Организация экологического образования младших школьников средствами проектной деятельности

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2014 в 14:50, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы: исследовать организацию экологического образования младших школьников средствами проектной деятельности. Объект исследования: образовательный процесс в начальной школе. Предмет исследования: реализация экологического образования младших школьников средствами проектной деятельности.
В ходе исследования предстоит решить следующие задачи:
1. Изучить и проанализировать психолого-педагогическую, методическую литературу по проблеме организации экологического образования младших школьников средствами проектной деятельности.
2. Описать методику организации эко проектов.
3. Разработать и апробировать программу организации экологического образования младших школьников средствами проектной деятельности.
4. Провести диагностику и изучить результативность опыта по организации экологического образования младших школьников.

Оглавление

Введение……………………………………………………………………………. 3
Глава I. Теоретические основы экологического образования младших школьников
Сущность понятия «экологическое образование»...……………….……… 6
Метод проектов как средство экологического образования младших школьников ……… 14
Выводы по I главе ……………………………………………………………… 22
Глава II. Опыт организации экологического образования младших школьников.
Опыт организации экологического образования младших школьников средствами проектной деятельности … 24
Диагностика и результативность опыта по организации экологического образования младших школьников…… 36
Выводы по II главе …………………………………………………………...…. 46
Заключение………………………………………………………………………… 47
Список литературы……………………………………………………….……… 49

Файлы: 1 файл

Экологическое образование младших школьников.doc

— 559.00 Кб (Скачать)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Организация экологического образования младших школьников

средствами проектной деятельности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Волгоград – 2011

Содержание

 

Введение……………………………………………………………………………. 3

Глава I. Теоретические основы экологического образования

младших школьников

  1. Сущность понятия «экологическое образование»...……………….……… 6
  2. Метод проектов как средство экологического образования младших школьников  …………………………………………………………………. 14

Выводы по I  главе  ……………………………………………………………… 22

Глава II. Опыт организации экологического образования младших школьников.

  1. Опыт организации экологического образования младших школьников средствами проектной деятельности    ………………………………….…  24
  2. Диагностика и результативность опыта по организации экологического образования младших школьников…………………………………..…….  36

Выводы по II главе …………………………………………………………...….  46

Заключение………………………………………………………………………… 47

Список  литературы……………………………………………………….……… 49

Приложения………………………………………………………………………... 53

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Актуальность. Приоритетной целью современного начального образования является духовно-нравственное развитие личности ребенка. Эта цель в Федеральном государственном стандарте (ФГОС) нового поколения достигается через создание условий для устойчивого развития. Частью такого потенциала является экологическое  образование.

Не секрет, что на современном этапе развития общества выделяется глобальная проблема экологического образования - проблема потери экологической грамотности, которая связана с множеством причин. К числу таких причин относится, во-первых, неготовность общества усваивать и реализовывать экологические идеи и знания; во-вторых, необходимость наличия соответствующей литературы, пособий по экологическому образованию.

Давно доказано, что особое место на пути развития личности принадлежит этапу обучения в начальной школе.  Младший школьный возраст является сенситивным периодом для начала формирования многих базовых качеств личности, в том числе и для развития экологической компетентности ребенка. Это период, когда ребенку легче объяснить существование экологических проблем и убедить его в необходимости их решения. В этом возрасте ребенок более доверчив и впечатлителен, отмечается его повышенная любознательность. В период обучения в начальных классах ребенок учится учиться, и именно в этот период времени легче донести до него экологические знания, сформировать умения, научить любить и беречь природу. Поэтому особая и значимая роль в экологическом воспитании и образовании принадлежит именно периоду обучения и воспитания ребенка в начальной школе.

