Интеллектуальная сфера младших школьников

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2012 в 15:27, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы – экспериментально-психологические исследования интеллектуального развития младших школьников.
Задачи исследования: проанализировать психологические особенности детей младшего школьного возраста, определить методику для исследования, провести эмпирическое исследование интеллектуальной сферы младших школьников.

Оглавление

Введение
Раздел 1. Проблема изучения экспериментально-психологических исследований интеллектуальной сферы детей младшего школьного возраста в науке
1.1. Изучение интеллекта в трудах отечественных и
зарубежных ученых
1.2. Особенности интеллектуальной сферы младших школьников
Раздел 2. Методы обеспечения экспериментально-психологических исследований интеллектуальной сферы младших школьников
2.1. Описание и обоснование выборки исследования и метод аппарата исследования
2.2. Описание методик исследования
2.2.1. Методика Гудинаф-Харрис и К. Маховер «Нарисуй человека»
2.2.2. Методика Дембо-Рубинштейн по измерению самооценки
2.3. Интерпретация и анализ результатов исследования
Вывод
Приложения
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 62.17 Кб (Скачать)

Любой рисунок может предоставить важную информацию о ребенке, тем не менее, если рисунок не удовлетворяет требованиям, ребенка просят взять другой лист бумаги и нарисовать человека еще раз, теперь в полный рост, целиком: с головой, туловищем, руками и ногами.

Интерпретация результатов теста (рисунок ребенка) проводится

по следующим  пунктам (шкалам):

  1. У человека нарисована голова.
  2. Шея.
  3. Глаза. Брови. Ресницы. Зрачки.
  4. Нос.
  5. Рот. Губы.
  6. Лоб. Подбородок. Челюсть.
  7. Переносица.
  8. Волосы. Стрижка.
  9. Уши.
  10. Пальцы. Количество пальцев.
  11. Кисти. Запястья.
  12. Руки.
  13. Плечи. Подмышки.
  14. Руки. Локти.
  15. Ноги. Бедро. Колено. Ступня. Пятка.
  16. Туловище.
  17. Пропорции всех частей тела.
  18. Одежда.

За  каждый положительный ответ выполненного пункта   начисляется один балл и полученные баллы суммируются. Каждый из пунктов содержит подпункты, которые также учитываются.

  В целом рисунок ребенка должен  соответствовать приведенному описанию. Чем его рисунок ближе к  этому образцу, тем выше уровень  его развития. Нормально умственно  развитый ребенок должен набрать  в соответствии со своим возрастом  указанные внизу баллы. 

Из  таблиц Гудинаф-Харрис взяты соотношения  баллов и "нормального" IQ, соответствующего 100%, а также те показатели, которые  примерно соответствуют IQ = 70% (т.е. минимального значения, относящегося к норме). Использование  предложенного материала в силу указанных причин допустимо лишь в следующих пределах.

  В возрасте 3 лет IQ = 100% примерно  соответствует количество баллов, равное 7, а    (70% - 1 балл).

4 года - 100% - 10 баллов;       70% - 3 балла.

5 лет - 100% - 16 баллов;       70% - 6 баллов.

6 лет - 100% - 18-19 баллов;       70% - 7 баллов.

7 лет - 100% - 22-23 балла;       70% - 9 баллов.

8 лет - 100% - 26 баллов;       70% - 10 баллов.

9 лет - 100% - 31 балл;                 70% - 13 баллов.

10 лет - 100% - 34-35 баллов;       70% - 14-15 баллов.

11 лет - 100% - 36-38 баллов;       70% - 15-16 баллов.

12 лет - 100% - 39-41 балл;       70% - 18 баллов.

13 лет - 100% - 42-43 балла;       70% - 21 балл.

14-15 лет - 100% - 44-46 баллов;  70% - 24 балла.

После определения коэффициента интеллекта по методике Гудинаф-Харрис, проведем анализ рисунка в интерпретации  К. Маховер,  чтобы обобщить, усилить и описать полученные результаты для определения индивидуальных особенностей личности в интеллектуальной сфере. Интерпретация данных производится по следующим пунктам:

1.Голова. Лоб.

