Коррекционно-развивающая направленность музыкальных занятий с глухими детьми

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Февраля 2013 в 22:30, дипломная работа

Краткое описание

Музыка и глухие дети… Несмотря на необычность такого сочетания используются специальные методы и приемы в обучении и воспитании глухих, а также приобщение к миру эстетических ценностей.
Музыка, сопутствуя человеку с первых дней и на протяжении всей его жизни, оказывает огромное влияние на духовное развитие.
Музыкальные занятия включают разнообразные виды деятельности воспитанников. Успех обучения во многом определяется правильной организацией работы.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………4
Глава1. Литературный обзор
1.1 Основа восприятия музыки глухими детьми………………………………8
1.2 Теоретические основы становления музыкально-коррекционной работы
1.2.1 Исследование влияния музыки на детей с проблемами в развитии
(20 век)……………………………………………………………………………9
1.2.2 Современный взгляд на значение музыки в жизни детей с проблемами в развитии………………………………………………………………….13
1.3. Основные понятия методики музыкального воспитания и коррекционной ритмики…………………………………………………………………………..15
1.4.Музыкальное воспитание глухих
1.4.1.Роль музыкальных занятий с глухими…………………………………..19
1.4.2. Формирование восприятия музыки глухими……………………………20
1.5. Цели и задачи коррекционно-развивающей работы на музыкальных занятиях…………………………………………………………………………..23
1.6. Система работы по музыкальному воспитанию в специальной школе.
1.6.1.Фронтальные и индивидуальные музыкальные занятия……………….25
1.6.2. Музыкальные занятия по развитию музыкального слуха у глухих детей, воспитывающихся по «Системе формирования и развития речевого слуха и речевого общения» ( Румер Т. А.)……………………………………26
1.6.3. Программа по музыкальному воспитанию глухих детей……………..34
1.7. Музыкально ритмические занятия, как средство коррекции и развития глухих…………………………………………………………………………….45
1.8. Организация проектов по развитию музыкальных способностей глухих
1.8.1. Проект «Слышим музыку сердцем»……………………………………..48
1.8.2 Международный фестиваль жестовой песни «Душа поет»……………50
1.9. Арт-педагогическая технология «Мы рисуем музыку»: музыкальная графика как проявление синестезии……………………………………………52
ГЛАВА 2. Практическая часть.
Глава II. Цель, задачи, методы и организация исследования
2.1 Цель, задачи и методы исследования ……………………………………58
2.2 Организация исследования………………………………………………..59
ГЛАВА 3.Результаты исследования
3.1 Анализ полученных данных………………………………………………..61
3.2 Выводы……………………………………………………………………....63
3.3 Практические рекомендации……………………………………………….65

Заключение………………………………………………………………………66
Список литературы…………………………………………………………… ..68

Файлы: 1 файл

Дипломная (2й вариант).doc

— 269.50 Кб (Скачать)

Хоровые ритморечевые упражнения (ритмодекламация) строить на ритмизованных  сочетаниях слогов и слов:

Бам! Бам!

Та-та-ТО.

Бам! Бам!

Та-та-ТО.

Ба-ра-бан.

Тут ав-ТО.

Барабан.

Тут ав-ТО.


Учить детей приемам  игры на инструментах музыкально-шумового оркестра (барабан, бубен, погремушки, тарелочки, дудка, гармонь, металлофон), использовать их в ритмических упражнениях.

Развитие движений. Формировать у детей умения: занимать правильное исходное положение, выполнять движения в общем для всех темпе; ходить и бегать в колонне; ходить и бегать по кругу; равняться в колонне, шеренге, в круге; двигаться парами друг за другом; кружиться, меняя направление.

Способствовать формированию равномерных ритмичных движений в марше, беге, прыжках.

Учить выполнять танцевальные движения: легко пружинить ногами, слегка приседая; двигаться галопом; выполнять движения с предметами и образные движения, а также разнотипные движения в упражнениях с участием солиста (ребенка, взрослого) и группы детей.

