Коррекционно-развивающая направленность музыкальных занятий с глухими детьми

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Февраля 2013 в 22:30, дипломная работа

Краткое описание

Музыка и глухие дети… Несмотря на необычность такого сочетания используются специальные методы и приемы в обучении и воспитании глухих, а также приобщение к миру эстетических ценностей.
Музыка, сопутствуя человеку с первых дней и на протяжении всей его жизни, оказывает огромное влияние на духовное развитие.
Музыкальные занятия включают разнообразные виды деятельности воспитанников. Успех обучения во многом определяется правильной организацией работы.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………4
Глава1. Литературный обзор
1.1 Основа восприятия музыки глухими детьми………………………………8
1.2 Теоретические основы становления музыкально-коррекционной работы
1.2.1 Исследование влияния музыки на детей с проблемами в развитии
(20 век)……………………………………………………………………………9
1.2.2 Современный взгляд на значение музыки в жизни детей с проблемами в развитии………………………………………………………………….13
1.3. Основные понятия методики музыкального воспитания и коррекционной ритмики…………………………………………………………………………..15
1.4.Музыкальное воспитание глухих
1.4.1.Роль музыкальных занятий с глухими…………………………………..19
1.4.2. Формирование восприятия музыки глухими……………………………20
1.5. Цели и задачи коррекционно-развивающей работы на музыкальных занятиях…………………………………………………………………………..23
1.6. Система работы по музыкальному воспитанию в специальной школе.
1.6.1.Фронтальные и индивидуальные музыкальные занятия……………….25
1.6.2. Музыкальные занятия по развитию музыкального слуха у глухих детей, воспитывающихся по «Системе формирования и развития речевого слуха и речевого общения» ( Румер Т. А.)……………………………………26
1.6.3. Программа по музыкальному воспитанию глухих детей……………..34
1.7. Музыкально ритмические занятия, как средство коррекции и развития глухих…………………………………………………………………………….45
1.8. Организация проектов по развитию музыкальных способностей глухих
1.8.1. Проект «Слышим музыку сердцем»……………………………………..48
1.8.2 Международный фестиваль жестовой песни «Душа поет»……………50
1.9. Арт-педагогическая технология «Мы рисуем музыку»: музыкальная графика как проявление синестезии……………………………………………52
ГЛАВА 2. Практическая часть.
Глава II. Цель, задачи, методы и организация исследования
2.1 Цель, задачи и методы исследования ……………………………………58
2.2 Организация исследования………………………………………………..59
ГЛАВА 3.Результаты исследования
3.1 Анализ полученных данных………………………………………………..61
3.2 Выводы……………………………………………………………………....63
3.3 Практические рекомендации……………………………………………….65

Заключение………………………………………………………………………66
Список литературы…………………………………………………………… ..68

Файлы: 1 файл

Дипломная (2й вариант).doc

— 269.50 Кб (Скачать)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.8.2  Международный фестиваль жестовой песни «Душа поет»

         

        Первый Международный Фестиваль  жестовой песни «Душа поет»  проходил в Камерном зале Московского  Международного Дома Музыки 6 декабря  2008 года, а 17 октября 2009 года по благословению святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла в Зале Церковных Соборов Храма Христа Спасителя прошел Второй Московский Международный Фестиваль жестовой песни «Душа поёт».

     Идея  создания и названия Фестиваля  принадлежит Татьяне Нефёдовой, которая является директором Детского Центра «Святая Татьяна». Прийти к организации этого праздника её заставила сама жизнь. Работая 10 лет с неслышащими детьми и молодёжью, сотрудники Детского Центра столкнулись с тем, что концертные номера с участием лиц с нарушением слуха неохотно берут на большую сцену. Поэтому им пришлось бороться за права неслышащих ребят, как на уровне региона, так и на уровне города.

      Одной из целей фестиваля является  приобщение детей с ограниченными  возможностями по слуху к культуре и творчеству, а также надежда на привлечение внимания общества к проблемам неслышащих детей. Ведь каждый ребёнок имеет право на успешное будущее. Этот фестиваль был приурочен к «Году равных возможностей».

