Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Февраля 2013 в 22:30, дипломная работа
Музыка и глухие дети… Несмотря на необычность такого сочетания используются специальные методы и приемы в обучении и воспитании глухих, а также приобщение к миру эстетических ценностей.
Музыка, сопутствуя человеку с первых дней и на протяжении всей его жизни, оказывает огромное влияние на духовное развитие.
Музыкальные занятия включают разнообразные виды деятельности воспитанников. Успех обучения во многом определяется правильной организацией работы.
Введение…………………………………………………………………………4
Глава1. Литературный обзор
1.1 Основа восприятия музыки глухими детьми………………………………8
1.2 Теоретические основы становления музыкально-коррекционной работы
1.2.1 Исследование влияния музыки на детей с проблемами в развитии
(20 век)……………………………………………………………………………9
1.2.2 Современный взгляд на значение музыки в жизни детей с проблемами в развитии………………………………………………………………….13
1.3. Основные понятия методики музыкального воспитания и коррекционной ритмики…………………………………………………………………………..15
1.4.Музыкальное воспитание глухих
1.4.1.Роль музыкальных занятий с глухими…………………………………..19
1.4.2. Формирование восприятия музыки глухими……………………………20
1.5. Цели и задачи коррекционно-развивающей работы на музыкальных занятиях…………………………………………………………………………..23
1.6. Система работы по музыкальному воспитанию в специальной школе.
1.6.1.Фронтальные и индивидуальные музыкальные занятия……………….25
1.6.2. Музыкальные занятия по развитию музыкального слуха у глухих детей, воспитывающихся по «Системе формирования и развития речевого слуха и речевого общения» ( Румер Т. А.)……………………………………26
1.6.3. Программа по музыкальному воспитанию глухих детей……………..34
1.7. Музыкально ритмические занятия, как средство коррекции и развития глухих…………………………………………………………………………….45
1.8. Организация проектов по развитию музыкальных способностей глухих
1.8.1. Проект «Слышим музыку сердцем»……………………………………..48
1.8.2 Международный фестиваль жестовой песни «Душа поет»……………50
1.9. Арт-педагогическая технология «Мы рисуем музыку»: музыкальная графика как проявление синестезии……………………………………………52
ГЛАВА 2. Практическая часть.
Глава II. Цель, задачи, методы и организация исследования
2.1 Цель, задачи и методы исследования ……………………………………58
2.2 Организация исследования………………………………………………..59
ГЛАВА 3.Результаты исследования
3.1 Анализ полученных данных………………………………………………..61
3.2 Выводы……………………………………………………………………....63
3.3 Практические рекомендации……………………………………………….65
Заключение………………………………………………………………………66
Список литературы…………………………………………………………… ..68
1.4.Музыкальное воспитание глухих
1.4.1 Роль музыкальных занятий с глухими
Музыкальное воспитание является составной частью общей системы обучения и воспитания глухих детей и имеет коррекционно-компенсаторную направленность.
Е.З.Яхнина показала, что целенаправленное восприятие музыки детьми с нарушением слуха содействует формированию у них речевой функции, интонационной стороны устной речи. При декламации песен под музыку ,выполнении специальных речевых упражнений под музыку дети легче овладевают высотными и динамическими модуляциями голоса, темпом речи, ее слитностью, ритмической организацией слов, фраз, что обусловлено близостью определенных интонационных структур в музыке и речи.
Коррекция нарушений осуществляется посредством участия детей в музыкально-ритмической деятельности, протекающей на основе развития сенсорных процессов, формирования реакции на звучание музыки, воспитания эмоциональной отзывчивости. Находясь в непосредственной связи по своим задачам с развитием слухового восприятия и устной речи, а также с развитием основных движений, музыкальное воспитание направлено на формирование восприятия музыки, голоса, ритма речи и ритмичности движений.
Занятия музыкально-ритмическими
движениями ,основанные на взаимосвязи
музыки и ритма, повышают общий жизненный
тонус детей с нарушением слуха,
помогают в формировании основных движений,
регулируют деятельность многих систем организма, формируют
произвольность психических функций.
А соединение движений под музыку со словами
оказывает коррекционное воздействие
на формирование речевой функции глухих
детей.
1.4.2 Формирование восприятия музыки глухими.
Формирование восприятия музыки осуществляется
на основе дифференцированного подхода
к использованию сохранного остаточного
слуха детей Необходимо выявить музыкально-слуховой
диапазон каждого ребенка с учетом акустических
возможностей помещения и музыкального
инструмента, используемого на занятиях.
