Организация экологического образования младших школьников средствами проектной деятельности

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2014 в 14:50, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы: исследовать организацию экологического образования младших школьников средствами проектной деятельности. Объект исследования: образовательный процесс в начальной школе. Предмет исследования: реализация экологического образования младших школьников средствами проектной деятельности.
В ходе исследования предстоит решить следующие задачи:
1. Изучить и проанализировать психолого-педагогическую, методическую литературу по проблеме организации экологического образования младших школьников средствами проектной деятельности.
2. Описать методику организации эко проектов.
3. Разработать и апробировать программу организации экологического образования младших школьников средствами проектной деятельности.
4. Провести диагностику и изучить результативность опыта по организации экологического образования младших школьников.

Оглавление

Введение……………………………………………………………………………. 3
Глава I. Теоретические основы экологического образования младших школьников
Сущность понятия «экологическое образование»...……………….……… 6
Метод проектов как средство экологического образования младших школьников ……… 14
Выводы по I главе ……………………………………………………………… 22
Глава II. Опыт организации экологического образования младших школьников.
Опыт организации экологического образования младших школьников средствами проектной деятельности … 24
Диагностика и результативность опыта по организации экологического образования младших школьников…… 36
Выводы по II главе …………………………………………………………...…. 46
Заключение………………………………………………………………………… 47
Список литературы……………………………………………………….……… 49

Файлы: 1 файл

Экологическое образование младших школьников.doc

— 559.00 Кб (Скачать)

Программа констатирующего этапа нашего исследования включала в себя следующую задачу: выявить исходный уровень экологического сознания учащихся экспериментального класса. Всего на данном этапе в эксперименте принимало участие 11 учащихся 3 класса.

В процессе проведения констатирующего этапа были использованы следующие методы и методики: анкетирование, тестирование; наблюдение; анализ и обработка результатов.

В связи с тем, что структурными компонентами экологического образования личности являются экологические знания, отношение к природе, экологическая деятельность, в своей экспериментальной работе мы будем выявлять у учащихся экспериментального класса уровень каждого компонента экологического образования.

С целью выявления исходного уровня экологических знаний учащихся экспериментального класса нами использован метод тестирования, т.е. учащимся был предложен тест «Эрудит» (Приложение 4).

Данные анализа позволили нам выделить уровни экологических знаний, по которым мы группировали учащихся экспериментального класса:

ВЫСОКИЙ: наличие адекватных экологических представлений, круг природоведческих знаний соответствует требованиям программы; набрано не менее 90 процентов от необходимого количества баллов;

СРЕДНИЙ: круг экологических знаний и представлений недостаточно широк; допускаются неверные ответы, количество набранных баллов от 51 до 89 процентов;

НИЗКИЙ: экологические представления не достаточны или отсутствуют, природоведческие знания не отвечают требованиям программы, испытывает затруднения в ответах вопросы; количество набранных баллов 50 и менее процентов.

Результаты исследования по выявлению исходного уровня экологических знаний учащихся экспериментального класса представлены на Диаграмме 1.1 (Приложение 6).

Результаты исследования показали, что 3 учащихся (28%) имеют низкий уровень экологических знаний, со средним уровнем – 6 учащихся (55%), и лишь два ученика (18%) имеют высокий уровень экологических знаний.

Обобщив результаты исследования, мы констатировали, что у учащихся экспериментального класса преобладает низкий уровень экологических знаний.

При определении исходного уровня субъективного отношения учащихся экспериментального класса к природе, мы применили опросник Дерябо С.Д., Ясвина В.А. "Натурафил" (Приложение 5). 

 Анкета включает в себя 5 шкал:

  • Перцептивно-аффективная шкала (ПА) направлена на диагностику эстетически-этических потребностей, проявляющейся в готовности и стремлении взаимодействовать с природными объектами на «эмоциональном уровне», восприимчивости к их чувственно выразительным элементам, желание «любоваться природой» и т.д.
  • Когнитивная шкала (К) направлена на диагностику познавательных потребностей, проявляющейся в готовности и стремлении принимать, искать и перерабатывать информацию о природных объектах.
  • Практическая шкала (Пр) направлена на диагностику готовности и стремлении к непрагматическому практическому взаимодействию с природными объектами.
  • Поступочная шкала (Пс) направлена на диагностику активности личности по изменению окружения в соответствии с её отношением к природе.
  • Шкала натуралистической эрудиции (НЭ) — направлена на диагностику уровня натуралистической эрудиции, знаний о природе у  учащихся экспериментального класса.

Каждая шкала состоит из 10 вопросов, диагностирующих отношение к трём условным классам природных объектов: животным, растениям и целым природным комплексам. На вопросы учащиеся отвечали знаками «+» (да) и «—» (нет).

При анализе ответов учащихся мы выводили процентное соотношение правильных ответов по каждой шкале, затем складывали результаты по всем четырём шкалам и находили средний результат сформированности субъективного отношения учащихся экспериментального класса к природе. Результаты анализа показаны нами в Диаграмме 1.2 (Приложение 6).

