Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2012 в 15:27, курсовая работа
Цель работы – экспериментально-психологические исследования интеллектуального развития младших школьников.
Задачи исследования: проанализировать психологические особенности детей младшего школьного возраста, определить методику для исследования, провести эмпирическое исследование интеллектуальной сферы младших школьников.
Введение
Раздел 1. Проблема изучения экспериментально-психологических исследований интеллектуальной сферы детей младшего школьного возраста в науке
1.1. Изучение интеллекта в трудах отечественных и
зарубежных ученых
1.2. Особенности интеллектуальной сферы младших школьников
Раздел 2. Методы обеспечения экспериментально-психологических исследований интеллектуальной сферы младших школьников
2.1. Описание и обоснование выборки исследования и метод аппарата исследования
2.2. Описание методик исследования
2.2.1. Методика Гудинаф-Харрис и К. Маховер «Нарисуй человека»
2.2.2. Методика Дембо-Рубинштейн по измерению самооценки
2.3. Интерпретация и анализ результатов исследования
Вывод
Приложения
Список использованной литературы
Семеро испытуемых (№1,3,12.13,14,16,22) с нормальными показателями коэффициента интеллекта и нормальной самооценкой по рисунку оценили себя по шкале самонаблюдения от 50 до 100 баллов. Из них у № 12,13,16 –высокая самооценка в пределах нормы.
Из 6 испытуемых, с низким коэффициентом интеллекта (№ 6,8,11,17,18,19) трое считают себя умными (№ 6,17,19) (по шкале глупый - умный). Один испытуемый считает себя не совсем умным – это № 18. У него показатель интеллекта низкий – 14 баллов. По шкале умный – глупый он оценил себя правильно. При этом почти все считают себя хорошими учениками (№ 6,8,17, 18,19) по шкале плохой ученик – хороший ученик. Это составляет 21 % от общего числа испытуемых.
Из 8 испытуемых с высоким коэффициентом интеллекта (№ 4,7,9, 10,20, 21,23,24), умными людьми по шкале глупый – умный считают себя № 7,10,20,21,24 (33%), а почти умными - № 4,9,23 (12 %). Почти все из них хорошие ученики - № 4,7,10,20,21,13,24 (29%), а один испытуемый – средний ученик - № 9 ( по шкале плохой ученик – хороший ученик).
Испытуемые с коэффициентом интеллекта близким к норме - № 2,5 считают себя умными по шкале глупый – умный, а №15 оценивает свой ум в средних показателях (50 б.). Он также считает себя средним учеником. А испытуемые № 2,5 считают себя хорошими учениками.
Из 7 испытуемых с показателями интеллекта в пределах нормы № 1,3,12,13,14,16,22 , умными по шкале глупый – умный считают себя №1,3,13,16,22. А испытуемые № 12,14 считают себя не очень умными. У испытуемого № 14 и по тесту заниженная самооценка. Хорошими учениками считают себя испытуемые № 1,3,12, 22. Близки к средним оценкам себя как ученика испытуемые № 13,14,16.
Из 24 испытуемых, умными считают себя 17 человек (71%), не очень умными – 7 человек (29 %). Хорошими учениками считают себя 18 испытуемых (75%), а средними учениками – 6 человек (24%).
Из всех полученных данных можно сделать вывод, что у испытуемых преобладает завышенная самооценка, но показатель коэффициента интеллекта в небольшой степени влияет на самооценку. Что и показывают полученные данные.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
10 . Бодалев А.А. Общая психодиагностика/ А.А. Бодалев , В.В.Столин . - СПб.: Речь, 2000. - 440 с.
11. Блейхер В.М. Психологическая диагностика интеллекта и личности/ В.М. Блейхер , Л.Ф.. Бурлачук . – К.: Дума, 1978. – 140 с.
12. Бурлачук Л.Ф. Психодиагностические методы исследования интеллекта / Л.Ф. Бурлачук. – К.: Дума, 1985. – 295 с.
13. Венгер А.Л., Цукерман Г.А. Психологическое обследование младших школьников/ А.Л. Венгер, Г.А.Цукерман. - М.: Владос-Пресс, 2005. -159с.
