Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2012 в 15:27, курсовая работа
Цель работы – экспериментально-психологические исследования интеллектуального развития младших школьников.
Задачи исследования: проанализировать психологические особенности детей младшего школьного возраста, определить методику для исследования, провести эмпирическое исследование интеллектуальной сферы младших школьников.
Введение
Раздел 1. Проблема изучения экспериментально-психологических исследований интеллектуальной сферы детей младшего школьного возраста в науке
1.1. Изучение интеллекта в трудах отечественных и
зарубежных ученых
1.2. Особенности интеллектуальной сферы младших школьников
Раздел 2. Методы обеспечения экспериментально-психологических исследований интеллектуальной сферы младших школьников
2.1. Описание и обоснование выборки исследования и метод аппарата исследования
2.2. Описание методик исследования
2.2.1. Методика Гудинаф-Харрис и К. Маховер «Нарисуй человека»
2.2.2. Методика Дембо-Рубинштейн по измерению самооценки
2.3. Интерпретация и анализ результатов исследования
Вывод
Приложения
Список использованной литературы
Введение
Раздел 1. Проблема изучения экспериментально-
зарубежных ученых
1.2. Особенности интеллектуальной сферы младших школьников
Раздел 2. Методы обеспечения экспериментально-
2.1. Описание и обоснование выборки исследования и метод аппарата исследования
2.2. Описание методик исследования
2.2.1. Методика Гудинаф-Харрис и К. Маховер «Нарисуй человека»
2.2.2. Методика Дембо-Рубинштейн по измерению самооценки
2.3. Интерпретация и анализ результатов исследования
Вывод
Приложения
Список использованной литературы
Проблема интеллекта и способов
его диагностики является одной
из базовых проблем психологии. Изучение
интеллекта способствует более глубокому
раскрытию основных закономерностей
психического развития индивида, пониманию
природы индивидуальных различий в
проявлении общих способностей. Вместе
с тем проблема интеллекта включена
в более широкий социальный и
личностный контекст. Интеллектуальный
потенциал общества является важнейшим
фактором прогрессивного развития, интеллектуальная
собственность становится объектом
экономических отношений, продуктивный
интеллект выступает в качестве
условия обеспечения
Изучением интеллекта и его измерениями занимались ученые и психологи: А.Бине, Г. Айзенк, Д. Векслер, К.Рассел, Дж. Кеттелл, Т.Симон, В.Штерн, Ч. Спирмен, Л.Терстоун, Д. Равен, Д. Хебб, Л.Термен, Р. Амтхауэр, М. Акимова, Е. Борисова, К. Гуревич, В.Козлова, Л. Выготский, А. Панасюк, Л. Цветкова и другие [ 2, 9, 21,27, 33,36]. Практически большинство из них составили тесты и таблицы для определения интеллекта детей школьного возраста. А. Бине разработал методики для измерения уровня умственного развития ребенка, Л. Термен этот тест усовершенствовал и использовал коэффициент интеллектуализации, Д. Векслер разработал тест для детей от 6,5до 16 лет (где кроме общего оценивается вербальный и невербальный интеллект). Д.Равен создал детский вариант – Цветной вариант прогрессивных матриц Равена ( для детей с 5 до 11 лет) [9,27, 32]. Для детей старше 11лет можно применять аналитический тест Р. Мейли для измерения интеллектуального развития [23]. Дж. Кеттелл предложил культурно-свободный тест на интеллект для детей от 8 до 12 лет [21]. Ф. Гудинаф предложила тест рисования человека [32]. Отечественным примером является Школьный Тест Умственного развития – ШТУР, который был разработан учеными НИИ ОПП РАН К. М. Гуревичем, М. К. Акимовой, Е. М. Борисовой и другими сотрудниками [32, 33]. Разработанный тест соответствует высоким статистическим критериям.
В своём исследовании интеллектуальной сферы младших школьников мы обращаемся к школьникам второго класса, как к наиболее благоприятному для изучения. Изучение интеллектуальных способностей этих учащихся проводится потому, что им легче объяснить процедуру проведения и сам тест, они уже умеют писать, понимают, что от них хочет исследователь. Они уже имеют опыт тестирования, более сознательные и более доверчивы и открыты к исследованиям.
Младший
школьный возраст - особый, исторически
недавно выделившийся период, содержание
и задачи которого окончательно не
определены, поэтому психологические
особенности начального звена школьного
детства также не признаются окончательными
и неизменными. Поэтому выявление
закономерностей
Цель
работы – экспериментально-
Объект – интеллектуальная сфера детей младшего школьного возраста.
Предмет исследования – экспериментально-
Гипотеза – интеллектуальная сфера младших
школьников влияет на их уровень самооценки.
Задачи исследования: проанализировать психологические особенности детей младшего школьного возраста, определить методику для исследования, провести эмпирическое исследование интеллектуальной сферы младших школьников.
РАЗДЕЛ 1
Проблема изучения экспериментально-
ученых
С психологической точки зрения назначение интеллекта - создавать порядок из хаоса на основе приведения в соответствие индивидуальных потребностей с объективными требованиями реальности. Все те области человеческой деятельности, где надо что-то узнать, сделать нечто новое, принять решение, понять, объяснить, открыть, - все это сфера действия интеллекта.
Наиболее
выдающимися исследователями
Можно выделить и их последователей, не менее значащих ученых: Л. Терстон, Г. Гарднер, Ф. Вернон, Г. Айзенк, Дж. Кеттелл, А. Бине, Т. Симпсон, В.Л. Штерн, Д. Векслер, Д. Равен, Р. Амтхауэр и другие, которые не только развили ранее предложенные теории, но и дополнили их материалами и исследованиями [3,4,9, 20,28,2938].
