативности, самостоятельности у членов коллектива, довольно часто считают их ленивыми, импульсивными, неорганизованными  и т.д. В то же время руководители демократического стиля более адекватно оценивают членов руководимых ими коллективов, что проявляется уже в том, что они дают им намного более разнообразные, дифференцированные  и индивидуальные характеристики [17].

Важная сторона жизни школьного класса заключается в общении учащихся. Наблюдения за развитием учения коллектива дают немало примеров того, как неблагоприятно сложившееся общение сводит на нет многие, связанные с содержанием и организацией деятельности полезные начинания, осложняет действия педагогов и ученического актива, направленные на сплочение коллектива [19].

Деятельность и общение взаимосвязаны: структура общения зависит от содержания и организации деятельности; практика межличностного общения так или иначе влияет на организацию деятельности. И все же педагогический опыт работы с ученическими коллективами, данные научных исследований показывают, что стержнем происходящих в коллективе социально-психологических процессов, их первоосновой необходимо признать совместную деятельность учащихся.

При этом определенные особенности организации деятельности в развитии ученического коллектива могут играть разную роль: положительную, нейтральную или даже отрицательную. Их влияние приобретает разные оттенки в  зависимости от ряда условий, которые далее мы рассмотрим специально.

Становление коллектива через его деятельность начинается с образования органов управления или самоуправления коллективом; необходима внутренняя самоорганизация ученического коллектива со стороны учащихся. Социально-психологической основой такой самоорганизации являются органы самоуправления, например актив, собрание учащихся, ученический комитет в школе и т. п.

«Организационная структура ученического коллектива и трудовых объединений школьников определяется содержанием их деятельности»[19].

Часто встречающееся в школе несоответствие структуры органов ученического самоуправления и задач коллектива возникают потому, что педагоги, помогая учащимся создавать органы самоуправления, начинают не с анализа содержания деятельности и задач, стоящих перед ученическим коллективом, а с изучения инструкций и предписаний, имеющихся в соответствующих документах рекомендательного характера. В результате создаются органы самоуправления, которые в действительности не нужны ни данной школе, ни данному коллективу. Формализм в этих вопросах наносит большой вред воспитанию школьников. Слепое сле­дование рекомендациям приводит к созданию бездеятельности, ничем в действительности не управляющих органов ученического самоуправления.

Конечно, практическую работу по формированию органов ученического самоуправления можно начинать и с изучения соответствующих документов, передового педагогического опыта. Но это только начало работы. Далее необходим внимательный анализ состояния дел в данном школьном коллективе.

Информация о работе Организация жизнедеятельности детского коллектива в начальной школе