Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2013 в 07:19, лекция
Семья и детский сад - два общественных института, которые стоят у истоков нашего будущего. Но всегда ли детскому саду и семье хватает взаимопонимания, такта, терпения, чтобы услышать и понять друг друга.
Непонимание между семьей и детским садом всей тяжестью ложатся на ребенка. Нередко можно наблюдать, как родители солидаризуются с не всегда справедливым мнением воспитателя, обвиняющего ребенка в лености и упрямстве, непонимании и баловстве, чтобы, в свою очередь, избавить себя от навязываемой опеки над собственным ребенком. А некоторые просто самоустраняются от воспитания детей. Как изменить такое положение? Как заинтересовать родителей в работе детского сада, помочь осознать важность единых требований семьи и детского сада?
ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ В ДЕТСКОМ САДУ
Семья и детский сад - два общественных института, которые стоят у истоков нашего будущего. Но всегда ли детскому саду и семье хватает взаимопонимания, такта, терпения, чтобы услышать и понять друг друга.
Непонимание между семьей и детским садом всей тяжестью ложатся на ребенка. Нередко можно наблюдать, как родители солидаризуются с не всегда справедливым мнением воспитателя, обвиняющего ребенка в лености и упрямстве, непонимании и баловстве, чтобы, в свою очередь, избавить себя от навязываемой опеки над собственным ребенком. А некоторые просто самоустраняются от воспитания детей. Как изменить такое положение? Как заинтересовать родителей в работе детского сада, помочь осознать важность единых требований семьи и детского сада?
Не секрет, что многие родители интересуются только питанием ребенка, как одели ребенка. Считают, что детский сад - место, где присматривают за детьми, пока родители на работе.
Поэтому важно быстрее сблизиться с родителями, добиться взаимопонимания. Познакомить родителей не только с организацией педагогической работы с детьми, но, главное, показать воспитательные цели, традиции группы и детского сада.
В работе с родителями необходимо использовать много разных форм, которые сближают педагога и родителей, приближают семью к саду, помогают определить оптимальные пути воздействия в воспитательном влиянии на ребенка.
Родителям необходимо давать не только педагогические знания, но и осуществлять их практическую подготовку в вопросах воспитания детей.
Современные молодые родители нуждаются в помощи со стороны воспитателей и детского сада потому, что любить надо уметь и любить надо учить. Очень часто приходится наблюдать, что любящие родители не умеют любить своих детей.
Выбор форм и методов взаимодействия – это всегда попытка помочь выполнению семьей функции воспитания.
Необходимо в кратчайшие сроки сблизиться с родителями, добиться взаимопонимания, а для этого важно знать каждую семью. Известно, что знакомиться с семьей можно как до прихода ребенка в детский сад или в течение первых месяцев.
Посещение детей и их родителей – одно из самых важных направлений во взаимодействии с семьей. Цели таких визитов могут быть разными:
1. Познакомить родителей с программой обучения и точно выяснить уровень развития ребенка.
2. Увидеть условия, в которых воспитывается ребенок и оказать необходимую помощь родителям в воспитании ребенка, если они в таковой нуждаются.
3. Совместно разрабатывать стратегии совершенствования воспитания и обучения детей и помочь членам семьи закреплять пройденный материал в домашней обстановке.
4. Но главной целью каждого домашнего визита должно быть установление более тесного контакта с ребенком и семьей.
В случае, когда личный контакт невозможен, использовать информационные стенды:
1. Доски объявлений :
- объявления о собраниях;
- объявления о предстоящих мероприятиях;
- информация о деятельности в группе: какая в данный момент идет тема в группе, чем занимаются дети в группе;
- высказывание детей в течение дня;
- ежедневные расписания;
- благодарности родителям.
Информация на стенде может дублироваться или развивать информацию, фигурирующую в записках, в беседах.
2. Брошюры:
Помогают родителям ознакомиться с программой. Они могут содержать краткое изложение философии, общую информацию о ней.
3. Справочники:
Содержат более подробную информацию о программе: описание центров активности; задачи, поставленные в каждом центре на развитие ребенка.
4. Информационные бюллетени:
Могут рассылаться раз или два раза в месяц, (цели могут быть разными):
- информация
о различных специальных
- описание событий, происходящих в детском саду;
- описание видов
занятий, проводящихся в
- изложение идей, позволяющих лучше преподнести тему, которая проходит в группе (“Осень”, “Моя семья”, “Домашние животные” и т.д.);
- благодарности добровольным помощникам;
- просьба принести
какие-либо материалы или
5. Индивидуальные кармашки:
(каждый день, несколько раз в неделю).
В кармашки складываются
записки о последних достижения
6. Личные
фотоальбомы, альбомы, дневники
- короткие сообщения о достижениях ребенка;
- извещение о особых событиях;
- благодарность родителям;
- здоровье ребенка;
- личный рост.
Этот способ особенно подходит родителям, которые легко выражают свои мысли в письменной форме. Для тех, кто не привык пользоваться такой техникой, подойдут другие варианты.
