Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2014 в 14:50, курсовая работа
Цель работы: исследовать организацию экологического образования младших школьников средствами проектной деятельности. Объект исследования: образовательный процесс в начальной школе. Предмет исследования: реализация экологического образования младших школьников средствами проектной деятельности.
В ходе исследования предстоит решить следующие задачи:
1. Изучить и проанализировать психолого-педагогическую, методическую литературу по проблеме организации экологического образования младших школьников средствами проектной деятельности.
2. Описать методику организации эко проектов.
3. Разработать и апробировать программу организации экологического образования младших школьников средствами проектной деятельности.
4. Провести диагностику и изучить результативность опыта по организации экологического образования младших школьников.
Введение……………………………………………………………………………. 3
Глава I. Теоретические основы экологического образования младших школьников
Сущность понятия «экологическое образование»...……………….……… 6
Метод проектов как средство экологического образования младших школьников ……… 14
Выводы по I главе ……………………………………………………………… 22
Глава II. Опыт организации экологического образования младших школьников.
Опыт организации экологического образования младших школьников средствами проектной деятельности … 24
Диагностика и результативность опыта по организации экологического образования младших школьников…… 36
Выводы по II главе …………………………………………………………...…. 46
Заключение………………………………………………………………………… 47
Список литературы……………………………………………………….……… 49
2. Конкурс «Жалоба».
Ведущий предлагает вытянуть одну из карточек с текстом жалобы животного, определить, о ком идет речь, и какую пользу оно приносит.
Жалоба 1
Сама знаю, что не красавица. Покажись я, многие шарахаются в сторону, а то еще и камнем бросят или ногой пнут. А за что?
Придумали ведь, что от меня на руках бородавки бывают. Чушь какая-то.
Не всем же быть красавицами! А польза от меня людям большая. (Жаба, лягушка)
Жалоба 2
На земном шаре нет, пожалуй, такого существа, о котором рассказывали бы столько легенд и небылиц, как о нас. Не нравится, что темноту мы любим, что на обычных птиц и зверей не похожи. Но мы же друзья человека, а не враги Что же нам делать? Ведь такими мы уродились. Любим висеть вниз головой. А обижают нас незаслуженно. (Летучая мышь)
Жалоба 3
«Ох, и не любят меня люди. Голос им не нравится, и глаза у меня большие. Считают, что беду я приношу. Все это неправда. Польза от меня большая. Урожай я сохраняю. Кто я?» (Сова, рисунок совы).
Жалоба 4
Люди рвут меня в лечебных целях, но порой так неумело. А ведь рвать меня можно только весной и очень осторожно. А когда-то люди в мою честь складывали легенды, устраивали праздники. Например, во Франции и у североамериканских индейцев я был священным цветком. Мной всегда интересовались врачеватели. И сейчас из меня изготавливают капли для людей, страдающих сердечными заболеваниями. И что же я получил за свою доброту? Было время, когда меня можно было встретить повсюду, а сейчас я нуждаюсь в защите. А людям все равно! Они рвут и меня, не задумываясь. А ведь, чтобы я зацвел, с того дня, как семечко упало в землю, должно пройти 10 лет! Мальчик и девочка, поступившие в 1 класс, успевают закончить школу! (Ландыш).
Дети. В первой жалобе говорится о жабе. Одна жаба сохраняет от гусениц и червей целый огород. Если в доме завелись тараканы, принеси жабу — и они исчезнут.
Во второй — о летучей мыши. Она охотится только ночью, но польза от нее огромная.
Музыкальная пауза. Песня «У дороги чибис».
3. Конкурс «Экологические ситуации».
4. Конкурс «Экологический светофор».
— А что ты сделал для своего ежика? — спросил он у Коли,
— А я его отнес в лес и выпустил на волю.
Вот какой молодец Коля!
5.Конкурс «Волк и козлята».
6. Конкурс «Экологические задачи»
Музыкальная пауза. Песня «Не дразните собак».
7. Конкурс «Экологический знак»
8. Конкурс «Счастливый случай» (конкурс капитанов)
Участники отвечают по звонку
1. Природные богатства, находящиеся в глубине земли, которые человек использует в хозяйстве. (Ископаемые)
2. Деятельность человека, нацеленная на защиту живой и неживой природы. (Охрана).