2.Волосы.

3.Лицо.

4.Подбородок.

5.Уши.

6.Глаза.

7.Брови.

8.Рот.

9.Губы.

10.Нос.

11.Шея.

12.Руки.

13.Ладони.

14.Пальцы.

15.Ноги.

16.Расположение. Размер рисунка. Детали.

По  деталям рисунка описываются  отношения ребенка к жизни, обществу, его проблемы, характер, проявление интеллектуальных способностей.

Полученные  рисунки испытуемых представлены в  Приложении А.

 

 

 

 

 

 

 

             2.2.2. Методика Дембо-Рубинштейн по измерению самооценки

 

Вторая  методика исследования – это методика измерения самооценки Дембо-Рубинштейн, модифицированная А.М. Прихожан [24]. Цель ее проведения – определение уровня самооценки школьников. Школьники могут оценить свои способности, возможности, характер и др.  Уровень развития каждого качества, стороны человеческой личности можно условно изобразить вертикальной линией, нижняя точка которой будет символизировать самое низкое развитие, а верхняя — наивысшее. Они обозначают иссследуемые качества.

  Длина линий – шкал 100мм, верхняя и нижняя граница отмечена черточками, середина – точкой. Каждая линия содержит название. Т.е. методика содержит  8 биполярных шкал:

  1. Здоровый – больной.
  2. Аккуратный – неаккуратный.
  3. Умный – глупый.
  4. Добрый – злой.
  5. Есть друзья – нет друзей.
  6. Веселый – скучный.
  7. Хороший ученик – плохой ученик.

Методика  проводится во втором классе. Перед  проведением проводится инструкция, о том, что свои возможности, способности, характер можно оценить с помощью линий.

Пример  проводится на первой шкале: внизу шкалы  находятся самые больные, которые  все время болеют, а в самом  верху находятся самые здоровые, которые никогда не болеют, посередине те - которые больные и здоровые поровну. Дети должны поставить кружочек там, где определяют свое место нахождения по шкале. Шкала «Здоровье» оценивается как тренировочная и в общую оценку не входит. Оценка производится в баллах, за каждый мм – 1 балл.

 Определяется  средняя мера самооценки школьника  по медиане показателей по  всем анализируемым шкалам. Для  оценки средние данные испытуемых и результаты по каждой шкале сравниваются со стандартными значениями (баллы):

                                           Низкая                   норма                   очень высокая

                                           самооценка    средняя  высокая       самооценка

     Девочки                           0 – 60           61 – 80    81 – 92          92 – 100

     Мальчики                        0 – 52           53 – 67    68 – 89          90 - 100

 

Количество баллов от 81 до 100 и выше свидетельствует о завышенной самооценке и указывает на определенные отклонения в формировании личности. Завышенная самооценка может подтверждать личностную незрелость, неумение правильно оценить результаты своей деятельности, сравнивать себя с другими; такая самооценка может указывать на существенные искажения в формировании личности — «закрытости для опыта», нечувствительности к своим ошибкам, неудачам, замечаниям и оценкам окружающих. Количество баллов ниже 60 указывает на заниженную самооценку (недооценку себя) и свидетельствует о крайнем неблагополучии в развитии личности. Эти ученики составляют «группу риска», их, как правило, мало. За низкой самооценкой могут скрываться два совершенно разных психологических явления: подлинная неуверенность в себе и «защитная», когда декларирование (самому себе) собственного неумения, отсутствия способности и тому подобного позволяет не прилагать никаких усилий.

Полученные  данные по самооценке  испытуемых представлены в Приложении В.

                 2.1.  Описание и обоснование выборки исследования и метод аппарата исследования

 

Для исследования интеллектуальной сферы младших школьников были выбраны следующие методики: методика Гудинаф-Харрис и К. Маховер «Нарисуй человека» и методика Дембо-Рубинштейн по измерению самооценки модификации А. М. Прихожан.

