Организация работы с родителями в детском саду

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2013 в 07:19, лекция

Краткое описание

Семья и детский сад - два общественных института, которые стоят у истоков нашего будущего. Но всегда ли детскому саду и семье хватает взаимопонимания, такта, терпения, чтобы услышать и понять друг друга.
Непонимание между семьей и детским садом всей тяжестью ложатся на ребенка. Нередко можно наблюдать, как родители солидаризуются с не всегда справедливым мнением воспитателя, обвиняющего ребенка в лености и упрямстве, непонимании и баловстве, чтобы, в свою очередь, избавить себя от навязываемой опеки над собственным ребенком. А некоторые просто самоустраняются от воспитания детей. Как изменить такое положение? Как заинтересовать родителей в работе детского сада, помочь осознать важность единых требований семьи и детского сада?

Файлы: 1 файл

_RabotaVSadu.doc

— 57.50 Кб (Скачать)

ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ В ДЕТСКОМ САДУ

Семья и детский  сад - два общественных института, которые  стоят у истоков нашего будущего. Но всегда ли детскому саду и семье  хватает взаимопонимания, такта, терпения, чтобы услышать и понять друг друга.

Непонимание между семьей и детским садом всей тяжестью ложатся на ребенка. Нередко можно наблюдать, как родители солидаризуются с не всегда справедливым мнением воспитателя, обвиняющего ребенка в лености и упрямстве, непонимании и баловстве, чтобы, в свою очередь, избавить себя от навязываемой опеки над собственным ребенком. А некоторые просто самоустраняются от воспитания детей. Как изменить такое положение? Как заинтересовать родителей в работе детского сада, помочь осознать важность единых требований семьи и детского сада?

Не секрет, что  многие родители интересуются только питанием ребенка, как одели ребенка. Считают, что детский сад - место, где присматривают за детьми, пока родители на работе.

Поэтому важно  быстрее сблизиться с родителями, добиться взаимопонимания. Познакомить родителей не только с организацией педагогической работы с детьми, но, главное, показать воспитательные цели, традиции группы и детского сада.

В работе с родителями необходимо  использовать  много  разных форм, которые сближают педагога и родителей, приближают семью к саду, помогают определить оптимальные пути воздействия в воспитательном влиянии на ребенка.

  • Проведение общих (групповых, индивидуальных) собраний;
  • Педагогические беседы с родителями;
  • Круглый стол с родителями;
  • Тематические консультации;
  • Конференции с родителями;
  • Совместные досуги;
  • Диспуты;
  • Открытые занятия с детьми в ДОУ для родителей;
  • Организация “уголков для родителей”;
  • Посещение семьи;
  • Оформление витрин (фотомонтажей);
  • Дни открытых дверей;
  • Родительские университеты;
  • Работа с родительским активом группы.

Родителям необходимо давать не только педагогические знания, но и осуществлять их практическую подготовку в вопросах воспитания детей.

Современные молодые  родители нуждаются в помощи со стороны  воспитателей и детского сада потому, что любить надо уметь и любить надо учить. Очень часто приходится наблюдать, что любящие родители не умеют любить своих детей.

Выбор форм и  методов взаимодействия – это  всегда попытка помочь выполнению семьей функции воспитания.

 Необходимо  в кратчайшие сроки сблизиться с родителями, добиться взаимопонимания, а для этого важно знать каждую семью. Известно, что знакомиться с семьей можно как до прихода ребенка в детский сад или в течение первых месяцев.

Посещение детей и их родителей – одно из самых важных направлений во взаимодействии с семьей. Цели таких визитов могут быть разными:

1. Познакомить родителей с программой обучения и точно выяснить уровень развития ребенка.

2. Увидеть условия, в которых воспитывается ребенок и оказать необходимую помощь родителям в воспитании ребенка, если они в таковой нуждаются.

3. Совместно разрабатывать стратегии совершенствования воспитания и обучения детей и помочь членам семьи закреплять пройденный материал в домашней обстановке.

4. Но главной целью каждого домашнего визита должно быть установление более тесного контакта с ребенком и семьей.

В случае, когда  личный контакт невозможен, использовать информационные стенды:

1. Доски объявлений :

- объявления  о собраниях;

- объявления  о предстоящих мероприятиях;

- информация о деятельности в группе: какая в данный момент идет тема в группе, чем занимаются дети в группе;

- высказывание  детей в течение дня;

- ежедневные  расписания;

- благодарности  родителям.