7. Закрытые ящики (в виде почтового ящика) для предложений. Анонимные записки, где родитель может выразить свое отношение к группе, идеи по оформлению, советы, предложения и т.д.
8. Отчеты.
Письменные отчеты о детях описываются в позитивном ключе, подчеркивая как сильные, так и слабые стороны ребенка. В таких отчетах нужно воздерживаться от категорических суждений и умозаключений.
Содержание отчета не должно
быть неожиданным для родителей.
В него включается только та информация,
которой вы обменивались с семьей
в течение предшествующего
Родители – это союзники воспитателя в образовании и развитии детей, а воспитатели должны помочь родителям осознать, что они способны изменить жизнь своего ребенка к лучшему.
Посетив детей и их родителей, знакомимся с домашней обстановкой. Заполнили карты посещения и определились в формах работы.
Важное место в работе с родителями занимают родительские собрания. Важно тщательно готовиться к ним. Успех собрания во многом обеспечивается его подготовкой. Подбираем музыку, готовим пригласительные билеты. Вошло в традицию, рассаживать родителей на те места, где сидит их ребенок. Это рационально: родитель наглядно узнает, где сидит его ребенок, видит его рабочее место, аккуратно ли оно содержится, может ознакомиться с родителями соседа по столу. Создаем в группе уют и теплоту. В практику вошел такой опыт – проводить собрания за кружечкой чая, это сближает родителей. Родители с радостью идут на родительские собрания, так как знают, что будет что-то интересное, игровое: услышат и увидят своих детей на занятиях, в играх, в спектаклях. К информации о ходе учебно-воспитательной работы услышат магнитофонную запись ответов детей, их высказывания, мнения. С интересом относятся родители к текстовым материалам, рекомендациям, советам. Как правило, они небольшого объема и носят характер краткой памятки.
Родители знают, что не
услышат упреков и
Активность родителей может быть повышена, если воспитатель своевременно попросит отдельных родителей рассказать о своем опыте в данном направлении, о возникающих трудностях и путях их разрешения.
Родительские собрания сближают педагога и родителей, приближают семью к саду, помогают определить оптимальные пути воздействия в воспитательном влиянии на ребенка.
Не превращать
родительское собрание в
На организацию дня открытых дверей привлекать родителей. Они дежурят, следят за тем, чтобы родители не мешали друг другу. В этот день приглашаются все родители красочным приглашением. Внимание родителей обратить на то, как в группе осуществляется забота о здоровье детей:
- в группе проветрено;
- воспитатель следит за осанкой;
- активизирует их подвижность;
- предупреждает утомляемость;
- заботится о прогулке;
- показ занятия;
- показ режимных моментов;
- самостоятельная деятельность детей.
После просмотра можно провести небольшую беседу, в которой родители обмениваются мнениями, получают совет, рекомендации.
“Книга-эстафета” - помогает в налаживании
контактов с семьями. Вам нужно знать,
насколько родители знают своих детей,
какие проблемы их волнуют, как семья решает
трудные вопросы, и определить для себя,
в чем необходима ваша помощь. Оформили
книгу, написали обращение к родителям,
попросили ответить на вопросы. Каждый
родитель смог ответить на ваши вопросы,
задать свои или прочитать ответы других
родителей. Книга-эстафета стан
Наряду с традиционными формами работы в группе можно практиковать проведение родительских конференций, задача которых пропагандировать лучший опыт семейного воспитания. Всегда печатать яркое объявление. Заботимся об обстановке, чтобы было удобно сидеть и записывать, группа украшается плакатами, делаем записи, магнитофонные записи на кассету. Готовимся к конференциям тщательно, договариваемся о выступлениях, организовываем консультации врача, педагога, логопеда, на конференции можно сделать выставку. Одна из ваших конференций может называться “Трудовое воспитание в семье”. В своем небольшом выступлении вы высказали, как важно участвовать родителям в воспитании ребенка, какую большую ответственность несет семья перед обществом. А когда родители просмотрели кассету (запись) трудовой деятельности детей, многим родителям станет неудобно и за себя и за других. Такие близкие встречи с родителями полезны для вас тем, что родители рассказывают о своих успехах в воспитании, не скрывая говорят о неудачах. Трудные вопросы воспитания легче разрешаются сообща.
Использовать
самые разнообразные формы
Ежедневно оформлять стенд для родителей: “Чем мы занимались”, “Закрепите дома вместе с детьми”, “Чем мы питались (меню)”.
Огромное значение имеют для родителей наглядные формы: то, что может быть помещено в приемной:
Удачной формой работы с родителями является эффективность использования закрытых ящиков и информационных корзин в которые каждый родитель в удобное для себя время может внести предложения, замечания. На основании этих записей можно корректировать свою работу, делать выводы о вопросах, беспокоящих родителей.
Целесообразно
для родителей устанавливать фо
Информация о работе Организация работы с родителями в детском саду