Четвертый год  обучения

Развитие эмоционального восприятия музыки. Воспитывать интерес к музыке, учить живо реагировать на изменения в ее звучании. Поощрять элементарные творческие проявления детей – попытки передавать движением некоторые компоненты средств музыкальной выразительности.

Развитие слухового  восприятия. Накапливать слуховые впечатления, выражаемые детьми с помощью знакомого образа. Формировать эмоциональный отклик на характер музыки, связанный с разнообразными образами, движениями.

Учить различать на слух:

музыкальные пьесы в  связи с изменением темпа: спокойного (марша), быстрого, медленного (восприятие слуховое);

пьесы радостные, веселые, бодрые и ласковые, тихие, плавные (восприятие слуховое);

регистры (низкий, средний, высокий) по характеру образа (медведь, зайка, птичка); привлекать разнообразные  игровые и танцевальные действия.

Ритмическая стимуляция и хоровая декламация. Развивать ритмичность движения и речевых проявлений. Применяя различное сочетание движений (шаги, прыжки, хлопки, взмахи, покачивания и др.), состав инструментов шумового оркестра, учить воспроизводить долгие и короткие по длительности звучания ритмы основных слогосочетаний. Подводить детей к осознанному выполнению ритмических упражнений с опорой на звучание ритмов и их графическое изображение. От ритмизованных слоговых упражнений переходить к хоровой декламации считалок, потешек, стихов.

Пример потешки:

Бабушка! Бабушка! (Твоя?)  
Да! Да!  
Бабушка! Бабушка! (Твоя?)  
Нет! Нет!  
Вот моя бабушка!  
Да, да, да!

Развитие движений под музыку и ориентировки в пространстве. Учить детей координировать свои движения, соотнося их с движениями всех детей в коллективных действиях.

Совершенствовать умения ходить в колонне по одному и по два, прямым и расходящимся движением; бегать врассыпную и перестраиваться  в колонну (шеренгу, круг); ходить бодро, ритмично; бегать легко, на носках; выполнять  подскоки, выбрасывание ног вперед при прыжке; передавать игровые образы различного характера; выполнять разные движения с предметами.

Самостоятельно плясать, подбирая к музыке знакомые движения.

Пятый год обучения

Развитие эмоционального восприятия музыки. Расширять музыкальные впечатления детей; привлекать их внимание к красоте музыки, ее ритмичности, изобразительности; показывать связь с образами окружающего мира. Способствовать проявлению элементарного творчества в выборе движений под музыку.

Развитие слухового  восприятия. Учить внимательно слушать музыку, различать и словесно определять силу звучания (громко – тихо), темп (быстрый, медленный, умеренный), регистры (низкий, средний, высокий).

Развивать умение соотносить высоту звучания инструментов детского оркестра с регистрами фортепьяно, применяя основные названия регистров (низкие, средние, высокие звуки) и дополнительные (очень низкие звуки, очень высокие звуки).

Уметь различать исполнение одной и той же пьесы в высоком и низком регистрах, выполняя при этом соответствующие движения (например, мяч вверх – мяч вниз).

Развитие голоса. Закреплять умение детей изменять высоту (регистр) своего голоса в звукоподражательных упражнениях. Закреплять позицию среднего голоса. Использовать умение детей для имитации голосов персонажей сказок: "Три медведя" (голоса – низкий, средний, высокий и очень высокий), "Волк и козлята" (голоса – низкий и высокий) и др.

Учить выполнять упражнения для высокого голоса плавно, протяжно: пи-пи (птичка), мяу (котенок), ля-ля (веселая песенка), баю-бай (колыбельная песенка), ди-ли-динь (колокольчик).

Расширять и выявлять возможности высокого регистра голосов  детей, учить пользоваться "очень  высоким голосом", уметь отделять его от зоны высокого регистра своего голоса в упражнениях: пи-и (комар), фью (свисток), Ай-й! Лови-и! (завизжал медвежонок в сказке).

Продолжать учить протяжному, плавному ведению голоса в пении  нараспев. Поощрять попытки детей  изменять высоту голоса в некоторых  фразах мелодии, подражая интонациям взрослого.

