Организация экологического образования младших школьников средствами проектной деятельности

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2014 в 14:50, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы: исследовать организацию экологического образования младших школьников средствами проектной деятельности. Объект исследования: образовательный процесс в начальной школе. Предмет исследования: реализация экологического образования младших школьников средствами проектной деятельности.
В ходе исследования предстоит решить следующие задачи:
1. Изучить и проанализировать психолого-педагогическую, методическую литературу по проблеме организации экологического образования младших школьников средствами проектной деятельности.
2. Описать методику организации эко проектов.
3. Разработать и апробировать программу организации экологического образования младших школьников средствами проектной деятельности.
4. Провести диагностику и изучить результативность опыта по организации экологического образования младших школьников.

Оглавление

Введение……………………………………………………………………………. 3
Глава I. Теоретические основы экологического образования младших школьников
Сущность понятия «экологическое образование»...……………….……… 6
Метод проектов как средство экологического образования младших школьников ……… 14
Выводы по I главе ……………………………………………………………… 22
Глава II. Опыт организации экологического образования младших школьников.
Опыт организации экологического образования младших школьников средствами проектной деятельности … 24
Диагностика и результативность опыта по организации экологического образования младших школьников…… 36
Выводы по II главе …………………………………………………………...…. 46
Заключение………………………………………………………………………… 47
Список литературы……………………………………………………….……… 49

Файлы: 1 файл

Экологическое образование младших школьников.doc

— 559.00 Кб (Скачать)

 

 

2. Конкурс «Жалоба».

 

Ведущий предлагает вытянуть одну из карточек с текстом жалобы животного, определить, о ком идет речь, и какую пользу оно приносит.

 

Жалоба 1

Сама знаю, что не красавица. Покажись я, многие шарахаются в сторону, а то еще и камнем бросят или ногой пнут. А за что?

Придумали ведь, что от меня на руках бородавки бывают. Чушь какая-то.

Не всем же быть красавицами! А польза от меня людям большая. (Жаба, лягушка)

 

Жалоба 2

На земном шаре нет, пожалуй, такого существа, о котором рассказывали бы столько легенд и небылиц, как о нас. Не нравится, что темноту мы любим, что на обычных птиц и зверей не похожи. Но мы же друзья человека, а не враги Что же нам делать? Ведь такими мы уродились. Любим висеть вниз головой. А обижают нас незаслуженно. (Летучая мышь)

 

Жалоба 3

«Ох, и не любят меня люди. Голос им не нравится, и глаза у меня большие. Считают, что беду я приношу. Все это неправда. Польза от меня большая. Урожай я сохраняю. Кто я?» (Сова, рисунок совы).

 

 

Жалоба 4

Люди рвут меня в лечебных целях, но порой так неумело. А ведь рвать меня можно только весной и очень осторожно. А когда-то люди в мою честь складывали легенды, устраивали праздники. Например, во Франции и у североамериканских индейцев я был священным цветком. Мной всегда интересовались врачеватели. И сейчас из меня изготавливают капли для людей, страдающих сердечными заболеваниями. И что же я получил за свою доброту? Было время, когда меня можно было встретить повсюду, а сейчас я нуждаюсь в защите. А людям все равно! Они рвут и меня, не задумываясь. А ведь, чтобы я зацвел, с того дня, как семечко упало в землю, должно пройти 10 лет! Мальчик и девочка, поступившие в 1 класс, успевают закончить школу! (Ландыш).

 

 

Дети. В первой жалобе говорится о жабе. Одна жаба сохраняет от гусениц и червей целый огород. Если в доме завелись тараканы, принеси жабу — и они исчезнут.

Во второй — о летучей мыши. Она охотится только ночью, но польза от нее огромная.

 

Музыкальная пауза. Песня «У дороги чибис».

 

3. Конкурс «Экологические ситуации».



 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4. Конкурс «Экологический  светофор».

 

  1. Валера встал утром поздно, кое-как, чтобы не опоздать в школу, побросал книжки в рюкзак и выскочил из дома. Обычный маршрут его пролегал по асфальтовой дорожке вокруг школьного сада, но сегодня он решил сократить путь и побежал через сад. А за школьным забором вчера вскопали широкую полосу, и Валера пустился напрямик, затаптывая слабенькие росточки. Когда он вбежал в класс, раздался звонок. «Не опоздал!» — радостно подумал Валера.

