Коррекционно-развивающая направленность музыкальных занятий с глухими детьми

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Февраля 2013 в 22:30, дипломная работа

Краткое описание

Музыка и глухие дети… Несмотря на необычность такого сочетания используются специальные методы и приемы в обучении и воспитании глухих, а также приобщение к миру эстетических ценностей.
Музыка, сопутствуя человеку с первых дней и на протяжении всей его жизни, оказывает огромное влияние на духовное развитие.
Музыкальные занятия включают разнообразные виды деятельности воспитанников. Успех обучения во многом определяется правильной организацией работы.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………4
Глава1. Литературный обзор
1.1 Основа восприятия музыки глухими детьми………………………………8
1.2 Теоретические основы становления музыкально-коррекционной работы
1.2.1 Исследование влияния музыки на детей с проблемами в развитии
(20 век)……………………………………………………………………………9
1.2.2 Современный взгляд на значение музыки в жизни детей с проблемами в развитии………………………………………………………………….13
1.3. Основные понятия методики музыкального воспитания и коррекционной ритмики…………………………………………………………………………..15
1.4.Музыкальное воспитание глухих
1.4.1.Роль музыкальных занятий с глухими…………………………………..19
1.4.2. Формирование восприятия музыки глухими……………………………20
1.5. Цели и задачи коррекционно-развивающей работы на музыкальных занятиях…………………………………………………………………………..23
1.6. Система работы по музыкальному воспитанию в специальной школе.
1.6.1.Фронтальные и индивидуальные музыкальные занятия……………….25
1.6.2. Музыкальные занятия по развитию музыкального слуха у глухих детей, воспитывающихся по «Системе формирования и развития речевого слуха и речевого общения» ( Румер Т. А.)……………………………………26
1.6.3. Программа по музыкальному воспитанию глухих детей……………..34
1.7. Музыкально ритмические занятия, как средство коррекции и развития глухих…………………………………………………………………………….45
1.8. Организация проектов по развитию музыкальных способностей глухих
1.8.1. Проект «Слышим музыку сердцем»……………………………………..48
1.8.2 Международный фестиваль жестовой песни «Душа поет»……………50
1.9. Арт-педагогическая технология «Мы рисуем музыку»: музыкальная графика как проявление синестезии……………………………………………52
ГЛАВА 2. Практическая часть.
Глава II. Цель, задачи, методы и организация исследования
2.1 Цель, задачи и методы исследования ……………………………………58
2.2 Организация исследования………………………………………………..59
ГЛАВА 3.Результаты исследования
3.1 Анализ полученных данных………………………………………………..61
3.2 Выводы……………………………………………………………………....63
3.3 Практические рекомендации……………………………………………….65

Заключение………………………………………………………………………66
Список литературы…………………………………………………………… ..68

Файлы: 1 файл

Дипломная (2й вариант).doc

— 269.50 Кб (Скачать)

           Кроме того, это обследование показало также, что глухие дети, постоянно использующие слуховые аппараты, обладают большими слуховыми возможностями: они слышат звуки различных инструментов, различают их между собой; они способны воспринимать звучание фортепиано, начало и окончание музыки на расстоянии 6-8 м.

           Когда мы говорим о музыкальном слухе и его развитии, то понимаем этот термин в узком его значении, а именно в смысле звуковысотности (в то время как широкое толкование подразумевает также тембровую и динамическую составляющую). Согласно двухкомпонентной теории звуковысотного слуха восприятие высоты складывается из собственно звуковысотного и тембрового компонентов (Б. М. Теплов). Ощущение высоты первоначально не дифференцированно и содержит эти компоненты нерасчлененными. В процессе музыкальной деятельности происходит вычленение собственно высоты звука, поскольку звуковысотное движение становится существенным для восприятия музыки. Но только в применении к одноголосной мелодии звуковысотный слух, называемый мелодическим, представляется наиболее свободным от тембрового компонента. Однако такое проявление музыкального слуха является наиболее сложным для детей как в процессе обучения, так и при обследовании.

