Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Февраля 2013 в 22:30, дипломная работа
Музыка и глухие дети… Несмотря на необычность такого сочетания используются специальные методы и приемы в обучении и воспитании глухих, а также приобщение к миру эстетических ценностей.
Музыка, сопутствуя человеку с первых дней и на протяжении всей его жизни, оказывает огромное влияние на духовное развитие.
Музыкальные занятия включают разнообразные виды деятельности воспитанников. Успех обучения во многом определяется правильной организацией работы.
Введение…………………………………………………………………………4
Глава1. Литературный обзор
1.1 Основа восприятия музыки глухими детьми………………………………8
1.2 Теоретические основы становления музыкально-коррекционной работы
1.2.1 Исследование влияния музыки на детей с проблемами в развитии
(20 век)……………………………………………………………………………9
1.2.2 Современный взгляд на значение музыки в жизни детей с проблемами в развитии………………………………………………………………….13
1.3. Основные понятия методики музыкального воспитания и коррекционной ритмики…………………………………………………………………………..15
1.4.Музыкальное воспитание глухих
1.4.1.Роль музыкальных занятий с глухими…………………………………..19
1.4.2. Формирование восприятия музыки глухими……………………………20
1.5. Цели и задачи коррекционно-развивающей работы на музыкальных занятиях…………………………………………………………………………..23
1.6. Система работы по музыкальному воспитанию в специальной школе.
1.6.1.Фронтальные и индивидуальные музыкальные занятия……………….25
1.6.2. Музыкальные занятия по развитию музыкального слуха у глухих детей, воспитывающихся по «Системе формирования и развития речевого слуха и речевого общения» ( Румер Т. А.)……………………………………26
1.6.3. Программа по музыкальному воспитанию глухих детей……………..34
1.7. Музыкально ритмические занятия, как средство коррекции и развития глухих…………………………………………………………………………….45
1.8. Организация проектов по развитию музыкальных способностей глухих
1.8.1. Проект «Слышим музыку сердцем»……………………………………..48
1.8.2 Международный фестиваль жестовой песни «Душа поет»……………50
1.9. Арт-педагогическая технология «Мы рисуем музыку»: музыкальная графика как проявление синестезии……………………………………………52
ГЛАВА 2. Практическая часть.
Глава II. Цель, задачи, методы и организация исследования
2.1 Цель, задачи и методы исследования ……………………………………58
2.2 Организация исследования………………………………………………..59
ГЛАВА 3.Результаты исследования
3.1 Анализ полученных данных………………………………………………..61
3.2 Выводы……………………………………………………………………....63
3.3 Практические рекомендации……………………………………………….65
Заключение………………………………………………………………………66
Список литературы…………………………………………………………… ..68
Постепенно
ритмика стала активно
В 1920-м году в
содержание коррекционной работы первых
школ для глухих и слабослышащих
детей входили музыкальные
В этот же период разрабатывалась и методика музыкального воспитания детей с нарушением слуха. Учеными и практиками (С.В.Генява, Е.Ф.Рау, Е.Ф.Шершенева и др.) определялись их возможности в восприятии музыки на основе использования различных анализаторов. Акценты делались на формирование тактильно-вибрационной чувствительности, рассматривались вопросы развития речи во взаимодействии с музыкой и движением, а также разрабатывалась и раскрывалась методика организации и проведения праздников в специальных школах ( И.Н.Мусатов, Е.Ф.РАу, Е.Ф.Шерменева).
Методика музыкального
воспитания глухих детей, разработанная
в 1970-1980-х годах Г.И.
Исследование возможностей развития музыкального воспитания глухих и слабослышащих школьников, формирование у них чувства ритма с помощью движений, музыки, ритмоинтонационной структуры речи проводились Л.В.Глубоковой, А.С Кагарлицкой, Г.В.Коротковой, Н.И.Сладковой, Н.А.Туговой. Г.В.Коротковой были разработаны государственные программы музыкального воспитания глухих и слабослышащих детей, а также показаны возможности развития у глухих и слабослышащих школьников слухового восприятия элементов музыки с помощью электроакустической аппаратуры.
