Интеллектуальная сфера младших школьников

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2012 в 15:27, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы – экспериментально-психологические исследования интеллектуального развития младших школьников.
Задачи исследования: проанализировать психологические особенности детей младшего школьного возраста, определить методику для исследования, провести эмпирическое исследование интеллектуальной сферы младших школьников.

Оглавление

Введение
Раздел 1. Проблема изучения экспериментально-психологических исследований интеллектуальной сферы детей младшего школьного возраста в науке
1.1. Изучение интеллекта в трудах отечественных и
зарубежных ученых
1.2. Особенности интеллектуальной сферы младших школьников
Раздел 2. Методы обеспечения экспериментально-психологических исследований интеллектуальной сферы младших школьников
2.1. Описание и обоснование выборки исследования и метод аппарата исследования
2.2. Описание методик исследования
2.2.1. Методика Гудинаф-Харрис и К. Маховер «Нарисуй человека»
2.2.2. Методика Дембо-Рубинштейн по измерению самооценки
2.3. Интерпретация и анализ результатов исследования
Вывод
Приложения
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 62.17 Кб (Скачать)

                                      СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение

Раздел 1. Проблема изучения экспериментально-психологических исследований интеллектуальной сферы детей младшего      школьного  возраста  в науке

    1. Изучение  интеллекта в трудах отечественных и

зарубежных   ученых

             1.2. Особенности интеллектуальной сферы младших школьников

Раздел 2.   Методы обеспечения экспериментально-психологических      исследований интеллектуальной сферы  младших школьников

             2.1.  Описание и обоснование выборки исследования и метод      аппарата исследования

             2.2. Описание методик исследования

             2.2.1. Методика Гудинаф-Харрис и К. Маховер «Нарисуй человека»

             2.2.2. Методика Дембо-Рубинштейн по измерению самооценки

             2.3.  Интерпретация и анализ  результатов исследования

Вывод

Приложения

Список использованной литературы

 

 

                                   

 

 

                                       ВВЕДЕНИЕ

 

Проблема интеллекта и способов его диагностики является одной  из базовых проблем психологии. Изучение интеллекта способствует более глубокому  раскрытию основных закономерностей  психического развития индивида, пониманию  природы индивидуальных различий в  проявлении общих способностей. Вместе с тем проблема интеллекта включена в более широкий социальный и  личностный контекст. Интеллектуальный потенциал общества является важнейшим  фактором прогрессивного развития, интеллектуальная собственность становится объектом экономических отношений, продуктивный интеллект выступает в качестве условия обеспечения независимости  личности, ее устойчивости к манипулятивным воздействиям. В силу отдаленности и значимости социальных и личностных последствий, диагностика интеллекта в период усиленного развития, изменения  и обучения, каким является детство, волнует не только психологов, но также  и педагогов и широкую общественность, родителей. В силу этих причин изучение интеллекта детей приобретает особую остроту и ответственность.                                            

Изучением интеллекта и его измерениями  занимались ученые и психологи: А.Бине, Г. Айзенк, Д. Векслер, К.Рассел, Дж. Кеттелл, Т.Симон, В.Штерн, Ч. Спирмен, Л.Терстоун, Д. Равен, Д. Хебб, Л.Термен, Р. Амтхауэр,         М. Акимова, Е. Борисова, К. Гуревич, В.Козлова, Л. Выготский, А. Панасюк, Л. Цветкова и другие [ 2, 9, 21,27, 33,36]. Практически большинство из них составили тесты и таблицы для определения интеллекта детей школьного возраста. А. Бине разработал  методики для измерения уровня умственного развития ребенка, Л. Термен этот тест усовершенствовал и использовал коэффициент интеллектуализации, Д. Векслер разработал тест для детей от 6,5до 16 лет (где кроме общего оценивается вербальный и невербальный интеллект). Д.Равен создал детский вариант – Цветной вариант прогрессивных матриц Равена ( для детей с 5 до 11 лет) [9,27, 32]. Для детей старше 11лет можно применять аналитический тест Р. Мейли для измерения интеллектуального развития [23]. Дж. Кеттелл предложил культурно-свободный тест на интеллект для детей от 8 до 12 лет [21].   Ф. Гудинаф предложила тест рисования человека [32].  Отечественным примером  является Школьный Тест Умственного  развития – ШТУР, который был разработан учеными НИИ ОПП РАН К. М. Гуревичем, М. К. Акимовой, Е. М. Борисовой и другими сотрудниками [32, 33]. Разработанный тест соответствует высоким  статистическим критериям.

В своём исследовании интеллектуальной сферы младших школьников мы обращаемся к школьникам второго класса, как к наиболее благоприятному для изучения. Изучение интеллектуальных  способностей этих учащихся проводится потому, что им легче объяснить процедуру проведения и сам тест, они уже умеют писать, понимают, что от них хочет исследователь. Они уже имеют опыт тестирования, более сознательные и  более  доверчивы и открыты к  исследованиям.

Младший школьный возраст - особый, исторически  недавно выделившийся период, содержание и задачи которого окончательно не определены, поэтому психологические  особенности начального звена школьного  детства также не признаются окончательными и неизменными. Поэтому выявление  закономерностей интеллектуального  развития младших школьников представляется актуальным.

Цель  работы – экспериментально-психологические исследования интеллектуального развития  младших   школьников.                                              

Объект  – интеллектуальная сфера детей  младшего школьного возраста.

       Предмет исследования –  экспериментально-психологические методы  исследования интеллектуальной  сферы детей  младшего  школьного возраста.

        Гипотеза – интеллектуальная сфера младших школьников  влияет на их уровень самооценки.                               

Задачи  исследования: проанализировать психологические  особенности     детей младшего  школьного возраста, определить методику для исследования, провести эмпирическое исследование интеллектуальной  сферы   младших   школьников.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                               РАЗДЕЛ 1

 

             Проблема изучения  экспериментально-психологических исследований интеллектуальной сферы  детей  младшего       школьного   возраста  в науке

    1. Изучение  интеллекта в трудах отечественных и зарубежных

             ученых

 

  С психологической точки зрения назначение интеллекта - создавать порядок из хаоса на основе приведения в соответствие индивидуальных потребностей с объективными требованиями реальности.  Все те области человеческой деятельности, где надо что-то узнать, сделать нечто новое, принять решение, понять, объяснить, открыть, - все это сфера действия интеллекта.                 

Наиболее  выдающимися исследователями являются такие ученые как       Ч. Спирмен, Дж. Гилфорд, Ф. Гальтон, Ж. Пиаже и др. Своими трудами они внесли большой вклад не только в исследования в области интеллекта, но и раскрыли сущность человеческой психики в целом. Именно они являлись основоположниками основных теорий интеллекта [10, 12,28].

        Можно выделить и их последователей, не менее значащих ученых:            Л. Терстон, Г. Гарднер, Ф. Вернон, Г. Айзенк, Дж. Кеттелл, А. Бине,                  Т. Симпсон,  В.Л. Штерн, Д. Векслер, Д. Равен,  Р. Амтхауэр  и другие,  которые не только развили ранее предложенные теории, но и дополнили их материалами и исследованиями [3,4,9, 20,28,2938].

       Также велик вклад в исследование интеллекта отечественных ученых, таких как Б. Ананьев, Л. Выготский, Б. Величковский, в чьих работах изложены не менее значимые и интересные теории интеллекта [14, 19].

Интеллект – глобальная способность действовать разумно, рационально мыслить и хорошо справляться с жизненными обстоятельствами (Векслер), т.е.  интеллект рассматривается, как способность человека адаптироваться к окружающей среде [26,27,36].

        Интеллект - относительно устойчивая структура умственных способностей индивида. В ряде психологических концепций интеллект отождествляют с системой умственных операций, со стилем и стратегией решения проблем, с эффективностью индивидуального подхода к ситуации, требующего познавательной активности, с когнитивным стилем и др.

        Ф. Гальтон является «отцом-основателем»   эмпирического подхода к определению способностей, одаренности и положил начало дифференциальной психологии, психодиагностики. Ему принадлежат выявления длины зрительного нерва, метод «близнецовых ассоциаций″, близнецовый метод.

       Один из учеников Ф. Гальтона был Р. Кеттелл, который выделил 3 вида способностей (общие, парциальные и факторы операций). Р. Кеттелл создавал тесты для определения интеллекта по таким простейшим психофизиологическим функциям, как острота зрения, слуха, чувствительности к боли, время двигательной реакции [8,21].

       В ХХ в. во Франции таким известным психологам как А. Бине и Т. Симону представилась возможность создать метод выявления детей с умственной недостаточностью. Базовыми понятиями А. Бине считал измерение интеллекта норма и отклонение от нормы [ 9].

Д. Векслер  соотносил интеллект как способность к целесообразному поведению, рациональному мышлению и взаимодействием с окружающей средой [26,27].

Г. Айзенк в отличие от Д. Векслера, говорил, что существуют различные виды интеллекта - биологические (головной мозг), психометрические (показатели IQ), социальные (адаптация к социуму)). Фундаментом для психологии Г. Айзенк полагал генетический детерминированный интеллект, показателями которого является скорость выполнения различных заданий и скорость реакции выбора. Он назвал это «индивидуальным когнитивным ресурсом» [5].

Начиная с работ Ф. Гальтона, проблема интеллекта приобрела особое значение, которого прежде не имела. Генерализованное понимание интеллекта как способности требовало конкретизации - ответов на вопросы, касающиеся сущности, природы и внешних проявлений этой характеристики. Эти вопросы интересовали психологов на протяжении всего двадцатого столетия. Однако однозначных ответов на них не получено и до сих пор [12].

  На протяжении XX в. были подвергнуты  проверке и анализу следующие  подходы к пониманию сущности  интеллекта: как способности обучатся        (А. Бине, Ч. Спирмен, С. Колвин, Г. Вудроу и др.); как способности оперировать абстракциями (Л. Термен, Э. Торндайк, Дж. Петерсон); как способности адаптироваться к новым условиям (В. Штерн, Л. Терстоун,         Ж. Пиаже)[ 9,28,30,38].

Но  определение интеллекта как способности  к обучению не может полностью  удовлетворять психологов. Обучение предоставляет собой сложную  деятельность, и его успешность зависит  от многих факторов, а не только от уровня интеллекта. Среди этих качеств (как  факторов) самого ученика (мотивация, черты  характера и пр.), так и внешние по отношению к ученику обстоятельства (тип учебного заведения, методы преподавания и пр.). Поэтому не стоит отождествлять успешность обучения с интеллектом.

  В 70-е гг. XX века появились представления  об интеллекте как о компьютерной  программе. Главную задачу исследователи  видели в том, чтобы найти  аналогию между ходом человеческой  мысли с расчетами компьютера, решающего задачу. Психологи, идущие  таким путем, пытаются использовать  интеллект в терминах информационных  процессов, возникающих у человека  при решении задачи.

 Видными  сторонниками такого подхода  к пониманию интеллекта является  А. Дженсен, Э. Кант, Р. Стернберг, Г. Саймон. Так Г. Саймон пытался поменять интеллект путем изучения информационных процессов, протекающих у человека, решающего очень сложные задачи, такие, как логические или шахматные. Р. Стернберг изучал протекание информационных процессов при выполнении человеком сложных мыслительных задач, таких, как аналоги, завершении серии и силлогизмы. Основную идею он видел в том, чтобы найти те характеристики, которые делают их более эффективными обработчиками информациями по сравнению с другими [10,15, 29,30].

 

                       

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

          

 

                              

                                      РАЗДЕЛ 2

   Методы обеспечения исследования интеллектуальной сферы                младших школьников

 

Проблема  измерения интеллекта одна из наиболее дискуссионных, волнующих не только психологов, но и широкую общественность. Применение тестов интеллекта, раскрывающих индивидуальные различия в способностях, а тем самым дифференцирующих людей на более и менее способных, имеет серьезные социальные последствия и сопряжено со значительными эстетическими проблемами.

  В нашей стране тесты интеллекта  широко применялись в 1920-1930-е  гг. (по данным А. Шуберт, 1930, в  период 1920-1930-хх гг. в стране использовалось 25 отечественных и 17 зарубежных  тестов, значительная часть которых  переназначалась для диагностики  интеллекта). Это были годы массового  применения тестов в народном  образовании, профориентации и  профотборе. Прекращение тестирования  по идеологическим соображениям  в середине 1930-х гг. лишило психологию  инструментов измерения уровня  интеллектуального развития. "Второе  пришествие" тестов измерения  интеллекта в СССР, напомним, происходит  в 1970-е гг. Это были в основном  американские тесты, многие из  которых имели длительную историю  развития, опыт работы с ними  передавался от одного поколения  психологов к другому. За тестами,  естественно, потянулся и шлейф  всех проблем, которые возникают  при измерении интеллекта, проблем  во многом остающимися новыми  или малоизвестными для нас  и по сегодняшний день.

В зависимости от типа заданий тесты  подразделяются на: вербальные (например, тест классификации слов) и невербальные (например, матрицы Равена). Помимо этого тесты интеллекта делятся на: индивидуальные (например, шкалы Векслера) и групповые (например, армейский тест Альфа)[26]. Кроме названных разновидностей тестов, иногда выделяются тесты интеллекта для специфических популяций (А. Анастази) [7]. Эти тесты предназначены для обследования младенцев, лиц с физическими недостатками и людей, принадлежащих к разным культурам.

Имеются многие условия, способствующие повышению или уменьшению IQ. Важно отметить, что этот показатель может изменяться как вследствие случайных изменений окружающей среды, так и в результате запланированных вмешательств извне. Психологи установили, что заметные подъемы и спады IQ у детей могут быть вызваны следующими причинами: изменения в структуре семьи; увеличением или уменьшением семейного дохода; переездом на новое место жительство; посещение детского сада и т.д.

  Увеличение IQ может быть результатом, так называемых компенсаторных программ обучения, которые стали создаваться в США с 60-х гг. для детей из семей с низким социально-экономическим уровнем. В настоящее время разработано несколько программ, с помощью которых пытаются стимулировать интеллектуальное развитие детей раннего возраста и тем самым ограничить влияние неблагоприятной окружающей среды на школьное обучение.

  Возвращаясь к целям тестирования, отметим, что прогрессивные психологи  возлагают большие надежды на  тесты как на инструмент, обеспечивающий  количественный индекс, показатель  степени культурных помех, неблагополучное социально-экономического положения. А это первый шаг в таком исправлении программ и методов обучения, которое позволит детям из неблагоприятной среды приблизиться по школьной успеваемости к детям из обеспеченных семей.

Многолетнее эффективное использование тестов за рубежом для решения практических задач заставило отечественных  психологов задуматься о том, чтобы  перенять чужой опыт и начать применять  подобные методики у нас в стране, прежде всего в целях оптимизации  процесса обучения детей. Чаще всего те психологические характеристики, которые за рубежом рассматриваются в свете изучения интеллекта, в отечественной психологии трактуется в связи с понятием умственного развития.

  Показатели умственного развития, рассматриваемые отечественными психологами, зависят от содержания теоретических концепций умственного развития, которых он придерживается. Среди них выделяются следующие:  особенности психических процессов (преимущественно мышления и памяти); характеристики учебной деятельности; показатели творческого мышления.

Информация о работе Интеллектуальная сфера младших школьников