Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2013 в 20:24, курсовая работа
Цель исследования состояла в разработке программы тренинга по развитию внеситуативных форм общения у детей с задержкой психического развития (ЗПР) средствами арттерапии. Цель дипломной работы была реализована в процессе решения следующих задач:
Изучена психолого-педагогическая литература по проблеме.
Рассмотрены возможности арттерапии в работе с детьми с ЗПР.
Выявлены особенности общения детей с ЗПР.
Введение
Глава 1. Теоретические основы проблемы общения детей с задержкой психического развития
1.1 Общение детей с нормальным психическим развитием
1.2 Понятие "задержка психического развития" и ее классификация
1.3 Особенности общения детей с интеллектуальной недостаточностью
1.4 Использование средств арттерапии в коррекционной работе с детьми с ЗПР
2. Экспериментальное исследование особенностей общения со взрослыми детей с ЗПР
2.1 Методика экспериментального исследования
2.2 Результаты первичной диагностики
2.3 Результаты повторной диагностики
3. Коррекционная работа по формированию навыков общения у детей с ЗПР с использованием средств арттерапии
3.1 Программа тренинга
3.2 План занятий
3.3Содержание тренинга
Заключение
Смена ведущего мотива определяется изменением ведущей деятельности ребенка и положением общения в системе общей жизнедеятельности детей.
Общение осуществляется с помощью разнообразных средств. Выделяют три основные категории средств общения:
1. экспрессивно - мимические средства общения (взгляд, мимика, выразительные движения рук и тела, выразительные вокализации);
2. предметно - действенные средства
общения (локомоторные и
3. речевые средства общения (
В общении с окружающими людьми
дети используют средства общения всех
категорий, которыми уже овладели, в
совокупности, выдвигая на передний план
те или иные из них в зависимости
от решаемой в данный момент задачи
и своих индивидуальных особенностей.
Из мнения отдельных аспектов, характеризующих
развитие разных структурных компонентов
общения - потребностей, мотивов, операций
и т.п., в совокупности порождают
интегральные, целостные образования,
представляющие собой уровни развития
коммуникативной деятельности. Эти
качественно специфические
Одновременное изменение потребностей, мотивов и средств общения детей ведет к изменению форм коммуникативного развития.
В современных исследованиях
1. ситуативно-личностная (непосредственно эмоциональная);
2. ситуативно- деловая ( предметно-действенная);
3. внеситуативно-познавательная;
4. внеситуативно-личностная.
Ситуативно-личностная форма общения в онтогенезе первой примерно в 0-2 месяца имеет самое короткое время существования в самостоятельном виде - до 6 месяцев. Ведущим мотивом в этот период жизни детей является личностный мотив.
Общение малышей с взрослыми
выступает как самостоятельные
эпизоды обмена выражениями нежности
и ласки. Это общение непосредственное,
что и отражено в прежнем названии
ситуативно-личностного общения "непосредственно-
Ведущее место при ситуативно-
Ситуативно-личностное общение занимает положение ведущей деятельности в первом полугодии жизни (С.Ю. Мещерякова [2]).
Ситуативно-деловая форма
Общение со взрослыми вплетается в
новую ведущую деятельность (предметно-манипулятивную),
помогая ей и обслуживая ее. На центральное
место среди других мотивов общения
выдвигается деловой мотив, т.к. главные
поводы для контактов ребенка
со взрослыми связаны с их общим
делом практическим сотрудничеством.
Ведущее положение при
Ситуативно - деловое общение имеет
важнейшее значение в жизни детей
раннего возраста. В это время
дети переходят от неспецифических
примитивных манипуляций с
В первой половине дошкольного детства у ребенка возникает третья форма общения внеситуативно -познавательная. Как и вторая форма общения (ситуативно-деловая) она опосредована, но вплетена не в практическое сотрудничество с взрослым, а в совместную познавательную деятельность ("теоретическое" сотрудничество). Ведущим мотивом становится познавательный мотив. Для ситуативно-познавательной формы общения характерно стремление ребенка к уважению взрослого. [55]
Основным средством общения
у детей, владеющих внеситуативно-
Познавательное общение тесно переплетается с игрой детей, которая является ведущим видом деятельности на протяжении всего дошкольного детства. В сочетании оба эти вида активности обеспечивают стремительное расширение познаний детей об окружающем мире, углубление их сведений о сторонах действительности, не подлежащих чувственному восприятию, " конструирование реальности" (Ж.Пиаже), т.е. построение ребенком субъективного образа мира.
К концу дошкольного детства у детей появляется высшая для дошкольников форма общения с взрослыми- внеситуативно-личностная. Ведущим в этой форме является личностный мотив.
