Коррекционно-развивающая направленность музыкальных занятий с глухими детьми

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Февраля 2013 в 22:30, дипломная работа

Краткое описание

Музыка и глухие дети… Несмотря на необычность такого сочетания используются специальные методы и приемы в обучении и воспитании глухих, а также приобщение к миру эстетических ценностей.
Музыка, сопутствуя человеку с первых дней и на протяжении всей его жизни, оказывает огромное влияние на духовное развитие.
Музыкальные занятия включают разнообразные виды деятельности воспитанников. Успех обучения во многом определяется правильной организацией работы.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………4
Глава1. Литературный обзор
1.1 Основа восприятия музыки глухими детьми………………………………8
1.2 Теоретические основы становления музыкально-коррекционной работы
1.2.1 Исследование влияния музыки на детей с проблемами в развитии
(20 век)……………………………………………………………………………9
1.2.2 Современный взгляд на значение музыки в жизни детей с проблемами в развитии………………………………………………………………….13
1.3. Основные понятия методики музыкального воспитания и коррекционной ритмики…………………………………………………………………………..15
1.4.Музыкальное воспитание глухих
1.4.1.Роль музыкальных занятий с глухими…………………………………..19
1.4.2. Формирование восприятия музыки глухими……………………………20
1.5. Цели и задачи коррекционно-развивающей работы на музыкальных занятиях…………………………………………………………………………..23
1.6. Система работы по музыкальному воспитанию в специальной школе.
1.6.1.Фронтальные и индивидуальные музыкальные занятия……………….25
1.6.2. Музыкальные занятия по развитию музыкального слуха у глухих детей, воспитывающихся по «Системе формирования и развития речевого слуха и речевого общения» ( Румер Т. А.)……………………………………26
1.6.3. Программа по музыкальному воспитанию глухих детей……………..34
1.7. Музыкально ритмические занятия, как средство коррекции и развития глухих…………………………………………………………………………….45
1.8. Организация проектов по развитию музыкальных способностей глухих
1.8.1. Проект «Слышим музыку сердцем»……………………………………..48
1.8.2 Международный фестиваль жестовой песни «Душа поет»……………50
1.9. Арт-педагогическая технология «Мы рисуем музыку»: музыкальная графика как проявление синестезии……………………………………………52
ГЛАВА 2. Практическая часть.
Глава II. Цель, задачи, методы и организация исследования
2.1 Цель, задачи и методы исследования ……………………………………58
2.2 Организация исследования………………………………………………..59
ГЛАВА 3.Результаты исследования
3.1 Анализ полученных данных………………………………………………..61
3.2 Выводы……………………………………………………………………....63
3.3 Практические рекомендации……………………………………………….65

Заключение………………………………………………………………………66
Список литературы…………………………………………………………… ..68

Файлы: 1 файл

Дипломная (2й вариант).doc

— 269.50 Кб (Скачать)

РОССИЙСКИЙ  ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ

                           УНИВЕРСИТЕТ   ИМ.  А.И ГЕРЦЕНА

                                     Кафедра сурдопедагогики

 

                                   Дипломная работа на тему:

 

Коррекционно-развивающая  направленность музыкальных занятий с глухими детьми.

 

 

Представлена для защиты в ГАК                                                        Выполнила:

Зав. кафедрой _________________

Защищена на ГАК _____________                                 Научный руководитель:

                                                                                                                Бергер Н.А.

