Организация экологического образования младших школьников средствами проектной деятельности

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2014 в 14:50, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы: исследовать организацию экологического образования младших школьников средствами проектной деятельности. Объект исследования: образовательный процесс в начальной школе. Предмет исследования: реализация экологического образования младших школьников средствами проектной деятельности.
В ходе исследования предстоит решить следующие задачи:
1. Изучить и проанализировать психолого-педагогическую, методическую литературу по проблеме организации экологического образования младших школьников средствами проектной деятельности.
2. Описать методику организации эко проектов.
3. Разработать и апробировать программу организации экологического образования младших школьников средствами проектной деятельности.
4. Провести диагностику и изучить результативность опыта по организации экологического образования младших школьников.

Оглавление

Введение……………………………………………………………………………. 3
Глава I. Теоретические основы экологического образования младших школьников
Сущность понятия «экологическое образование»...……………….……… 6
Метод проектов как средство экологического образования младших школьников ……… 14
Выводы по I главе ……………………………………………………………… 22
Глава II. Опыт организации экологического образования младших школьников.
Опыт организации экологического образования младших школьников средствами проектной деятельности … 24
Диагностика и результативность опыта по организации экологического образования младших школьников…… 36
Выводы по II главе …………………………………………………………...…. 46
Заключение………………………………………………………………………… 47
Список литературы……………………………………………………….……… 49

Файлы: 1 файл

Экологическое образование младших школьников.doc

— 559.00 Кб (Скачать)
    1. Учащиеся должны знать:
      • планета Земля - наш большой дом,  Солнце - источник жизни на Земле;
      • неживое и живое в природе;
      • основные группы  растительных  и животных организмов и их приспособленность к условиям существования (примеры);
      • влияние деятельности человека на условия жизни живых организмов (примеры);
      • значение тепла, света, воздуха, почвы для живых существ, связи между ними (примеры);
      • значение  культурных растений в жизни человека, условия их выращивания и необходимость ухода;
      • связи человека с окружающей природной и социокультурной средой; условия, влияющие на сохранение здоровья и жизни человека;
      • различать позитивное и негативное влияние деятельности человека в  природе; 
      • о необходимости сохранения окружающей природы;
      • что такое наблюдение, опыт, экологический проект.
    1. Учащиеся должны уметь:
      • применять теоретические знания в оздоровлении окружающей среды;
      • выполнять правила поведения в природе;
      • применять теоретические знания в практической деятельности природного окружения,
      • ухаживать за культурными растениями (посильное участие);
      • составлять экологические модели,  доказывать уникальность каждого природного объекта;
      • заботиться об оздоровлении окружающей природной и социокультурной среды, об улучшении качества жизни;
      • предвидеть последствия деятельности людей в природе (конкретные примеры);
      • улучшать окружающую среду (жилище, двор, улицу, ближайшее природное окружение);
      • осуществлять экологически сообразные поступки в окружающей природе;
      • наблюдать предметы и явления природы по предложенному плану или схеме, оформлять результаты наблюдений в виде простейших схем, рисунков, описаний, выводов;
      • ставить простейшие опыты с объектами живой и неживой природы;
      • оценивать поведение и деятельность людей с точки зрения их экологической допустимости;
      • выражать свое отношение к природе и людям творчески в виде рисунков, поделок, сказок, мини-сочинений и т.п.
  1. Метапредметные результаты образовательной деятельности:
  1. Коммуникативно-деятельностная составляющая экологического сознания обучающегося:
    • работать с источниками разнообразной экологической информации, критически анализировать её, соотнося с собственным опытом и знаниями, систематизировать информацию;
    • осуществлять созидательные экологические действия в реальной жизни, в быту;
    • реализовывать нормы экологически безопасного поведения, способствующего сохранению как природы, так и человека;
    • прогнозировать результаты своих действий в окружающей среде;
    • проводить исследования социоприродного окружения школы;
    • участвовать в обсуждении экологических проблем, формулировать собственную позицию в ходе дискуссий и аргументировать её на основе знаний по региональной экологии;
    • вести пропаганду экологически целесообразного поведения.
  1. Личностные результаты образовательной деятельности:
    1. Эмоционально-эстетическая составляющая экологической культуры:
      • проявлять интерес к познанию природы;
      • обладать развитым чувством любви к природе, понимать её красоту; проявлять эмоционально-положительное отношение к различным формам жизни;
      • оценивать эстетический потенциал дома, ближайшего окружения школы и проявлять практическую деятельность по усилению его эстетической значимости;
      • проявлять рефлексивное и эмпатийное отношение к миру природы и людей.
    1. Ценностно-смысловая составляющая экологического сознания:
      • осознание места и роли человека в биосфере, как существа биосоциального.
      • преобладание мотивации гармоничного взаимодействия с природой.
      • принятие принципов, направленных на установление гуманистических  отношений между людьми в обществе;
      • занимать активную экологически целесообразную позицию в вопросах, касающихся состояния окружающей среды;
      • ощущать потребность  к осуществлению экологически сообразных поступков;
      • ощущать ответственность перед собой, своими современниками и потомками в вопросах, касающихся взаимоотношений с окружающей средой.

