Организация экологического образования младших школьников средствами проектной деятельности

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2014 в 14:50, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы: исследовать организацию экологического образования младших школьников средствами проектной деятельности. Объект исследования: образовательный процесс в начальной школе. Предмет исследования: реализация экологического образования младших школьников средствами проектной деятельности.
В ходе исследования предстоит решить следующие задачи:
1. Изучить и проанализировать психолого-педагогическую, методическую литературу по проблеме организации экологического образования младших школьников средствами проектной деятельности.
2. Описать методику организации эко проектов.
3. Разработать и апробировать программу организации экологического образования младших школьников средствами проектной деятельности.
4. Провести диагностику и изучить результативность опыта по организации экологического образования младших школьников.

Оглавление

Введение……………………………………………………………………………. 3
Глава I. Теоретические основы экологического образования младших школьников
Сущность понятия «экологическое образование»...……………….……… 6
Метод проектов как средство экологического образования младших школьников ……… 14
Выводы по I главе ……………………………………………………………… 22
Глава II. Опыт организации экологического образования младших школьников.
Опыт организации экологического образования младших школьников средствами проектной деятельности … 24
Диагностика и результативность опыта по организации экологического образования младших школьников…… 36
Выводы по II главе …………………………………………………………...…. 46
Заключение………………………………………………………………………… 47
Список литературы……………………………………………………….……… 49

Файлы: 1 файл

Экологическое образование младших школьников.doc

— 559.00 Кб (Скачать)

Пять учащихся экспериментальной группы выбрали для себя экологический проект «Зелёный друг». Шесть учащихся экологический проект «Мы за чистый двор!».  Работать над выбранными  проектами ребята решили индивидуально и в составе группы.

На данном этапе нашей программы мы создавали проекты вместе с детьми, обсуждая каждый пункт проектирования, при необходимости, направляли деятельность учащихся: сформулировали цели проектов, составили планы предстоящей работы.

Кратко опишем работу учащихся экспериментального класса над проектами «Зелёный друг» и  «Мы за чистый двор!».

Экологический проект «Зелёный друг».

Цели проекта: подружиться с комнатным растением, узнать об особенностях этого растения, составить его паспорт, обеспечить систематический уход за растениями.

Каждый участник проекта работал над своим проектом индивидуально.

Учащиеся составили план выполнения своего замысла:

1. Нарисую эмблему моего проекта.

2. Выберу себе друга, дам ему имя.

3. Нарисую портрет своего зелёного друга.

4. Узнаю о своём друге, схожу для этого в библиотеку.

5. Узнаю, как правильно ухаживать за растением.

6. Изготовлю паспорт для своего друга.

7. Буду общаться со своим цветком, наблюдать за ним и ухаживать.

Экологический проект «Мы за чистый двор!».

Цель: формирование практического компонента экологического сознания, экологической активности учащихся экспериментального класса

Цель, сформулированная учащимися: сделать чище наш школьный двор, обратиться к ученикам школы и гостям с просьбой о соблюдении чистоты и порядка.

Ребятам было предложено составить план работы над своим экологическим проектом.

Третий этап – информационно-операционный.

На этом этапе мы продолжили работу над экологическими проектами. Ребята рассказали о том, что они уже выполнили и обсудили предстоящие действия. Группам мы придумали условные названия: «Зелёные» - они работают над проектом «Зелёный друг» и «Земляне» - работают над проектом «Мы за чистый город».

Ребята из группы «Зелёные» рассказали, что они познакомились с хлорофитумом, сансевьерой, спатифилиумом, нефролеписом, пеларгонией. В этом им помогли книги о комнатных растениях из школьной библиотеке. Ребята выбрали себе друзей – комнатные цветы из классной комнаты. Нарисовали эмблемы своего проекта, портреты своих друзей.

Ребята из группы «Земляне» разделились на две команды: «Стрела» и «Молния». Выбрали капитанов, придумали и нарисовали эмблему своего проекта, разместили её в классном уголке, куда также повесили план работы над экологическим проектом.

После выяснения экологической обстановки на школьном дворе, ребята нарисовали план нашего школьного двора и чёрными точками обозначили места загрязнения.

Затем обсудили план предстоящей работы – проведение экологического десанта. В экологическом десанте  участвовали ребята всего класса (включая группу «Зелёные»). В содержание предстоящей работы вошло: сбор осколков стекла, пластиковых и жестяных банок, мелкого мусора и т.п. С целью безопасности и охраны здоровья учащихся, был проведен инструктаж по технике безопасности (быть осторожными с острыми предметами, работать в перчатках, не поднимать одному тяжёлые предметы и т.д.). Ребята назначили дату и время проведения экологического десанта, после чего распределились между собой, какие орудия труда принесет каждый с собой: пакеты для сбора мусора должны быть у каждого учащегося, по 2 граблей и по 2 метлы в каждой группе.

