Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Февраля 2013 в 22:30, дипломная работа
Музыка и глухие дети… Несмотря на необычность такого сочетания используются специальные методы и приемы в обучении и воспитании глухих, а также приобщение к миру эстетических ценностей.
Музыка, сопутствуя человеку с первых дней и на протяжении всей его жизни, оказывает огромное влияние на духовное развитие.
Музыкальные занятия включают разнообразные виды деятельности воспитанников. Успех обучения во многом определяется правильной организацией работы.
Введение…………………………………………………………………………4
Глава1. Литературный обзор
1.1 Основа восприятия музыки глухими детьми………………………………8
1.2 Теоретические основы становления музыкально-коррекционной работы
1.2.1 Исследование влияния музыки на детей с проблемами в развитии
(20 век)……………………………………………………………………………9
1.2.2 Современный взгляд на значение музыки в жизни детей с проблемами в развитии………………………………………………………………….13
1.3. Основные понятия методики музыкального воспитания и коррекционной ритмики…………………………………………………………………………..15
1.4.Музыкальное воспитание глухих
1.4.1.Роль музыкальных занятий с глухими…………………………………..19
1.4.2. Формирование восприятия музыки глухими……………………………20
1.5. Цели и задачи коррекционно-развивающей работы на музыкальных занятиях…………………………………………………………………………..23
1.6. Система работы по музыкальному воспитанию в специальной школе.
1.6.1.Фронтальные и индивидуальные музыкальные занятия……………….25
1.6.2. Музыкальные занятия по развитию музыкального слуха у глухих детей, воспитывающихся по «Системе формирования и развития речевого слуха и речевого общения» ( Румер Т. А.)……………………………………26
1.6.3. Программа по музыкальному воспитанию глухих детей……………..34
1.7. Музыкально ритмические занятия, как средство коррекции и развития глухих…………………………………………………………………………….45
1.8. Организация проектов по развитию музыкальных способностей глухих
1.8.1. Проект «Слышим музыку сердцем»……………………………………..48
1.8.2 Международный фестиваль жестовой песни «Душа поет»……………50
1.9. Арт-педагогическая технология «Мы рисуем музыку»: музыкальная графика как проявление синестезии……………………………………………52
ГЛАВА 2. Практическая часть.
Глава II. Цель, задачи, методы и организация исследования
2.1 Цель, задачи и методы исследования ……………………………………58
2.2 Организация исследования………………………………………………..59
ГЛАВА 3.Результаты исследования
3.1 Анализ полученных данных………………………………………………..61
3.2 Выводы……………………………………………………………………....63
3.3 Практические рекомендации……………………………………………….65
Заключение………………………………………………………………………66
Список литературы…………………………………………………………… ..68
Практические
рекомендации по использованию арт-
Музыкальное искусство является незаменимым средством эстетического воспитания, художественного развития, способного глубоко воздействовать на духовный мир человека.
На современном этапе
в условиях интенсивного развития слухового
восприятия детей с нарушениями
слуха (с применением электроакустиче
Эстетическая природа музыки, как
и других видов искусства, сказывается
в единстве идейно-образного содержания
и художественной формы, благодаря
чему она и способна разносторонне влиять
на ребенка. Советская педагогика отличается
гуманной убежденностью в возможности
формирования музыкальных способностей
у всех детей. В социалистическом обществе
созданы благоприятные условия для развития
художественно-творческих способностей
у всего подрастающего поколения. Но важно
также не ограничиваясь совершенствованием
отдельных способностей детей, предусматривать
комплексное развитие их общей музыкальности,
формирование личности в целом.
Врожденными являются задатки, а музыкальные способности развиваются лишь на их основе путем воспитания и обучения. «Способность не развивающаяся, не воспитуемая, не поддающаяся упражнению, - это сочетание слов, лишенное смысла. Способность не существует иначе как в движении, в развитии... музыкальность человека зависит от его врожденных индивидуальных задатков, но она есть результат развития, результат воспитания и обучения»[3]
Анализ процесса музыкального развития ребенка несомненно дает конкретный материал, свидетельствующий о важности этих положений. Под влиянием воздействия воспитания и обучения музыкальное развитие осуществляется не автоматически. Совершенно очевидно, что усвоение одного и того же содержания детьми одинакового возраста не всех их приводит к одному уровню музыкального развития. Существуют различные причины возникновения новых способностей, склонностей, интересов (например, различный социальный опыт, наличие различного сочетания природных задатков). Подчас эти проявления, возникнув, отмирают и на их основе появляются новые. Новое не просто механически присоединяется к старому и, к тому же оно преобразуется соответственно особенностям данного субъекта. Предполагается, что ребенок, на основе накопленного опыта и предшествующего сформированного уровня развития способностей принимает активное участие в деятельности и тем усиливаются темпы его музыкального развития. Он выступает не только как объект воспитания (что общепризнано), но и как субъект со всем своим своеобразием. Музыкальное развитие рассматривается как качественные изменения психических процессов, вызываемые внутренними закономерностями музыкальных переживаний ребенка и внешними обстоятельствами его жизни.