3. Распространенное вещество, встречающееся на земле в трех состояниях. (Вода).
4.Верхний слой земли, в котором растут растения. (Почва).
5. Живое существо, активно и сознательно воздействующее на живую и неживую природу (Человек).
6. Организмы, встречающиеся во всех природных зонах, которые не могут жить без света, воды и воздуха (Растения).
7. Учебный предмет, изучаемый в школе и созданный природой.
(Природоведение).
8. Как называется линия, ограничивающая видимую часть земной поверхности? (Горизонт).
9. С помощью какого прибора можно ориентироваться в любую погоду? (С помощью компаса).
10. Как называется умение находить стороны горизонта? (Ориентирование).
11.Какую сторону горизонта можно найти с помощью тени в полдень?
(Север).
Дети читают стихи:
Пускай растёт зелёный терем,
Просторный мирный дом зверей.
Входи в него не диким зверем,
А самым лучшим из друзей.
Дерево, цветок, трава и птица
Не всегда умеют защититься.
Если будут уничтожены они,
На планете мы останемся одни.
Нор звериных, птичьего гнезда
Разорять не будем никогда.
Пусть птенцам и маленьким зверятам
Хорошо живется с нами рядом.
Тебе, Природа, присягаем
Среди лесов, лугов, болот
И ревностно оберегаем
Все, что в тебе живет.
Для дружбы, для улыбок и для встреч
В наследство получили мы планету.
Нам этот мир завещано беречь
И Землю удивительную эту.
Дети поют песню «Просьба».
Приложение 4.
Тест «Эрудит»
1. Назови живое существо, которое активно воздействует на живую и неживую природу и изменяет её.
2. Какой газ необходим для дыхания всем живым существам?
3. Почему в лесу живёт много разных животных?
4. Каким животным помогут люди, если будут охранять в лесу сосны и ели?
5. Как сохранить природу?
6. Закончи предложение: «Редкие растения находятся под защитой …».
7. Сколько необходимо времени для образования 1 см почвы?
8. Укажите способы защиты почвы.
9. Почему нужно охранять хищных животных?
10. Какие растения заносят в Красную книгу?
11.Какие животные занесены в Красную книгу?
11. Какая наука учит нас бережно относиться к окружающему миру?
12. Какие вещества загрязняют воздух?
Приложение 5.
ОПРОСНИК "НАТУРАФИЛ"
(Разработчики: Деребо С.Д., Ясвин В.А.)
Инструкция. Перед Вами ряд вопросов о Вашем отношении к природе, на которые мы просим ответить "да" или "нет" (на вопросы, отмеченные " * " можно отвечать "не знаю"). Отвечать на вопросы лучше быстро, так как первая реакция лучше всего отражает Ваш выбор.
В данной методике нет "хороших" и "плохих" ответов. Ваше мнение ценно для нас именно таким, какое оно есть. При ответе "да" на бланке ответов рядом с номером вопроса ставьте "+", при ответе "нет" — "-", "не знаю" — "Н".
1. Вас радует, когда тигр в цирке прыгает сквозь огонь?
2. Верно ли, что придя к кому-то в гости и увидев там библиотеку, Вы невольно ищете глазами книги, связанные с природой?
3. Вам было бы чуждо ухаживать за животными, принадлежащими кому-то из членов Вашей семьи?
4. Проходя мимо, Вы бы стали освобождать животное из капкана?
5. * Верно ли, что хвойные
деревья отличаются от
6. Комнатные растения улучшают Ваше настроение?
7. Увидев в лесу незнакомое растение, Вы постараетесь узнать, как оно называется?
8. Вы специально покупаете растения, чтобы ухаживать за ними?
9. Правда ли, что Вы
скорее всего не станете
10.* Алоэ относится к кактусам?
11. Мох на деревьях портит их внешний вид?
12. Листая книгу и встретив в ней изображение незнакомого растения, Вы захотите прочесть и его описание?
13. Если в Вашей семье заводят комнатные растения, то они будут посажены и Вашими руками?
14. Верно ли, что если Вы очень торопитесь и на Вашем пути оказались заросли ландышей, то вы, вероятно, не станете их обходить? (да, не стану; нет, стану)