Анализ анкет учащихся экспериментального класса позволил нам выделить их уровни субъективного отношения к природе:

ВЫСОКИЙ: характеризуется высокой потребностью в эстетическом освоении объектов природы, отзывчивостью на их витальные проявления. отсутствием существующих неадекватных социальных эстетических стереотипов; самостоятельным стремлением  к поиску информации  о природных объектах, стремлением к разносторонней практической деятельности с природными объектами; желанием активно участвовать в природоохранной  деятельности;

СРЕДНИЙ: потребности в приобретении экологических знаний ситуативны, и потребность в эстетическом восприятии природы объектов невелика; ребенок не всегда стремится к взаимодействию с представителями животного и растительного мира, не всегда проявляет заботу о них; в целом проявляется положительное отношение к природе, но избирательной направленности;

НИЗКИЙ: отсутствие потребности в эстетическом освоении объектов природы, отсутствие эмоциональной отзывчивости на различные проявления жизнедеятельности объектов природы; личность готова лишь перерабатывать поступающую информацию, связанную с природой, не проявляя своей познавательной активности; готова  лишь в какой-то мере включаться в практическую деятельность с природным объектом, которую организовывают другие люди.

Результаты опроса показали, что у 8 учащихся (73%) экспериментального класса преобладает низкий уровень субъективного отношения к природе, средний уровень у 2 учащихся (18 %), с высоким уровнем субъективного отношения к природе 1 учащийся (9%).

Для выявления уровня экологически ориентированной деятельности учащихся экспериментального класса мы применили метод наблюдения. Наблюдения за учащимися экспериментального класса мы осуществляли во время прогулок в природе, работы на пришкольном участке по следующим пунктам:

  • Инициативность в природоохранной деятельности;
  • Активность участия в природоохранной деятельности;
  • Качество исполнения поручений, связанных с природоохранной деятельностью;
  • Требовательность к себе в вопросах соблюдения норм поведения в природе;
  • Требовательность к другим в вопросах соблюдения норм поведения в природе.

Обобщив результаты наблюдений за экологически ориентированной деятельностью учащихся экспериментального класса в Диаграмме 1.3 (Приложение 6), мы выделили следующие уровни экологически ориентированной деятельности:

ВЫСОКИЙ: личность самостоятельно проявляет активность в практической деятельности по охране природы, проявляет агитационный интерес по охране окружающей среды, самостоятельно заботится о животных и других объектах природы, нормы и правила экологически обоснованного взаимодействия с природой хорошо усвоены и их применение постоянно.

СРЕДНИЙ: проявляет активность в практической деятельности по охране природы под руководством другого человека, не всегда осуждает отрицательные поступки (по отношению к природе) других людей, правила поведения в природе выполняет не все, заботится о животных и других объектах природы нерегулярно.

НИЗКИЙ: деятельностью по охране природы заниматься не любит, не соблюдает нормы и правила экологически обоснованного взаимодействия с природой; действия к объектам природы неосознанные, они механически и подражательны.

Данные анализа наблюдений за учащимися экспериментального класса позволили нам выявить уровни их экологически ориентированной деятельности на констатирующем этапе. Высокий уровень экологически ориентированной деятельности преобладает у 2 учащихся (18%), средний – у 7 учащихся (64%), низкий уровень – у 2 учащихся (18%).

Таким образом, мы констатировали, что у учащихся  экспериментального класса преобладает средний уровень экологически ориентированной деятельности.

Проведённые нами диагностическое исследование позволило нам выделить уровни экологического сознания  младших школьников и дать им качественную характеристику:

  • Высокий уровень характеризуется, прежде всего,  высоким уровнем практического и поступочного  компонентов. Такая личность стремится к контактам с различными природными объектами, активно осваивает соответствующие технологии. Натуралистическая деятельность выступает для неё в качестве  увлечения. Личность обладает устойчивым интересом к информации о природе, к экологическим проблемам, сама ищет соответствующую информацию в литературе, стремиться к эстетическому освоению мира природы. Отличается проявлением желания активно участвовать в природоохранной деятельности и высоким качеством исполнения поручений, связанных с ней; требовательностью к себе и к другим в вопросе соблюдения норм поведения в природе; решительной борьбой со случаями жестокого обращения с природными объектами, экологически неадекватного поведения.
  • Средний уровень характеризуется высоким показателем когерентности всех компонентов интенсивности, за исключение поступочного компонента, который имеет относительно низкий уровень, хотя также находится в пределах среднего. Такая личность заинтересована в получении определённых знаний о природе, она охотно осваивает некоторые технологические навыки практического взаимодействия с природными объектами; аккуратно выполняет поручения, связанные с природоохранной деятельностью, однако редко проявляет при этом инициативу; соблюдает правила поведения в природе, но не требует этого от других; в ситуациях, когда кто-то жестоко обращается с природными объектами, может выступить в их защиту, если это не угрожает для неё конфликтом с этими людьми.
  • Низкий уровень характеризуется, прежде всего, очень низким уровнем поступочного компонента. Такая личность, если и соблюдает правила поведения в природе, то делает это при наличии соответствующего контроля со стороны других людей. Она ничего не предпринимает для пресечения случаев жестокого обращения с природными объектами. На факты уничтожения природных объектов не обращает внимания, а так же сами могут допускать небрежность в отношении их. Поручения, связанные с природоохранной деятельность выполняются неохотно и никогда не участвует в такой деятельности по собственной инициативе. Личность обладает ограниченными навыками обращения с природными объектами, не стремится к контактам с ними, не испытывает потребности новых знаний о мире природы, не интересуется экологической информацией.

