Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2014 в 14:50, курсовая работа
Цель работы: исследовать организацию экологического образования младших школьников средствами проектной деятельности. Объект исследования: образовательный процесс в начальной школе. Предмет исследования: реализация экологического образования младших школьников средствами проектной деятельности.
В ходе исследования предстоит решить следующие задачи:
1. Изучить и проанализировать психолого-педагогическую, методическую литературу по проблеме организации экологического образования младших школьников средствами проектной деятельности.
2. Описать методику организации эко проектов.
3. Разработать и апробировать программу организации экологического образования младших школьников средствами проектной деятельности.
4. Провести диагностику и изучить результативность опыта по организации экологического образования младших школьников.
Введение……………………………………………………………………………. 3
Глава I. Теоретические основы экологического образования младших школьников
Сущность понятия «экологическое образование»...……………….……… 6
Метод проектов как средство экологического образования младших школьников ……… 14
Выводы по I главе ……………………………………………………………… 22
Глава II. Опыт организации экологического образования младших школьников.
Опыт организации экологического образования младших школьников средствами проектной деятельности … 24
Диагностика и результативность опыта по организации экологического образования младших школьников…… 36
Выводы по II главе …………………………………………………………...…. 46
Заключение………………………………………………………………………… 47
Список литературы……………………………………………………….……… 49
Пять учащихся экспериментальной группы выбрали для себя экологический проект «Зелёный друг». Шесть учащихся экологический проект «Мы за чистый двор!». Работать над выбранными проектами ребята решили индивидуально и в составе группы.
На данном этапе нашей программы мы создавали проекты вместе с детьми, обсуждая каждый пункт проектирования, при необходимости, направляли деятельность учащихся: сформулировали цели проектов, составили планы предстоящей работы.
Кратко опишем работу учащихся экспериментального класса над проектами «Зелёный друг» и «Мы за чистый двор!».
Экологический проект «Зелёный друг».
Цели проекта: подружиться с комнатным растением, узнать об особенностях этого растения, составить его паспорт, обеспечить систематический уход за растениями.
Каждый участник проекта работал над своим проектом индивидуально.
Учащиеся составили план выполнения своего замысла:
1. Нарисую эмблему моего проекта.
2. Выберу себе друга, дам ему имя.
3. Нарисую портрет своего зелёного друга.
4. Узнаю о своём друге, схожу для этого в библиотеку.
5. Узнаю, как правильно ухаживать за растением.
6. Изготовлю паспорт для своего друга.
7. Буду общаться со своим цветком, наблюдать за ним и ухаживать.
Экологический проект «Мы за чистый двор!».
Цель: формирование практического компонента экологического сознания, экологической активности учащихся экспериментального класса
Цель, сформулированная учащимися: сделать чище наш школьный двор, обратиться к ученикам школы и гостям с просьбой о соблюдении чистоты и порядка.
Ребятам было предложено составить план работы над своим экологическим проектом.
Третий этап – информационно-операционный.
На этом этапе мы продолжили работу над экологическими проектами. Ребята рассказали о том, что они уже выполнили и обсудили предстоящие действия. Группам мы придумали условные названия: «Зелёные» - они работают над проектом «Зелёный друг» и «Земляне» - работают над проектом «Мы за чистый город».
Ребята из группы «Зелёные» рассказали, что они познакомились с хлорофитумом, сансевьерой, спатифилиумом, нефролеписом, пеларгонией. В этом им помогли книги о комнатных растениях из школьной библиотеке. Ребята выбрали себе друзей – комнатные цветы из классной комнаты. Нарисовали эмблемы своего проекта, портреты своих друзей.
Ребята из группы «Земляне» разделились на две команды: «Стрела» и «Молния». Выбрали капитанов, придумали и нарисовали эмблему своего проекта, разместили её в классном уголке, куда также повесили план работы над экологическим проектом.
После выяснения экологической обстановки на школьном дворе, ребята нарисовали план нашего школьного двора и чёрными точками обозначили места загрязнения.
Затем обсудили план предстоящей работы – проведение экологического десанта. В экологическом десанте участвовали ребята всего класса (включая группу «Зелёные»). В содержание предстоящей работы вошло: сбор осколков стекла, пластиковых и жестяных банок, мелкого мусора и т.п. С целью безопасности и охраны здоровья учащихся, был проведен инструктаж по технике безопасности (быть осторожными с острыми предметами, работать в перчатках, не поднимать одному тяжёлые предметы и т.д.). Ребята назначили дату и время проведения экологического десанта, после чего распределились между собой, какие орудия труда принесет каждый с собой: пакеты для сбора мусора должны быть у каждого учащегося, по 2 граблей и по 2 метлы в каждой группе.