Стоит отметить, что в начальном общем образовании каждый учебный предмет вносит определенную лепту в реализацию задач экологического образования ребенка, однако ни для одного предмета, будь то математика, русский язык или технология, эти задачи не являются главными. Безусловно, особое место экологическому образованию отводится в интегрированном курсе «Окружающий мир». Данный курс предоставляет широкие возможности для формирования у младших школьников фундамента экологической грамотности и соответствующих компетенций – умений проводить наблюдения в природе, ставить опыты, соблюдать правила поведения в мире природы и людей, правила здорового образа жизни. Однако данный предмет реализует достаточно много задач, несвязанных непосредственно с экологией. Таким образом, наиболее удачным решением проблемы экологического образования является использование возможностей внеурочной деятельности, носящей краеведческий характер. Экологическое воспитание младших школьников, на наш взгляд, должно включать в себя знакомство детей с местными экологическими и краеведческими особенностями, так как без элементарных понятий и представлений об экологических проблемах своего края, о его климате, реках, озерах, полях, лугах, лесах, животных невозможно усвоение полноценных экологических знаний. К тому же для детей начальной школы изучение особенностей  природы осуществляется по принципу «от близкого - к далекому, от родного края – ко всей стране и другим странам».

В настоящий момент отсутствует единое мнение относительно цели и результата экологического образования детей, адекватного возрасту и соотносимого с экологической компетентностью как личной характеристикой и показателем качества образования.

Следовательно, приобретает актуальность поиск технологий, средств, методов обучения и диагностики экологического образования, обеспечивающих формирование ценностного отношения к природе, умения оценивать свое поведение и поведение окружающих людей и уверенно действовать с опорой на собственные знания, что в конечном итоге обеспечивает развитие экологической компетенции у выпускника начальной школы.

 

 

Цель работы: исследовать организацию экологического образования  младших школьников средствами проектной деятельности.

Объект исследования: образовательный процесс в начальной школе.

Предмет исследования: реализация экологического образования  младших школьников средствами проектной деятельности.

В ходе исследования предстоит решить следующие задачи:

1. Изучить и проанализировать  психолого-педагогическую, методическую  литературу по проблеме организации экологического образования  младших школьников средствами проектной деятельности.

2. Описать методику организации эко проектов.

3. Разработать и апробировать  программу организации экологического образования младших школьников средствами проектной деятельности.

4. Провести диагностику  и изучить  результативность опыта  по организации экологического  образования младших школьников.

Методы исследования:

  • теоретические: анализ психолого-педагогической и методической литературы по теме исследования: «Организация экологического образования  младших школьников средствами  проектной деятельности»;
  • практические: беседа, наблюдение, анализ продуктов деятельности учащихся, тестирование, анкетирование, методы статистической обработки данных, педагогический эксперимент.

База исследования: муниципальное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 102 Дзержинского района г. Волгограда, 3-а класс.

Практическая значимость: данный опыт может быть использован учителями начальных классов при организации внеурочной деятельности младших школьников, с целью формирования их экологического сознания.

Глава I. Теоретические основы экологического образования

младших школьников

1.1. Сущность понятия «экологическое образование»

Согласно Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России и Федерального государственного образовательного стандарта второго поколения важнейшей целью современного отечественного образования и одной из приоритетных задач общества и государства является воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России.

Таким образом, в качестве важнейшей цели образования выделяется духовно-нравственное развитие личности. Основным содержанием духовно-нравственного развития, воспитания и социализации являются базовые национальные ценности: патриотизм, социальная солидарность, справедливость, милосердие, честь, достоинство, гражданственность, здоровье, уважение к родителям, забота о старших и младших, уважение к труду, ценность знания, толерантность, эстетическое и этическое развитие, экологическое сознание, мир во всём мире, многообразие культур и народов, прогресс человечества.

Все направления воспитания и социализации, безусловно, важны, дополняют друг друга и обеспечивают развитие личности на основе отечественных духовных, нравственных и культурных традиций.

Согласно Концепции и Стандарта общие задачи систематизированы по основным направлениям воспитания и социализации младших школьников:

  • воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека;
  • воспитание нравственных чувств и этического сознания;
  • воспитание  трудолюбия,    творческого   отношения к учению, труду, жизни;
  • формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни;
  • воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание);
  • воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание).