Проверка восприятия звуков фортепьяно
проводится по октавам, с постепенным
удалением от звучащего инструмента (вибрацию
пола следует исключить, подложив под
ноги ребенка коврик-подушку). Определив
диапазон воспринимаемых октав, следует
разделить групповой состав на подгруппы:
в одну подгруппу включаются дети, воспринимающие
полный диапазон октав, в другую - дети,
воспринимающие ограниченный диапазон
октав.
Глухие дети воспринимают, как правило,
ограниченный диапазон звуков, так как
им недоступны звуки высокого и частично
среднего регистров фортепьяно. На занятиях
по музыкальному воспитанию следует обязательно
применять индивидуальные слуховые аппараты,
рекомендованные каждому ребенку для
постоянного ношения.
Детям, воспринимающим полный диапазон
звуков фортепьяно и относящимся к категории
слабослышащих, доступно, в известной
мере, целостное восприятие музыки без
звукоусиливающих приборов. Однако использование
индивидуальных слуховых аппаратов в
процессе формирования восприятия музыки
помогает в развитии их слуховых и особенно
вокально-речевых реакций.
Применение слуховых аппаратов проводится
в электромагнитном поле, получаемом с
помощью индукционной установки, а также
вне поля. С применением звукоусиливающей
аппаратуры музыка должна соответствовать
нотным обозначениям (постоянное использование
повышенной громкости не допускается).
Формирование восприятия музыки, ее образного
содержания, воспитание эмоциональной
отзывчивости детей проводится путем
использования и развития слухо-зрительного
восприятия. Дети слушают музыку, наблюдая
за движениями рук играющего на фортепьяно,
его эмоциональной настроенностью. Чтобы
восприятие музыки осуществлялось детьми
только на основе слуха, необходимо исключить
зрительную опору на движения рук (головы,
корпуса) исполнителя с помощью экрана-ширмы.
При ошибочных реакциях детей ширма должна
легко отодвигаться, чтобы возвратить
детей к слухо-зрительному восприятию.
Последовательность изложения заданий
по развитию слухового восприятия музыки
дана в программе с учетом постепенного
Нарастания их трудности. Однако для выработки
устойчивых слуховых навыков следует
вводить в работу все виды развития слуха
с первого же полугодия в связи с тем, что
каждый вид заданий требует разной длительности
периодов развития восприятия, т. е. перехода
от слухо-зрительного к слуховому восприятию
и к формированию самостоятельных реакций
детей.
В праздничные выступления детей на утренниках
необходимо включать некоторые элементы
и целые музыкально-ритмические композиции
(танцы, упражнения, игры и др.), выполняемые
с опорой на слух, но основным видом восприятия
во время утренников считается слухо-зрительное.
Задания по развитию голоса и ритмическим
стимуляциям должны усваиваться и выполняться
детьми на слухо-зрительной основе. Взрослые
(сурдопедагоги, воспитатели), находящиеся
в поле зрения детей, поддерживают их речевую
активность в период разучивания постоянным
повторением речевого материала в ритме
музыки (выполнение взрослыми музыкально-ритмического
движения не обязательно).
Развитие голоса детей неразрывно связано
с их музыкально-слуховыми впечатлениями
от восприятия регистров фортепьяно. Основной
методический прием, направленный на формирование
умения изменять высоту голоса, состоит
в обучении детей соотношению своих голосовых
проявлений с регистрами клавиатуры фортепьяно.
При выполнении ритмодекламаций и заданных
ритмов необходимо основное внимание
уделять укреплению речевой зоны голоса
и слаженности сопровождающих декламацию
коллективных ритмо-двигательных упражнений.
В процессе музыкально-ритмической деятельности
осуществляется усвоение и расширение
словаря детей. Запас слов должен опираться
на слуховые, голосовые, ритмические навыки
и умения.
1.5. Цели и задачи коррекционно-развивающей работы на музыкальных занятиях
Цель исследования – формирование средствами искусства гармоничной, социально адаптированной личности ребенка с нарушенным слухом.
Задачи :
1.Приобщить
детей к художественно эстетиче
2.Формировать
интерес к музыкальному
3.Развивать
вибрационное,слухо-зрительное
4.Обеспечить
информационно-познавательные
5.Активизировать
потенциальные возможности
6.Формировать
предпосылки и музыкально-
7.Осуществлять
средствами музыки и движений
профилактику и коррекцию
1.6 Система работы по музыкальному воспитанию в специальной школе.
1.6.1 Фронтальные и индивидуальные музыкальные занятия
В работе по музыкальному воспитанию применяются
фронтальные и индивидуальные формы
обучения. Фронтальные занятия являются
основным видом и проводятся с учетом
дифференцированного подхода к развитию
детей. На индивидуальных занятиях закрепляются
и совершенствуются умения, полученные
детьми в процессе фронтальных видов обучения.