Список литературы:
1. Басова А.Г., Егоров С.Ф. История сурдопедагогики. Учеб. пособие для студентов дефектол. фак. пед. ин-тов. М.: Просвещение. 1984.
2. Бекина С.И., Ломова Т.П., Соковнина Е.Н. Музыка и движение -М.: «Просвещение», 1983
3. Битова А.Л., Константинова И.С., Цыганок А.А. Место музыкальной терапии в системе помощи ребенку с нарушениями развития // Обучение и воспитание детей с нарушениями развития. М., 2007, с. 56 - 69
4.Богданова Т.Г. Сурдопсихология. Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений.
М.: Изд. центр «Академия». 2002.
5.Бочкарев Л.Л. Психология музыкальной деятельности М., 1997
6.Вилочкина
Т.М. Слушание музыки на
7.Гусева Е.П., Левочкина И.А., Печенков В.В., Тихомирова И.В., Эмоциональные аспекты музыкальности. Художественный тип человека (комплексные исследования). М., 1994
8. Головчиц Л.А.
Дошкольная сурдопедагогика:
9.Декер-Фойгт Г.Г. Введение в музыкотерапию. - СПб.: Питер, 2003
10.Дмитриева
Л.Г. Черноиваненко Н.М.
11.Евтушенко
И.В. Музыкальное воспитание
12. Иванов А.А.
Творческое взаимодействие в системе «Особый ребенок-родитель-педагог»
Диссертация, РГПУ Герцена, 2006г.
13.Ильина Г.А.
Особенности развития
14. Константинова И.С. Музыкальная терапия как средство невербальной коммуникации. // Педагогика, которая лечит. Опыт работы с особыми детьми. Под ред. Дименштейн М.С. М.: Теревинф. 2008.
15.Кузнецова Л.В.; Переслени Л.И., Солнцева Л.И. Основы специальной психологии. М.2002
16.Лёве А. Развитие слуха у неслышащих детей: История. Методы. Возможности. М.: Изд. «Академия». 2003.
М.: Изд. центр «Академия». 2002.
17.Мамойчук И.И.
Психокоррекция детей и
18.Медведева
Е.А. Музыкальное воспитание
19.Медведева
Е.А. “ Артпедагогика и
20. Мелик - Палашаев
А. А. Об источнике
21.Мещерякова
Б.Г., Зинченко В.П. “Большой
22.Мижериков
В.А. “Психолого –
23.Михалевская М.Б., Нагибина Н.Л. Исследование гармонической функциональной чувствительности к музыке // Психологическое обозрение» 1995, №1, с. 31-39
24.Музыкальное воспитание детей с проблемами в развитии и коррекционная ритмика. – М.: Академия, 2002. – 200с.
Петрушин В.И. Музыкальная психология М., 1997
25.Музыкальное воспитание
как одно из средств
26.Музыкально-ритмические
занятия/ школа для глухих
27.Назарова Н.М. Специальная педагогика
М. 2000 С.136
28.Петрушин В.И. Музыкальная психотерапия.
Москва: Владос 2000
29.Речицкая Е.Г.,
Сошина Е.А. Развитие
30.Развитие детей
с нарушениями слуха во
31.Теплов Б.М. О музыкальном переживании // Психология и психофизиология индивидуальных различий; Москва - Воронеж. 1998.
32. Теплов Б.М:
Психология музыкальных
33.Цыпин Г.М. Психология музыкальной деятельности.
1994
34.Яхнина Е.З.
Методика музыкально-
35.Яхнина Е.З. Музыкально- ритмические занятия с глухими учащимися младших классов:. М.: РПО, 1997.
36.Яхнина Е.З.
Развитие восприятия музыки
37.Яхнина Е.З. Содержание
и организация музыкально-
38.Яшунская Г.И. Музыкальное воспитание глухих дошкольников. М.; Просвещение,1997.
Информация о работе Коррекционно-развивающая направленность музыкальных занятий с глухими детьми