Однако было бы неверно ограничиваться раскрытием только одного психотерапевтического или психосоматического влияния музыки на человека, поскольку музыка обладает более широким спектром развивающего, воспитывающего и коррекционного воздействия. Известные музыканты, педагоги, общественные деятели всегда отмечали, что обучение искусству невозможно без связи с вопросами духовной культуры человека, при этом выделяли особую роль музыки. Д.Д.Шостакович отмечал, что никакие слова не могут оказывать на душу слушателя такого воздействия, которое производит музыка. Музыка позволяет не только прислушаться к внутреннему голосу народа, но и услышать самого себя. Высказывание Б.В.Асафьева о том, что музыка – это “искусство, и наука, и язык, и игра”, говорит о многогранности музыкального искусства. Подлинное изучение музыки, по мысли А.В.Луначарского, возможно лишь при совместных усилиях специалистов таких наук, как, физиология, психология и социология. При этом он подчеркивал, что музыка может рассматриваться как одна из сторон социализации личности.
Музыка, представляя
собой, по выражению В.Д.Днепрова, “звучащее
мироощущение”, необычайно расширяет
эмоциональный спектр личности. Отечественные
специалисты в области
1.2.2. Современный взгляд на значение музыки в жизни детей с проблемами в развитии
Средний школьный
возраст является одним из самых
ответственных этапов развития ребенка.
В этот период под влиянием целенаправленного
педагогического воздействия
21 век характеризуется нездоровой тенденцией, появившейся в нашем обществе – децелерации (замедленный темп физического и интеллектуального развития детей). Причины, обусловившие децелерацию последних поколений множественны: это биологические и социально- экономические факторы. Отсюда катастрофический рост масштабов школьной дезадаптации, резкого снижения учебной мотивации и возникающих в связи с этим отклонений в поведении. В настоящее время происходит активный поиск эффективных форм коррекционной помощи детям с отклонениями в развитии, который связан с проведением целенаправленной работы по интеграции детей с отклонениями в развитии в общество в доступных для него сферах. Интегрированное обучение предполагает овладение ребенком с отклонениями в развитии общеобразовательным стандартом в те же сроки (или близкие), что и нормально развивающимися детьми.
Современные исследования в специальной психологии и педагогике объективно подтверждают положительное влияние музыки на детей с различными отклонениями в развитии. Области научного обоснования возможностей развития и коррекции отклонений в развитии детей средствами художественной деятельности в последнее время значительно расширились. Положительное влияние занятий театральной деятельностью на детей с задержкой психического развития, качественные изменения в развитии воображения, знаково-символической функции мышления, внимания, возможности коррекции отклонений в развитии личностной сферы раскрыты в исследованиях Е.А.Медведевой. Особое значение в данном виде художественной деятельности играет музыка, оживляющее театральное действие, наполняющая его мелодикой, усиливающая эмоциональное воздействие и на исполнителя, и на зрителя.
Проведенный анализ
тенденций в современных
1.3. Основные понятия методики музыкального воспитания и коррекционной ритмики.
Современные специальная педагогика и артпедагогика в значительной степени ориентированы на использование в коррекционной работе различных видов искусства, в том числе музыки и движения как важнейшего средства воспитания гармонично развитой личности ребенка с проблемами в развитии и включения его в культурно-образовательную социальную среду.
Неисчерпаемые возможности музыки воздействовать на внутренний мир человека, формировать его мысли, чувства, отношение к окружающему особо выделяют методику музыкального воспитания из ряда артпедагогических методик.
Методика музыкального воспитания для детей с проблемами в развитии является частной педагогической методикой, которая изучает закономерности музыкального воспитания, обучения и развития детей с проблемами, а также раскрывает пути и технологию коррекции средствами музыки различных отклонений в развитии детей с нарушениями слуха,речи, задержкой психического развития и др.
Методика музыкального воспитания имеет коррекционную направленность в решении образовательных и воспитательных задач.
Коррекционная ритмика – это обобщенное понятие, своеобразный вид кинезитерапии,основанной на взаимосвязи музыки, движения ,слова, где организующим началом служит ритм в его широком понимании.В зависимости от специфики и варианта нарушений в развитии детей она подразделяется на ритмику: логопедическую, фонетическую и коррекционную.