График работы музыкального руководителя
составляется из расчета на каждую возрастную
группу 6 учебных часов в неделю, которые
распределяются следующим образом:
фронтальные музыкальные занятия продолжительностью
по 25 - 30 мин. для ясельной младшей и средней
группы, по 30 - 35 мин. для старшей и подготовительной
групп - 2 раза в неделю;
индивидуальные музыкальные занятия продолжительностью
по 10 - 12 мин. на каждого ребенка - 1 раз в
неделю;
проведение "часа отдыха" (досугов,
утренников) продолжительностью по 25 -
30 мин в каждой возрастной группе (объединяются
младшая группа со средней, а старшая с
подготовительной) - 1 раз в месяц;
участие в физкультурных занятиях (проводятся
и планируются воспитателем в каждой возрастной
группе) - 2 раза в неделю.
Музыкальные фронтальные и индивидуальные
занятия, досуга, утренники планирует
и проводит музыкальный руководитель.
Фронтальные занятия по группам (в дневные
часы) и подгруппам (в утренние часы) проводятся
с участием воспитателя, который помогает
в организации и коррекции движений под
музыку, дает речевой образец для сопряженного
проговаривания в упражнениях, для развития
голоса в рит-модекламациях, показывает
табличку во время звучания музыки.
На физкультурных занятиях музыкальный
руководитель исполняет музыкальное сопровождение
для ходьбы, бега и прыжков, участвует
в организации и коррекции движений, выполняемых
детьми индивидуально.
Музыкальный руководитель должен способствовать
развитию познавательной активности детей,
их памяти, воли, воображения, развитию
личности каждого ребенка.
Обосновывается необходимость музыкального воспитания глухих детей с целью развития слуховой функции и включения ребенка в совместную деятельность. Экспериментами, проводимыми на глухих детях дошкольного возраста, воспитывающихся по системе, разработанной Э. И. Леонгард, установлено, что такие дети могут воспринимать музыку преимущественно с опорой на способности к различению тембралъных и ритмических характеристик звука. В то же время показано, что у подобных детей возможно развитие и собственно музыкального слуха, для появления которого необходимо различение частотных характеристик звука.
«Музыкальное воспитание глухих детей» – это звучит парадоксально, хотя успешная практика занятий музыкой с глухими детьми существует уже не один год (такие занятия проводит, например, И. Г. Велик из нижегородской Школы реабилитации детей-инвалидов по слуху «Нордис»).
У глухого ребенка картина окружающего мира и понимания своего места в нем искажена; пространство, в котором он находится, воспринимается им в неполноте чувств и ненаполненности звучаниями. Это приводит к искажению межсенсорных связей, которые прижизненно формируются у него. Кроме того, часто имеются нарушения в работе вестибулярного аппарата и сопутствующие двигательные трудности, что усугубляет сложности ориентировки в пространстве. Армирование социальных контактов нарушается и ограничивается, так как ребенок не слышит ни взрослого, обращающегося к нему или к другим, ни самого себя.
При обнаружении у ребенка нарушения слуха необходимо подобрать слуховой аппарат, чтобы восстановить возможность воспринимать звучащее окружение. Однако возможность слушать не означает для глухого ребенка мгновенного появления умения слышать, а тем более слушать и понимать обращенную к нему речь, говорить и выражать в речи свои мысли и чувства. Глухой ребенок нуждается в безотлагательной помощи близких, а также в специальной педагогической помощи, иначе он не сможет овладеть звучащей речью, звуковым речевым общением.
Воспитание глухих детей по «Системе формирования и развития речевого слуха и речевого общения» ,разработанной Э. И. Леонгард, предполагает обязательное использование ребенком индивидуального слухового аппарата в течение всего времени бодрствования. У слышащих детей приблизительно с 3-й недели наблюдается реакция замирания, сосредоточения при звучании материнского голоса. Глухого ребенка с аппаратом, зачастую не слышавшего в течение нескольких месяцев (а иногда и двух-трех лет), приходится заново учить сосредоточиваться на разнообразных неречевых и речевых звуках. При обучении речевому общению по «Системе формирования и развития речевого слуха и речевого общения» глухие дети проходят все стадии речевого развития, характерные для слышащих: от гуления и лепета в доречевой период через слово к развернутому высказыванию.
Внутри «Системы формирования и развития речевого слуха и речевого общения » музыкальное воспитание занимает важное место, потому что движение под музыку и пение, музицирование в оркестре и музыкальные инсценировки, с одной стороны, формируют и развивают слуховую функцию, помогают преодолеть двигательные трудности, а с другой стороны, являются особыми видами и формами совместной деятельности и общения ребенка со взрослыми и детьми, которыми он овладевает на музыкальных занятиях. В рамках «Системы формирования и развития речевого слуха и речевого общения» производится воссоздание функционирования сложных психических систем слуховой функции и слухового восприятия, исходя из наличных физиологических остатков слуха и возможностей их развития.