Младший школьный возраст - особый, исторически  недавно выделившийся период, содержание и задачи которого окончательно не определены, поэтому психологические  особенности начального звена школьного  детства также не признаются окончательными и неизменными. Поэтому выявление  закономерностей интеллектуального  развития младших школьников представляется актуальным. Используемый в исследовании метод - рисунок фигуры человека широко применяется в психодиагностической практике, признается вторым по частоте использования в ряду всех психодиагностических методов исследования индивидуальных различий между людьми. В качестве инструмента измерения интеллекта используемый в исследовании тест «Нарисуй человека» Гудинаф - Харриса применяется в возрастном диапазоне от трех до пятнадцатилетнего возраста. Младший школьный возраст попадает в середину общего диапазона диагностических возможностей данного теста. Обладая на данной возрастной группе максимальной дифференцирующей способностью, тест позволит наиболее ярко проследить выявляемые на его основе закономерности интеллектуального развития младших школьников.

  К. Маховер определяет, что дети наделяют рисунок человека различными значениями. Некоторые психологи считают изображение человеческой фигуры проекцией образа тела, другие отражением я-концепции. Его принимают за проекцию отношений ребенка к значимой личности из его окружения, проекцию образа его идеального "я", выражение привычных действий. Он может быть выражением того, как человек воспринимает внешние обстоятельства, как он относится вообще к жизни и обществу или сочетанием перечисленного. Каждая часть изображенной фигуры приобретает особое символическое значение, поскольку в нем проявляются отголоски эмоциональной и социальной жизни ребенка.

Исследования  показывают, что способы и манера выражения эмоций, переживаний, конфликтов и других аспектов психической жизни  ребенка изменяются в зависимости  от ситуации и варьируются от человека к человеку. Поэтому не нужно ставить  какой-то диагноз на основе единичного знака, в процессе анализа необходимо учитывать рисунок как целое.

Методика  Дембо-Рубинштейн по измерению самооценки основана на непосредственном оценивании школьниками ряда своих личных качеств, таких как здоровье, способности, характер, умения, успеваемость, ум. Эту методику мы взяли, чтобы узнать, как дети оценивают себя сами (ум, успеваемость) и сопоставить с показателями  по тесту «Нарисуй человека», где они неосознанно показывают свои умения, способности, интеллект.

Мы  взяли эти методики для подтверждения  или опровержения гипотезы о влиянии  интеллекта на самооценку.

 

              

 

 

 

 

 

 

 

             2.3.  Интерпретация и анализ  результатов исследования

 

В тестировании принимали участие 24 учащихся  одной из школ  г. Донецка  второго класса в возрасте   от 6,5 до 8 лет. Каждый испытуемый был закодирован под определенным номером. Для каждого испытуемого был подсчитан показатель коэффициента интеллекта по методике Гудинаф-Харрис с описанием по методике К. Маховер и измерена  самооценка  по методике

Дембо-Рубинштейн в модификации А. М. Прихожан.  Результаты представлены в Сводной таблице.

Из 24 испытуемых, у 9  человек коэффициент  интеллекта ниже нормы       ( это испытуемые № 2,5,6,8,11,15, 17,18,19) . Это составляет 38%.  Из них у 3 испытуемых ( № 2,5,15) показатель коэффициента интеллекта IQ в пределах нижней границы нормы (70%  от IQ=100%) и находится в пределах 18-21 балл. Это составляет 13%. У остальных 6 испытуемых показатель  IQ низкий и находится в пределах 13-18 баллов. Это испытуемые № 6,8,11,17,18,19. Они составляют 25% от общего числа испытуемых.

  У 8 испытуемых (№ 4,7,9,10,20,21,23,24) показатель коэффициента интеллекта IQ выше нормы для их возрастов. Их показатели находятся в пределах 30-42 балла. Эти учащиеся составяют33%.

  Семеро испытуемых имеют показатель интеллекта  в пределах нормы 23-30 баллов. Это испытуемые № 1,3,12,13,14,16,22 . Это составляет 29% от общего числа испытуемых.