          Музыкальный слух (звуковысотный, мелодический) может быть выявлен при воспроизведении мелодии либо голосом, либо на музыкальном инструменте, либо в нотной записи. Такая демонстрация музыкального слуха пока недоступна глухим дошкольникам. Однако возможна такая организация педагогического процесса, которая приводит к выявлению ребенком высоты звучания.

           Другое обследование тех же детей (4-й год обучения, 5–6-летний возраст) было проведено с целью исследования возможности развития у глухих детей музыкального слуха.

         На занятиях использовались для различения 3 музыкальных произведения, исполняемые в разных регистрах: низком (контроктава – малая октава), среднем (большая октава – 1-я октава) и высоком (2-я октава – 3-я октава), условно называемых «Мишка», «Зайка» и «Птичка». Услышав звучание музыки, дети ходили под звучание произведений как мишка, напевая «топ-топ-топ…», прыгали как зайчики – «прыг-прыг…» и летали как птички – «пи-пи-пи…». При обследовании дети различали эти музыкальные произведения, стоя спиной к инструменту на расстоянии 1 м, в двух вариантах исполнения: в обычном (регистровом) и в одноголосном в 1-й октаве (голосовой диапазон). Правильные ответы составили 81% по различению в регистровом исполнении и 82% – в одноголосном.

          На занятиях детям также давались для различения 3 произведения: «вальс», «марш» и «бег», исполняемые главным образом в среднем регистре (малая октава – первая октава). Эти произведения, близкие в регистровом отношении, но различные в темпоритмическом, сопровождались детьми соответствующими движениями: маршировкой, покачиваниями с движением рук, бегом мелкими шажками. При обследовании детям предлагали различить эти произведения на слух так же, как и в предыдущем задании при обычном исполнении и в одноголосном варианте. Результаты правильного выполнения этого задания – 81% и 77% соответственно.

           На каждом занятии с детьми проводится распевание: последовательное пропевание гаммы до мажор (в 1-й октаве) с моделированием рукой повышения и понижения звучания. В этом упражнении у ребенка уже наблюдалась голосовая подстройка приблизительно в диапазоне кварты от собственного «основного» тона.

           Моделирование звуковысотности рукой использовалось при обследовании возможностей детей воспроизвести ритмические фрагменты из трех звуков, построенные на приме, кварте и октаве.

           При воспроизведении ритмов этих фрагментов наибольшее количество правильных ответов дети дали, прослушав фрагменты, построенные на одной высоте (до1 – до1; фа1 – фа1; до2 – до2) – 68%, наименьшее – на кварте (до1 – фа1; фа1 – до1) – 60%; промежуточное количество правильных ответов на октаве (до1 – до2; до2 – до1) – 64%.

       Правильное воспроизведение детьми звуковысотности в этих фрагментах существенно различалось по интервалам и составило на кварте 53%, а на октаве – 71%.

           Таким образом, выполнение детьми этой серии заданий показывает, что различение музыкальных произведений в регистровом исполнении, контрастных и близких по регистру, вероятно, основано еще на вычленении тембровой и ритмической характеристики звучания. Однако подстройка голоса при распевании и выполнение заданий на воспроизведение фрагментов ритмизированной звуковысотности дают основание полагать, что у детей начинает формироваться звуковысотный (мелодический) слух.

          Весь процесс музыкального воспитания и обучения глухих детей по «Системе формирования и развития речевого слуха и речевого общения» показывает, с одной стороны, большие возможности в их слуховом развитии, с другой стороны, собственную ценность музыкального мира в становлении личности. Дети с удовольствием посещают занятия, участвуют в разных видах музыкальной деятельности, выступают на праздниках и гордятся своими успехами. Они чувствуют себя умелыми и любят учиться.

         Награда детям, педагогам и родителям – радость преодоления тишины.

        Вопрос о том, могут ли глухие дети слышать и любить музыку, уже давно имеет положительный ответ, а с появлением более совершенных слуховых аппаратов он становится бессмысленным. Но возникает другой вопрос: кто и почему берет на себя ответственность вторично лишать ребенка способности слушать голоса любимых, пение птиц и музыку Моцарта?

1.6.3 Программа по музыкальному воспитанию глухих детей.