Для детей всегда важно быть активными. И проведение таких фестивалей, где дети могут проявить всё своё творчество - очень важно. Это очень важно не только для укрепления какой-то душевной составляющей детей, но и для их будущей жизни, потому что с детства они научаются быть в обществе и чувствовать себя абсолютно нормально, чувствовать себя совершенно естественно в той среде, в которой они находятся. Если такие фестивали будут как можно чаще проводиться, то мы будем иметь большее количество счастливых детей, что нам и требуется

       Девизом Фестиваля стали замечательные стихи, написанные Ириной и Татьяной Нефёдовыми:

«Душа поёт! Услышь меня, Всевышний,

И дай мне  силы к облакам взлететь! -

Объять звучащий мир и мир неслышный

Руками, сердцем  и душою спеть!»

Руки участников настолько точно передают слова и музыку, что у слушателей возникает ощущение, будто они и впрямь слышат знакомый мотив.

 

      Жестовое пение является уникальной  возможностью выразить себя неслышащим  людям. Но и здоровому человеку  будет понятно, потому что оно  идёт под фонограмму, где слышны все слова, а исполнители сопровождают каждое слово жестом и выразительной артикуляцией губ, при этом они прекрасно двигаются, успевают пританцовывать, улыбаться, раскованы и нисколько не стесняются.

     Каждый  любой ребёнок, независимо от возраста талантлив. Но кто как раскрывает свои таланты. Чтобы человек раскрыл свои таланты, нужно быть его другом. А если быть  строгим руководителем, он будет чувствовать себя не комфортно, он будет знать, что руководитель будет делать ему замечания. Проще быть его другом, и он будет свободно петь, и таким образом он будет свободно чувствовать себя на сцене .

    Такие  фестивали нужны детям, особенно  детям с ограниченными возможностями.  Эти фестивали дают возможность  нашим детям почувствовать себя  равными, дают возможность улучшить свои вокальные данные в жанре жестового пения.

1.9. Арт-педагогическая технология «Мы рисуем музыку»: музыкальная графика как проявление синестезии / глава по данной методике и ее оценке/

 
Цель данных занятий: научить детей трансформировать музыкальные образы в художественные; учить изображать свои впечатления, полученные от прослушивания музыки.

Задачи:

  • Учить учащихся приемам передачи настроения музыкального произведения через художественные средства изображения; показать учащимся взаимосвязь выразительных средств музыки и изобразительного искусства.
  • Развивать у учащихся творческие способности, фантазию; развивать эмоциональные чувства на красоту природы, на интересные события, связанные с разными временами года.
  • Воспитывать у учащихся эстетический вкус; интерес к классической музыке; воспитывать внимательность, усидчивость, аккуратность при работе красками.

 
Синестезия (одновременное ощущение, совместное чувство) — в психологии — явление восприятия, когда при раздражении одного органа чувств (вследствие иррадиации возбуждения с нервных структур одной сенсорной системы на другую) наряду со специфическими для него ощущениями возникают и ощущения, соответствующие другому органу чувств.  
 
При рассмотрении данной темы характерно стремление связать проблему "музыкальной графики", то есть, зарисовывания впечатлений от восприятия музыки в красочных предметах и беспредметных формах, с законами восприятия, а ещё точнее - с теорией синестезии. Именно здесь обнаруживается перспективный с теоретической точки зрения взгляд на проблему, ещё не получивший развития в трудах учёных; появляется необходимость комплексных исследований, в которых психологический подход будет поддержан, с одной стороны, физиологическим, с другой - социальным.  
 
Анализ процесса "визуализации музыки" обусловливает необходимость рассмотрения вопроса о слухозрительных синестезиях, за которыми закрепился специальный термин "цветной слух" и которые лежат в основе "музыкальной графики".  
 
