Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2014 в 14:50, курсовая работа
Цель работы: исследовать организацию экологического образования младших школьников средствами проектной деятельности. Объект исследования: образовательный процесс в начальной школе. Предмет исследования: реализация экологического образования младших школьников средствами проектной деятельности.
В ходе исследования предстоит решить следующие задачи:
1. Изучить и проанализировать психолого-педагогическую, методическую литературу по проблеме организации экологического образования младших школьников средствами проектной деятельности.
2. Описать методику организации эко проектов.
3. Разработать и апробировать программу организации экологического образования младших школьников средствами проектной деятельности.
4. Провести диагностику и изучить результативность опыта по организации экологического образования младших школьников.
Введение……………………………………………………………………………. 3
Глава I. Теоретические основы экологического образования младших школьников
Сущность понятия «экологическое образование»...……………….……… 6
Метод проектов как средство экологического образования младших школьников ……… 14
Выводы по I главе ……………………………………………………………… 22
Глава II. Опыт организации экологического образования младших школьников.
Опыт организации экологического образования младших школьников средствами проектной деятельности … 24
Диагностика и результативность опыта по организации экологического образования младших школьников…… 36
Выводы по II главе …………………………………………………………...…. 46
Заключение………………………………………………………………………… 47
Список литературы……………………………………………………….……… 49
Прогрессивный и долговременный характер вышеуказанных тенденций, являющихся, несомненно, появлением определенных закономерностей, необходимо учитывать при конструировании системы психолого-педагогических путей, средств и условий совершенствования экологического образования учащихся начальной школы.
С точки зрения авторов: И.Д. Зверева, А.Н. Захлебного, И.Т. Суравегиной, А.П. Сидельковского, И.Т.Барановой содержанию экологического образования принадлежит центральная роль в процессе формирования у личности ответственного отношения к окружающей среде.
В целом уровень ответственного отношения школьника к окружающей среде определяется тем, насколько доминирующие в обществе ценности, социально - значимые нормы и правила отношения к природе, внешне заданный экологический идеал будут восприняты данным школьником как личностно значимые. При этом «перевод» внешне заданных норм и правил во внутренний план личности определяется целым рядом факторов и условий, важными среди которых являются: реальное включение школьника в систему общественных отношений; активность самого школьника; эмоционально-волевые и другие индивидуальные особенности этой личности.
При этом формы, методы и приемы экологического образования школьников должны быть направлены, прежде всего, на «перевод» во внутренний мировоззренческий план личности социальных экологических ориентиров: знаний, умений, навыков, ценностных ориентаций и идеалов, принципов и правил отношений к окружающей природной среде.
В научной педагогической литературе отмечается, что отношение личности к окружающей среде имеет три аспекта:
В целевой установке экологического образования отмечена и такая специфическая особенность - неразрывное единство чувственного и рационального познания природного и социального окружения человека как важное условие становления у детей элементов экологической культуры.
Это сложный процесс, требующий решения следующих задач:
Впервые в мир знаний о природе дети попадают в начальной школе. Как дальше они будут относится к природе во многом будет зависеть от того, насколько они осознают ценность природы в жизни человека, многообразные связи его с природной средой, насколько глубоко воспитаны в них эстетические и нравственные отношения к природным объектам. Успешность экологического образования на начальном этапе во многом определяется возможностями использования в воспитательной работе природного окружения.
Осознание окружающей природы как ценности особого рода, обладающей способностью жизнеобеспечения, эстетическими, практическими и др. качествами, происходит на основе развертывания знаний о мире природы и об окружающей среде в целом.
Довольно частое посещение природных объектов позволяет младшим школьникам визуально, без разъяснений со стороны учителя зафиксировать те нежелательные преобразования, которые происходят в природе. Для детей становятся очевидными огромные масштабы разрушений окружающей среды, и неадекватность мер, принимаемых для восстановления разрушенного. Возникающее при этом чувство переживания за судьбу окружающей природы создает нужный фон для развития ответственного к ней отношения, признаваемого в качестве одной из задач экологического образования.
Высшей и конечной целью экологического образования и воспитания считается формирование экологической компетенции младших школьников.
Учеными ведется активная разработка технологий по реализации Федерального государственного образовательного стандарта начального образования, в котором немалое место отводится «формированию ключевых компетенций – готовности учащихся использовать усвоенные знания, умения и способы деятельности в реальной жизни для решения практических задач».
Экологическая компетентность – интегративное качество личности, определяющее ее способность действовать в системе «человек-общество-природа» в соответствии с усвоенными экологическими знаниями, умениями, навыками, с убеждениями, мотивами, ценностными представлениями, экологически значимыми личными качествами и практическим опытом экологической деятельности. (В.А.Алексеев) На основе этого определения, можно сформулировать определение экологической компетентности применительно к младшим школьникам: экологическая компетентность младших школьников – это готовность выбрать экологически целесообразную линию социального поведения, прогнозировать последствия своего поведения, опираясь на полученные в начальной школе экологические знания и опыт.
В качестве основных критериев экологической образованности, являются следующие проявления нравственно-экологической позиции личности:
Исходя из выше сказанного, «экологическое образование» - это непрерывный, динамичный, постоянно развивающийся процесс обучения, воспитания и развития личности, направленный на формирование экологической компетентности: готовности выбирать экологически целесообразную линию социального поведения, прогнозировать последствия своего поведения, опираясь на полученные экологические знания и опыт.