Вызывать попытки детей говорить эмоционально, голосом громким (весело, торжественно, требовательно) и тихим (ласково, жалобно). В инсценировках сказок, в чтении считалок, потешек, стихов стараться выразительно, ритмично говорить.

Ритмическая стимуляция и хоровая декламация. Направлять внимание детей на осознанное выполнение ритмических упражнений, используя звучания ритмов в сочетании с их графическим изображением.

Учить отмечать сильную  долю такта хлопком, притопом, подражательным элементарным дирижированием, игрой  на шумовых инструментах.

Укреплять умение детей  воспроизводить ритмы основных словосочетаний, учить воспроизводить эти ритмы  изолированно. Включать в ритмические  упражнения паузы. В хоровых декламациях  использовать считалки, потешки, стихи  торжественные, веселые, плавные.

Развитие движений под музыку. Формировать у детей стремление выразительно и непринужденно двигаться, радоваться общему успеху, воспитывать эстетическую оценку движений и совместно выполненных действий.

Учить ходить торжественно, празднично – и плавно, мягко; бегать стремительно, широко – и легко, мягко; выполнять подскоки энергично, широко – и мягко, легко; перестраиваться в движении, подравниваться в колоннах, шеренгах, кругах; выразительно передавать различные игровые образы (хитрая лиса, веселый колобок).

Учить выполнять в  танцах шаг польки, боковой галоп, шаг с притопом, приставной шаг  с приседанием, повороты в три  притопа. В свободных плясках  использовать элементы знакомых движений.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.7   Музыкально ритмические занятия, как средство коррекции и развития глухих.

 

           Музыкальное и хореографическое искусство являются незаменимыми средствами эстетического воспитания, художественного развития, способного глубоко воздействовать на духовный мир ребенка.

           На современном этапе в условиях интенсивного развития слухового восприятия детей с нарушениями слуха (с применением электроакустической аппаратуры) система образовательно-коррекционной работы с использованием музыки получило свое дальнейшее развитие. Музыку рекомендуют использовать в воспитании детей с нарушениями слуха начиная с младенческого возраста. В специальных дошкольных учреждениях предусмотрены музыкально-ритмические занятия. Музыка звучит во время досуга воспитанников, на праздниках, при проведении танцевальных занятий. Эти занятия направлены на эстетическое воспитание детей средствами музыки, расширения их кругозора, совершенствование движений, развитие слухового восприятии, произносительной стороны устной речи, творческих способностей детей. Музыкально - эстетическая работа открывает новые пути для более полноценного развития глухих детей, приобщения к духовной культуре, помогает им адаптироваться в современном обществе.

          Главной целью работы считаю, определение условий при которых музыкально-танцевальные занятия будут способствовать полноценному развитию глухих детей.

          Одна из значимых задач: познакомиться с принципами, методами и приемами обучения детей на занятиях музыки и хореографии.

          Эстетическое развитие детей с нарушениями слуха - одна из главных задач музыкально-ритмических занятий, которая предполагает отбор музыкального материала для слушания, танцевальный и песенный репертуар, выбор гимнастических упражнений и т. д. Эта задача возможно при реализации в некоторых методических приемов обучения, организации музыкально-ритмических занятий (оборудование кабинета, форма одежды учащихся, дидактические пособия, манера общения педагога с воспитанниками и детей между собой и т. п.).

         Все виды деятельности, связанные с музыкой, формируют у детей чувство красоты.

           Эстетическое воспитание на музыкально - ритмических занятиях способствует нравственному развитию у детей с нарушениями слуха.                                 Содержание обучения, методические приемы, используемые на занятиях, предполагают развитие добрых начал в глухом ребенке. Коллективная форма работы способствует совершенствованию умений ребят общаться в группе сверстников, соотносить с ними свои интересы.