Информация  на стенде может дублироваться или  развивать информацию, фигурирующую в записках, в беседах.

2. Брошюры:

Помогают родителям  ознакомиться с программой. Они могут  содержать краткое изложение  философии, общую информацию о ней.

3. Справочники:

Содержат более  подробную информацию о программе: описание центров активности; задачи, поставленные в каждом центре на развитие ребенка.

4. Информационные бюллетени:

Могут рассылаться  раз или два раза в месяц, (цели могут быть разными):

- информация  о различных специальных мероприятиях: собраниях, вечерах, экскурсиях, спектаклях и т.д.;

- описание событий,  происходящих в детском саду;

- описание видов  занятий, проводящихся в группе, а так же мер, по поддержке  этих занятий дома;

- изложение  идей, позволяющих лучше преподнести  тему, которая проходит в группе (“Осень”, “Моя семья”, “Домашние животные” и т.д.);

- благодарности  добровольным помощникам;

- просьба принести  какие-либо материалы или оказать  какую-либо помощь.

5. Индивидуальные кармашки:

(каждый день, несколько раз в неделю).

В кармашки складываются записки о последних достижениях ребенка, его успехах и новых приобретениях.

6. Личные фотоальбомы, альбомы, дневники, которые передаются от педагога к родителю и обратно:

- короткие сообщения  о достижениях ребенка;

- извещение о особых  событиях;

- благодарность родителям;

- здоровье ребенка;

- личный рост.

Этот способ особенно подходит родителям, которые легко выражают свои мысли в письменной форме. Для  тех, кто не привык пользоваться такой  техникой, подойдут другие варианты.

7. Закрытые ящики (в виде почтового ящика) для предложений. Анонимные записки, где родитель может выразить свое отношение к группе, идеи по оформлению, советы, предложения и т.д.

8. Отчеты.

Письменные отчеты о детях  описываются в позитивном ключе, подчеркивая как сильные, так  и слабые стороны ребенка. В таких отчетах нужно воздерживаться от категорических суждений и умозаключений.

Содержание отчета не должно быть неожиданным для родителей. В него включается только та информация, которой вы обменивались с семьей в течение предшествующего периода.

Родители – это союзники воспитателя в образовании и развитии детей, а воспитатели  должны  помочь родителям осознать, что они способны изменить жизнь своего ребенка к лучшему.

Посетив детей и их родителей,  знакомимся  с домашней обстановкой. Заполнили карты посещения и определились в формах работы.

Важное место в работе с родителями занимают родительские собрания. Важно  тщательно готовиться к ним. Успех собрания во многом обеспечивается его подготовкой. Подбираем музыку, готовим пригласительные билеты. Вошло в традицию, рассаживать родителей на те места, где сидит их ребенок. Это рационально: родитель наглядно узнает, где сидит его ребенок, видит его рабочее место, аккуратно ли оно содержится, может ознакомиться с родителями соседа по столу. Создаем в группе уют и теплоту. В практику вошел такой опыт – проводить собрания за кружечкой чая, это сближает родителей. Родители с радостью идут на родительские собрания, так как знают, что будет что-то интересное, игровое: услышат и увидят своих детей на занятиях, в играх, в спектаклях. К информации о ходе учебно-воспитательной работы услышат магнитофонную запись ответов детей, их высказывания, мнения. С интересом относятся родители к текстовым материалам, рекомендациям, советам. Как правило, они небольшого объема и носят характер краткой памятки.

Родители знают, что не услышат упреков и неудовольствия воспитателей. Наоборот, вместе мы находим  ответы на волнующие темы, обсуждаем  педагогические ситуации, на что надо обратить внимание и каким образом  помочь ребенку.

Активность родителей может быть повышена, если воспитатель своевременно попросит отдельных родителей рассказать о своем опыте в данном направлении, о возникающих трудностях и путях их разрешения.

Родительские  собрания сближают педагога и родителей, приближают семью к саду, помогают определить оптимальные пути воздействия  в воспитательном влиянии на ребенка.

 Не превращать  родительское собрание в формальное  информирование. Наоборот, вместе мы  находим ответы. Такая система проведения собраний приносит пользу и родителям и воспитателям. Родители видят в воспитателе помощника. Родители хорошо знают друг друга, активно предлагают свою помощь. И нет такого, чтобы все взваливалось на одних и тех же людей, все выполняют что-то посильное для себя. В конце года на последнем собрании можно с родительским комитетом отметить благодарственными письмами активных родителей. Такое внимание воспринимается родителями как высокая дорогая награда за сотрудничество и творчество.