Понятие "синестезия" переводится как соощущение. Но такая простая расшифровка оказывается недостаточной. Существуют десятки различных определений синестезии, которые сильно противоречат друг другу не только из-за различия в концепциях объяснения, но и потому, что одним термином, по сути дела, определяются различные явления. Так, предметом исследования медиков является патологическая синестезия. Однако подобного рода концепции, объясняющие это явление случайной путаницей, перекрещиванием слуховых, зрительных и нервных волокон, не выдерживают критики, так как не способны объяснить возможность общезначимости синестезий, позволяющей использовать их в искусстве как форме художественной коммуникации, основанная нa физиологии высшей нервной деятельности. В самой чёткой форме она представлена в работах М.П. Блиновой. Она, опираясь на процессы иррадиации и концентрации, отмечает, что "межведомственная корковая генерализация и лежит, видимо, в основе так называемого "цветного слуха". При значительной иррадиации раздражительного процесса или очень близкой расположенности слуховых и зрительных клеток, разливающееся слуховое возбуждение переходит за границы своего анализатора и, воздействуя на клетки зрительной зоны, как бы связывает те и другие раздражения. Возникающие при этом "сдвоенные" реакции и являются материальной основой звукоцветоощущений".  
 
Сторонником рассмотрения синестезии и, в частности, "цветного слуха", как психологического феномена, является Б.М. Галеев. Он определяет синестезию как многослойную межчувственную ассоциацию, обладающую относительной общезначимостью, причем общезначимость их уменьшается с ростом порядка этих слоев. Основной тип используемых в искусстве ассоциаций, лежащий в основе синестезии, есть ассоциация по сходству, которая может возникать как по внешним формальным признакам звука и цвета, так и по содержательности; среди последних основное - это сходство по эмоциональному воздействию. Очевидно, способностью синестетического восприятия объясняются в музыке факты симультанных представлений целых музыкальных произведений. Внутренний слух, - писал К.-М. Вебер, - обладает удивительной способностью схватывать и охватывать целые музыкальные построения. Этот слух позволяет одновременно слышать целые периоды, даже целые пьесы".  
 
Предположение о возможности такого одновременного мысленного схватывания музыкального образа были бы бессмысленным, если бы музыкальный образ был только слуховым образом, развёртывающимся во времени. "Симультанные музыкальные представления не могут быть чисто звуковыми или только слуховыми представлениями. Важнейшее значение в них имеют моменты зрительные и интеллектуальные. Нет сомнения также, что отражение музыкального движения в симультанном образе связано со своеобразным переходом временных отношений в пространственные".  
 
Следует отметить, что восприятие музыки приведет к созданию симультанного восприятия в сознании человека в том случае, если оно будет соприкасаться с познавательной, предметной, практической деятельностью человека, пользуясь ей как питательной средой. Включение в сферу межчувственных ассоциаций явлений "цветного слуха" есть выражение более полноценного восприятия музыки.  
 
Рассмотрение процесса визуализации музыки с позиций социального уровня определяет ценность результатов педагогического содержания. "Музыкальная графика" за сравнительно короткую историю существования (с 20-х гг. нашего столетия) завоевала достойное место среди методов специального музыкального и общеэстетического воспитания. В её основе лежит один из важнейших дидактических принципов - принцип наглядности. А наглядность связана со зрительной формой восприятия. В естественных науках, как конкретное ее проявление, уже давно применяется своеобразная визуализация абстрактных понятий, невидимых явлений, отображаемых в виде графиков.  
 
Причём такой визуализации подвластны не только статические явления, но и динамические процессы. Графическое же представление является своеобразной фиксацией их симультанного восприятия, обеспечивающего оценку процесса в целом и соответственно позволяющего сохранить "визуальный портрет" для последующего анализа. Столь же успешно может пользоваться приёмами визуализации и музыка. Графическое представление ее эстетически художественно организованного материала закрепило за собой название "музыкальной графики".  
 
"Музыкальная графика" была вызвана к жизни австрийским педагогом и искусствоведом проф. Оскаром Райнером, который обосновал и долгое время возглавлял "Институт музыкальной графики" в Вене. Уже первоначальные исследования О. Райнера с последующими систематическими публикациями убедили профессора в том, что он натолкнулся на что-то необыкновенное, имеющее огромное значение в обучении. Интересен пример описания Райнером одного из его первых экспериментов.  
 
