Коррекционная работа по формированию навыков общения у детей с ЗПР с использованием средств арттерапии

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2013 в 20:24, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования состояла в разработке программы тренинга по развитию внеситуативных форм общения у детей с задержкой психического развития (ЗПР) средствами арттерапии. Цель дипломной работы была реализована в процессе решения следующих задач:
Изучена психолого-педагогическая литература по проблеме.
Рассмотрены возможности арттерапии в работе с детьми с ЗПР.
Выявлены особенности общения детей с ЗПР.

Оглавление

Введение
Глава 1. Теоретические основы проблемы общения детей с задержкой психического развития
1.1 Общение детей с нормальным психическим развитием
1.2 Понятие "задержка психического развития" и ее классификация
1.3 Особенности общения детей с интеллектуальной недостаточностью
1.4 Использование средств арттерапии в коррекционной работе с детьми с ЗПР
2. Экспериментальное исследование особенностей общения со взрослыми детей с ЗПР
2.1 Методика экспериментального исследования
2.2 Результаты первичной диагностики
2.3 Результаты повторной диагностики
3. Коррекционная работа по формированию навыков общения у детей с ЗПР с использованием средств арттерапии
3.1 Программа тренинга
3.2 План занятий
3.3Содержание тренинга
Заключение

Файлы: 1 файл

Задержка речи 22.docx

— 111.21 Кб (Скачать)

 Выраженное  отставание и своеобразие обнаруживается  и в развитии познавательной  деятельности детей с ЗПР, начиная  с ранних форм мышления - наглядно-действенного  и наглядно-образного. Дети могут  успешно классифицировать предметы  по таким наглядным признакам,  как цвет и форма, однако  с большим трудом выделяют  в качестве общих признаков  материал и величину предметов,  затрудняются в абстрагировании  одного признака и сознательном  его противопоставлении другим, в переключении с одного принципа  классификации на другой. В результате  дети с ЗПР выделяют в изображении  почти вдвое меньше признаков,  чем их нормально развивающиеся  сверстники.

 Ещё  одной особенностью мышления  детей с задержкой психического  развития является снижение познавательной  активности. Эти дети практически  не задают вопросов о предметах  и явлениях окружающей действительности. Это медлительные, пассивные, с  замедленной речью дети. Также  у них нарушен необходимый  поэтапный контроль над выполняемой  деятельностью, они часто не  замечают несоответствия своей  работы предложенному образцу,  не всегда находят допущенные  ошибки, даже после просьбы взрослого  проверить выполненную работу. Эти  дети очень редко могут адекватно  оценить свою работу и правильно  мотивировать свою оценку, которая  часто завышена.

 Выделяется  слабая эмоциональная устойчивость, нарушение самоконтроля во всех  видах деятельности, агрессивность  поведения и его провоцирующий  характер, трудности приспособления  к детскому коллективу во время  игры и занятий, суетливость,  частую смену настроения, неуверенность,  чувство страха, манерничанье, фамильярность  по отношению к взрослому. 

 

2. Виды занятий по рисованию  и их влияние на интеллектуальное  развитие детей с ЗПР

 

 Целенаправленные  занятия рисованием представляют  собой одно из важнейших средств  эстетического воспитания. Они являются  неотъемлемой частью всестороннего  развития детей и активно содействуют  этому развитию. Конкретно-практический  характер занятий создает благоприятные  условия для мобилизации положительных  возможностей детей с ЗПР, что  позволяет успешнее управлять  их эмоциями и интеллектуальной  деятельности. Эстетическое воспитание  на занятиях по рисованию осуществляется  по нескольким направлениям и  предполагает формирование и  развитие у детей целенаправленной  изодеятельности, эстетического  восприятия и эстетических чувств, оценочного отношения к произведениям  изобразительного искусства и  самостоятельно выполненным рисункам.

 Предметное рисование – изображение предмета, передача своих впечатлений о нем путем применения различных средств изобразительности.