На  организацию дня открытых дверей привлекать родителей. Они дежурят, следят за тем, чтобы родители не мешали друг другу. В этот день приглашаются все родители красочным приглашением. Внимание родителей обратить  на то, как в группе осуществляется забота о  здоровье детей:

- в группе  проветрено;

- воспитатель  следит за осанкой;

- активизирует  их подвижность;

- предупреждает  утомляемость;

- заботится  о прогулке;

- показ занятия;

- показ режимных  моментов;

- самостоятельная  деятельность детей.

После просмотра можно провести небольшую беседу, в которой родители обмениваются мнениями, получают совет, рекомендации.

“Книга-эстафета” - помогает  в налаживании контактов с семьями. Вам нужно знать, насколько родители знают своих детей, какие проблемы их волнуют, как семья решает трудные вопросы, и определить для себя, в чем необходима ваша помощь. Оформили книгу, написали обращение к родителям, попросили ответить на вопросы. Каждый родитель смог ответить на ваши вопросы, задать свои или прочитать ответы других родителей. Книга-эстафета станет у вас дополнительной формой общения воспитателей с родителями и родителей между собой.

Наряду с  традиционными формами работы в  группе можно  практиковать проведение родительских конференций, задача которых пропагандировать лучший опыт семейного воспитания. Всегда печатать яркое объявление. Заботимся об обстановке, чтобы было удобно сидеть и записывать, группа украшается плакатами, делаем записи, магнитофонные записи на кассету. Готовимся к конференциям тщательно, договариваемся о выступлениях, организовываем консультации врача, педагога, логопеда, на конференции можно сделать выставку. Одна из ваших конференций может называться “Трудовое воспитание в семье”. В своем небольшом выступлении вы высказали, как важно участвовать родителям в воспитании ребенка, какую большую ответственность несет семья перед обществом. А когда родители просмотрели кассету (запись) трудовой деятельности детей, многим родителям станет неудобно и за себя и за других. Такие близкие встречи с родителями полезны для вас тем, что родители рассказывают о своих успехах в воспитании, не скрывая говорят о неудачах. Трудные вопросы воспитания легче разрешаются сообща.

Использовать  самые разнообразные формы работы с родителями, считается, что пропаганда педагогических знаний ведется через родительские уголки, где помещаются консультативные материалы. В специальных папках имеются подборки методических рекомендаций для родителей, составленные педагогами и психологом. По вопросам сохранения и укрепления здоровья детей старшей медсестрой и инструктором по физической культуре подготавливать консультации. В приемной оформить например “Уголок здоровья”, где родители могут получить всю интересующую их информацию. В уголках имеются тетради индивидуальной работы с детьми, которые ведут специалисты.

Ежедневно оформлять  стенд для родителей: “Чем мы занимались”, “Закрепите дома вместе с детьми”, “Чем мы питались (меню)”.

Огромное значение имеют для родителей наглядные  формы: то, что может быть помещено в приемной:

  1. Плакетки с именем родителей ребенка на шкафчиках (фотографии).
  2. Стенды: “Когда мы были маленькими” - краткие рассказы мам и пап.
  3. “Я умею”, “Я могу”, “Я люблю” - информация об умениях, достижениях, интересах родителей.
  4. Дни рождения каждого ребенка, стилизованные по сезонам, знакам Зодиака.
  5. Достижения каждого ребенка “Вот чему я научился”.
  6. Демонстрационный портфель – персональная папка каждого ребенка, в которую дети и педагоги складывают детские работы.
  7. “Устами младенца” - юмористические высказывания детей.
  8. “Над чем я думаю” - вопросы и высказывания, рассуждения детей о том, что их интересует, тревожит, занимает.
  9. “Про меня” - персональные листы с развернутой информацией о каждом ребенке, оформленные родителями совместно с детьми. Эти листы могут быть помещены на лестничных стенках, на стенах коридоров, прилегающих в группе.
  10. “Мы вас ждем!” - график на месяц, ориентирующий членов семьи ребенка и воспитателей на участие в работе группы.

Удачной формой работы с родителями является эффективность  использования  закрытых ящиков и информационных корзин в которые каждый родитель в удобное для себя время может внести предложения, замечания. На основании этих записей можно корректировать свою работу, делать выводы о вопросах, беспокоящих родителей.

Целесообразно для родителей устанавливать фотомонтажи и чередовать их с рисунками, некоторыми поделками, например:

Информация о работе Организация работы с родителями в детском саду