Так как в классной комнате не было музыкального инструмента, профессор выбрал мальчика, обладающего музыкальными способностями и образованием, и попросил его вспомнить любой музыкальный отрывок так, чтобы мальчик смог воплотить этот отрывок в графике и цвете. Ребёнок, вспоминая музыку, представил такую зарисовку, по которой О. Райнер понял, что она навеяна музыкой Бетховена.  
 
Последующие работы музыковеда с детьми продолжили основную мысль - выявление сущности связи между звуком и цветом, раскрывая ценность "музыкальной графики" как художественно-педагогического приёма. Результативность её развития и пpaктического применения обратила на себя внимание видных учёных мира. Рядом с О. Райнером развернули активную деятельность доктор музыковедения Г. Зюндерман и академическая художница проф.Б. Эрнст. Их исследования, а также опыты музыковеда из Паберборна Э. Майер-Роза, педагога из ФРГ И.А. Сойки и других явились ценным вкладом в развитие "музыкальной графики". Официальным признанием пользовалась "музыкальная графика" на многочисленных европейских, международных конгрессах, прошедших в Москве (IX Всемирный конгресс ИСМЕ, 1973), Зальцбурге (Международная Неделя учебной музыки). Устраиваются специальные выставки "музыкальной графики". Она предусматривается учебным курсом в музыкальных учебных заведениях; например, в Пезарской консерватории (Италия) проводится изучение связи музыки и графики. У нас в стране планомерного исследования в этой области особенно с параллельным изучением природы "музыкальной графики" не проводилось.  
 
Руководствуясь вышеизложенными теоретическими положениями, в ряде школ г.Казани по комплексной программе СКБ "Прометей" КАИ были проведены эксперименты по рисованию музыки с предварительным выявлением закономерностей "цветного слуха" и "цветного мышления" у школьников. Результаты наших исследований убедили в наличии предполагавшихся "цветного слуха" и "цветного мышления", а также способности у детей к музыкальной графике.  
 
С целью выявления наиболее точных характеристик "цветного слуха" школьниками заполнялись шесть таблиц: ассоциации "гласная буква - цвет", "месяц - цвет", "чувства - цвет", "цифры - цвет", "тембр - цвет". Анализ анкеты показал, что причины возникновения цветовых ассоциаций различны и сложны по своей природe и в каждом отдельном случае необходимо искать пути возникновения возможных ассоциаций и, исходя из этого, вскрывать, какого содержания факторы лежат в их основании - социальные, психологические.  
 
Основным связующим звеном в каждом случае выступала эмоция, с которой цвет связан по своему воздействию на человека. Поэтому анализ "эмоция-цвет", как основополагающий, был взят в качестве инструмента анализа. Для эксперимента по "музыкальной графике" особенно пригодными оказались данные таблицы "гласная буква - цвет", "эмоция - цвет", "тембры - цвет". Фактически и при анкетировании, и непосредственно на уроках с использованием приёмов визуализации в окраске, например, тембров резче проявилось непосредственное соответствие между ними и цветами, сочетаемое с явным фактом наличия светлотных соотношений между цветами разной насыщенности и звучаниями разных регистров. Низко звучащие тембры связывались учащимися с чёрным, серым, синим, красным цветами; высоко звучащие - со светлой частью спектра (голубым, жёлтым).  
 
В процессе рисования того или иного музыкального произведения отмечалось стремление школьников к графическому отображению структуры произведения, характер музыки, её движение, особенность ритмa, а также колорит находили себе цветографические аналоги. В итоге такое визуальное представление способствовало симультанному восприятию музыкального образа, столь необходимому для возможно более полноценного восприятия музыкального произведения. Результаты исследования экспериментов с "музыкальной графикой" показали, что рисование музыки есть проявление ассоциативной природы музыкального восприятия, реализация возможностей "цветного слуха", как одного из проявлений синестезии.  
 