Следующее занятие было посвящено экологическому десанту.

Пятое занятие дети назвали Днём творчества. Ребята составляли паспорта для комнатных растений. А группа детей, работающая над проектом «Мы – за чистый двор!» - листовки обращения к ученикам школы.

К этому занятию учащиеся из группы «Зелёные» изучили материал о правилах ухода за растениями. Теперь им необходимо было оформить паспорт для своего растения.

Перед составлением паспорта с учащимися была проведена беседа о том, что такое паспорт растения.

После беседы ребята обсудили и решили выделить следующие пункты для паспорта комнатного растения:

• Научное название растения.

• Тип растения.

• Секреты выращивания: освещение, температура, полив, влажность воздуха.

Затем учащиеся приступили к изготовлению паспортов. Работа выполнялась индивидуально каждым ребёнком, что позволило проявить творческие способности каждого участника экологического проекта. В конце была сделана выставка работ.

Необходимо отметить, ребята вели наблюдение за своими зелёными друзьями, ухаживали, о чём делали записи в своих тетрадях на «Страничках Здоровья моего друга».

Параллельно велась работа в группе «Земляне». Ребята делились своими впечатлениями о работе во время экологического десанта:

— Я сегодня себя почувствовал взрослым, нас ведь никто не заставлял идти мусор убирать, мы сами пошли.

—Вот если много людей бросят бумажки на улице, то сколько мусору-то будет. Я больше не буду бросать мусор на улице.

— Ты не бросишь, зато большие ребята бросают. Всё время банки из-под пива валяются и бумажки всякие.

— Правда, мы всё время ходим убирать мусор, а он всё равно потом появляется.

- Давайте, сегодня напишем листовки для всех ребят нашей школы. Может они, прочитав их, не станут бросать мусор на улице?

Ребята приступили к самостоятельной работе: придумывали эскизы листовок, составляли текст. Работа по изготовлению листовок была индивидуальной, что позволило детям показать своё отношение к происходящему, выразить своё личное мнение, проявить себя в творческой деятельности. Листовки развесили сразу же после занятия. Для этого выбрали места, где собирается больше всего людей: фойе школы, школьная библиотека, столовая, вход на школьный двор.

Четвёртый этап – рефлексивно-оценочный.

Следующее занятие было посвящено подведению итогов работы над экологическим проектом.

Во вступлении учителем была дана краткая характеристика работы, в которую были вовлечены учащиеся 3 класса. Далее прозвучал отчёты ребят о своих экологических проектах.

При подведении итогов проводилась беседа по следующим  вопросам:

− Выполнил ли я то, что задумал?

− Что было выполнено очень хорошо, а что не получилось?

− Как оценили твой проект взрослые? (мама, папа, учительница или кто-то ещё)

− Как оцениваешь свой проект ты?

− Какое у тебя сейчас настроение? Готов ли ты к выполнению следующих проектов?

А вот еще один пример выполнения коллективного экологического проекта.

Первый этап – мотивационный

1 занятие. Тему экологического  проекта учащиеся выбирали самостоятельно. Ребятами было предложено придумать  проект, над которым можно работать  всем классом. Нами были предложены  следующие варианты проектов: «Зелёная  аллея», «Помоги бездомному животному», «Птичья столовая», «Чистая поляна» и др.

Дети вспомнили о письме от птиц, которое они прочитали на празднике Осени. В письме птицы обратились к ним с просьбой о помощи – подкормке в зимнее время года. Эта просьба не оставила детей равнодушными, стали звучать такие высказывания:

- Мы летом ходим к птицам в гости, а они к нам зимой.

- А я могу сделать кормушку для птиц.

- Да мы каждый год делаем кормушки, начинаем кормить птиц, а потом забываем.

- А я подкармливаю у себя дома птиц. У меня во дворе на черёмухе висит кормушка, и я ношу туда всякие семена, крошки.

- Я придумала! У нас возле школы много деревьев всяких. Можно повесить на них кормушки и подкармливать птиц. А ещё повесить табличку «столовая ».

- Или лучше «кафе». У нас же есть всякие рестораны, кафе.

После обсуждения общим решением ребята выбрали экологический проект, направленный на оказание помощи птицам, которые зимуют рядом с нами.

Свой проект ребята назвали «Кафе «Птаха».

Цель проекта: расширить свои знания о птицах, узнать об их особенностях; открыть зимнее кафе для птиц, регулярно их подкармливать.

