Организация экологического образования младших школьников средствами проектной деятельности

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2014 в 14:50, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы: исследовать организацию экологического образования младших школьников средствами проектной деятельности. Объект исследования: образовательный процесс в начальной школе. Предмет исследования: реализация экологического образования младших школьников средствами проектной деятельности.
В ходе исследования предстоит решить следующие задачи:
1. Изучить и проанализировать психолого-педагогическую, методическую литературу по проблеме организации экологического образования младших школьников средствами проектной деятельности.
2. Описать методику организации эко проектов.
3. Разработать и апробировать программу организации экологического образования младших школьников средствами проектной деятельности.
4. Провести диагностику и изучить результативность опыта по организации экологического образования младших школьников.

Оглавление

Введение……………………………………………………………………………. 3
Глава I. Теоретические основы экологического образования младших школьников
Сущность понятия «экологическое образование»...……………….……… 6
Метод проектов как средство экологического образования младших школьников ……… 14
Выводы по I главе ……………………………………………………………… 22
Глава II. Опыт организации экологического образования младших школьников.
Опыт организации экологического образования младших школьников средствами проектной деятельности … 24
Диагностика и результативность опыта по организации экологического образования младших школьников…… 36
Выводы по II главе …………………………………………………………...…. 46
Заключение………………………………………………………………………… 47
Список литературы……………………………………………………….……… 49

Файлы: 1 файл

Экологическое образование младших школьников.doc

— 559.00 Кб (Скачать)

Проведённые нами исследования по трём направлениям (экологические знания, субъективные  отношения к природе, экологически ориентированная деятельность) позволили нам сравнить уровни экологического образования учащихся экспериментального класса в процессе экологической проектной деятельности на констатирующем и контрольном этапах Диаграмма 2.4 (Приложение 7).

Диагностика показала, что у учащихся экспериментального класса на контрольном этапе эксперимента преобладал средний уровень экологического сознания (72%) – 8 учащихся. На контрольном этапе он повысился на 27 процентов. Высокий уровень достиг 28 процентов (повысился на 10%) – 3 ученика. Низкий уровень экологического сознания учащихся экспериментального класса отсутствует.

Итак, всё вышесказанное позволило нам прийти к выводу: о том, что общий уровень экологического образования учащихся экспериментального класса повысился в результате формирующего эксперимента.

При организации экологической проектной деятельности учащихся последовательно соблюдались этапы работы над проектами,  осуществлялся индивидуальный подход к детям, с учётом их психологических особенностей, возрастных возможностей, их познавательных интересов.

Применение на формирующем этапе различных продуктивных типов проектов (практико-ориентированных, игровых, информационных, индивидуальных, коллективных и др.) способствовало повышению активности учащихся при работе над экологическими проектами. Выполнение экологических проектов вызвало у ребят потребность в экологических знаниях, в знаниях об объектах природы. На основе усвоенных знаний менялось и отношение учащихся к объектам природы. Каждый экологический проект, выполненный учащимися экспериментального класса, знакомил их с разнообразием практической деятельности по оказанию помощи природе.

Таким образом, проведённые нами исследования свидетельствуют о том, что экологическая проектная деятельность является одним из эффективных средств по формированию экологического сознания младших школьников.

 

Выводы по II главе

Анализируя результаты исследования, мы констатировали, что у 50 процентов учащихся экспериментального класса преобладает низкий уровень экологического сознания. 

При формировании экологического сознания учащихся экспериментального класса мы применили метод экологических проектов, на наш взгляд, он является одним из эффективных средств экологического образования, так как глубокое понимание взаимосвязей внутри природы, между природой и человеком происходит у младших школьников только через деятельностный подход.

Мы создали экспериментальную программу, основанную на проектной деятельности учащихся, что позволило им не только оперировать своими экологическими знаниями, но и проявить свое отношение к природе через спланированную экологическую деятельность.  Наблюдения показали, что, несмотря на кураторскую помощь со стороны взрослых, учащимся вполне по силам создать и воплотить в жизнь свой экологический проект. При этом наблюдается высокая заинтересованность учащихся, активность их экологической деятельности. Поэтапное выполнение детьми экологического проекта, исследовательский поиск в ходе ведения проектной деятельности оказывает положительное влияние на формирование экологического сознания младших школьников.