Первый год обучения

Воспитание эмоционального восприятия музыки. Привлекать внимание детей к звукам музыки, вызывать желание действовать, реагируя на звучание музыки, пытаться извлекать звуки из музыкально-шумовых инструментов.

Развитие слухового восприятия. Развивать вибрационное, слухо-зрительное и слуховое восприятие музыки. Формировать реакции на звуки всех октав фортепьяно; выявить музыкально-слуховой диапазон (звукоусиливающая аппаратура не применяется), доступный слуховому восприятию каждого ребенка, и распределить детей на подгруппы с учетом выявленного диапазона.

Подготавливать слухо-вибрационное восприятие детей, предоставляя им возможность  слушать звучание и ощущать вибрацию барабана, погремушек, металлофона, гармоники; вырабатывать слуховые реакции на звук барабана.

Формировать восприятие музыки (слухо-зрительно, на слух), вырабатывая следующие реакции:

на звучание повышенной громкости (не применяя аппаратуру), умеренной громкости (с применением аппаратуры),

на "фортепьянный сигнал" (созвучие малой и большой октав) повышенной и умеренной громкости;

на "фортепьянный сигнал" (звучание каждой из семи октав поочередно) повышенной и умеренной громкости;

на начало музыки, звучащей в низком регистре повышенной громкости; в сочетании регистров умеренной громкости.

Развитие голоса. Вызывать голосовые проявления на звучание музыки в сочетании с игровыми движениями; поддерживать у детей голосовые реакции и попытку к артикулированию.

Учить протяжно пропевать  гласные (а, о, у, и) и слоги, сочетая произношение с движениями (рук, ног, туловища, с действиями предметами), подкреплять высоту тона голоса ребенка звучанием соответствующего тона на фортепьяно (играет ребенок с помощью взрослого).

Вызывать разнообразные  голосовые, артикуляционные проявления в упражнениях на звукоподражания в связи с использованием различных образов (игрушек) и их имитационных движений, учить соотносить заданные образцы с регистрами фортепьяно.

Ритмическая стимуляция и хоровая декламация. Привлекать внимание детей к ритмичности музыки, взмахов погремушек, ударов в барабан. Вызывать желание действовать, сохраняя ритмичность повторяющихся движений.

Выполнять движения, реагируя на ритм длительного непрерывного звучания музыки или какого-либо сигнала, звучащего с паузами.

Развитие движений под музыку и ориентировки в пространстве. Формировать у детей умения: занимать правильное исходное положение, выполнять движения в общем для всех темпе; ходить и бегать в колонне; ходить и бегать по кругу; равняться в колонне, шеренге, круге; двигаться парами друг за другом; кружиться, меняя направление.

Способствовать формированию равномерных ритмичных движений в ходьбе, беге, прыжках под соответствующую  музыку.

Учить выполнять танцевальные движения: легко пружинить ногами, слегка приседая, двигаться галопом; выполнять движения с предметами и образные движения, а также разнотипные движения в упражнениях с участием солиста (ребенка, взрослого) и группы детей.

Речевой материал: музыка, музыки нет, слушайте, красиво, верно, неверно, идите, бегите, прыгайте, стойте, сядьте, встаньте, круг, пляшите, пляшет, говорит, барабан, флаг, елка. Дед Мороз, подарок.

Второй год  обучения

Воспитание  эмоционального восприятия музыки. Воспитывать у детей эмоциональную готовность к движениям под музыку, желание вслушиваться в ее звучание и активно реагировать на звуки музыки.

Развитие слухового  восприятия. Формировать чувствительность слуха к звукам всех октав фортепьяно. Выявить возможности сохранного остаточного слуха детей путем выработки дистантных реакций на звуки каждой из октав. Уточнить состав детей, у которых возможности слуха позволяют воспринимать весь диапазон звуков фортепьяно без помощи звукоусиливающих приборов. Выделить этих детей в отдельную подгруппу.

Развивать восприятие музыки в процессе музыкально-ритмической деятельности с использованием слуховых аппаратов в электромагнитном поле (индукционная установка) и вне поля.