 

  1. Идя на экскурсию в лес, дети увидели сон-траву. Гена хотел сорвать и принести ее в класс, а Ира предложила выкопать и посадить на приусадебном участке. Ребята долго спорили, но так и не решили, кто прав. Вероятно, прав Гена?
  2. Учитель попросил Алёшу принести из библиотеки несколько книг. Алеша вышел в коридор. Во время урока в школе тихо. Алеша быстро добежал до библиотеки и услышал, как где-то течет вода. Он решил посмотреть. Оказалось, что кто-то не закрыл кран, и большая струя воды текла в умывальник, а брызги летели в разные стороны. Алеша попробовал закрыть кран, но ничего не получилось — кран  не закрывался. Алеша вошел в библиотеку и рассказал взрослым о случившемся. Взял книги и вернулся в класс.

 

  1. Как-то раз Петя с Колей поймали двух ежей. Прошло несколько дней. Встретились друзья и заспорили, кто крепче любит своего ежа. Петя хвастал, что кормит молоком, в сарае устроил ему постель из разного тряпья, что даже иглы готов ему чистить.

— А что ты сделал для своего ежика? — спросил он у Коли,

— А я его отнес в лес и выпустил на волю.

Вот какой молодец Коля!

 

 

  1. Бабушка попросила Андрея помочь ей собрать цветки липы, чтобы зимой заваривать от простуды. Они взяли полиэтиленовые пакеты и отправились искать липу. Оказалось, далеко идти не надо — вдоль главной улицы города, там, где и жили Андрей с бабушкой, одна за другой стояли липы. Бабушка предупредила: «Не выскакивай на дорогу, видишь, какое движение?» Машины действительно шли сплошным потоком, среди них были очень большие, с крытыми кузовами. Было очень шумно, так что Андрей и бабушка почти не слышали друг друга, хотя рвали цветки липы с одного дерева.

 

 

  1. Возьмусь-ка я за верное дело, решил Ваня, - объявлю войну сорнякам. С палкой, как с саблей набросился Ваня на репейники. И со жгучей крапивой расправился, чтобы не кусала руки и ноги. Ишь, разрослись у забора, на пустыре за огородом! А потом принялся за васильки и золотые лютики на лугу…

 

5.Конкурс «Волк  и козлята».

6. Конкурс «Экологические  задачи»

  1. В результате аварийных разливов нефти в мире гибнет около 1 000 000 водоплавающих птиц в год. Сколько птиц может погибнуть за 5 лет?
  2. Ежегодно в Средиземное море сбрасывается 120 000 т отработанных масел, 600 000 т моющих средств и 100 т ртути. Сколько всего тонн вредных веществ попадает в Средиземное море?
  3. Из неисправленного крана постоянно течёт вода. Школьники подсчитали, что за 1 минуту воды вытекает 8 л. А сколько воды утекает в канализацию за перемену, которая длится 10 минут?
  4. Один гектар леса выделяет за год 28 т кислорода, а вырубают ежегодно 12 000 000 гектаров. Сколько тонн кислорода недополучает Земля каждый год?

Музыкальная пауза. Песня «Не дразните собак».

 

7. Конкурс «Экологический  знак»

 

8. Конкурс «Счастливый  случай» (конкурс капитанов)

 

Участники отвечают по звонку

1. Природные богатства, находящиеся  в глубине земли, которые человек  использует в хозяйстве. (Ископаемые)

2. Деятельность человека, нацеленная на защиту живой и неживой природы. (Охрана).

3. Распространенное вещество, встречающееся на земле в трех  состояниях. (Вода).

4.Верхний слой земли, в  котором растут растения. (Почва).

5. Живое существо, активно  и сознательно воздействующее  на живую и неживую природу (Человек).

6. Организмы, встречающиеся  во всех природных зонах, которые  не могут жить без света, воды  и воздуха (Растения).

7. Учебный предмет, изучаемый  в школе и созданный природой.

(Природоведение).

8. Как называется линия, ограничивающая видимую часть земной поверхности? (Горизонт).

9. С помощью какого  прибора можно ориентироваться  в любую погоду? (С помощью компаса).

10. Как называется умение  находить стороны горизонта? (Ориентирование).

11.Какую сторону горизонта  можно найти с помощью тени в полдень?

(Север).

Дети читают стихи:

 

Пускай растёт зелёный терем,

Просторный мирный дом зверей.

Входи в него не диким зверем,

А самым лучшим из друзей.

 

Дерево, цветок, трава и птица

Не всегда умеют защититься.

Если будут уничтожены они,

На планете мы останемся одни.

 

Нор звериных, птичьего гнезда

Разорять не будем никогда.

Пусть птенцам и маленьким зверятам

Хорошо живется с нами рядом.