Результаты анализа диагностического исследования по определению уровня экологического образования учащихся экспериментального класса представлены нами в Диаграмме 1.4. (Приложение 6).

Обобщая результаты проведенного нами исследования по определению исходного уровня экологического сознания учащихся экспериментального класса, мы определили, что у учащихся экспериментального класса преобладает средний уровень экологического сознания — это 5 учащихся (45%), низкий уровень экологического сознания у 4 учащихся (36 %), высокий уровень у 2 учащихся экспериментального класса (18 %).

Таким образом, результаты исследования, полученные нами на констатирующем этапе, не удовлетворили нас и привели к выводу о необходимости включения в начальное экологическое образование таких методов, средств, которые могут комплексно воздействовать на младшего школьника: повышать познавательную экологическую активность, включать ребёнка в мир природы, содействовать практическому взаимодействию школьника с миром природы, пробуждать в детях желание беречь окружающий мир, помогать ему.

Одним из таких средств, на наш взгляд, является метод экологических проектов. В этой связи у нас возникла потребность экспериментально проверить это. Для этого нами была разработана экспериментальная программа по организации экологического образования младших школьников через проектную деятельность.

На контрольном этапе эксперимента перед нами стояла задача — определить эффективность организации экологического образования младших школьников через проектную деятельность. Для этого мы использовали те же методы и методики, что и на констатирующем этапе.

Данные повторного тестирования по выявлению уровня экологических знаний учащихся экспериментального класса показали, что после занятий заметно выросло количество правильных ответов.

Результаты анализа тестирования учащихся экспериментального класса по определению уровня экологических знаний на констатирующем и контрольном этапах обобщены нами на Диаграмме 2.1 (Приложение 7).

Анализ ответов учащихся позволяют нам сделать вывод о том, что организация экологического образования младших школьников через экологическую проектную деятельность привели к повышению уровня экологических знаний.

На наш взгляд, это связано с тем, что учителем данного класса создавалась положительная мотивация на занятиях, работа над экологическими проектами способствовала повышению познавательной активности учащихся.

Низкий уровень экологических знаний выявлен у одного учащегося экспериментального класса. Мы считаем, это связано с тем, что у названного ученика не сформированы умения самостоятельной познавательной деятельности.

С целью изучения уровня субъективного  отношения учащихся экспериментального класса к объектам природы на контрольном этапе, мы провели повторное анкетирование учащихся по опроснику Дерябо С.Д., Ясвина В.А. "Натурафил" (Приложение 5). 

Для сравнения результатов анкетирования учащихся по выявлению уровней субъективного отношения учащихся экспериментального класса к природе на констатирующем и контрольном этапах мы составили Диаграмму 2.2  (Приложение 7).

Из  данных исследования мы видим, что на контрольном этапе высокий уровень субъективного отношения учащихся экспериментального класса не изменился. Необходимо отметить, что на контрольном этапе значительно повысился средний уровень субъективного отношения к природе (на 46%). Если на констатирующем этапе со средним уровнем субъективного отношения к природе было 2 учащихся (18%), то на контрольном этапе таких учащихся стало 7 (64%). Мы наблюдаем, что на констатирующем этапе с низким уровнем было 8 учащихся (73%), а на контрольном этапе – 3 учащихся (27%).

Формирование экологически ориентированной деятельности младших школьников — необходимое условие для организации  экологического образования. Как показало наблюдение, формирующий эксперимент повысил уровень экологически ориентированной деятельности учащихся экспериментального класса.

Контрольный этап исследования показал, что повысилась инициативность ребят в природоохранной деятельности: если на констатирующем этапе инициативных учащихся было 2, то во время формирующего эксперимента стал проявлять инициативу Дима Б.

Высокую и среднюю активность участия в природоохранной деятельности проявляют 11 (55%) и 9 (45%) учащихся экспериментального класса соответственно. Низкий уровень активности учащихся экспериментального класса отсутствует (0%).

При анализе качества исполнения поручений, связанных с природоохранной деятельностью, нами выявлено, что у учащихся экспериментального класса преобладает средний уровень – 6 детей (55%). Низкий уровень качества исполнения поручений отсутствует, а на высоком уровне данный компонент наблюдается у 4учащихся (36%).

Далее нами  составлена сравнительная Диаграмма 2.3 уровней экологически ориентированной деятельности учащихся экспериментального класса на констатирующем и контрольном этапах (Приложение 7).

У нас получились следующие результаты: повысился высокий уровень экологически ориентированной деятельности учащихся экспериментального класса (на 18%). Средний остался без изменений (64%); низкий уровень экологически ориентированной деятельности на контрольном этапе отсутствует (0%).

Информация о работе Организация экологического образования младших школьников средствами проектной деятельности