Таким образом, анализ полученных в ходе эксперимента данных позволил нам сделать вывод о том, что метод экологических проектов действительно является одним из эффективных средств организации экологического образования младших школьников.

 

 

 

Заключение

Проведённое исследование показало, что метод экологических проектов является одним из эффективных средств организации экологического образования младших школьников.

В процессе работы над исследованием были разрешены все поставленные задачи: после изучения научной литературы и диагностирования уровня экологического сознания учащихся экспериментального класса была разработана программа экологического образования младших школьников, основным содержанием которой явились экологические проекты, способствующие формированию экологических знаний, субъективных отношений к природным объектам, практических умений и навыков экологической деятельности младших школьников. Данная программа апробировалась в 3 классе во внеурочное время. Несмотря на непродолжительность экспериментальной работы, можно говорить о некоторых положительных результатах: после проведения обучающего эксперимента у большинства детей исследуемой группы вырос уровень познавательной активности, изменилось отношение к объектам природы, укрепились некоторые практические навыки взаимодействия с природой, что свидетельствует о повышении уровня их экологического сознания. В ходе реализации разработанной программы  у младших школьников повысилась мотивация к созданию собственных экологических проектов.

Результаты экспериментальной деятельности позволяют утверждать, что предложенная в данной работе программа может явиться одним из путей решения проблемы организации экологического образования младших школьников.

Необходимо отметить, что при реализации разработанной программы основными условиями организации экологического образования младших школьников средствами проектной деятельности явились:

• непрерывность реализации разработанной программы;

• учёт индивидуальных особенностей учащихся: их реальных возрастных возможностей, познавательных интересов;

• применение продуктивных типов экологических проектов, позволяющих комплексно воздействовать на формирование экологического сознания школьников;

• последовательное соблюдение этапов выполнения экологических проектов: мотивационного, подготовительного, информационно-операционного, рефлексивно-оценочного;

• предоставление учащимся максимально возможной самостоятельности в работе над экологическими проектами.

Обобщая результаты проведенного исследования, можно сделать вывод о том, то программа, разработанная нами, действительно ведет к изменениям экологического сознания младших школьников.

Таким образом, поставленные нами задачи решены, что позволяет говорить о достижении цели нашего исследования.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