С оценкой ____________________

Председатель ГАК_____________                                     Рецензент:

 

 

 

 

                                                            Санкт–Петербург

                                                                         2010

 

 

 

Содержание:

Введение…………………………………………………………………………4

Глава1. Литературный обзор

    1. Основа восприятия музыки глухими детьми………………………………8
    2. Теоретические основы становления музыкально-коррекционной работы
      1. Исследование влияния музыки на детей с проблемами в развитии

(20 век)……………………………………………………………………………9

      1. Современный взгляд на значение музыки в жизни детей с проблемами в развитии………………………………………………………………….13

1.3. Основные  понятия методики музыкального  воспитания и коррекционной ритмики…………………………………………………………………………..15

1.4.Музыкальное  воспитание глухих

1.4.1.Роль музыкальных  занятий с глухими…………………………………..19

1.4.2. Формирование восприятия музыки глухими……………………………20

1.5. Цели и  задачи  коррекционно-развивающей  работы на музыкальных занятиях…………………………………………………………………………..23

1.6. Система работы  по музыкальному воспитанию в  специальной школе.

1.6.1.Фронтальные  и индивидуальные  музыкальные занятия……………….25

1.6.2.  Музыкальные занятия по развитию  музыкального слуха у глухих  детей, воспитывающихся по «Системе формирования и развития речевого слуха и речевого общения» ( Румер Т. А.)……………………………………26

1.6.3. Программа  по музыкальному воспитанию глухих детей……………..34

1.7. Музыкально ритмические занятия, как средство коррекции и развития глухих…………………………………………………………………………….45

1.8. Организация  проектов по развитию музыкальных  способностей глухих

1.8.1. Проект «Слышим  музыку сердцем»……………………………………..48

1.8.2  Международный фестиваль жестовой песни «Душа поет»……………50

1.9.   Арт-педагогическая  технология «Мы рисуем музыку»: музыкальная графика как проявление синестезии……………………………………………52

 

ГЛАВА 2. Практическая часть.

Глава II.  Цель, задачи, методы и организация исследования

2.1 Цель, задачи и методы  исследования ……………………………………58

2.2 Организация  исследования………………………………………………..59

 

        ГЛАВА 3.Результаты исследования

3.1 Анализ полученных данных………………………………………………..61

3.2 Выводы……………………………………………………………………....63

3.3 Практические  рекомендации……………………………………………….65

 

Заключение………………………………………………………………………66

 

Список литературы…………………………………………………………… ..68

 

 

 

 

Введение

Проблема  специального образования сегодня  является, одной из самых актуальных в работе всех подразделений Министерства образования и науки России, а также системы специальных коррекционных учреждений. Это связано, в первую очередь, с тем, что число детей, нуждающихся в коррекционном обучении, неуклонно растет. Кроме роста числа почти всех категорий детей с ограниченными возможностями здоровья, отмечается и тенденция качественного изменения структуры дефекта, комплексного характера нарушений у каждого отдельного ребенка.

В соответствии с Конституцией Российской Федерации и Законом “ Об образовании” дети с ограниченными возможностями имеют равное со всеми право на образование. Для них предусматривается создание специальной коррекционно-развивающей образовательной среды, обеспечивающей адекватные условия и равные возможности для получения образования, лечения и оздоровления, коррекцию нарушений развития, обилитацию и реабилитацию, социальную адаптацию (Д.Шилов).

 

Музыка и глухие дети… Несмотря на необычность такого сочетания используются специальные методы и приемы в обучении и воспитании глухих, а также приобщение к миру эстетических ценностей.

Музыка, сопутствуя человеку с первых дней и на протяжении всей его жизни, оказывает огромное влияние  на духовное развитие.

Музыкальные занятия включают разнообразные виды деятельности воспитанников. Успех обучения во многом определяется правильной организацией работы.

Вряд ли можно оспаривать тот факт, что именно детство особенно восприимчиво к прекрасному –  музыке, танцу и это позволяет  смотреть на хореографическое воспитание в специальных дошкольных учреждениях как на важный и нужный процесс развития с нарушениями слуха.

Формирование  гармоничной социально – адаптированной личности ребенка с проблемами в  развитии является необходимым условием воспитания и обучения. Коррекционно-развивающие  возможности музыкального искусства в данном процессе обусловлены прежде всего тем,что оно является источником новых позитивных переживаний ребенка, рождает творческие потребности и способы их удовлетворения, активизирует потенциальные возможности в практической музыкально-художественной деятельности, обеспечивает всестороннее развитие ребенка, т.е. выполняет важнейшие функции – воспитательную ,образовательную, социализирующую.