 

 

 

 

Содержание программы (34 ч)

Первый блок — подготовительный — «Знатоки природы» (10 ч)

Цель: актуализация знаний учащихся в области экологии, расширение представлений о рациональном взаимодействии человека с природой, создание базовой основы, необходимой для дальнейшего участия в создании и воплощении в жизнь экологических проектов.

  1. Выясняем, что такое экология (1 ч).

 Организм и окружающая  среда. Экология — наука о связях  между живыми существами и  окружающей их средой, между человеком  и природой.

Простейшая классификация экологических связей: связи между неживой и живой природой; связи внутри живой природы (между растениями и животными, между различными животными); связи между природой и человеком.

  1. Учимся распознавать растения и животных ближайшего природного окружения (3 ч).

Экскурсии и практические работы по распознаванию встречающихся в данной местности растений и животных (деревьев, кустарников, травянистых растений, насекомых, птиц, зверей, других животных). Использование с этой целью атласа-определителя «От земли до неба».

Выявление наиболее характерных отличительных признаков схожих видов. Объяснение происхождения названий некоторых видов с целью их лучшего запоминания. Упражнения (в том числе игрового характера), закрепляющие знание названий рассмотренных растений и животных.

  1. Знакомимся с живыми существами, которым угрожает исчезновение (1 ч).

Представители редких организмов (грибов, растений, животных) Волгоградской области.

 Особенности их внешнего  вида, распространения, поведения и  т. д. Причины сокращения численности  этих живых существ, необходимые  меры их охраны.

  1. Изучаем способы охраны природы (2 ч).

 Охраняемые природные  территории: заповедники, заказники, микрозаказники, национальные парки. Памятники природы. Ботанические сады и зоопарки  как место сохранения и размножения  редких видов растений и животных. Питомники редких видов.

Информационный проект: «Путешествие по заповедникам нашей страны и мира»  (знакомство с 3—4 конкретными заповедниками по выбору учителя и учащихся).

  1. Выясняем роль неживой природы в жизни живого (1 ч).

      Солнце  как источник тепла и света  для живых существ. Теплолюбивые  и холодостойкие растения. Приспособления животных к сезонным изменениям температуры. Светолюбивые и теневыносливые растения. Роль света в жизни животных.

      Воздух  и жизнь. Роль ветра в жизни  растений и животных. Вода и  жизнь. Растения влаголюбивые и  засухоустойчивые. Приспособления животных к жизни в условиях недостатка влаги.

  1. Изучаем экологические связи в живой природе (2 ч).

      Экологические  связи в живой природе. Понятия  «прямые связи», «косвенные связи». Цепи питания, или пищевые цепи, экологическая пирамида (строится на основе конкретных представлений о жизни природного сообщества).  Значение знаний о пищевой цепи и экологической пирамиде для охраны природы.

 

 

Второй блок – основной – «Любители природы» (18 ч)

Цель: вовлечение учащихся в экологическую проектную деятельность, формирование общих умений работы над экологическим проектом.

  1. Проектная деятельность.

Знакомство с сущностью проекта, особенностями его осуществления, создание положительной мотивации для предстоящей работы. Знакомство со структурными компонентами экологического проекта. Включение учащихся в экологическую проектную деятельность, планирование работы над проектом.

Третий блок - завершающий  — «Хранители природы» (6 ч)

Цель:  вовлечение учащихся экспериментального класса в творческую деятельность направленную на пропаганду экологически целесообразного поведения в природе.

8. Учимся передавать свои  знания другим ребятам (5 ч).