Исследования показали, что при сравнении с обычными занятиями музыкой, при постановке задачи зарисовать впечатления от прослушанного музыкального произведения, налицо большая заинтересованность, сосредоточенность, концентрация внимания школьников со стремлением глубже понять структуру и содержание произведения. Немаловажен и тот факт, что рисунки учеников представляют собой собственноручно ими составленный "документ", позволяющий преподавателю по нему судить о степени усвоения учеником данного музыкального произведения. Следует учитывать и то, что зарисовки музыкальных произведений, созданные самим учеником в процессе осознанного переживания музыки, могут cлужить для ученика своеобразным изобразительным знаком, по которому легче вспомнить музыку, её форму в целостном виде. Это поможет ему при повторном прослушивании точнее и быстрее восстановить все тонкости ритмического, темпового строения и т.д. Это в значительной степени способствует воспитанию восприятия музыки. "Музыкальная графика" позволяет выявить и развивать уровень способностей к самостоятельному мышлению обучаемого, определять типологические свойства личности в целях ее совершенствования.  
 
Использование "музыкальной графики" дает и косвенный результат - выявление художественных способностей обучаемого, умение рисовать как сотворец, что также важно в педагогическом плане.  
 
Таким образом, применение "музыкальной графики" в педагогике стимулирует интерес учащихся к музыкальному искусству, активизирует их мыслительную деятельность, способствует развитию творческой фантазии, колористического и интонационного мышления.  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 2. Практическая часть.

Основной задачей  моего эксперимента являлось выявление  особенностей слушания музыкальных  произведений глухими детьми, определение  уровня развития их творческого потенциала и эмоциональной отзывчивости на услышанное.

 

Гипотеза  исследования:

Гипотезой исследования являлось предположение о том, что

выявление особенностей восприятия глухими детьми музыкальных  произведений по арт-педагогической технологии «Мы рисуем музыку» поможет разработать рекомендации по использованию данной технологии в обучении и воспитании глухих детей с целью  их развития и коррекции имеющихся  нарушений.

 

Цель  исследования - выявить и описать особенности (эмоционального) слухового восприятия музыки глухими  детьми  посредством изобразительной деятельности, выявить творческий потенциал  и эмоциональность детей через участие в художественно-музыкальной деятельности.

 

Задачи  исследования:

1. Изучить психолого – педагогическую литературу по проблеме исследования

2. Подобрать музыкальные произведения  для использования в эксперименте

3. Изучить особенности восприятия музыки глухими детьми

4. Внедрить арт-педагогическую технологию «Мы рисуем музыку» в систему по музыкальному воспитанию глухих детей.

5. Разработать рекомендации по использованию данной технологии в обучении и воспитании глухих детей.

 

Для решения  поставленных задач использовались следующие методы:

  1. Анализ научно-методической литературы
  2. Педагогическое наблюдение
  3. Сбор данных о состоянии слуха детей.
  4. Апробация  арт - педагогической технологии «Мы рисуем музыку».
  5. Анализ показателей и результатов исследования.

 

Организация исследования:

 

1.На первом  этапе исследования был проведён  анализ научно-методической литературы с целью получения объективных данных по состоянию изучаемого вопроса.

 

2. Второй этап  был посвящен изучению особенностей  слухового восприятия глухих  детей. Для решения задач был  проведен сбор информации о  состоянии слуха, коммуникативных способностях и эмоционально-психическом состоянии детей,  участвующих в эксперименте (данные занесены в таблицу №1)

 

3. На третьем  этапе проводился эксперимент  с целью выявления особенностей  восприятия музыки глухими детьми  средствами остаточного слуха и тактильно-вибрационных ощущений.

 

4. Формулировка  выводов и  разработка практических  рекомендаций по полученным в  ходе исследования результатам.

 

Эксперимент проводился в несколько этапов:

 

- подготовительный  этап, в ходе которого глухие  дети прослушивали по очереди два музыкальных произведения и определяли характер и настроение услышанной музыки ( использовались классические произведения «Марш» и  «Вальс»). Учитывая специфику данной категории детей, каждому ребенку на парту  ставилась специальная аппаратура (музыкальная колонка).Ребенок, используя остаточный слух и путем приложения руки к колонкам, «считывал» ритм и темп музыки.