Восприятие  звуков окружающего мира, речи, музыки, при котором действие слухового анализатора подкрепляется другими анализаторами(зрительным, тактильным, двигательным) служит важнейшим средством развития психики ребенка. Восприятие окружающего мира посредством слуха дает возможность «озвучить» происходящее, отразить его значительно полнее, чем это происходит при работе лишь одного зрения.

Сниженный слух в той или иной степени ограничивает возможности восприятия не только устной речи ,но и звуков музыки. Именно  поэтому такое важное значение приобретает целенаправленная, специально-организованная работа.

Музыкальные занятия обеспечивают музыкально-эстетическое развитие детей с учетом их возрастных особенностей. На музыкальных занятиях осуществляются развитие остаточного слуха глухих детей, обогащение представлений о звуках окружающего мира, ориентировка на звук,как на одну из важнейших характеристик предметов и явлений  живой и неживой природы; развитие слухового восприятия речи.

Актуальность  исследования:

В наш  рациональный век в поведении  глухих детей явно присутствует дисбаланс  мыслей и чувств, эмоций и действий, не допускающих интуитивных и чувственных решений. А их неспособность к фантазиям и мечтам, определенная обедненность эмоциональных переживаний и впечатлений, неумение выразить свои чувства с помощью эмоционально-образных слов (алекситимия), гипертрофированная склонность к рационализации чувственных образов ведут к неразвитой эмоциональной отзывчивости, делают их нечувствительными к эмоциям и потребностям других, что, несомненно, мешает в установлении межличностных контактов, что еще в большей степени усугубляется дефектом.

Кроме того, это может стать причиной повышенной тревожности, склонности к  беспокойству и волнениям даже по самым незначительным поводам, трудности  в организации собственной активности, что приводит к неадекватной переоценке реальных угроз, трудностей, проблем, выражается в деструктивной тревоге и страхе, нерешительности, робости и стеснительности. Как правило, они испытывают огромные трудности в самореализации, в расширении  ограниченного жизненного опыта, неспособны по настоящему доверять ни себе, ни окружающим.

Безусловно, арт-педагогическая технология «Мы  рисуем музыку» помогает накопить конструктивный, позитивный, психологически комфортный  опыт коммуникативного творческого  взаимодействия. Сначала с помощью  музыки человек в свободном творчестве запечатлевает свои мыслеобразы: выбирает образные слова, рисунки. Затем он позиционирует их окружающим, имея некоторую внутреннюю опору в виде продукта своего творчества. А по сути - на интуитивном уровне происходит погружение во внутренний мир ребенка или взрослого, в его интровертированный потенциал, что обеспечивает не только психотерапевтический эффект, но и обогащает эмоции, побуждает к общению, способствует формированию интереса к музыке и искусству, облагораживает характер, успокаивает, вдохновляет, располагает к размышлениям.

Предмет – выявление  творческого потенциала глухих детей в ответ на музыкальное произведение; определение особенностей восприятия музыки и последующей ее интерпретации средствами изобразительной деятельности.

Объект  – процесс слушания и восприятия музыкальных произведений глухими детьми 9-11 лет.

 Гипотеза:

Методика музыкально - коррекционных   занятий посредствам технологии «Мы рисуем музыку» предоставляет глухим возможность для реализации своих творческих способностей, несёт в себе социально-реабилитационные задачи и выходит на уровень терапии творческим самовыражением.

Гипотезой исследования является предположение о том, что глухие  дети не только имеют возможность слышать музыкальные произведения, но и способны эмоционально на них откликаться, сопоставлять характер музыки  и движения, иллюстрировать услышанное и делиться своими впечатлениями с окружающими и друг с другом.

