Организация экологического образования младших школьников средствами проектной деятельности

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2014 в 14:50, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы: исследовать организацию экологического образования младших школьников средствами проектной деятельности. Объект исследования: образовательный процесс в начальной школе. Предмет исследования: реализация экологического образования младших школьников средствами проектной деятельности.
В ходе исследования предстоит решить следующие задачи:
1. Изучить и проанализировать психолого-педагогическую, методическую литературу по проблеме организации экологического образования младших школьников средствами проектной деятельности.
2. Описать методику организации эко проектов.
3. Разработать и апробировать программу организации экологического образования младших школьников средствами проектной деятельности.
4. Провести диагностику и изучить результативность опыта по организации экологического образования младших школьников.

Оглавление

Введение……………………………………………………………………………. 3
Глава I. Теоретические основы экологического образования младших школьников
Сущность понятия «экологическое образование»...……………….……… 6
Метод проектов как средство экологического образования младших школьников ……… 14
Выводы по I главе ……………………………………………………………… 22
Глава II. Опыт организации экологического образования младших школьников.
Опыт организации экологического образования младших школьников средствами проектной деятельности … 24
Диагностика и результативность опыта по организации экологического образования младших школьников…… 36
Выводы по II главе …………………………………………………………...…. 46
Заключение………………………………………………………………………… 47
Список литературы……………………………………………………….……… 49

Файлы: 1 файл

Экологическое образование младших школьников.doc

— 559.00 Кб (Скачать)
  1. по методу, доминирующему в проекте:
    • научно-исследовательские (подчинены логике научного исследования);
    • творческие (не имеют детально проработанной структуры совместной деятельности участников);
    • ролевые, игровые (структура остаётся открытой до окончания проекта, участники принимают на себя определённые роли);
    • информационные (направлены на сбор информации о каком-то объекте, явлении, на ознакомление участников проекта с этой информацией; её анализ и обобщение фактов);
    • практико-ориентированные (отличаются чётко обозначенным с самого начала результатом его участников, требует хорошо продуманной структуры).
  1. по характеру координации проекта:
  • с открытой, явной координацией (координатор проекта участвует в проекте, ненавязчиво направляя работу его участников);
  • со скрытой координацией (координатор не обнаруживает себя, он выступает как полноправный участник проекта).
  1. по количеству участников:
  • индивидуальные;
  • парные;
  • групповые;
  • коллективные.
  1. по продолжительности проведения:
  • краткосрочные (на несколько уроков по программе одного предмета или как межпредметные);
  • средней продолжительности (от недели до месяца);
  • долгосрочные (от месяца до нескольких месяцев).

В психолого – педагогической литературе мы не нашли конкретного определения экологического проекта. Изучив, проанализировав и обобщив экологические проекты, предложенные И.В. Цветковой, Е.Е. Морозовой, мы даём следующее определение экологическому проекту.

Экологический проект – это средство педагогического воздействия, основанное на приобретении учащимися знаний и умений в процессе планирования и выполнения постепенно усложняющихся практических заданий – проектов, направленных на формирование их экологического сознания.

По своему содержанию экологические проекты могут относиться к любому типу проектов, предложенных Е.С. Полатом. При этом следует учитывать, что одним из важных условий организации экологической проектной деятельности является выбор наиболее продуктивных типов проектов, позволяющих комплексно воздействовать на формирование экологического образования школьника: формировать экологические знания, субъективное отношение к природе, навык экологически ориентированной деятельности.

Следующим условием является последовательное поэтапное продвижение к конечной цели экологического проекта. Анализ научной и методической литературы позволил нам выделить основные этапы работы над экологическим проектом:

  1. мотивационный (учитель заявляет общий замысел, создает положительный мотивационный настрой; ученики: обсуждают, предлагают собственные идеи);
  2. планирующий — подготовительный (определяются тема и цели проекта, формулируются задачи, вырабатывается план действий, устанавливаются критерии оценки результата и процесса, согласовываются способы совместной деятельности сначала с максимальной помощью учителя, позднее с нарастанием ученической самостоятельности);
  3. информационно-операционный (ученики: собирают материал, работают с литературой и другими источниками, непосредственно выполняют проект; учитель: наблюдает, координирует, поддерживает, сам является информационным источником);
  4. рефлексивно-оценочный (ученики представляют проекты, участвуют в коллективном обсуждении и содержательной оценке результатов и процесса работы, осуществляют устную или письменную самооценку, учитель выступает участником коллективной оценочной деятельности).