 

- первый  этап – после прослушивания первого музыкального произведения, ребенок обозначает основные характеристики и настроение услышанной музыки: быстрая или медленная, тихая или громкая, плавная(мелодичная) или резкая, веселая или грустная и т.п.

 

- второй этап – определив основные характеристики музыкального произведения, ребенку предлагается выполнить движения, определяющие по его мнению характер услышанной музыки. При особых затруднениях, учитель дает свои варианты  движений из которых ребенок самостоятельно выбирает те движения, которые считает наиболее подходящими к прослушанной музыке.

 

- на третьем этапе ребенку предлагается еще раз прослушать  одно из двух ранее предложенных музыкальных произведений и попробовать нарисовать рисунок, который, как ему кажется, может проиллюстрировать услышанное.

 

- ребенку предлагается  придумать название своему рисунку  и рассказать всем участникам эксперимента, что он изобразил.

 

 

В ходе анализа полученных данных удалось  выявить ряд особенностей:

 

1. Не все дети с первого раза улавливают характер и настроение музыки, что без особых затруднений решается при  повторном воспроизведении .

2. При прослушивании  музыкальных произведений дети  больше опираются на тактильно-вибрационные  ощущения, а не на слух. Но часть  детей все же пытается прислушиваться  и при описании ориентируется  именно на остаточный слух.

3. При выполнении  движений под музыку, редко используют  свои двигательные действия, предпочитая пользоваться образцом, показанным учителем. Но при этом, вполне осознанно разделяют движения под музыку «Марша» - резкие, четкие, быстрые, сопровождающиеся хлопками или топотом ног, и плавные, медленные , характеризующие мелодию «Вальса».

4. Испытывают  определенные трудности в придумывании  названия своему рисунку и  при его описании, что обусловлено  недостаточным словарным запасом  и замедленностью психических  процессов.

5. Испытывают  эмоциональные трудности при выступлении перед участниками испытания: боязнь, стеснение, нежелание говорить, неловкость.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выводы:

К сожалению, сегодня основными проблемами среди  людей, имеющих  нарушение слуха, являются:

1. Неспособность  устанавливать межличностные контакты;

2.Трудности  в проявлении эмоций и чувств, неразвитая способность адекватного    эмоционального реагирования в  межличностных отношениях;

  1. Ощущение пустоты и скуки, беспомощности и незащищенности;

  стремление к избеганию социальных контактов из-за неуверенности в себе

На основе практических наблюдений и выводов в процессе занятий с использованием алгоритма  творческой деятельности в разделе  «Мы рисуем музыку» можно сделать  следующие выводы об актуальности таких  занятий и их результативности, так как у детей  появились:

- интерес к  музыкальному творчеству, к процессу  слушания;

- тяга  к сотрудничеству, сотворчеству  и творческому проявлению себя;

-  обогащение словарного запаса  и активного и пассивного словаря;

-  повышение уровня коммуникации в группе, потребность в общении ;

- способность  ладить с окружающими людьми;

-  большая внимательность   и   доброжелательность к  своим  товарищам, желание оказать помощь  или содействие ;

- ощущение  своего эмоционального принятия  окружающими вместо присутствовавшей ранее эмоциональной отверженности.

Таким образом, систематические занятия литературно-художественным творческим самовыражением с глухими  людьми с использованием арт - педагогического  комплекса «Мы рисуем музыку»  дает хорошую динамику развития у ранее недостаточно контактных детей социально-психологических навыков, что улучшает качество их жизни. Также положительные сдвиги наблюдаются в изменении уровня внимания и  памяти: дети очень внимательны при прослушивании музыки, стараются уловить и запомнить основные характеристики музыкального произведения, ответственно приступают к выполнению инструкций учителя.  Специалистам эти совместные занятия  помогли приобрести способность к пониманию эмоций, намерений, поступков детей, а также лучшему прогнозированию их поведения на этой основе.  Но наибольшие изменения произошли в психологической сфере, особенно в области позитивных чувств, так как количество позитивных переживаний увеличилось, а негативных сократилось, что не могло не привести к удовлетворению, внутреннему равновесию, покою и счастью детей .

Информация о работе Коррекционно-развивающая направленность музыкальных занятий с глухими детьми