Все испытуемые, имеющие коэффициент  интеллекта выше нормы и в пределах от 70до 100% IQ составляют 18 человек. Это 75 % от общего числа испытуемых. И 25% испытуемых  имеют показатель ниже 70% от нормы.

На  рисунках человека, у 5 испытуемых (№ 6,8,11,18,19) нарисована большая голова, по сравнению с туловищем. Это означает, что у испытуемых может быть ослабление интеллектуальных способностей. Это подтверждается показателями коэффициента – они низкие у этих испытуемых и равны соответственно 18,13,18, 14, 17 баллов. Пропорции туловища  у них тоже не соблюдены, что говорит о несоответствии духовного и физического развития детей.  Они неосознанно придают большее, чем другие  испытуемые значение голове. Испытуемые как бы стремятся компенсировать недостающее. Они испытывают отставание от сверстников в умственном развитии, в чтении, письме, математике.

У испытуемых № 6,11.18,19 на рисунке нет лба. Это  указывает на то, что дети сознательно  игнорируют  умственную сферу. А  также у них могут быть проблемы с самоконтролем и социальными  контактами в классе.

Испытуемые № 6,8,11,19, которые нарисовали большую голову, нарисовали маленькое туловище, что означает заниженную самооценку. Они чувствуют себя незащищенными, неприспособленными, может быть депрессия. Также на их рисунках у человечков нет шеи. Это говорит о том. что между телом и головой, т.е. интеллектуальным центром – разумом  нет связующего звена. Это признак незрелости, что подтверждается их показателями интеллекта. Они составляют 17% от общего числа испытуемых.

У 9  человек, у которых  коэффициент интеллекта ниже нормы, но близко к ней, (это испытуемые № 2,5,6,8,11,15, 17,18,19) на рисунках изображена большая  или очень маленькая голова, нет лба или носа, т.е. это подтверждает, что у них имеются небольшие проблемы  в интеллектуальной сфере.

По  размерам  рисунков испытуемых № 7,9,10,23 можно сказать об их завышенной самооценке – у них большие фигуры человечков. У этих испытуемых высокий показатель коэффициента интеллекта, соответственно равный 39,37,30,39.Они составляют 17% от общего числа испытуемых.

По  методике Дембо-Рубинштейн испытуемые сами себя оценивали. Из 24 испытуемых, у 19 человек показатель самооценки высокий, от 94 до 100 баллов. Это составляет 79 % от общего числа испытуемых.

  У 4 человек (№ 2,12, 16, 21) показатель самооценки от 83 до 88 баллов. Это высокий показатель соответствующий норме (норма 81-92 б.). Эти испытуемые составляют 17% от общего числа.

У  испытуемого № 14 низкая самооценка – 50 баллов  (шкала 0 – 60 б.). Но по своему  рисунку человека, испытуемый это  не показал. Это составляет 4% от общего числа испытуемых.

  Восемь испытуемых, которые показали  заниженную самооценку при низких  показателях коэффициенте интеллекта  на рисунке человека по тесту  Дембо-Рубинштейн, оценили себя по  очень высоким показателям самооценки. Это испытуемые № 6,8,11,17,18,19. У  них самооценка в пределах  от 95 до 100 баллов. Это составляет 33% от общего числа учеников.

Восемь  испытуемых (№ 4,7,9,10,20,21,23,24)  с высокими показателями коэффициента интеллекта (30-42 б.) по рисунку человека показали  нормальную и завышенную самооценку (33%). Из них 4 человека, при высоком коэффициенте интеллекта, показали по рисунку очень высокую самооценку,  и по тесту Дембо-Рубинштейн у них тоже завышенная самооценка (94-100 б.). Т.е. рисунок отражает действительность. Это составляет 17% испытуемых. Остальные 4 испытуемых, с высоким коэффициентом интеллекта № 4,20.21,24  при нормальной самооценке по рисунку, по тесту Дембо-Рубинштейн  также показали очень высокую самооценку.

Информация о работе Интеллектуальная сфера младших школьников