 

Тебе, Природа, присягаем

Среди лесов, лугов, болот

И ревностно оберегаем

Все, что в тебе живет.

Для дружбы, для улыбок и для встреч

В наследство получили мы планету.

Нам этот мир завещано беречь

И Землю удивительную эту.

Дети поют  песню «Просьба».

 

Приложение 4.

Тест «Эрудит»

1. Назови живое существо, которое активно воздействует на живую и неживую природу и изменяет её.

  1. растение     
  2. животное           
  3. человек

2. Какой газ необходим для дыхания всем живым существам?

  1. азот              
  2. кислород           
  3. углекислый газ

3. Почему в лесу живёт много разных животных?

  1. лес дает животным пищу;
  2. лес дает животным укрытие;
  3. лес дает животным защиту;
  4. в лесу нет людей.

4. Каким животным помогут люди, если будут охранять в лесу сосны и ели?

  1. клесту, белке, дятлу;
  2. рябчику, лосю, зайцу;
  3. рыси, медведю, ястребу.

5. Как сохранить природу?

  1. нужно изучать природу;
  2. нужно читать много книг о природе;
  3. нужно не нарушать равновесия в природе.

6. Закончи предложение: «Редкие растения находятся под защитой …».

  1. в парках и скверах;
  2. в садах;
  3. на приусадебных участках;
  4. в заповедниках.

7. Сколько необходимо времени для образования 1 см почвы?

  1. 1-2  года;
  2. 20-25 лет;
  3. 250-300 лет;
  4. 1000 лет.

8. Укажите способы защиты почвы.

  1. постройка плотин;
  2. посадка лесных полос;
  3. перекопка почвы;
  4. удобрение почвы.

9. Почему нужно охранять хищных животных?

  1. для сохранения природного равновесия;
  2. для уничтожения больных животных;

10. Какие растения  заносят в Красную книгу?

  1. исчезающие;
  2. полезные;
  3. красивые.

11.Какие животные занесены в Красную книгу?

  1. тигр, морж, фламинго, орёл-беркут;
  2. корова, лошадь, гусь, петух;
  3. свинья, овца, утка, индюк.

11. Какая наука учит нас бережно относиться к окружающему миру?

  1. валеология;
  2. биология;
  3. экология;
  4. археология.

12. Какие вещества загрязняют воздух?

  1. углекислый газ;
  2. выбросы заводов;
  3. выхлопные газы;
  4. дым.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 5.

ОПРОСНИК "НАТУРАФИЛ"

 (Разработчики:  Деребо С.Д., Ясвин В.А.)

Инструкция. Перед Вами ряд вопросов о Вашем отношении к природе, на которые мы просим ответить "да" или "нет" (на вопросы, отмеченные " * " можно отвечать "не знаю"). Отвечать на вопросы лучше быстро, так как первая реакция лучше всего отражает Ваш выбор.

В данной методике нет "хороших" и "плохих" ответов. Ваше мнение ценно для нас именно таким, какое оно есть. При ответе "да" на бланке ответов рядом с номером вопроса ставьте "+", при ответе "нет" — "-", "не знаю" — "Н".

1. Вас радует, когда тигр в цирке прыгает сквозь огонь?

2. Верно ли, что придя  к кому-то в гости и увидев  там библиотеку, Вы невольно ищете  глазами книги, связанные с природой?

3. Вам было бы чуждо  ухаживать за животными, принадлежащими  кому-то из членов Вашей семьи?

4. Проходя мимо, Вы бы  стали освобождать животное из  капкана?

5. * Верно ли, что хвойные  деревья отличаются от лиственных  еще и тем, что не сбрасывают  свою хвою?

6. Комнатные растения  улучшают Ваше настроение?

7. Увидев в лесу незнакомое  растение, Вы постараетесь узнать, как оно называется?

8. Вы специально покупаете  растения, чтобы ухаживать за  ними?

9. Правда ли, что Вы  скорее всего не станете мешать  близкому человеку нарвать в  лесу букет красивых, но редких  цветов? (да, не стану; нет, стану)

10.* Алоэ относится к кактусам?

11. Мох на деревьях портит  их внешний вид?

12. Листая книгу и встретив  в ней изображение незнакомого  растения, Вы захотите прочесть  и его описание?

13. Если в Вашей семье  заводят комнатные растения, то  они будут посажены и Вашими  руками?

14. Верно ли, что если  Вы очень торопитесь и на  Вашем пути оказались заросли  ландышей, то вы, вероятно, не станете  их обходить? (да, не стану; нет, стану)

Информация о работе Организация экологического образования младших школьников средствами проектной деятельности