Влияние музыкальных занятий на развитие ребенка

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2013 в 09:56, доклад

Краткое описание

Музыкальные занятия оказывают влияние на формирование эстетического вкуса. Они способствуют становлению характера, норм поведения, обогащают внутренний мир человека яркими переживаниями. Музыкальные занятия не что иное, как познавательный многогранный процесс, который развивает художественный вкус детей, воспитывает любовь к музыкальному искусству - формирует нравственные качества личности и эстетическое отношение к окружающему.

Файлы: 1 файл

Влияние музыкальных занятий на развитие ребенка.doc

— 36.50 Кб (Скачать)

Влияние музыкальных занятий на развитие ребенка 
 
Музыкальные занятия оказывают влияние на формирование эстетического вкуса. Они способствуют становлению характера, норм поведения, обогащают внутренний мир человека яркими переживаниями. Музыкальные занятия не что иное, как познавательный многогранный процесс, который развивает художественный вкус детей, воспитывает любовь к музыкальному искусству - формирует нравственные качества личности и эстетическое отношение к окружающему.  
В широком смысле музыкальное воспитание – это формирование духовных потребностей человека, его нравственных представлений, интеллекта, развития идейно-эмоционального восприятия и эстетической оценки жизненных явлений. В таком понимании – это воспитание Человека.  
В более узком смысле музыкальное воспитание – это развитие способности к восприятию музыки. Оно осуществляется в различных формах музыкальной деятельности, которые ставят своей целью развитие музыкальных способностей человека, воспитание эмоциональной отзывчивости к музыке, понимание и глубокое переживание его содержания. В таком понимании музыкальное воспитание – это формирование музыкальной культуры человека. 
Проблема творчества в литературе трактуется широко и неоднозначно. Например, что считать творчеством - спонтанный, непроизвольный процесс или продуманное конструирование модели? Известный отечественный психолог Л. С. Выготский писал: "Творческой деятельностью мы называем такую деятельность человека, которая создает нечто новое, все равно будет ли это созданное творческой деятельностью какой-нибудь вещью внешнего мира или известным построением ума или чувства, живущим и обнаруживающимся только в самом человеке". Правомерно поэтому считать творчеством всякий уход от привычного, шаблонного, трафаретного. 
 
Можно ли творчеством заниматься всем или это дело сугубо избранных? "В обычном представлении творчество есть удел немногих избранных людей, гениев, талантов, которые создали великие художественные произведения, сделали большие научные открытия или изобрели какие-нибудь усовершенствования в области техники. Творчество на деле существует не только там, где оно создает великие исторические произведения, но и везде там, где человек воображает, комбинирует, изменяет и создает что-либо новое, какой бы крупицей ни казалось это новое по сравнению с созданиями гениев… Конечно, высшие выражения творчества до сих пор доступны только немногим избранным гениям человечества, но в каждодневной окружающей нас жизни творчество есть необходимое условие существования, и все, что выходит за пределы рутины и в чем заключена йота нового, обязано своим происхождением творческому процессу человека". 
Если понимать творчество таким образом, то можно утверждать, что творческие процессы начинают обнаруживаться с полной силой уже в раннем детстве. Для ребенка качественно новым может быть его личный путь, повторяющий в какой-то мере путь, пройденный композитором, художником и т.д. Б.В. Асафьев писал, что "по существу всякое творческое изобретение есть комбинирование по-новому прежних данных", а творческий дар детей - это способность изображения и комбинирования материала. Поэтому один из важнейших вопросов детской психологии и педагогики - вопрос о развитии творческих способностей детей.  
Современные западные психологи говорят о том, что мы должны учить детей быть творческими личностями, способными к восприятию новизны, умению импровизировать. 
Обществу сегодня необходим человек, который чувствует себя достаточно сильным и отважным, чтобы смело входить в любую современную ситуацию, уметь решать проблемы творчески, без предварительной подготовки. Во времена быстрых перемен, подобных нашему, дети нуждаются в развитии гибкости и независимости мышления, вере в свои силы и идеи, готовности пробовать и ошибаться, приспосабливаться и менять подходы, пока удовлетворительное решение не будет найдено. Для достижения подобных целей одно из лучших средств - это музыкально-художественное творчество ребенка.  
Осознание педагогом-инструменталистом воспитательной ценности развития детского творчества также является одним из необходимых условий для формирования личности ребенка. Умелое руководство творческим развитием ребенка может привести к формированию активной творческой личности, способной к преобразованию окружающего мира. 
 
На пороге нового века особенно стал ощутим разрыв между научно-техническим прогрессом и состоянием духовного развития, внутренней культуры людей, уровнем их социальной и нравственной зрелости. Путь выхода из кризиса педагоги и ученые видят в изменении самого человека, его духовного потенциала, в гуманизации всех сфер жизни и деятельности людей.  
В современном мире необходимо формировать творчески активную личность, способную к преобразованию мира и одним из лучших средств является музыкально-художественное творчество ребенка.  
Обобщая опыт видных педагогов-музыкантов, а также на основе изучения теоретических источников, выделяются условия, способствующие развитию музыкальности детей на начальном этапе обучения. 
Главным условием является требование преобладания в учебно-воспитательном процессе продуктивной деятельности, характеризующейся нахождением и закреплением новых идей, новых образов, новых способов действия. 
Самое важное в музыкальном образовании ребенка – установка на формирование музыкального чувства, способность творить, импровизировать. 
 
Игра на музыкальном инструменте обогащает музыкальные впечатления детей, развивает их музыкальные способности: ладовое чувство, музыкально-слуховые представления и чувства ритма. Самое главное, что ребенок посредством игры на музыкальном инструменте самовыражается.  
Но это требует терпения, усидчивости, что бы развивать необходимые исполнительские, технические навыки. Следовательно, игра на музыкальных инструментах развивает волю, стремление к достижению цели, воображения, помогает формировать навыки активного восприятия музыки, обогащает музыкальный опыт детей, прививает им знания, что в целом является важной предпосылкой обогащения музыкальной культурой детей. В процессе игры дети узнают, постигают, осваивают закономерности музыкального языка, учатся осознавать и воспроизводить музыку, приобщаются к знаниям нотной грамоты. Все это расширяет кругозор детей, дает возможность значительно повысить уровень исполнительских навыков, развить музыкальные способности. 
Педагог Г. Нейгауз подчеркивает, что в иерархии целевых задач подготовки исполнителя на первом месте должно быть обозначено слово «музыкант», а на втором месте «пианист» или «гитарист». Но, на мой взгляд, еще до слова «музыкант» необходимо поставить слово «человек», то есть указать на важное значение воспитания человеческих качеств, формирования, шире говоря, личности музыканта не отвлеченно, а именно в процессе его обучения на каком-либо инструменте. Это особенно актуально в наши дни для развития культуры. Тем более что, как свидетельствует практика, чем человек человечнее, тем он становится и музыкальнее. 
Совершенствование работы, связанной с реализацией идей эстетического воспитания – залог успешного решения важнейшей сегодня задачи развития творческих сил подрастающего поколения, способного воспринимать и эмоционально переживать, оценивать и создавать красоту, гармонию в жизненной материальной среде, во всем укладе жизни. При таком понимании эстетическое воспитание может стать значительной позитивной общественной силой, эффективным средством пробуждения и развития истинно человеческих качеств.


Информация о работе Влияние музыкальных занятий на развитие ребенка