 В каждом из основных  направлений воспитания и социализации  обучающихся в Стандарте раскрывается  соответствующая система базовых  национальных ценностей. В системе  экологического образования таковыми  ценностями являются: жизнь; родная земля; заповедная природа; планета Земля.

Стандарт в качестве результатов экологического воспитания младших школьников выделяет:

- развитие интереса к  природе, природным явлениям и  формам жизни;

- понимание активной роли  человека в природе;

- ценностное отношение  к природе и всем формам  жизни;

- элементарный опыт природоохранительной  деятельности;

- бережное отношение к  растениям и животным.

Таким образом, экологическое образование является  одним из приоритетных направлений работы современной российской школы. 

       Определение  экологического образования принято  связывать с первой конференцией  по этой тематике, прошедшей в 1970 г. в г. Карсон-Сити (США, Невада). Там  была принята такая формулировка:

«Экологическое образование представляет собой процесс осознания человеком ценности окружающей среды и уточнение основных положений, необходимых для получения знаний и умений, необходимых для понимания и признания взаимной зависимости между человеком, его культурой и его биофизическим окружением. Экологическое образование также включает в себя привитие практических навыков в решении задач, относящихся к взаимодействию с окружающей средой, выработки поведения, способствующего улучшению качества окружающей среды».

Важную роль в развитии экологического образования сыграло появление в середине 90-х годов работ по экологической психологии (С.Д.Дерябо, В.Я.Ясвин, В.И.Панов) и экологической этике (В.Е.Борейко). Данные исследования позволили выяснить особенности развития экологического сознания личности, механизмы его формирования, принципы этического отношения  с природой и т.д., что открыло возможность установить четкое соответствие педагогического процесса экологического образования психологическому процессу формирования экологического сознания и поведения.

В настоящее время в педагогической науке ведется интенсивный поиск путей и средств совершенствования экологического образования.

По мнению современных педагогов-экологов (И.Д. Зверев, А.Н. Захлебный, И.Т. Суравегина, А.П. Сидельковский) содержание экологического образования представляет собой совокупность межпредметно-экологических идей, научных экологических и нравственно-экологических знаний (понятий, представлений, фактов), интеллектуальных и практических умений и навыков, социально выработанного опыта творческой деятельности, подлежащих усвоению учащимися в процессе формирования у них ответственного отношения к природе.

Содержание экологического образования представляет собой динамичное, постоянно развивающееся явление. Конструирование и непрерывное совершенствование содержания образования есть проблема непреходящей социально-педагогической значимости.

Существуют основные тенденции развития теории и практики экологического образования школьников:

  1. повышение роли экологического образования в решении современных экологических проблем, а также в целостном процессе формирования личности учащегося третьего тысячелетия;
  2. активизация международного сотрудничества в сфере экологического воспитания молодежи и образования в области окружающей природной среды;
  3. обеспечение органического единства обучения, внеклассной воспитательной работы, общественно-полезной деятельности учащихся по исследованию и охране окружающей природной среды;
  4. использование в процессе экологического образования элементов системного подхода, методов моделирования и историзма;
  5. усиление ценностных аспектов содержания экологического образования;
  6. экологизация учебного содержания предметов гуманитарного и естественнонаучного циклов;
  7. введение в учебные планы общеобразовательных школ специальных курсов экологического содержания;
  8. дифференциация и индивидуализация эколого-воспитательных воздействий на личность;
  9. учет в процессе формирования у школьников ответственного отношения к природе, психолого-возрастных и индивидуальных особенностей личности, а также специфики ее реального отношения к природе;
  10. внедрение в практику общеобразовательных школ новых форм экологического образования учащихся (межпредметные уроки, ролевые и сюжетные игры, приемы имитации и игрового моделирования, ученические конференции, походы-экспедиции по исследованию и охране природы родного края, ролевые практикумы).

Информация о работе Организация экологического образования младших школьников средствами проектной деятельности