1.2. Метод проектов как средство экологического образования младших школьников
Младший школьник по своей природе пытливый исследователь и открыватель мира. Перед ним откроется чудесный мир в живых красках, ярких и трепетных звуках, если правильно построить работу по его экологическому образованию.
Организация экологического образования младших школьников предполагает не только освоение отдельных знаний, но и овладение комплексной процедурой социально и личностно-значимой экологической деятельности. С методической точки зрения в качестве адекватного инструмента выступает разработка и реализация учащимися проектов, направленных на улучшение состояния окружающей среды в процессе выявления, изучения, решения и предупреждения экологических проблем.
В качестве основных неоспоримых достоинств проектного метода по сравнению с традиционными, носящими репродуктивный характер, названы высокая степень самостоятельности, инициативности учащихся и их познавательной мотивированности. В целом, как подчёркивает В. Гузеев, «…Проектное обучение поощряет и усиливает истинное учение со стороны учеников, расширяет сферу субъективности в процессе самоопределения, творчества и конкретного участия».
В проекте главными элементами учения становятся склонности, интересы и самостоятельность учащегося, составляющие основу мотивации, которая способствует реализации самостоятельно поставленных детьми целей при решении практических проблем в реальной среде.
Основу проектного обучения составляет деятельность, и процесс работы не менее важен, чем результат. Проект не просто предполагает отыскание решения новых для учащихся проблем, но преследует в качестве цели развитие творческих способностей. При этом возможность выполнения проекта в индивидуальном темпе, в удобной форме, наиболее подходящей роли создает равные возможности для личностного роста и самореализации всех учащихся.
Данный метод показал свою универсальность, найдя широкую сферу
применения в образовательном процессе, в частности в решении таких задач как:
Выбор тематики проектов осуществляется самими учащимися, которые, естественно, ориентируются при этом на собственные интересы: познавательные, практические, творческие.
Адекватность данного метода для организации экологического образования определяется педагогическим потенциалом учебных проектов по развитию не только когнитивной и деятельностной сфер личности учащихся, но также мотивационной, волевой и ценностно-смысловой – обладает свойством самомотивации, приносит удовлетворение от продуктов собственного труда, стимулирует интерес, вовлеченность участников в работу, осмысление целей деятельности, рефлексию полученных результатов.
Таким образом, метод проектов позволяет соединить развитие экологической направленности личности школьника с опытом экологической
деятельности в качестве субъекта, то есть обеспечивает реализацию условий, необходимых для становления экологической компетентности.
Между тем, проектный метод, многоаспектная эффективность которого доказана опытом зарубежных и российских педагогов и отражена в ряде работ Гоппе Н.Н., Джонсона Д. , Зака А.З., Лернера И.Я. и др. оказался почти полностью исключенным из практики современной начальной школы.
Причина невостребованности проектного метода в нашей стране в настоящий момент, безусловно, имеет своё объяснение. Как известно, массовое внедрение в отечественные школы в 20-годы прошлого столетия данного метода, разработанного У.Килпатриком на основе теоретических идей Д.Дьюи, не оправдало себя. Несмотря на высокую мотивацию учеников при таком обучении, отмечаемую современниками, школа не обеспечивала учащихся необходимым объёмом систематических знаний, группируя учебный материал различных предметов вокруг комплексов – проектов, носящих в основном чисто практический характер. И как следствие – осуждение проектного метода и его забвение.
Реформирование современного отечественного образования способствовало возрождению проектного метода в школах. Учитывая безусловные достоинства проектного метода и возрастные возможности учащихся 7—10 лет, а также, беря во внимание опыт работы методистов и учителей начальных классов, мы считаем реальным и целесообразным его применение в начальном звене школьного обучения.
Раскроем сущность проектной деятельности. В основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков, умений самостоятельно конструировать свои знания и ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического мышления.
В словарях приводятся следующие значения слова проект:
Каждое их этих значений касается определённой стороны проектной деятельности. В дидактическом плане самым важным и существенным является последнее из всех приведённых выше значений. По определению Конышевой Н.М. «Проект – это мысленное предвосхищение, прогнозирование того, что затем будет воплощено в виде предмета, услуги, творческого акта или действия.
Цветкова И.В. определяет проект как детскую самодеятельность, конкретное, практическое творческое дело, поэтапное движение к цели. «Это звено в системе воспитания, звено в цепи, развивающей личность, программы. Проект – метод педагогически организованного освоения ребёнком окружающей среды».
Известные методисты Шамов Т.И., Давыденко Т.М. определяют проект как продуктивную форму индивидуального образования, считают его продуктивно – производственным, проблемным и развивающим конкретные способности.
По определению академика Е.С. Полата, проект – «это совокупность определённых действий, документов, предварительных текстов, замысел для создания реального объекта, предмета, создание разного рода теоретического продукта; это всегда творческая деятельность. …Проект – это самостоятельная практико-ориентированная работа интегративного характера, в которой ученик решает не только учебные, но и социальные, культурные, исследовательские задачи. Создание проектного продукта даёт ученику ценный опыт самоорганизации и зачатки профессионализма…».
Освещая вопрос о классификации проектов, будем придерживаться типологии, предлагаемой академиком Е.С. Полатом. Он выделяет пять типологических признаков, которые являются основой отнесения того или иного проекта к определяющему виду: