Развивающее обучение

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Сентября 2011 в 14:09, реферат

Краткое описание

Программа акцентируется не на то, какой фактический материал даётся детям, а на том, как он даётся и когда он даётся. Например, в младшей группе основной задачей является развитии умственных способностей ребёнка, усвоение сенсорных эталонов1. Сенсорное развитие ребёнка предполагает несколько видов деятельности.

Оглавление

Введение. 3
Программа «Развитие». 4
Развитие интеллектуальных способностей. 6
Список используемой литературы. 9

Файлы: 1 файл

Развивающее обучение.doc

— 59.50 Кб (Скачать)

Нарвский  Колледж Тартуского Университета

Педагог английского языка (II курс) 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Реферат

 

«Развивающее обучение» 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

              Преподаватель:  Наталья Зорина

              Выполнил: Игорь Сафаев

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Нарва 2006

 

Оглавление.

 

Введение.

    Уже давно учёные и педагоги пришли к  тому, что наиболее благоприятный период для развития, обучения  человека всему тому, что необходимо нам в повседневной жизни выпадает на детство (от 3 до 8 лет).

    Согласно  одной из теорий Давыдова, развитие должно совершить определенные законченные циклы, определенные функции должны созреть прежде, чем школа может приступить к обучению определенным знаниям и навыкам ребенка. Циклы развития всегда предшествуют циклам обучения. Обучение плетется в хвосте у развития, развитие всегда идет впереди обучения. (http://centr-ro.ru/st/st_057.html)

      Как же сделать, так чтобы детям нравилось  то, чему их обучают, как создать  эту благотворно влияющую среду  для развития? Развивающее обучение, на мой взгляд, обладает всеми теми качествами, которые постепенно переносят ребёнка в мир взрослых.

 

Программа «Развитие».

    Основная  цель программы - Развитие умственных и художественных способностей ребёнка, а также развитие специфических дошкольных видов деятельности.

      Программа основана на теории А.В. Запорожца («О самоценности дошкольного периода развития») и концепции Л.А. Венгера («О развитии способности, которые понимаются как универсальные действия ориентировки в окружающем с помощью специфических для дошкольника образных средств решения задач»). ( Т.И Ерофеева, 2000, стр. 61)

      Теория  А.В. Запорожца подразумевает собой  отсутствие любого насилия над ребёнком,  навязывания ему тех форм обучения и видов деятельности, к которым  ребёнок не проявляет никакого интереса. Ребёнок должен чувствовать себя созидателем, открывающим для себя мир нового.

      Основным  в концепции Л.А. Венгера является построение соответствующих человеческой культуре форм отображения действительности,  явлений, предметов и их взаимодействий. Восприятие формы, цвета, величины предметов, их положения в пространстве в этой концепции служит главным инструментом развития.

    Программа акцентируется не на то, какой фактический  материал даётся детям, а на том, как он даётся и когда он даётся. Например, в младшей группе основной задачей является развитии умственных способностей ребёнка, усвоение сенсорных эталонов1. Сенсорное развитие ребёнка предполагает несколько видов деятельности.

    Виды  деятельности:

  • Занятия по развитию речи и ознакомлению с детской художественной литературой.
  • Конструктивная деятельность, которая связана с сюжетной игрой, в которой формируются правила и законы конструирования. Также сюда включены различные типы конструктивных задач, решение которых опирается на применение средств и способов организации познавательной деятельности, следовательно, хорошее развитие конструктивных способностей ребёнка.
  • Изобретательная деятельность, т.е. умение создать художественный образ посредством рисунка.
  • Игровая деятельность – существенная составляющая жизни детей в детском саду. Игра помогает реализовать свои потребности и интересы.

     В средней группе детей знакомят с природой, явлениями времён года так чтобы дети могли наглядно проследить изменения в погоде, жизни растений и животных от одного времени года к другому. Также большое внимание уделяется величине и количеству. Развиваются элементарные математические представления. При выявлении величины или количества используются так называемые заместители – фишки, карточки или другие предметы различной формы и цвета.

     В старшем возрасте начинается целенаправленное развитие различных форм наглядного моделирования и его включения в решения интеллектуальных задач. Все виды деятельности усложняются и переплетаются друг с другом.

 

Развитие интеллектуальных способностей.

     Развитие  интеллектуальных способностей является одним из самых важных форм развития ребёнка. К интеллектуальным способностям относится внимание, восприятие, мышление и память. Зачастую, в детских садах и школах, в качестве развития таких способностей используют различные тренинги, упражнения, игры. Самым подходящим периодом для развития вышеперечисленных способностей приходится на возраст от 3 до 8 лет. Педагоги, занимающиеся развитием интеллектуальных способностей должны учесть и то, что на развитие способностей влияет познавательная активность. Для того чтобы она была высокой, педагогу необходимо сделать её эмоционально приятной. Из чего можно предположить, что занятия должны проводиться в доброжелательной обстановке успеха. Наиболее подходящей деятельностью в этом случае является  игра.  

     Восприятие – основной познавательный процесс чувственного отражения действительности, её предметов и явлений при их непосредственном воздействии на органы чувств. Восприятие является основой мышления и практической деятельности, как взрослого человека, так и ребёнка. Отсюда можно сделать вывод, насколько хорошо было развито восприятие человека в детстве, настолько целостно, объёмно и осмысленно будут восприниматься цвета, формы, величины предметов, время, движение, пространства и их сочетания.

     Восприятие  – это одна из наиважнейших основ  ориентации человека в окружающем мире и обществе. На основе восприятия строятся отношения между людьми.  

     Игра  «Развиваем наблюдательность».

Участники игры делятся на две  команды.

Условия игры: В течении 10 минут ребята записывают как можно больше предметов, группируя их по форме, цвету, начинающиеся с одной буквы, сделанные из одного материала, относящиеся к одному роду и т.д.

      Необходимо  составить следующие  списки предметов:

  1. красного цвета,
  2. чёрного цвета,
  3. зелёного цвета,
  4. синего цвета,
  5. круглых,
  6. овальных,
  7. квадратных,
  8. деревянных,
  9. металлических,
  10. каменных,
  11. начиная с буквы «к»,
  12. относящихся к мебели,
  13. относящихся к посуде и т.д.

За  самый длинный  список предметов  по одной из позиций  начисляется пять баллов.

(Л.Ф.Тихомирова, 1996, стр. 33) 

Внимание – это форма организации познавательной деятельности, избирательная направленность сознания на определённый объект, внешний или внутренний. Ни одно психическое явление невозможно вне связи с вниманием. Для любого педагога внимание имеет особо важное значение. Ведь ни один материал, урок не будет усвоен ребёнком в должной степени без устойчивости, сосредоточения и переключения, объёма, распределения внимания.  

  Игра  «Алфавит»

Участники игры располагаются в кругу.

Условия игры: Между детьми распределяются буквы алфавита от А до Я. Если участников игры 14-15, то на каждого может приходиться не по одной букве.

Далее ведущий диктует  какую-либо фразу, ребята должны написать её. Написание нужной буквы обозначается хлопком того участника игры, за которым закреплена эта буква.

Тот, кто ошибается, становится ведущим.

(Л.Ф.Тихомирова, 1996, стр. 58) 

      Мышление – творческий, познавательный процесс обобщённо и опосредованно отражающий отношения предметов и явлений, законы объективного мира. Основными мыслительными приёмами являются: анализ, синтез, сравнение, абстрагирование, обобщение, конкретизация и классификация. Все эти приёмы используются для расчленения целостной системы или мысленное соединение частей предметов в единое целое. В процессе обучения эти способности являются незаменимыми. Одним из приёмов развития мышления являются тренинги.  

     Тренинг «Пробуем иначе»

Участникам  игры предлагаются самые  обычные предметы: верёвка, книга, газета, консервная банка и др.

Задание: Что можно сделать с этими предметами, кроме их обычного применения, с которым мы, прежде всего, знакомы?

Эта игра развивает способность  увидеть самые  разнообразные свойства предметов и, используя  эти новые свойства, найти новые способы  применения предметов, порой даже совсем неожиданные.

(Л.Ф.Тихомирова, 1996, стр.178) 

     Память – основное свойство личности. Человек, лишённый памяти, по большому счёту перестаёт быть человеком. Память необходима и незаменима для развития интеллектуальных способностей.  

     Игра  «Предметы».

Участники игры разбиваются  на две команды. Из каждой команды выбирают по водящему. Члены  каждой команды выкладывают  на стол по одному предмету. Водящий смотрит  и запоминает, кто  какой предмет  положил на стол. После этого каждый водящий должен ответить на вопрос: кто и в какой последовательности какой предмет положил.

Ведущий оценивает результаты ответов водящих.

В роли водящего должен выступить каждый член команды.

  (Л.Ф.Тихомирова, 1996, стр. 214)

 

Список используемой литературы.

  1. Т. И. Ерофеева «Современные образовательные программы  для дошкольных учреждений» Москва Academia 2000
  2. Л. Ф. Тихомирова «Развитие интеллектуальных способностей ребёнка» Ярославль 1996
  3. М. А. Калугин «Развивающие игры» Ярославль 1996
  4. http://centr-ro.ru/st/st_057.html

Информация о работе Развивающее обучение