Основными целями коррекционной ритмики являются профилактика, лечение и коррекция имеющихся отклонений в развитии ребенка средствами движений, музыки и слова. Конкретные задачи ритмики определяются вариантом нарушений в развитии ребенка.
Методика музыкального воспитания и коррекционной ритмики основана на совокупности целого ряда дисциплин: клинических, общей , специальной педагогики и психологии, артпедагогики,музыкознания.В связи с этим употребляется терминология которая отражает и эту взаимосвязь отраслей знаний и специфику методики как научной дисциплины,а также особенности той категории детей, которой она адресована.
Коррекционная
работа с детьми с нарушениями
слуха,зрения,речи, задержкой психического
развития средствами музыкального искусства
определяет необходимость употребления
клинико-психологической
Коррекция – система психолого-педагогических мер,направленных на исправление,сглаживание недостатков психофизического развития ребенка.
Компенсация – сложный процесс приспособления, перестройки организма вследствие произошедших нарушений или недоразвития функций человека.
Реабилитация – (в медико- психолого- педагогическом значении) – восстановление функций, включение ребенка с проблемами в социальную среду, приобщение к труду, общественной жизни.
Резервы воздействия музыкального искусства на личность ребенка используются полностью в том случае,если решаются коррекционно-развивающие и психокоррекционные задачи.Это обусловливает применение арттерапевтических техник и терминологии связанной с ними.
Арттерапия( по отношению к специальному образованию) – синтез нескольких областей научного знания( искусства, медицины, психологии).В лечебной и психокоррекционной практике,совокупность методик,построенных на применении разных видов искусства в своеобразной символической форме и позволяющих с помощью стимулирования художественно-творческих( креативных) проявлений ребенка с проблемами осуществлять коррекцию нарушений психосоматических, психоэмоциональных процессов и отклонений в личностном развитии.
Музыкотерапия – один из видов арттерапии.Это своеобразное психокоррекционное направление в медицине и психологии,имеющее в своей основе несколько аспектов воздействия: психосоматическое, психотерапевтическое, психологическое.
Рецептивное,регулятивное влияние музыки позволяет использовать ее в таком качестве в психокоррекционной работе с детьми, имеющими проблемы в развитии.
Вокалотерапия – активный вид музыкотерапии,обеспечивающий коррекцию психоэмоциональных нарушений, социально-адаптационных трудностей и выполняющий лечебно-оздоровительную функцию.
Имаготерапия – один из видов арттерапии,в основе которого лежит театрализация психокоррекционного процесса.
Кинезитерапия – своеобразный вид терапии движениями,усиливающий общую реактивность организма, повышающий его устойчивость, способствующий разрушению патологических динамических стереотипов,возникающих во время болезни и создающий новые,обеспечивающие необходимую адаптацию.
Релаксация – расслабление, снятие психомоторного,
(по Е.А.Медведевой)
Круг терминов методики музыкального воспитания широк. Поскольку методика музыкального воспитания детей с проблемами – развивающаяся область научного знания,ее понятийный аппарат с одной стороны ,находится как бы в оболочке уже признанной терминологии специальной педагогики и психологии, а с другой – намечается процесс появления терминов артпедагогики и арттерапии,отражающих коррекционную направленность помощи детям с проблемами средствами движений,музыки и слова.
Артпедагогика(художественная педагогика) – по отношению к специальному образованию – синтез двух областей научного знания( искусства и педагогики), обеспечивающих разработку теории и практики педагогического коррекционно-напривленного процесса художественного развития детей с недостатками развития и вопросы формирования основ художественной культуры через искусство и художественно-творческую деятельность ( музыкальную, изобразительную, художественную, художественно-речевую, театрализовано-игровую).
Коррекционно-направленная музыкальная деятельность – психолого-педагогически ориентированная форма художественной деятельности, нацеленная на коррекцию отклонений в развитии детей средствами музыкального искусства.
Музыкальные занятия – форма музыкальной деятельности , обеспечивающая музыкально-эстетическое развитие детей.
Музыкально-ритмические движения – вид музыкальной деятельности, построенный на взаимосвязи музыки и движений, где основой служит ритм.
Информация о работе Коррекционно-развивающая направленность музыкальных занятий с глухими детьми