Коррекционно-развивающая направленность музыкальных занятий с глухими детьми

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Февраля 2013 в 22:30, дипломная работа

Краткое описание

Музыка и глухие дети… Несмотря на необычность такого сочетания используются специальные методы и приемы в обучении и воспитании глухих, а также приобщение к миру эстетических ценностей.
Музыка, сопутствуя человеку с первых дней и на протяжении всей его жизни, оказывает огромное влияние на духовное развитие.
Музыкальные занятия включают разнообразные виды деятельности воспитанников. Успех обучения во многом определяется правильной организацией работы.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………4
Глава1. Литературный обзор
1.1 Основа восприятия музыки глухими детьми………………………………8
1.2 Теоретические основы становления музыкально-коррекционной работы
1.2.1 Исследование влияния музыки на детей с проблемами в развитии
(20 век)……………………………………………………………………………9
1.2.2 Современный взгляд на значение музыки в жизни детей с проблемами в развитии………………………………………………………………….13
1.3. Основные понятия методики музыкального воспитания и коррекционной ритмики…………………………………………………………………………..15
1.4.Музыкальное воспитание глухих
1.4.1.Роль музыкальных занятий с глухими…………………………………..19
1.4.2. Формирование восприятия музыки глухими……………………………20
1.5. Цели и задачи коррекционно-развивающей работы на музыкальных занятиях…………………………………………………………………………..23
1.6. Система работы по музыкальному воспитанию в специальной школе.
1.6.1.Фронтальные и индивидуальные музыкальные занятия……………….25
1.6.2. Музыкальные занятия по развитию музыкального слуха у глухих детей, воспитывающихся по «Системе формирования и развития речевого слуха и речевого общения» ( Румер Т. А.)……………………………………26
1.6.3. Программа по музыкальному воспитанию глухих детей……………..34
1.7. Музыкально ритмические занятия, как средство коррекции и развития глухих…………………………………………………………………………….45
1.8. Организация проектов по развитию музыкальных способностей глухих
1.8.1. Проект «Слышим музыку сердцем»……………………………………..48
1.8.2 Международный фестиваль жестовой песни «Душа поет»……………50
1.9. Арт-педагогическая технология «Мы рисуем музыку»: музыкальная графика как проявление синестезии……………………………………………52
ГЛАВА 2. Практическая часть.
Глава II. Цель, задачи, методы и организация исследования
2.1 Цель, задачи и методы исследования ……………………………………58
2.2 Организация исследования………………………………………………..59
ГЛАВА 3.Результаты исследования
3.1 Анализ полученных данных………………………………………………..61
3.2 Выводы……………………………………………………………………....63
3.3 Практические рекомендации……………………………………………….65

Заключение………………………………………………………………………66
Список литературы…………………………………………………………… ..68

Файлы: 1 файл

Дипломная (2й вариант).doc

— 269.50 Кб (Скачать)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Практические  рекомендации по использованию арт-педагогической технологии «Мы рисуем музыку»:

 

  1. При изначальном выборе музыки для работы с глухими детьми , следует отдавать предпочтение более  контрастным музыкальным произведениям, имеющим наиболее выраженные основные музыкальные характеристики.
  2. На первых занятиях по данной технологии, следует подготовить в помощь детям  необходимый речевой материал, на который они смогут опираться на начальных этапах работы.
  3. Не следует торопиться при переходе от одного произведения к другому: дети должны четко определить и понять, что за музыку они слушали, определить ее характер и настроение, проговорить и закрепить действиями полученное в итоге описание музыкальной композиции.
  4. Так как работа проводится в коллективе, следует обращать внимание детей на действия других детей;  учить слушать друг друга, исправлять ошибки и помогать  своим товарищам, которые испытывают наибольшие трудности.
  5. При выборе музыки для иллюстрирования, следует убедиться в том, что все дети поняли, какое именно из 2х музыкальных произведений они будут слушать и изображать в своих рисунках.
  6. Требовать от детей вариативности высказываний  при описании своих рисунков и эмоций, вызванных музыкальным произведением.
  7. Поощрять любое стремление детей к слушанию и говорению.
  8. Способствовать поддержанию интереса к музыкально-художественной деятельности

 

 

                                           Заключение:

Музыкальное искусство  является незаменимым средством эстетического воспитания, художественного развития, способного глубоко воздействовать на духовный мир человека.