            Для эмоционального развития детей используются дидактические игры, позволяющие интересно и увлекательно формировать у дошкольников достаточно сложные умения и навыки, связанные с развитием нарушенной слуховой функции. Например, при обучении определять начало и окончание музыки применяется модификация известной игры “Третий лишний”: с началом звучания музыки водящий догоняет третьего лишнего, с ее прекращением третий лишний встает впереди пары детей, и игра продолжается.

           На музыкально-ритмических занятиях большое внимание уделяется развитию воображения и творчества детей. Этому способствуют художественные формы деятельности, постоянное побуждение детей к творчеству, импровизации, и инициативе. Творческое начало у глухих детей может проявляться по разному: в стремлении узнать что-то новое о музыке, в самостоятельном выборе танцевальных движений под музыку, составлении композиции из знакомых уже движений и т. п.

           Физическое развитие глухих детей – одна из важных задач, решению которой способствуют музыкально – ритмические занятия. У дошкольников формируется правильная осанка, совершенствуются движения, их координация.

           Двигательная активность необходима для развития здорового организма: усиливается обмен веществ, улучшается деятельность нервной и сердечно-сосудистой систем, развивается сила мышц, подвижность суставов, а также умение преодолевать трудности, закалять волю. Доказано, что движение, организованное музыкой, усиливает свои оздоровительные возможности. Поэтому обучение детей с нарушениями слуха, гимнастических и танцевальных упражнений под музыку, несложным композициям, развитие двигательных способностей детей является одним из основных направлений работы на музыкально-танцевальных занятиях.

        На этих занятиях развитие слухового восприятия музыки и произносительных навыков происходит при одновременном выполнении соответствующих движений.

        Только при комплексном учете задач, поставленных перед музыкально-ритмическими занятиями, может быть достигнута полная реализация возможностей урока для реабилитации глухих дошкольников, более полноценной социальной адаптации.

 

 

 

1.8 Организация проектов по развитию музыкальных способностей глухих

 

1.8.1 Проект «Слышим музыку сердцем»

 

В июле 2009 года Санкт-Петербургская ассоциация общественных объединений родителей детей-инвалидов ГАООРДИ при поддержке Комитета по молодёжной политике и взаимодействию с общественными организациями начала новый проект, затрагивающий тему интеграции молодых людей с ограниченными возможностями в общество посредством творчества.   
 
Глухие  люди и музыка. На первый взгляд – абсурд! Зачем людям то, что они не способны воспринять? Однако в жизни многих слабослышащих людей музыка играет большую роль.

 
Те, кто способны слышать хотя бы немного, стараются именно СЛУШАТЬ  музыку. Те же, кто этого не может, воспринимают музыку как колебания звуковых волн с разной частотой, через вибрацию. Когда музыка соединяется со словами, получается песня. Слабослышащие люди показывают слова песни при помощи языка жестов в темпе музыки, и получается жестовая песня, прекрасный вид сценического искусства. 
 
Проект позволит молодым музыкантам узнать о жестовой песне, о жестовых видеоклипах, благодаря которым в лице слабослышащих людей творцы могут найти свою аудиторию. Слабослышащие молодые люди, со своей стороны, смогут представить музыкантам своё искусство: танец и жестовую песню. Они смогут рассказать о том, как они живут и воспринимают мир, как общаются, смогут познакомить музыкантов с языком жестов. Это позволит слабослышащим ребятам почувствовать себя полноценными творцами, наравне с теми, кто исполняет музыку на музыкальных инструментах или поёт.  
 
Цель проекта - создание условий для совместного творчества слабослышащей молодёжи и молодых музыкантов. Для этого выбрана необычная форма проведения занятий: мастер-классы. 
 
В проекте примет участие молодёжь из трёх образовательных учреждений: школьники из школы-интерната №1 для глухих детей Выборгского района и школы №31 для глухих детей Невского района, студенты музыкального училища им. М.П. Мусорского и педагоги из этих учреждений, а также специалисты театра ШедЭврика, получившие образование в театре «Чикеншед» (Великобритания) по методикам включенного театра для создания единого творческого пространства для детей с ограниченными возможностями и их здоровых сверстников.

Информация о работе Коррекционно-развивающая направленность музыкальных занятий с глухими детьми