Следующее занятие было посвящено экологическому десанту.
Пятое занятие дети назвали Днём творчества. Ребята составляли паспорта для комнатных растений. А группа детей, работающая над проектом «Мы – за чистый двор!» - листовки обращения к ученикам школы.
К этому занятию учащиеся из группы «Зелёные» изучили материал о правилах ухода за растениями. Теперь им необходимо было оформить паспорт для своего растения.
Перед составлением паспорта с учащимися была проведена беседа о том, что такое паспорт растения.
После беседы ребята обсудили и решили выделить следующие пункты для паспорта комнатного растения:
• Научное название растения.
• Тип растения.
• Секреты выращивания: освещение, температура, полив, влажность воздуха.
Затем учащиеся приступили к изготовлению паспортов. Работа выполнялась индивидуально каждым ребёнком, что позволило проявить творческие способности каждого участника экологического проекта. В конце была сделана выставка работ.
Необходимо отметить, ребята вели наблюдение за своими зелёными друзьями, ухаживали, о чём делали записи в своих тетрадях на «Страничках Здоровья моего друга».
Параллельно велась работа в группе «Земляне». Ребята делились своими впечатлениями о работе во время экологического десанта:
— Я сегодня себя почувствовал взрослым, нас ведь никто не заставлял идти мусор убирать, мы сами пошли.
—Вот если много людей бросят бумажки на улице, то сколько мусору-то будет. Я больше не буду бросать мусор на улице.
— Ты не бросишь, зато большие ребята бросают. Всё время банки из-под пива валяются и бумажки всякие.
— Правда, мы всё время ходим убирать мусор, а он всё равно потом появляется.
- Давайте, сегодня напишем листовки для всех ребят нашей школы. Может они, прочитав их, не станут бросать мусор на улице?
Ребята приступили к самостоятельной работе: придумывали эскизы листовок, составляли текст. Работа по изготовлению листовок была индивидуальной, что позволило детям показать своё отношение к происходящему, выразить своё личное мнение, проявить себя в творческой деятельности. Листовки развесили сразу же после занятия. Для этого выбрали места, где собирается больше всего людей: фойе школы, школьная библиотека, столовая, вход на школьный двор.
Четвёртый этап – рефлексивно-оценочный.
Следующее занятие было посвящено подведению итогов работы над экологическим проектом.
Во вступлении учителем была дана краткая характеристика работы, в которую были вовлечены учащиеся 3 класса. Далее прозвучал отчёты ребят о своих экологических проектах.
При подведении итогов проводилась беседа по следующим вопросам:
− Выполнил ли я то, что задумал?
− Что было выполнено очень хорошо, а что не получилось?
− Как оценили твой проект взрослые? (мама, папа, учительница или кто-то ещё)
− Как оцениваешь свой проект ты?
− Какое у тебя сейчас настроение? Готов ли ты к выполнению следующих проектов?
А вот еще один пример выполнения коллективного экологического проекта.
Первый этап – мотивационный
1 занятие. Тему экологического
проекта учащиеся выбирали
Дети вспомнили о письме от птиц, которое они прочитали на празднике Осени. В письме птицы обратились к ним с просьбой о помощи – подкормке в зимнее время года. Эта просьба не оставила детей равнодушными, стали звучать такие высказывания:
- Мы летом ходим к птицам в гости, а они к нам зимой.
- А я могу сделать кормушку для птиц.
- Да мы каждый год делаем кормушки, начинаем кормить птиц, а потом забываем.
- А я подкармливаю у себя дома птиц. У меня во дворе на черёмухе висит кормушка, и я ношу туда всякие семена, крошки.
- Я придумала! У нас возле школы много деревьев всяких. Можно повесить на них кормушки и подкармливать птиц. А ещё повесить табличку «столовая ».
- Или лучше «кафе». У нас же есть всякие рестораны, кафе.
После обсуждения общим решением ребята выбрали экологический проект, направленный на оказание помощи птицам, которые зимуют рядом с нами.
Свой проект ребята назвали «Кафе «Птаха».