Также велик вклад в исследование интеллекта отечественных ученых, таких как Б. Ананьев, Л. Выготский, Б. Величковский, в чьих работах изложены не менее значимые и интересные теории интеллекта [14, 19].
Интеллект – глобальная способность действовать разумно, рационально мыслить и хорошо справляться с жизненными обстоятельствами (Векслер), т.е. интеллект рассматривается, как способность человека адаптироваться к окружающей среде [26,27,36].
Интеллект - относительно устойчивая структура умственных способностей индивида. В ряде психологических концепций интеллект отождествляют с системой умственных операций, со стилем и стратегией решения проблем, с эффективностью индивидуального подхода к ситуации, требующего познавательной активности, с когнитивным стилем и др.
Ф. Гальтон является «отцом-основателем» эмпирического подхода к определению способностей, одаренности и положил начало дифференциальной психологии, психодиагностики. Ему принадлежат выявления длины зрительного нерва, метод «близнецовых ассоциаций″, близнецовый метод.
Один из учеников Ф. Гальтона был Р. Кеттелл, который выделил 3 вида способностей (общие, парциальные и факторы операций). Р. Кеттелл создавал тесты для определения интеллекта по таким простейшим психофизиологическим функциям, как острота зрения, слуха, чувствительности к боли, время двигательной реакции [8,21].
В ХХ в. во Франции таким известным психологам как А. Бине и Т. Симону представилась возможность создать метод выявления детей с умственной недостаточностью. Базовыми понятиями А. Бине считал измерение интеллекта норма и отклонение от нормы [ 9].
Д. Векслер соотносил интеллект как способность к целесообразному поведению, рациональному мышлению и взаимодействием с окружающей средой [26,27].
Г. Айзенк в отличие от Д. Векслера, говорил, что существуют различные виды интеллекта - биологические (головной мозг), психометрические (показатели IQ), социальные (адаптация к социуму)). Фундаментом для психологии Г. Айзенк полагал генетический детерминированный интеллект, показателями которого является скорость выполнения различных заданий и скорость реакции выбора. Он назвал это «индивидуальным когнитивным ресурсом» [5].
Начиная с работ Ф. Гальтона, проблема интеллекта приобрела особое значение, которого прежде не имела. Генерализованное понимание интеллекта как способности требовало конкретизации - ответов на вопросы, касающиеся сущности, природы и внешних проявлений этой характеристики. Эти вопросы интересовали психологов на протяжении всего двадцатого столетия. Однако однозначных ответов на них не получено и до сих пор [12].
На протяжении XX в. были подвергнуты проверке и анализу следующие подходы к пониманию сущности интеллекта: как способности обучатся (А. Бине, Ч. Спирмен, С. Колвин, Г. Вудроу и др.); как способности оперировать абстракциями (Л. Термен, Э. Торндайк, Дж. Петерсон); как способности адаптироваться к новым условиям (В. Штерн, Л. Терстоун, Ж. Пиаже)[ 9,28,30,38].
Но определение интеллекта как способности к обучению не может полностью удовлетворять психологов. Обучение предоставляет собой сложную деятельность, и его успешность зависит от многих факторов, а не только от уровня интеллекта. Среди этих качеств (как факторов) самого ученика (мотивация, черты характера и пр.), так и внешние по отношению к ученику обстоятельства (тип учебного заведения, методы преподавания и пр.). Поэтому не стоит отождествлять успешность обучения с интеллектом.
В 70-е гг. XX века появились представления
об интеллекте как о
Видными
сторонниками такого подхода
к пониманию интеллекта
Методы обеспечения исследования интеллектуальной сферы младших школьников
Проблема измерения интеллекта одна из наиболее дискуссионных, волнующих не только психологов, но и широкую общественность. Применение тестов интеллекта, раскрывающих индивидуальные различия в способностях, а тем самым дифференцирующих людей на более и менее способных, имеет серьезные социальные последствия и сопряжено со значительными эстетическими проблемами.
В нашей стране тесты
В зависимости от типа заданий тесты подразделяются на: вербальные (например, тест классификации слов) и невербальные (например, матрицы Равена). Помимо этого тесты интеллекта делятся на: индивидуальные (например, шкалы Векслера) и групповые (например, армейский тест Альфа)[26]. Кроме названных разновидностей тестов, иногда выделяются тесты интеллекта для специфических популяций (А. Анастази) [7]. Эти тесты предназначены для обследования младенцев, лиц с физическими недостатками и людей, принадлежащих к разным культурам.
Имеются многие условия, способствующие повышению или уменьшению IQ. Важно отметить, что этот показатель может изменяться как вследствие случайных изменений окружающей среды, так и в результате запланированных вмешательств извне. Психологи установили, что заметные подъемы и спады IQ у детей могут быть вызваны следующими причинами: изменения в структуре семьи; увеличением или уменьшением семейного дохода; переездом на новое место жительство; посещение детского сада и т.д.
Увеличение IQ может быть результатом, так называемых компенсаторных программ обучения, которые стали создаваться в США с 60-х гг. для детей из семей с низким социально-экономическим уровнем. В настоящее время разработано несколько программ, с помощью которых пытаются стимулировать интеллектуальное развитие детей раннего возраста и тем самым ограничить влияние неблагоприятной окружающей среды на школьное обучение.
Возвращаясь к целям
Многолетнее
эффективное использование
Показатели умственного
Информация о работе Интеллектуальная сфера младших школьников