Еще одной особенностью становления
общения в конце дошкольного
детства является произвольный контекстный
характер обучения, который имеет
прямое отношение к готовности к
школьному обучению. Потеря непосредственности
общении с взрослыми и, соответственно,
обретение произвольности понимаемой
как способность подчинять свое
поведение определенным задачам
и соответствующим им правилам и
требованиям, выступает существенным
компонентом психологической
Чем выше форма общения с взрослым,
тем внимательнее и чувствительнее
ребенок к оценке взрослого и
к его отношению, тем более
он сосредоточен на материале общения.
Поэтому на уровне внеситуативно-личностной
формы общения дошкольники
Следовательно, сформированость внеситуативно-
В общении детей со сверстниками выделяют также ряд последовательно сменяющих друг друга форм общения (М.И.Лисина):
1. эмоционально-практическая;
2. ситуативно-деловая;
3. внеситуативно-деловая.
Эмоционально-практическая форма общения возникает на третьем году жизни ребенка. От сверстника ребенок ожидает соучастия в своих забавах и самовыражениях. Основные средства общения являются экспрессивно-мимические.
Примерно в 4 года возникает вторая форма общения со сверстниками- ситуативно-деловая. Роль общения со сверстниками у детей старше 4-х лет заметно возрастает среди других видов активности ребенка. Это связано с преобразованием ведущей деятельности дошкольников - сюжетно-ролевой игры. Основным средством общения становится речь.
Исследователи изучения соотношения речи и мышления у детей (Л.С.Выготский [10], А.Р.Лурия [36]), показали, что все психические процессы у ребенка (мышление восприятие, память, внимание, воображение, целенаправленное поведение) развиваются с прямым участием речи.
С другой стороны, известно, что у
детей с нарушением речи может
замедлиться интеллектуальное развитие.
Те же исследователи утверждают, что
речевые нарушения (в том числе
и общее недоразвитие речи), у
детей с задержкой психического
развития или с умственной отсталостью
встречаются гораздо чаще, чем
у детей с нормальным интеллектом.
Поэтому принято рассматривать
речевую недостаточность в
При помощи речи люди имеют возможность общаться с окружающими, получают новую информацию.
У детей первых лет жизни речь
оказывает важное влияние на развитие
ощущений и восприятий, способствует
формированию мышления. Благодаря речи
развиваются представления об окружающем
мире, совершенствуется память. По мере
развития лексико-грамматической стороны
речи ребенок овладевает такими интеллектуальными
операциями, как сравнение, анализ и
синтез. Становление и развитие речевой
деятельности приводит к формированию
обобщающей функции речи. Формирование
такой функции речи, как регулирующая,
тесно связано с развитием
целенаправленного поведения, с
развитием внутренней речи и возможности
программированной
Большинство авторов обращают внимание
на связь между речевой
Следовательно, речь играет огромную роль в психическом развитии ребенка.
Проблема развития речи у детей глубоко изучена и широко представлена в отечественной педагогике и психологии (Л.С.Выгодский [9], Н.С.Жукова [19], В.С.Мухина [39] и мн.другие). Речь не является врожденной способностью человека. Она формируется постепенно, вместе с развитием ребенка, на основе подражания речи окружающих.
Исследования многих ученых в этой области позволяют утверждать, что для становления речи ребенка необходимо нормальное созревание и функционирование центральной нервной системы.
Большое значение для развития речи имеет нормальное состояние высших психических процессов (памяти, внимания, мышления, воображения), а так же физическое состояние ребенка. Однако, даже имея все необходимые предпосылки, без речевого окружения ребенок никогда не заговорит.
На первом году жизни у ребенка
происходит интенсивное развитие головного
мозга, органов речи, а так же слуха
(физического и
До двух месяцев младенец может издавать только крик, который на данном этапе является рефлекторным. Собственное развитие речи начинается у ребенка с двух месяцев, с периода гуления.
На третьем-четвертом месяце характер
гуления изменяется, приобретает
различные интонации и
Именно в период от рождения и
до года-полутора лет у ребенка
формируется способность к
По окончании
Период с одного года до двух лет
называют критическим в развитии
речи детей. В это время резко
возрастает способность ребенка
к подражанию речи взрослых, интенсивно
развивается активная речь и понимание
речи. В первую очередь это связано
с интенсивным развитием
На четвертом году жизни у детей отмечается заметное улучшение произношения, речь становится более отчетливой. Интенсивно развивается связная речь, непрерывно идет процесс увеличения словаря. Этот период так же называют критическим, так как в этот период происходит переход от ситуативной речи к контекстной. В своих высказываниях ребенок употребляет почти все части речи, но грамматически строй все еще несовершенен. [50]
У пятилетних детей отмечается резкое
улучшение произносительной стороны
речи, растет активный словарь. Дети начинают
овладевать многологической речью,
употребляют предложения