  1. Алексеев С.В. Экологическое образование в базовой школе. Спб.: Специальная литература, 1999.
  2. Буковская Г.В. Игры, занятия по формированию экологической культуры младших школьников. – М.: Гуманит. изд. Центр Владос, 2004. – 192с.
  3. Виноградова Н.Ф. Экологическое образование и воспитание дошкольников и младших школьников. — М., 1999. – 180 с.
  4. Воспитание экологической культуры школьников/под ред. Б.Т. Лихачева. - М., 1993. – 316 с.
  5. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. Психологический очерк: Книга для учителя – 3-е изд. – М: Просвещение. -1991. – 130с.
  6. Гачев Г.Д. Книга удивлений или естествознание глазами гуманитария. – М., Педагогика, 1991. – 65с.
  7. Гирусова Э.В., проф. Лопатина В.Н. — М.:  ЮНИТИ-ДАНА, Единство, 2003.
  8. Гоппе Н.Н. О переходе к проектной технологии //Педагогическое обозрение. 2000, №4, С.110-115.
  9. Данилюк А.Я.   Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. - М.: Просвещение, 2009
  10. Дежникова Н.С. Воспитание экологической культуры у детей и подростков / Дежникова Н.С., Иванова Л.Ю., Цветкова И.В. М. – Педагогическое общество России, 2001. —64 с.
  11. Дежникова Н.С. Экология и культура: методика воспитания младшего школьника / Дежникова Н.С. Цветкова И.В. — М., 1995.- 360 с.
  12. Деревянко В.А., Савельева С.С., Бабанский И.Т. Уроки экологического творчества // Начальная школа. - 1989. - № 12. - С.40-44
  13. Дерябо С.Д. Экологическая педагогика и психология / Дерябо С.Д., Ясвин В.А.— Ростов н/Д: Феникс, 1996. — 480с.
  14. Дерябо С.Д. Экологическая психология: диагностика экологического сознания. – М.: Изд-во МПСИ, 1999. – 306 с.
  15. Джонсон Д. Методы обучения. Обучение в сотрудничестве / Джонсон Д., Джонсон Р., Джонсон-Холубек Э. – СПб., 2001.-310 с.
  16. Ермаков  Д.С. Формирование экологической компетентности учащихся: монография  М.: РУДН, 2008
  17. Зак А.З. Развитие теоретического мышления у младших школьников. М.,1984. -192 с.
  18. Захарова Л.В. Учимся любить природу //Начальная школа.- 1997.-№ 4.-С.64-67.
  19. Захлебный А.Н. Состав понятий межпредметных связей в школьном природоохранительном просвещении // Межпредметные связи в школьном природоохранительном просвещении – М., 1976. С.20-28.
  20. Захлебный А.Н. Школа и проблемы охраны природы – М.: Педагогика, 1981. – 184с.
  21. Захлебный А.Н., Дзятковская Е.Н. Экологическая компетенция – новый планируемый результат  экологического образования.//Экологическое образование: до школы, в школе, вне школы. 2007 №3
  22. Зверев И.Д. Экология в школьном обучении. — М., 1980. — 276 с.
  23. Зверев И.Д. Экология в школьном обучении: Новый аспект образования. – М., 1980. – 24с.
  24. Землянская Е.Н. Учебные проекты младших школьников // Начальная школа. -2005. -№9. С.55-59
  25. Иванова Н.В. Возможности и специфика применения проектного метода в начальной школе // Начальная школа. -2004. -№2. –С.96-101.
  26. Игнатьева О. Современная школа и проблема экологического мышления / О. Игнатьева, А. Маджуга, Б. Анарметов // Alma Mater: Вестник высшей школы. - 2005. - N 8. - С. 57
  27. Кондаева И.Л. Психология формирования экологической культуры // Профессионал. – 1998, № 8-9, с. 23.
  28. Левитес Д.Г. Практика обучения: современные образовательные технологии. Воронеж, 1998.- 276 с.
  29. Лихачев Б.Т. Экология личности // Педагогика. – 1993. - №2. – С.19-21.
  30. Ляшова Н.Н. Разноуровневые проверочные и тестовые работы по естествознанию. 1-4 классы. –Ростов н/Д: Феникс, 2003.- 448 с.
  31. Моисеева Л.В., Никитина Ю.Г. Формирование экологической компетентности младших школьников. Екатеринбург, «Педагогическое образование в России», 2011 № 2
  32. Наумов В.М. Организация внеурочного экологического образования школьников. Методические рекомендации в помощь учителю. Иркутск: ИПКРО, 1995. – 48 с.
  33. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. /Под ред. Е.С.Полат — М., 2002г. – 380 с.
  34. Пономарева И.Н. Экология. М.: Вентана-Графф, 2001г. — 272с.
  35. Постникова Л.А. Роль опорных схем в формировании природоведческих   понятий. //Начальная  школа.-1991,  N2,  C. 44-47.
  36. Потапова Л.М. Детям о природе. Экология в играх для детей 5-10 лет. Популярные пособия для детей и педагогов. — Ярославль: Академия Холдинг, 2002г —224с.
  37. Розенталь М.М. Экологическое сознание. — М., 2001, 348 с.
  38. Салеева Л.П. Использование игровых ситуаций при обучении младших школьников с целью формирования бережного отношения к природе. – М.: Издательство «Гном», 2003. – 240 с.
  39. Сайдакова Л.А. Мир вокруг нас.// Начальная школа. – 1993. - № 9. – С. 40-42.
  40. Стандарты второго поколения. Примерные  программы начального общего образования: в 2 ч. 2-е изд. М.: Просвещение, 2009. Ч. 1
  41. Суравегина И.Т. Экология и мир: Метод. пособ. для учит. – М.: Новая школа, 1994. – 126с.
  42. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования - М.: Просвещение, 2011
  43. Цветкова И.В. Эко-проект "Маленький принц", или Экологические задания маленьким хозяевам нашей планеты. - М.: Просвещение, 1994. - 265 с.
  44. Цветкова И.В. Экология для начальной школы. Игры и проекты. - Ярославль: Изд. "Академия развития", 1997. – 192
  45. Цветкова И.В. Экологическое воспитание младших школьников. Теория и методика внеурочной работы. Педагогическое общество России. М.: Педагогическое общество России, 2000г.-176с.
  46. Ясвин В.А. Психолого-педагогическая коррекция субъективного отношения к природе в процессе экологического образования. – Ростов. н/Д.: Феникс, 1996г. —390с.