Новизна работы заключается в том, что арт-педагогическая технология «Мы рисуем музыку» ранее в системе обучения и воспитания глухих детей не использовалась  из-за ложного мнения о том, что глухие не  способны не только слышать и воспринимать музыку , но и выражать свои эмоции средствами изобразительной деятельности.

 

 

Теоретическая часть. Глава 1.

1.1. Основа восприятия музыки глухими.   

          Музыка может хорошо восприниматься глухими. Главное – развивать эту способность.

        На музыкальных занятиях развитие  слухового восприятия детей с  нарушенным слухом осуществляется на тактильно-вибрационной основе,когда дети воспринимают звучание музыки, приложив руку к музыкальному инструменту или прижавшись к фортепиано всем телом; слухозрительной основе(дети слушают звуки вблизи музыкального инструмента и на расстоянии и видят действия музыкального руководителя),а также с опорой только на слух(дети слушают музыку повернувшись спиной к объекту звукоизвлечения ). 
     Опыт восприятия звуковых колебаний, который имеют глухие люди, на самом деле имеют и все слышащие люди, просто их слух притуплен и настроен на восприятие звука, а не силу его волновых колебаний.

       Если активизировать способность  у детей с врожденной глухотой  рано воспринимать звуковые колебания  музыки, то их способность воспринимать  музыку “в такт” может хорошо развиться в будущем. 
        У глухих людей, мозг развивает способность обрабатывать колебания звука в той части мозга, которая у здорового человека используется, чтобы обрабатывать звук. 
           Степень восприятия музыки глухим человеком вероятно можно поднять на столь же высокий уровень, как способность здорового человека чувствовать отдельные ноты мелодии, так как, в конечном счете, обработка звуковой информации происходит в той же самой части мозга. 

1.2. Теоретические основы становления музыкально-коррекционной работы

1.2.1. Исследование влияния музыки  на детей с проблемами в  развитии ( 20 век).

Интерес ученых к проблеме воздействия музыки на организм человека проявился в ряде исследований, проводимых: В.М.Бехтеревым, С.С.Корсаковым, И.М. Догилем, И.М.Сеченовым, И.Р. Тархановым, Г.П.Шипулиным и др. Исследования выявили благотворное влияние музыки на различные системы организма человека: сердечно-сосудистую, дыхательную, двигательную, нервную. Очень важными были выводы о том, что положительные эмоции, полученные от общения с искусством, оказывают лечебное воздействие на психоэмоциональное напряжение, мобилизуют резервные силы, стимулируют творчество. Именно эти выводы отечественных ученых легли в основу научного обоснования использования искусства (музыки) в коррекционной работе с детьми.

Практическое  использование музыки, движений как  средства развития, коррекции и лечения  детей, имеющих отклонения в развитии, в нашей стране началось в начале 20-го века в период становления отечественной  дефектологии. В это время в систему музыкального воспитания широко внедрялось музыкально-ритмическое направление, разработанное швейцарским педагогом, музыкантом Жаком Далькрозом. Формирующее начало ритмики обуславливалось сочетанием ритма, музыки и движения. Идея “ воспитания ритма при помощи ритма” реализовывалась посредством использования специально подобранных упражнений, которые развивали у взрослых и детей музыкальный слух, память, внимание, ритмичность, пластическую выразительность движений. При этом стержнем музыкально-ритмического развития Ж. Далькроз считал музыку, отмечая, что в ритмике музыка приобретает телесные формы и преобразует наши тела. Внедрявшая систему ритмического воспитания Ж.Далькроза в России Н.А.Александрова, расширила область применения ритмики; она отмечала, что ритмика является той общей точкой, от которой расходятся пути живописца, скульптора, музыканта, дирижера, мимиста, танцора, актера. Это разделение по специальностям явилось первым шагом к использованию ритмики в различных областях человеческой деятельности, в том числе выделению целого направления – лечебной ритмики в зависимости от возраста и характера нарушения как у детей, так и у взрослых..

Информация о работе Коррекционно-развивающая направленность музыкальных занятий с глухими детьми