Второй этап – подготовительный 

На  следующем занятии ребята спланировали свою деятельность. Результатом планирования стала карта путешествия по станциям: «Творческая», «Научная», «Заготовительная», «Поисковая», «Конструкторская», «Станция Мастеров», «Типография», «Ярмарка», «Кафе «Птаха», «Конечная». Составили эмблему своего проекта.

Третий этап – информационно-операционный.

К этому занятию ребята решили изучить справочную и познавательную литературу и собрать информацию об особенностях птиц, которые зимуют с нами. Заранее определились, кто о какой птице будет собирать информацию, чтобы можно было познакомиться со многими птицами.

Занятие на станции «Научная» началось с беседы о птицах. Затем ребята представили свои рисунки птиц, подобранные иллюстрации, рассказали о птицах, которые зимуют рядом с нами, их особенностях, питании, пользуясь своими записями.

В конце занятия учащиеся экспериментального класса обобщили свои высказывания, какие птицы зимуют рядом с нами, каковы их общие условия обитания, какой корм предпочитают.

Следующее занятие – путешествие по станциям «Заготовительная» и «Поисковая».

На станции «Поисковая» перед учащимися стояла задача: найти подходящее место для размещения кафе для птиц.

Сделав остановку на станции «Заготовительная», ребята обсудили, какой корм необходимо запасти для птиц. Затем подготовили место в шкафу кабинета, где они будут собирать и хранить запасы, подготовили пустую тару (коробочки, банки). Первый сбор корма начали совместно. Для этого всем классом  отправились на пришкольный участок.

Следующее занятие - остановка на станции «Конструкторская».

Ребята представили свои эскизы кормушек для птиц. Влад М., Тима Б., Ксюша Т., Андрей А. придумали кормушки в виде деревянных каркасных домиков с крышей. Катя Ш., Алина С. предложили интересный вариант кормушек из стеклянных банок. Алёна Л. представила кормушку в виде грибка (мухомора). Необычную кормушку для дятла предложила Света М. Такая кормушка представляет собой полено с высверленными в нём отверстиями для пищи.

Все кормушки, предложенные ребятами, были одобрены коллективом. Простые кормушки из коробок и бутылок ребята решили изготовить сами, а в изготовления более сложных - попросить помощи у родителей.

На станции Мастеров ребята мастерили кормушки из молочных коробок и бутылок.

На станции «Типография». Учащимися экспериментального класса была оформлена книга «Птицы, которые зимуют рядом с нами»

Следующее занятие - Ярмарка. Третьеклассники побывали в гостях у первоклассников, показали изготовленную книгу о птицах, познакомили ребят с птицами, которые зимуют возле нас, подарили кормушки, пригласили на торжественное открытие кафе для птиц.

Четвёртый этап  - оценочно-рефлексивный.

Итоговое занятие проходило в форме творческого отчёта. В заключении дети подвели итоги работы над экологическим проектом, составили график дежурства в кафе «Птаха».

Экологический проект «Кафе «Птаха»» можно отнести к следующему типу проектов: по методу, доминирующему в проекте – игровой, ролевой; по количеству участников – коллективный; по продолжительности проведения – долгосрочный.

Дети были довольны своей работой. Некоторые изъявили желание придумать свой индивидуальный экологический проект. Часть ребят сказали о том, что они готовы выполнять другие проекты, но им легче работать группой, т.е. совместно с ребятами.

Целью третьего завершающего блока — «Хранители природы»,  являлось вовлечение учащихся экспериментального класса в творческую деятельность, направленную на пропаганду экологически целесообразного поведения в природе.

      На этом этапе обучающиеся вели разъяснительно-пропагандистскую работу среди школьного сообщества и родителей. Дети изготовили условные  знаки к правилам поведения в природе и экологические памятки для своих младших товарищей и для взрослых, провели экскурсию в природу с дошкольниками, подготовили экологическую игру «Крестики-нолики» для  учащихся других классов (Приложение 3).

Подводя итог, следует отметить, что глубокое понимание взаимосвязей внутри природы, между природой и человеком происходит у младших школьников только через деятельностный подход. Исследовательский поиск в ходе ведения проектной деятельности способствует формированию экологического сознания младших школьников.  Наблюдения показали, что учащимся вполне по силам создать и воплотить в жизнь свой экологический проект. При этом наблюдается высокая заинтересованность и активность их экологической деятельности. Поэтапное выполнение детьми экологического проекта оказывает положительное влияние на формирование экологического сознания младших школьников.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2. Диагностика и результативность опыта по организации экологического образования младших школьников

Информация о работе Организация экологического образования младших школьников средствами проектной деятельности