Учить реагировать на начало и окончание музыки (вблизи инструмента – восприятие слуховое, в отдалении – слухо-зрительное); развивать на слух восприятие звуков высокого регистра.

Учить различать умеренный (марш) и быстрый темпы музыки (восприятие слуховое).

Учить различать регистры (низкий, средний, высокий), используя  характерные образы (медведь, зайка, птичка) (восприятие слухо-зрительное).

Развитие голоса. Вызывать голосовые реакции на звучание музыки. Поддерживать у детей активность речевых, голосовых проявлений в сочетании с игровым движением на протяжении звучания всего музыкального периода (8 – 16 тактов). Применять следующие речевые и имитационно-двигательные задания: мяу (имитация движения умывающейся кошки), топ-топ (мишка идет), пи-пи (птичка летает, клюет), ам-ам (собака пугает), прр (лошадка скачет), ввв (самолет летит), ууу (паровоз гудит), та-та (барабан бьет), ля-ля (кукла пляшет), а-а-а (укачивание куклы), ау (позвать куклу), ааа (кукла появилась), оп-оп (зайка прыгает).

Определить основной тон речевого голоса каждого ребенка. Учить тянуть гласные в слогах, словах (без стечения согласных): Тетя Оля, Вова упал. Мама там и др.

Ритмическая стимуляция и хоровая декламация. Развивать элементарную ритмичность на основе слухо-зрительного восприятия музыки. Формировать ритмичность повторяющихся движений (удар в барабан, бубен, хлопки). Учить выполнять элементарные ритмы, Используя хлопки, притопы, игру на детских ударных инструментах. В хоровых ритморечевых упражнениях использовать доступные произношению детей слоги.

Развитие движений под музыку и ориентировки в пространстве. Вызывать у детей двигательную активность, содействовать развитию координации движений ходить поднимай колени; бегать не шаркая, подпрыгивать на двух ногах; пружинить ногами, слегка приседая; притопывать попеременно двумя ногами, одной ногой; хлопать в ладоши, поворачивать кисти рук; кружиться по одному и в парах; выполнять движения с предметами (флажком, погремушкой, платочком); выполнять образные движения (кошка умывается, самолет летит).

Учить использовать для  движений все пространство помещения: ходить и бегать группой к противоположной стене; ходить и бегать стайкой за взрослыми; строиться и ходить друг за другом; расширять круг (отходить назад, не поворачиваясь) и сужать его; стоять в кругу; ходить по кругу, взявшись за руки.

Учить детей запоминать и самостоятельно и последовательно выполнять 2 – 3 действия.

Третий год  обучения

Воспитание  эмоционального восприятия музыки. Развивать эмоциональность музыкально-ритмических движений детей, воспитывать желание самостоятельно действовать под музыку. Способствовать развитию тембрового слуха, привлекая разнообразные музыкальные и шумовые инструменты.

Развитие слухового  восприятия. Учить слушать музыку не отвлекаясь, дослушивать до конца, вызывать у детей стремление согласовывать свои действия со звучанием музыки.

Широко использовать умение детей реагировать на начало и окончание музыки (восприятие слуховое). Учить реагировать на начало и окончание музыки в каждом регистре отдельно (восприятие слуховое).

Учить различать на слух:

музыкальные пьесы в  быстром и медленном темпах; учить узнавать марш;

звучание музыки громкое  и тихое (восприятие слуховое);

регистры низкий и  высокий, по характеру образа (медведь, птичка).

Соотносить звучание музыкально-шумовых инструментов с  соответствующим регистром фортепьяно (восприятие слухо-зрительное).

Ритмическая стимуляция и хоровая декламация. Развивать умение детей воспроизводить ритмы на основе слухо-зрительного восприятия музыки; формировать ритмичность повторяющихся движений (хлопки, удары в барабан, взмахи, притопы); формировать акцентное движение на ударный слог в словах такого ритмического рисунка: та-та-ТА (барабан, самолет) и ТА-та-та (милая, Оленька, бабушка).

Информация о работе Коррекционно-развивающая направленность музыкальных занятий с глухими детьми