Каждый этап имеет свои задачи, своё содержание и предполагаемую деятельность учащихся.

Также в психолого-педагогический литературе неоднократно подчеркивается, что существенным условием для выбора учителем наиболее эффективных методов, оптимизирующих преподавание, является знание реальных возможностей учащихся, развития их интеллекта, воли, мотивов. Кроме того, в целом ряде работ отмечается необходимость системности в использовании активных методов, постепенного увеличения степени детской самостоятельности в учебно-познавательной деятельности и уменьшении различных видов учительской помощи. Все это, безусловно, относится и к применению проектного метода в начальной школе. 

Уделяя большое внимание условиям организации проектной деятельности младших школьников, Конышева Н.М. обращает внимание на то, что «…проекты, которые предлагаются школьникам, изначально изобилуют всевозможными алгоритмами, что в принципе противоречит сути и смыслу творческой деятельности (каковой является выполнение проекта). Согласно алгоритму, ученик следует от одного рекомендуемого этапа к другому и даже заполняет «Дневник выполнения творческого проекта (в котором записи рекомендуется делать каждый день!). Совершенно очевидно, что такая работа отнимает немало времени, но при этом она является поверхностной и неэффективной в дидактическом отношении».

Учебный проект чаще всего выполняется от начала до конца одним из учащихся. Это обусловлено дидактическими соображениями: необходимостью формирования у каждого ученика определенной системы знаний, умений и навыков.

Правда, как справедливо отмечают некоторые психологи и педагоги, коллективное проектирование в учебном процессе используется, но в тех случаях, когда каждый ученик выполняет не обособленную часть работы (играя роль члена «конструкторского бюро»), а включается в целостный процесс.

Таким образом, обобщив всё выше изложенное, мы можем сделать вывод о том, что одним из эффективных средств организации экологического образования младших школьников является метод экологических проектов.

В качестве основных неоспоримых достоинств проектного метода названы высокая степень самостоятельности, инициативности учащихся и их познавательной мотивированности.

В основе метода экологических проектов лежит развитие познавательных навыков, умений самостоятельно конструировать свои знания и ориентироваться в информационном пространстве.

В экологической проектной деятельности младших школьников необходимо придерживаться этапов работы над проектом, соответствующих структуре учебной деятельности.

Экологический проект можно отнести к любому типу проектов по его содержанию, при этом применяя наиболее продуктивные типы.

При внедрении в образовательный процесс проектной деятельности необходимо учитывать возрастные и индивидуальные особенности младших школьников.

 

 

 

 

 

 

Выводы по I главе

Изучив психолого-педагогическую, методическую литературу по теме исследования, можно сделать вывод:

  • Экологическое образование является  одним из приоритетных направлений работы современной российской школы. 
  • Экологическое образование - это непрерывный, динамичный, постоянно развивающийся процесс обучения, воспитания и развития личности, направленный на формирование экологической компетентности: готовности выбирать экологически целесообразную линию социального поведения, прогнозировать последствия своего поведения, опираясь на полученные  экологические знания и опыт.
  • Младший школьный возраст является сенситивным для организации  экологического образования.
  • Высшей и конечной целью экологического образования и воспитания считается формирование экологической компетенции младших школьников.
  • Метод экологических проектов должен быть непосредственно включен в образовательный процесс, т.к. является эффективным средством организации  экологического образования младших школьников.
  • Метод проектов позволяет соединить развитие экологической направленности личности школьника с опытом экологической деятельности в качестве субъекта, то есть обеспечивает реализацию условий, необходимых для становления экологической компетентности.
  • При внедрении в образовательный процесс проектной деятельности необходимо учитывать возрастные и индивидуальные особенности младших школьников.
  • В экологической проектной деятельности младших школьников необходимо придерживаться этапов работы над проектом, соответствующих структуре учебной деятельности.
  • Экологический проект можно отнести к любому типу проектов по его содержанию, при этом применяя наиболее продуктивные типы.
  • В процессе осуществления экологической проектной деятельности учащимся необходимо предоставлять максимально возможную самостоятельность.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава II.

