Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Апреля 2013 в 14:48, лекция
Экологическое образование не только дает научные знания из области экологии, но и является важным звеном экологического воспитания будущих специалистов. Это предполагает привитие им высокой экологической культуры, способности бережного отношения к природным богатствам и др. Иными словами, у специалистов, в нашем случае инженерно-технического профиля, должно сформироваться новое экологическое сознание и мышление, суть которого в том, что человек - часть природы и сохранение природы - это сохранение полноценной жизни человека.
Экологическое образование
не только дает научные знания из области
экологии, но и является важным звеном
экологического воспитания будущих
специалистов. Это предполагает привитие
им высокой экологической
Экологические знания необходимы каждому человеку, чтобы сбылась мечта многих поколений мыслителей о создании достойной человека среды, для чего надо построить прекрасные города, развить настолько совершенные производительные силы, чтобы они смогли бы обеспечить гармонию человека и природы. Но эта гармония невозможна, если люди враждебно настроены друг к другу и, тем более, если идут войны, что, к сожалению, имеет место.
Как справедливо отметил американский эколог Б. Коммонер в начале 70-х гг.
«Поиски истоков любой проблемы, связанной с окружающей средой, приводят к неоспоримой истине, что коренная причина кризиса заключена не в том, как люди взаимодействуют с природой, а в том, как они взаимодействуют друг с другом… и что, наконец, миру между людьми и природой должен предшествовать мир между людьми».
В настоящее время стихийное развитие взаимоотношений с природой представляет опасность для существования не только отдельных объектов, территорий стран и т. п., но и для всего человечества.
Это объясняется тем, что человек тесно связан с живой природой происхождением, материальными и духовными потребностями, но, в отличие от других организмов, эти связи приняли такие масштабы и формы, что это может привести к практически полному вовлечению живого покрова планеты (биосферы) в жизнеобеспечение современного общества, поставив человечество на грань экологической катастрофы.
Человек, благодаря данному ему природой разуму, стремится обеспечить себе «комфортные» условия cреды, стремится быть независимым от ее физических факторов. Например, от климата, от нехватки пищи, избавиться от вредных для него животных и растений. Поэтому, человек прежде всего отличается от других видов тем, что взаимодействует с природой через создаваемую им культуру, т. е. человечество в целом, развиваясь, создает на Земле культурную среду благодаря передаче из поколения в поколение своего трудового и духовного опыта. Но, как отмечал К. Маркс, - «культура, если она развивается стихийно, а не направляется сознательно… оставляет после себя пустыню».
Остановить стихийное развитие событий могут лишь знания о том, как ими управлять и, в случае с экологией эти знания должны «овладеть массами», по крайней мере, большей частью общества, что возможно лишь через всеобщее экологическое образование людей начиная со школьной скамьи и заканчивая вузом.
Экологические знания позволяют осознать всю пагубность войны и распрей между людьми, ведь за этим кроется не просто гибель отдельных людей и даже цивилизаций, потому что это приведет к всеобщей экологической катастрофе, к гибели всего человечества. Значит, важнейшее из экологических условий выживания человека и всего живого - это мирная жизнь на Земле. Именно к этому должен и будет стремиться экологически образованный человек.
Но было бы несправедливо строить всю экологию «вокруг» только человека. Уничтожение природной среды влечет за собой пагубные последствия для жизни человека. Экологические знания позволяют ему понять, что человек и природа - единое целое и представления о господстве его над природой довольно призрачны и примитивны.
Экологически образованный человек не допустит стихийного отношения к окружающей его среде жизни. Он будет бороться против экологического варварства, а если в нашей стране таких людей станет большинство, то они обеспечат нормальную жизнь своим потомкам, решительно став на защиту дикой природы от алчного наступления «дикой» цивилизации, преобразуя и совершенствуя саму цивилизацию, находя наилучшие «экологически чистые» варианты взаимоотношения природы и общества.
Экологическое образование, как указывается в преамбуле Концепции, предназначено развить и закрепить более совершенные стереотипы поведения людей, направленного на:
1) экономию природных ресурсов;
2) предотвращение неоправданного загрязнения окружающей среды;
3) повсеместное сохранение естественных экосистем;
4) уважение к принимаемым
международным сообществом
5) формирование сознательной
готовности к активному
Экологическое
образование – непрерывный
Экологическое образование позволяет людям понять, что мир, в котором они живут, значительно сложнее их поверхностного восприятия, что очевидные для них суждения совсем не безусловны. Экологические знания позволяют сделать намного безопаснее и здоровее жизнь, не только собственную, но и своих близких. Можно с уверенностью считать, что средняя продолжительность жизни россиян была бы в тех же условиях на 10-15 лет больше, а главное, здоровее, если бы население обладало более высокой социальной культурой, в которой экологические и медицинские базовые знания занимают важное место.
Решение экологических проблем невозможно обеспечить усилиями одних только специалистов – экологов, управленцев, юристов, инженеров, законодателей – или же властными институтами общества. Для эффективного достижения цели – повышения экологической безопасности – необходимо активное участие всех людей вне зависимости от их социального или культурного статуса.
Необходимо:
Остановить
стихийное развитие событий помогут
лишь знания о том, как ими управлять,
и в случае с экологией, эти знания должны
«овладеть массами», по крайней мере большей
частью общества, что возможно лишь через
всеобщее экологическое образование людей,
начиная со школьной скамьи и заканчивая
вузом.
Экологические знания необходимы каждому
человеку, чтобы сбылась мечта многих
поколений мыслителей о создании достойной
человека среды, для чего надо построить
прекрасные города, развить настолько
совершенные производительные силы, которые
смогли бы обеспечить гармонию человека
и природы. Но эта гармония невозможна,
если люди враждебно настроены друг к
другу, и тем более, если идут.войны, что,
к сожалению, имеет место.
Экологически
образованный человек не допустит «стихийного»
отношения к окружающей его среде
жизни. Он будет бороться против экологического
варварства, а если в нашей стране таких
людей станет большинство, то они обеспечат
нормальную жизнь своим потомкам, решительно
став на защиту дикой природы от алчного
наступления «дикой» цивилизации, преобразуя
и совершенствуя саму цивилизацию, находя
наилучшие, «экологически чистые» варианты
взаимоотношения природы и общества.