14.Выготский Л.С. Собрание сочинений: В 6 т. Т. 4. / Под ред. Т.А. Власовой. – М.: Педагогика, 1982-1984.
15.Гальперин П.Я. К исследованию интеллектуального развития ребенка / П.Я. Гальперин // Вопросы психологии. - 1969. -№ 1.- с.86- 94.
16. Гуревич К.М. Психологическая диагностика/ К.М.Гуревич . – М. : Педагогика, 1981. – 232 с.
17.Генезис сенсорных способностей/ Под ред. Л.А.Венгера. – М.: Педагогика, 1976. – 355 с.
18.Детская психодиагностика и профориентация / Ред.-сост. Л.Д. Столяренко. - Ростов-на-Дону: Феникс, 1999. - 390 с.
19. Дилео Д. Детский рисунок: диагностика и интерпретация/ Д. Дилео .- М.: Мир, 2001. - 272 с.
20. Дифференциальная психология. Хрестоматия / Сост. Е.С. Вакарев. – Донецк: Гранат, 2009. – 360 с.
21. Кеттелл Р. Руководство по работе с 16-ти факторным опросником / Р. Кеттелл , Г. Эбер ,Н. Тицуска . - Л.: Литера, 1970. - 220 с.
22. Маховер К. Проективный рисунок человека / К. Маховер; пер. с англ. - М.: Мир, 2000. - 154 с.
23. Мейли Р. Различные аспекты Я. Психология личности: Тесты / Р. Мейли. – М.: Мысль, 1982. – 190 с.
24. Методика Дембо-Рубинштейн
по измерению самооценки личности/ Научная
библиотека//Российский гос. гум. ун-т [Электронный
ресурс]. – М., сор. 1996 – 2005. – Режим доступа:
http//www.rsuh.ru/section.
25. Основы психологии: практикум / Ред.-сост. Л.Д. Столяренко. – Ростов н/Д : Феникс, 2007. – 703 с.
26. Панасюк А.Ю. Адаптированный вариант методики Д. Векслера/ А.Ю. Панасюк. – М.: Речь, 1979. – 328 с.
27. Панасюк А.Ю. О возможности использования адаптированного варианта методики Д. Векслера при психологическом исследовании/ А.Ю. Панасюк //Журнал невропатологии и психиатрии. - 1973. №10.
28.Пиаже Ж. Психология интеллекта / Ж. Пиаже // Избранные психологические труды. - М.: Просвещение, 1969. – 490 с.
29.Психологическая диагностика / Под ред. М.К. Акимовой. – СПб.: ПИТЕР, 2005. – 350 с.
30. Психологическая диагностика: проблемы и исследования / Под ред. К.М.Гуревича. – М.: Наука, 1981. – 232 с.
31. Рассел К. Улучши свой интеллект / К. Рассел. – Минск: Книга, 1997. – 213 с.
32. Ратанова Т.А. Диагностика умственных способностей /Т.А. Ратанова. – М.: Наука, 2003. – 168 с.
33. Руководство по применению группового интеллектуального теста для младших школьников/[ Акимова М.К. и др.]; Псих. ин-т РАО. – Обнинск:1993.- 264 с.
34. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога: Учебное пособие /Е.И. Рогов. - В 2 кн. - 2-е изд., перераб. и доп. - М., 1998. - Кн. 1: Система работы психолога с детьми разного возраста. - 384 с.
35.Рукавишников А.А. Факторный личностный опросник Р.Кеттелла -95/ А.А.Рукавишников , М.В.Соколова . - СПб.: Речь, 1995. - 90 с.
36. Филимоненко Ю.М. Руководство к методике исследования интеллекта у детей методике Векслера/ Ю.М.Филимоненко, В.П.Тимофеев. - СПб.; Речь, 1994. – 197 с.
38. Штерн В. Дифференциальная психология и ее методологические основы/ В. Штерн. – М.: Наука,1998. – 335 с.
Информация о работе Интеллектуальная сфера младших школьников