Задачи:

  1. формировать у детей познавательный интерес к миру предметов в природе, рукотворным вещам, человеку; бережное отношение к миру предметов.
  2. вызывать у дошкольников желание выразить в рисунке свое отношение к предметам.
  3. побуждать детей к принятию и самостоятельной постановке тем изображения
  4. формировать обобщенные представления об изображаемом предмете
  5. стимулировать самостоятельность и творчество в замысливании образа.

 Сюжетное рисование – содержанием такого рисунка является какой-либо сюжет или пейзаж. Ребенок изображает предметы, расположенные в пространстве, в их взаимосвязях и отношениях.

Задачи:

  1. формировать интерес к окружающим предметам, явлениям природы.
  2. развивать у детей стремление поделиться своими впечатлениями, переживаниями посредством рисунка.
  3. развивать у детей понимание зависимости качества изображения от качества наблюдения.
  4. побуждать детей к самостоятельности в замысливании образа.
  5. учить детей чувствовать выразительность образа, побуждать к эмоциональному отклику на него.

 Декоративное рисование – имеет огромное значение в развитии основ личности ребенка – присвоение детьми через искусство нравственно-эстетических ценностей своего народа, развитие первого чувства родины, осознание себя как частицы своего народа.

Задачи:

  1. формирование у детей эмоциональной отзывчивости и интереса к предметам народного искусства, понимание его особенностей.
  2. формирование желания заниматься подобной деятельностью по предложению взрослого и по собственной инициативе.
  3. формирование обобщенных знаний и соответствующих изобразительных умений – освоение детьми характерных элементов, узоров росписи; воспитание чувства ритма, формы, симметрии.
  4. воспитание активности самостоятельности, инициативы и творчества при создании узоров.

 

3. Значение изобразительной деятельности  в коррекционной работе с детьми  с ЗПР

 

 Коррекционная  работа посредством изодеятельности  должна учитывать качественное  своеобразие детей, связанное  с недоразвитием их познавательной  деятельности. Поэтому одна из  задач обучения детей с ЗПР  – насыщение их рисунков предметным, смысловым содержанием. У таких  детей особую роль играет эмоциональная  включенность.

Этапы:

  1. Формирование мотивационно-ориентировочных основ изобразительной деятельности.
  2. Формирование основных умений изобразительной деятельности в процессе овладения ребенком способами отражения внешних качеств предметов.
  3. Развитие навыков продуктивной изобразительной деятельности на наглядно-образном уровне (на уровне представления).
  4. Творческая изобразительная деятельность на уровне воображения, которая основывается на высокой эмоциональной включенности ребенка в процесс рисования.

 При  коррекционно-педагогической работе  средствами изобразительной деятельности  у детей необходимо учитывать  средующие принципы:

  • формирование у детей представлений о том, что любое изображение — это отражение реальных предметов окружающей действительности и социальных явлений;
  • учет закономерностей развития изобразительной деятельности в норме и учет особенностей становления изобразительной деятельности у детей с различными отклонениями в развитии;
  • тесная взаимосвязь изобразительной деятельности с различными видами детской деятельности — предметной, игровой, трудовой и общения;
  • актуальность социальной направленности изобразительной деятельности при отборе методов, приемов и содержания обучения;
  • эмоциональная включенность ребенка в процесс создания изображений на всех этапах обучения;
  • развитие всех сторон речи как составная часть процесса формирования изобразительной деятельности;
  • процесс созданий изображений немыслим без воспитания у детей эстетической культуры и художественной выразительности.