Опыт организации экологического образования младших школьников.

2.1. Опыт организации экологического образования младших школьников средствами проектной деятельности

Опираясь на теорию и опыт С.Д. Дерябо, В. Я. Ясвина, В.И. Панова, Е.С.Полата, И.В. Цветковой и др., нами была разработана программа по экологического образования младших школьников средствами проектной деятельности (Приложение 1).

Данная программа ставит своей целью формирование экологического сознания младших школьников, нравственного отношения к миру.

Программа состоит из 3 блоков:

  1. Подготовительный блок — «Знатоки природы».
  2. Основной блок (обучающий)— «Любители природы».
  3. Завершающий блок — «Хранители природы».

Данные блоки названы нами так в связи с тем, что по завершении работы над каждым этапом, младшие школьники получают звания, соответствующие названиям этапов.

Первый блок — подготовительный — «Знатоки природы»

Цель: актуализация знаний учащихся в области экологии, расширение представлений о рациональном взаимодействии человека с природой, создание базовой основы, необходимой для дальнейшего участия в создании и воплощении в жизнь экологических проектов.

Второй блок – основной – «Любители природы».

Цель: вовлечение учащихся в экологическую проектную деятельность, формирование общих умений работы над экологическим проектом.

Остановимся более подробно на описании работы над экологическим проектом.

Первый этап – мотивационный.

Целью  этого этапа было знакомство учащихся с сущностью проекта, особенностями его осуществления, создание положительной мотивации для предстоящей работы.

Во время словарной работы школьники работали над определением таких понятий, как «проект», «экологический проект». Так же не менее важным для нас было определение понятия «экология».

Понятию «экология» учащиеся экспериментального класса дали следующие определения:

— Экология учит нас беречь нашу природу.

— Экология учит людей, что планета не только для человека, а для зверей, птиц, насекомых, растений и всех-всех, кто здесь живёт.

— Это когда не нарушается природное равновесие.

— Экология нас учит не мусорить в природе, не обижать животных,

сажать растения.

Обобщив свои высказывания, ребята дали следующее определения понятию «экология»:

− Экология – это наука, которая учит нас не нарушать природное равновесие, учит бережному отношению к нашему миру, учит нас тому, что планета Земля – дом для всех, а не только для человека.

Далее учащиеся обсудили, что такое «экологический проект».

— Это какой-нибудь план работы.

— Это надо составить план, чтобы помогать природе.

— Я думаю, что экологический проект – это какое-то доброе дело для

природы.

Сделав обобщение высказываниям, мы подвели учащихся к выводу:

— Экологический проект – это план, замысел  и осуществление в жизни какого-то доброго и хорошего дела, необходимого для того, чтобы больше знать о природе, помогать ей в трудную минуту, защищать её.

Знакомство со структурными компонентами экологического проекта осуществлялось с помощью занимательного материала – рассказа о мальчике Антоне, желавшем подружиться со скворцами. В рассказе чётко выделяются все структурные компоненты создания экологического проекта: цель, подготовительный этап, планирование, выполнение, подведение итогов. После прослушивания рассказа дети поделились своими впечатлениями об услышанном. После самостоятельного повторного чтения рассказа ребята выделили структурные компоненты экологического проекта – этапы, обсудили свою предполагаемую работу на каждом этапе.

В дальнейшей работе детям помогали составленные нами памятки «Как работать над экологическим проектом?». Такие памятки были даны каждому учащемуся экспериментального класса (Приложение 2).

Второй этап – подготовительный (планирующий).

Целью второго этапа было включение учащихся в экологическую проектную деятельность, планирование своей работы над проектом.

Ребятам необходимо было выбрать свой будущий экологический проект из предложенных вариантов. Нами были предложены следующие варианты экологических проектов: «Животные в истории моей семьи», «Мы за чистый двор!», «Зелёный друг» и др.

Предложенные нами экологические проекты соответствуют следующим типам:

• по методу, доминирующему в проекте – информационные, практико-ориентированные;

• по характеру координации проекта – с открытой координацией;

• по количеству участников – индивидуальные, групповые, парные;

• по продолжительности проведения – средней продолжительности (от недели до месяца).

Информация о работе Организация экологического образования младших школьников средствами проектной деятельности