Речевой слух и музыкальный слух представляют собой психологически различные системы, хотя обе являются звуковыми, воспринимающими звуковые сигналы; они взаимопроникают и взаимно стимулируют развитие друг друга. И в речи, и в музыке существуют и воспринимаются тембр, ритм и интонация. Речевой слух с определенной для каждого языка фонематической системой ориентирован в основном на смыслоразличение тембральных составляющих звучащей речи, в то время как для музыкального слуха необходимо различение звуковысотности, точнее следование звуковысотному движению мелодии. Опираясь на принципы формирования речевого слуха, который включает в себя овладение фонетической и фонематической системами языка, в развитии музыкального слуха надо учитывать его существенные особенности.
Музыкальное воспитание глухих детей осуществляется по следующим аспектам: развитие слухового восприятия, развитие голоса, ритмическая стимуляция и хоровая декламация, развитие движений под музыку и ориентировки в пространстве, развитие речи (в том числе расширение словарного запаса, используемого педагогами, а также набора слов, понимаемых и употребляемых детьми).
Хотя такое деление на подразделы в программе воспитания и обучения глухих детей выявляет специфику работы с ними, вместе с тем полный объем занятий охватывает все виды музыкальной деятельности, которыми овладевают слышащие дети: слушание музыки и пение, движения под музыку и танец, музыкальные игры и музыкальные инсценировки, участие в оркестре и изучение основ музыкальной грамоты. Репертуар для музыкальных занятий также заимствован из репертуара для слышащих дошкольников. Музыка не изменяется и не транспонируется, как это часто делается в традиционной работе с глухими детьми, она исполняется педагогом в естественной манере, соответствующей характеру музыкального произведения, и с обычной громкостью. Музыкальные занятия проводятся во всех возрастных группах по 20–40 минут 2 раза в неделю; кроме того, дети занимаются с педагогом индивидуально по 10–15 минут 1 раз в две-три недели.
Проводилось обследование детей второго года обучения 3–5-летнего возраста с целью выявления у них слуховых и певческих возможностей в двух ситуациях: без слухового аппарата и при его использовании. Для данного подхода, как уже говорилось, постоянное пользование слуховым аппаратом (кроме времени сна) является принципиальным, что отличает его от традиционного, предполагающего для глухих детей обязательное использование звукоусиливающей аппаратуры только на специальных занятиях по развитию слуха. Поэтому результаты обследования характеризуют лишь детей, воспитывающихся по «Системе формирования и развития речевого слуха и речевого общения », и показывают особенности только их развития.
В словесной форме детям предлагали: «Спой: „Ля-ля, ля-ля-ля"»; задание имело целью выявить собственную высоту их голоса. Без аппарата дети ведут себя менее уверенно, собственный голос у детей в этой ситуации более глухой, звучит слабее, иногда, особенно у маленьких, почти отсутствует. Использование аппарата делает голоса детей более устойчивыми, более звонкими вследствие возможности слухового самоконтроля за звучанием, часто происходит повышение тона голоса на интервал от секунды до терции, реже понижение.
Следующее задание предполагало выявление диапазона голоса. Детям предлагалось спеть сначала, «как поет птичка», а затем – «как поет мишка». При пении без аппарата высоким и низким голосом дети показали большой разброс в результатах: от примы до октавы. С увеличением возраста наблюдается расширение диапазона. Использование слухового аппарата изменяет вокальный диапазон у всех детей, у некоторых старших – до терцдецимы; расширение диапазона происходит как за счет повышения верхнего тона, так и за счет понижения нижнего, либо за счет одного из них. Характер исполнения также изменяется: голоса детей звучат более звонко, появляется пропевание.
Задание на восприятие отдельных звуков фортепиано в среднем и высоком регистрах формулировалось так: «Я буду играть, а ты послушай и прохлопай или спой». Дети слушали звучание инструмента на расстоянии 1 м, стоя к нему спиной. Без аппарата некоторые дети слышали звуки до 2-й октавы, при лучшем результате слышали начало 3-й октавы; они делали это неуверенно, пытались проконтролировать свои слуховые впечатления зрительно. Использование слуховых аппаратов делает реакции детей более уверенными и четкими и по сути своей музыкальными: некоторые не только хлопают или произносят слоги, а, услышав звуки, пропевают их, стараясь отразить высоту звучания, или демонстрируют образным действием восприятие высоты, верхняя граница слышания иногда достигает середины 4-й октавы.
Информация о работе Коррекционно-развивающая направленность музыкальных занятий с глухими детьми