 

 

 

 

 

Приложение 1.

Программа курса «Экология для младших школьников»

                                                     ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 

Воспитание экологической культуры – актуальнейшая задача современной социально-культурной ситуации.

В условиях разностороннего и всеобъемлющего экологического кризиса усиливается значение экологического образования в начальной школе. Закон Волгоградской области «Об экологическом образовании», принятый в 2004 г. ставит своей задачей создание системы непрерывного всеобъемлющего экологического образования. Анализ теоретической и методической экологической литературы, а также состояния  экологического образования в начальных школах г. Волгограда свидетельствуют о необходимости   обновления и  совершенствования образовательного процесса, одной  из приоритетных целей которого должна стать становление экологически грамотной  личности, способной гармонично взаимодействовать с окружающим миром и осознающей свое место в природе.

Целью данной программы является формирование и развитие экологически сообразного поведения у младших школьников.

Программа  «Экология для младших школьников» ставит перед собой следующие задачи:

  1. Формирование знаний о закономерностях и взаимосвязях природных явлений, единстве неживой и живой природы, о взаимодействии и взаимозависимости природы, общества и человека. Формирование осознанных представлений о нормах и правилах поведения в природе и привычек их соблюдения в своей жизнедеятельности.
  2. Формирование экологически ценностных ориентаций, потребностей и привычек экологически целесообразного поведения и деятельности, ответственного отношения к природе, жизни.
  3. Развитие способности научных, эстетических, нравственных суждений по экологическим вопросам, стремление к активной практической деятельности по охране окружающей среды.
  4. Развитие альтернативного мышления в выборе способов решения экологических проблем, восприятие прекрасного и безобразного, чувств удовлетворения и негодования от поведения и поступков людей по отношению к миру природы.
  5. Формирование потребности в необходимости и возможности решения экологических проблем.
  6. Формирование практических умений и навыков по выполнению различных видов проектных работ.

Основные принципы разработанной программы: принцип единства сознания и деятельности, принцип наглядности принцип личностной ориентации принцип системности и целостности принцип экологического гуманизма принцип краеведческий принцип практической направленности.

Программа состоит из 3 блоков:

  1. Подготовительный блок — «Знатоки природы».
  2. Основной блок (обучающий)— «Любители природы».
  3. Завершающий блок — «Хранители природы».

Спецификой курса является подход, учитывающий   действенную, эмоционально-поведенческую природу младшего школьника, предполагающий личную активность каждого ребенка, где он выступает в роли субъекта своей деятельности и поведения. Педагогу необходимо создавать на занятиях эмоционально-положительную творческую атмосферу, организовывать диалогическое общение с детьми и с природой.

В соответствии с таким подходом содержание программы реализуется через создание на занятиях проблемных ситуаций, ситуации эмпатии во взаимоотношениях с природой, ситуации оценки и прогнозирования последствий поведения, ситуации свободного выбора поступка по отношению к природе.                                                                                                                                                                                                            

Практическая, деятельностная направленность курса осуществляется через проектные, игровые, практические, творческие задания.

Средствами эффективного усвоения программы курса являются ролевые, деловые, имитационные игры, творческие задания, опыты и практические работы, создание экологических проектов, экскурсии и прогулки в природу, моделирование, разработка и создание эко знаков, экологические акции, работа с определителями, составление памяток, проективные методики. Предполагаются различные формы привлечения семьи  к экологической деятельности: семейные экологические домашние задания, участие в работах на пришкольном участке, в проведении общешкольной недели экологии, помощь в материально-техническом оснащении и озеленении помещений, участие  в выполнении проектных заданий.

Программа курса «Экология для младших школьников» рассчитан на 34 занятия (1 ч в неделю).

Программа реализуется в МОУ СОШ №102  Дзержинского района г. Волгограда с детьми младшего школьного возраста.  Результаты диагностики свидетельствуют о целесообразности использования представленного курса в реализации экологического аспекта  образования и развития младших школьников.

Ожидаемый результат образовательной деятельности:

  1. Предметные результаты образовательной деятельности: усвоить определённый объём знаний, умений и навыков современной экологии с учётом региональной специфики, опыта решения проблем и опыта творческой деятельности.

Информация о работе Организация экологического образования младших школьников средствами проектной деятельности