      Изготовление  школьниками условных знаков  к правилам поведения в природе  и экологических памяток для  своих младших товарищей и для взрослых.

      Подготовка  и проведение школьниками бесед, утренников, КВН экологического  содержания, адресованных учащимся  других классов или дошкольникам.

      Подготовка  и проведение школьниками экскурсий  в природу с учащимися других классов или дошкольниками.

      14. Подводим  итоги нашей работы за год (1 ч).

      Обобщение  основных теоретических знаний  и подведение итогов практической  деятельности.

 

 

Приложение 2.

Памятка

«КАК РАБОТАТЬ НАД ЭКОЛОГИЧЕСКИМ ПРОЕКТОМ»

 

Цель: Что я хочу сделать? (Чему научиться, кому помочь, каким стать)                                                                                               

Подготовка.

•    Определю тему проекта. (Как будет называться мой проект?)

•    Что будет главным его результатом?

•    А такой будет эмблема моего проекта

•    Составлю план выполнения моего проекта

•    Всё ли я знаю, чтобы выполнить данный проект? Какую информацию мне необходимо получить? К каким источникам информации мне необходимо обратиться? (Интернет, справочники, художественная литература, учебники и т.п.)

•    К кому я буду обращаться за советом? На чью помощь могу рассчитывать?

Выполнение.

Чтобы достичь цели, вероятно, придётся сделать несколько самых важных дел – шагов. Я приступаю к выполнению задуманного дела.

Подведём итог.

•    Выполнил ли я то, что задумал?

•    Что было выполнено очень хорошо, что – не очень?

•    Что было выполнить легко? А в чём возникли трудности?

•    Как оценили твой проект взрослые? (мама, папа, учительница или кто-то ещё)

•    Как оценили твой проект друзья?

•    Как оцениваю свой проект я?

•    Какое у меня сейчас настроение? Готов ли я к выполнению следующих проектов?

 

 

 

 

Приложение 3.

 

Экологическая игра «Крестики – нолики».

 

Цели: закрепить знания по охране природы, развивать речь учащихся, логическое мышление, воспитывать любовь к природе, бережное отношение к ней.

 

Для игры необходимо: игровое поле — квадрат 3 х 3, условные знаки «Х» и «0», два колокольчика, сигнальные карточки, изображения животных, маска волка, плакаты с жалобами.

 

Ход игры.

 

  1. Организационный момент Команды под музыку выходят на сцену.

 

Ведущий 1.

Добрый день, девчонки и мальчишки! Сегодня у нас проходит развлекательно – экологическая игра «Крестики – нолики»

Что же такое экология? Толковый словарь дает такое объяснение: «Экология — наука об отношениях растительных и животных организмов друг к другу и к окружающей их среде». Участвуя в, конкурсах, не забывайте об этом.

 

Плакат на доске

 

Ведущий 2.

Перед вами находится игровое поле. На нем вы видите названия тех конкурсов, в которых будете участвовать.

После каждого конкурса подводится итог, который отмечается на игровом поле. В игре победит та команда, чьих знаков окажется на игровом поле больше.

Между конкурсами — музыкальная пауза.

 

КОНКУРСЫ

 

1. Конкурс «Разминка»

 

  1. Сколько ушей у трех мышей? (6)
  2. Какой месяц после июня перед августом? (Июль.)
  3. Какая птица подкладывает яйца в чужие гнезда? (Кукушка.)
  4. Хвойное дерево, которое сбрасывает хвою осенью? (Лиственница.)
  5. Какого цвета незабудки? (Голубого.)
  6. Какую птицу называют белобока? (Сорока.)
  7. Кто рисует зимой узоры на окнах? (Мороз.)
  8. Дерево, у которого белый ствол. (Береза.)
  9. По чему заяц скачет зимой в лесу? (По насту.)
  10. Назовите первый месяц зимы.
  11. Кто в малине знает толк? Косолапый, бурый... (медведь).
  12. Сколько морковок заяц может съесть натощак? (Одну.)
  13. Съела зайца и ловит второго черно-бурая... (лисица.)
  14. Как звали дедушку, который спас зайцев от наводнения? (Мазай.)
  15. Назовите последний месяц осени. (Ноябрь.)
  16. Птица с красной грудкой, которую можно увидеть зимой. (Снегирь.)

Информация о работе Организация экологического образования младших школьников средствами проектной деятельности