На современном этапе  в условиях интенсивного развития слухового  восприятия детей с нарушениями  слуха (с применением электроакустической аппаратуры) система образовательно-коррекционной работы с использованием музыки получила свое дальнейшее развитие. Музыку рекомендуют использовать в воспитании детей с нарушениями слуха начиная с младенческого возраста. В специальных дошкольных учреждениях предусмотрены музыкальные занятия. Музыка звучит во время досуга воспитанников, на праздниках, при проведении физкультурных занятий. В специальных (коррекционных) образовательных учреждениях для детей с нарушениями слуха (I и II видов) введена учебная дисциплина — музыкально-ритмические занятия. Музыка широко используется во внеурочной работе по эстетическому воспитанию учащихся.

 
Эстетическая природа музыки, как  и других видов искусства, сказывается  в единстве идейно-образного содержания и художественной формы, благодаря чему она и способна разносторонне влиять на ребенка. Советская педагогика отличается гуманной убежденностью в возможности формирования музыкальных способностей у всех детей. В социалистическом обществе созданы благоприятные условия для развития художественно-творческих способностей у всего подрастающего поколения. Но важно также не ограничиваясь совершенствованием отдельных способностей детей, предусматривать комплексное развитие их общей музыкальности, формирование личности в целом.

   Врожденными являются задатки, а музыкальные способности развиваются лишь на их основе путем воспитания и обучения. «Способность не развивающаяся, не воспитуемая, не поддающаяся упражнению, - это сочетание слов, лишенное смысла. Способность не существует иначе как в движении, в развитии... музыкальность человека зависит от его врожденных индивидуальных задатков, но она есть результат развития, результат воспитания и обучения»[3]

Анализ процесса музыкального развития ребенка несомненно дает конкретный материал, свидетельствующий о важности этих положений. Под влиянием воздействия воспитания и обучения музыкальное развитие осуществляется не автоматически. Совершенно очевидно, что усвоение одного и того же содержания детьми одинакового возраста не всех их приводит к одному уровню музыкального развития. Существуют различные причины возникновения новых способностей, склонностей, интересов (например, различный социальный опыт, наличие различного сочетания природных задатков). Подчас эти проявления, возникнув, отмирают и на их основе появляются новые. Новое не просто механически присоединяется к старому и, к тому же оно преобразуется соответственно особенностям данного субъекта. Предполагается, что ребенок, на основе накопленного опыта и предшествующего сформированного уровня развития способностей принимает активное участие в деятельности и тем усиливаются темпы его музыкального развития. Он выступает не только как объект воспитания (что общепризнано), но и как субъект со всем своим своеобразием. Музыкальное развитие рассматривается как качественные изменения психических процессов, вызываемые внутренними закономерностями музыкальных переживаний ребенка и внешними обстоятельствами его жизни.

 

 

Список  литературы:

 

1. Басова А.Г., Егоров С.Ф. История сурдопедагогики. Учеб. пособие для студентов дефектол. фак. пед. ин-тов. М.: Просвещение. 1984.

2. Бекина С.И., Ломова Т.П., Соковнина Е.Н. Музыка  и движение -М.: «Просвещение», 1983

3. Битова А.Л., Константинова И.С., Цыганок А.А.  Место музыкальной терапии в  системе помощи ребенку с нарушениями развития // Обучение и воспитание детей с нарушениями развития. М., 2007, с. 56 - 69

4.Богданова  Т.Г. Сурдопсихология. Учеб. пособие  для студ. высш. пед. учеб. заведений. 

М.: Изд. центр  «Академия». 2002.

 

5.Бочкарев Л.Л.  Психология музыкальной деятельности М., 1997

6.Вилочкина  Т.М. Слушание музыки на музыкально-ритмических  занятиях // Дефектология. – 1990. - №2-с.15-22.

7.Гусева Е.П., Левочкина И.А., Печенков В.В., Тихомирова И.В., Эмоциональные аспекты музыкальности. Художественный тип человека (комплексные исследования). М., 1994

8. Головчиц Л.А.  Дошкольная сурдопедагогика: Воспитание  и обучение дошкольников с  нарушением слуха. Учеб. пособие  для студ. высш. учеб. заведений. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС. 2001.

9.Декер-Фойгт Г.Г. Введение в музыкотерапию. - СПб.: Питер, 2003

10.Дмитриева  Л.Г. Черноиваненко Н.М. Методика  музыкального воспитания в школе. 

11.Евтушенко  И.В. Музыкальное воспитание умственно  отсталых детей – сирот. М.; 2003.

12. Иванов А.А.

Творческое  взаимодействие в системе «Особый ребенок-родитель-педагог»

Диссертация,  РГПУ Герцена, 2006г.

13.Ильина Г.А.  Особенности развития музыкального  ритма у детей. // Вопросы психологии», 1961, №1, - с. 119-133  

14. Константинова  И.С. Музыкальная терапия как  средство невербальной коммуникации. // Педагогика, которая лечит. Опыт работы с особыми детьми. Под ред. Дименштейн М.С. М.: Теревинф. 2008.

15.Кузнецова  Л.В.; Переслени Л.И., Солнцева Л.И.  Основы специальной психологии. М.2002

16.Лёве А.  Развитие слуха у неслышащих детей: История. Методы. Возможности. М.: Изд. «Академия». 2003.

М.: Изд. центр  «Академия». 2002.

17.Мамойчук И.И.  Психокоррекция детей и подростков  с нарушением в развитии. Учебное  пособие С.- П.2000

18.Медведева  Е.А. Музыкальное воспитание детей  с проблемами в развитии и коррекционная ритмика. М.2002

19.Медведева  Е.А. “ Артпедагогика и арттерапия  в специальном образовании. М.2001.

20. Мелик - Палашаев  А. А. Об источнике способности  человека к художественному творчеству. // Вопросы психологии, 1998, №1, с. 76-82  

21.Мещерякова  Б.Г., Зинченко В.П. “Большой психологический  словарь” Санкт – Петербург  “прайм – ЕВРОЗНАК” М. “ОЛМА  – ПРЕСС”2004

22.Мижериков  В.А. “Психолого – педагогический  словарь” Ростов – на Дону  “Феникс” 1998

23.Михалевская  М.Б., Нагибина Н.Л. Исследование гармонической функциональной чувствительности к музыке // Психологическое обозрение» 1995, №1, с. 31-39

24.Музыкальное  воспитание детей с проблемами  в развитии и коррекционная  ритмика. – М.: Академия, 2002. –  200с.

 Петрушин  В.И. Музыкальная психология М., 1997

25.Музыкальное воспитание  как одно из средств эстетического  развития ребенка. Сб. «О проблемах  дошкольного воспитания». М., Учпедгиз, 1962.

26.Музыкально-ритмические  занятия/ школа для глухих детей/  М.; НИИД АПН СССР ,  1987.

27.Назарова Н.М. Специальная педагогика М. 2000 С.136 
28.Петрушин В.И. Музыкальная психотерапия. Москва: Владос 2000

29.Речицкая Е.Г., Сошина Е.А. Развитие творческого  воображения младших школьников  в условиях нормального и нарушенного  слуха. Учеб. пособие для студ. пед. вузов. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС. 2002.

 

30.Развитие детей  с нарушениями слуха во внеурочной  деятельности: пособие для учителя  и воспитателя спец. (коррекц.) образоват.учреждений 1 и 2 вида / под.ред. Е.Г. Речицкой  М.: ВЛАДОС, 2005.

31.Теплов Б.М. О музыкальном переживании // Психология и психофизиология индивидуальных различий; Москва - Воронеж. 1998.

32. Теплов Б.М:  Психология музыкальных способностей, Избранные труды, Т.1, 1947  
33.Цыпин Г.М. Психология музыкальной деятельности. 1994

34.Яхнина Е.З.  Методика музыкально-ритмических  занятий с детьми, имеющими нарушения  слуха. Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. М.: Гуманит.  изд. центр ВЛАДОС. 2003.

35.Яхнина Е.З.  Музыкально- ритмические занятия  с глухими учащимися младших  классов:. М.: РПО, 1997.

36.Яхнина Е.З.  Развитие восприятия музыки глухими  школьниками. ВПН СССР, 1989.

37.Яхнина Е.З. Содержание  и организация музыкально-ритмических  занятий в подготовительном классе  школы для глухих детей. М.: 1991.

38.Яшунская Г.И.  Музыкальное  воспитание глухих дошкольников. М.; Просвещение,1997.

 




Информация о работе Коррекционно-развивающая направленность музыкальных занятий с глухими детьми