Цель проекта: расширить свои знания о птицах, узнать об их особенностях; открыть зимнее кафе для птиц, регулярно их подкармливать.
Второй этап – подготовительный
На следующем занятии ребята спланировали свою деятельность. Результатом планирования стала карта путешествия по станциям: «Творческая», «Научная», «Заготовительная», «Поисковая», «Конструкторская», «Станция Мастеров», «Типография», «Ярмарка», «Кафе «Птаха», «Конечная». Составили эмблему своего проекта.
Третий этап – информационно-операционный.
К этому занятию ребята решили изучить справочную и познавательную литературу и собрать информацию об особенностях птиц, которые зимуют с нами. Заранее определились, кто о какой птице будет собирать информацию, чтобы можно было познакомиться со многими птицами.
Занятие на станции «Научная» началось с беседы о птицах. Затем ребята представили свои рисунки птиц, подобранные иллюстрации, рассказали о птицах, которые зимуют рядом с нами, их особенностях, питании, пользуясь своими записями.
В конце занятия учащиеся экспериментального класса обобщили свои высказывания, какие птицы зимуют рядом с нами, каковы их общие условия обитания, какой корм предпочитают.
Следующее занятие – путешествие по станциям «Заготовительная» и «Поисковая».
На станции «Поисковая» перед учащимися стояла задача: найти подходящее место для размещения кафе для птиц.
Сделав остановку на станции «Заготовительная», ребята обсудили, какой корм необходимо запасти для птиц. Затем подготовили место в шкафу кабинета, где они будут собирать и хранить запасы, подготовили пустую тару (коробочки, банки). Первый сбор корма начали совместно. Для этого всем классом отправились на пришкольный участок.
Следующее занятие - остановка на станции «Конструкторская».
Ребята представили свои эскизы кормушек для птиц. Влад М., Тима Б., Ксюша Т., Андрей А. придумали кормушки в виде деревянных каркасных домиков с крышей. Катя Ш., Алина С. предложили интересный вариант кормушек из стеклянных банок. Алёна Л. представила кормушку в виде грибка (мухомора). Необычную кормушку для дятла предложила Света М. Такая кормушка представляет собой полено с высверленными в нём отверстиями для пищи.
Все кормушки, предложенные ребятами, были одобрены коллективом. Простые кормушки из коробок и бутылок ребята решили изготовить сами, а в изготовления более сложных - попросить помощи у родителей.
На станции Мастеров ребята мастерили кормушки из молочных коробок и бутылок.
На станции «Типография». Учащимися экспериментального класса была оформлена книга «Птицы, которые зимуют рядом с нами»
Следующее занятие - Ярмарка. Третьеклассники побывали в гостях у первоклассников, показали изготовленную книгу о птицах, познакомили ребят с птицами, которые зимуют возле нас, подарили кормушки, пригласили на торжественное открытие кафе для птиц.
Четвёртый этап - оценочно-рефлексивный.
Итоговое занятие проходило в форме творческого отчёта. В заключении дети подвели итоги работы над экологическим проектом, составили график дежурства в кафе «Птаха».
Экологический проект «Кафе «Птаха»» можно отнести к следующему типу проектов: по методу, доминирующему в проекте – игровой, ролевой; по количеству участников – коллективный; по продолжительности проведения – долгосрочный.
Дети были довольны своей работой. Некоторые изъявили желание придумать свой индивидуальный экологический проект. Часть ребят сказали о том, что они готовы выполнять другие проекты, но им легче работать группой, т.е. совместно с ребятами.
Целью третьего завершающего блока — «Хранители природы», являлось вовлечение учащихся экспериментального класса в творческую деятельность, направленную на пропаганду экологически целесообразного поведения в природе.
На этом этапе обучающиеся вели
разъяснительно-
Подводя итог, следует отметить, что глубокое понимание взаимосвязей внутри природы, между природой и человеком происходит у младших школьников только через деятельностный подход. Исследовательский поиск в ходе ведения проектной деятельности способствует формированию экологического сознания младших школьников. Наблюдения показали, что учащимся вполне по силам создать и воплотить в жизнь свой экологический проект. При этом наблюдается высокая заинтересованность и активность их экологической деятельности. Поэтапное выполнение детьми экологического проекта оказывает положительное влияние на формирование экологического сознания младших школьников.
2.2. Диагностика и результативность опыта по организации экологического образования младших школьников