Коррекционные занятия по рисованию способствуют тому, что:

  1. у детей формируются навыки наблюдения;
  2. совершенствуются приемы обследования изображаемого объекта;
  3. дети овладевают специфическим восприятием – умением видеть предмет целостно, в единстве его свойств;
  4. формируются полные и точные представления о предметах и явлениях окружающего мира, поскольку изображение предметов требует отчетливого выделения в сознании существенных признаков, касающихся формы, конструкции, величины, положения в пространстве и других параметров;
  5. дети не только воспроизводят увиденное, но на основе полученных представлений о предметах, явлениях реального мира создают в рисунке новые оригинальные произведения. Это осуществляется благодаря развитию воображения, основу которого составляет способность оперировать в уме представлениями и преобразовывать их;
  6. также развиваются зрительная и двигательная память, поскольку в процессе изобразительной деятельности важно не только уметь воспринимать предметы и работать карандашом и кистью и, но и согласованно воспроизводить рукой то, что увидел глазами;
  7. дети учатся изображать предметы, т.е. запечатлевать представления о нем и способе его изображения;
  8. на уроках изобразительного искусства у детей в наглядно-практической деятельности совершенствуются все мыслительные операции.

 

4. Особенности рисунков детей  с ЗПР

 

 Дети  с ЗПР испытывают трудности  при необходимости вычленить  отдельные элементы из объекта,  который воспринимается как единое  целое. Эти дети затрудняются  в достраивании целостного образа  по какой-либо его части, сами  образы предметов в представлении  детей недостаточно точны и  само количество образов-представлений  у них значительно меньше по  сравнению с нормально развивающимися  детьми.

 У  детей с ЗПР есть затруднения  в построении целостного образа  и выделении фигуры (объекта) на  фоне. Целостный образ формируется  замедленно. Таким детям свойственна  общая пассивность восприятия, что  проявляется в попытках подменить  более сложную задачу более  легкой, в желании побыстрее «отделаться».

 В  рисунках отмечаются выраженные  пространственные нарушения в  расположении объектов на листе  бумаги, выраженная диспропорциональность  отдельных составных частей, неправильное  соединение отдельных частей  объекта между собой, отсутствие  изображения мелких деталей.

Особенности изодеятельности детей с ЗПР

1) отсутствие  интереса к результатам деятельности;

2) слабость  ассоциаций между собственными  графическими построениями и  реально существующими предметами  и явлениями;

3) затрудненность  процесса узнавания в собственных  графических образах реальных  предметов и их быстрое забывание; 

4) обилие  графических штампов; 

5) статичность  и схематичность рисунков по  форме и содержанию;

6) отсутствие  преднамеренного выбора цвета;

7) бедность  цветового решения;

8) неразвитость  композиционных сюжетных построений;

9) низкий  уровень развития познавательных  процессов – ощущения, восприятия, представления, воображения, наглядно-образного  мышления, внимания, памяти.

 

Практическая часть

 

Конспект занятия по рисованию  «Нарисуй домик»

(для  подготовительной группы с детьми  с ЗПР).

Занятия по рисованию проводятся раз в  неделю.

Задачи:

1. Коррекционно-образовательные:

  • Закреплять знания о цветах и геометрических формах предметов.
  • Учить детей создавать несложную композицию.

2. Коррекционно-развивающие:

  • Развитие познавательных процессов – восприятие, память, мышление.

 Выполнение  рисунка по образцу. Показ и  пояснения педагогом основного  способа обследования предмета (что  в какой последовательности надо  рисовать). Сосредоточение на последовательности  действий по выполнению заданий.  Запоминание последовательности  действий, переключение с одного  действия на другое (смена цветных  карандашей).

  • Развитие наблюдательности.

 Использование  наглядных опор (расположение предметов  фланелеграфе) для привлечения внимания  детей к обращенной речи, развитие  ее понимания. 

  • Учить элементарному планированию предстоящей деятельности.

 Использование способов рисования, освоенных в ходе деятельности вне занятий (раскрашивать заданный контур). Заранее определить какой предмет каким цветом раскрашивать.

  • Развитие творчества.

Информация о работе Коррекционная работа по формированию навыков общения у детей с ЗПР с использованием средств арттерапии