Коррекционная работа по формированию навыков общения у детей с ЗПР с использованием средств арттерапии

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2013 в 20:24, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования состояла в разработке программы тренинга по развитию внеситуативных форм общения у детей с задержкой психического развития (ЗПР) средствами арттерапии. Цель дипломной работы была реализована в процессе решения следующих задач:
Изучена психолого-педагогическая литература по проблеме.
Рассмотрены возможности арттерапии в работе с детьми с ЗПР.
Выявлены особенности общения детей с ЗПР.

Оглавление

Введение
Глава 1. Теоретические основы проблемы общения детей с задержкой психического развития
1.1 Общение детей с нормальным психическим развитием
1.2 Понятие "задержка психического развития" и ее классификация
1.3 Особенности общения детей с интеллектуальной недостаточностью
1.4 Использование средств арттерапии в коррекционной работе с детьми с ЗПР
2. Экспериментальное исследование особенностей общения со взрослыми детей с ЗПР
2.1 Методика экспериментального исследования
2.2 Результаты первичной диагностики
2.3 Результаты повторной диагностики
3. Коррекционная работа по формированию навыков общения у детей с ЗПР с использованием средств арттерапии
3.1 Программа тренинга
3.2 План занятий
3.3Содержание тренинга
Заключение

Файлы: 1 файл

Задержка речи 22.docx

— 111.21 Кб (Скачать)

 Учить создавать композицию схематично, наброски, эскиз (использование простого карандаша).

  • Учить действовать по указанию педагога.

 План  действий предлагается педагогом.  Пооперационный контроль взрослого:  применение пояснений, указаний.

  • Совершенствование лексического состава устной речи.

 Называние детьми предмета, образца и его частей, обозначение с помощью речи их признаков, назначения предмета, расположение предмета в пространстве (внутри-снаружи, вверху-внизу, слева-справа). Краткие ответы на вопросы педагога, повторение задания (инструкции) педагога.

3. Коррекционно-воспитательные:

  • Вызвать интерес детей к теме рисования в повседневной бытовой деятельности и на самом занятии.
  • Воспитывать аккуратность в работе, творческую способность.
  • Воспитывать эмоциональную отзывчивость.

 Материал  для занятия – рисунок «Нарисуй домик», простые и цветные карандаши (12 цветов), альбомные листы.

 Начинать работу следует с формирования умения целенаправленно рассматривать, т.е. зрительно обследовать. Под руководством педагога дети вычленяют основные элементы, детали объекта, определяют их соотношение, положение в пространстве, замечают изменения в самом объекте или его расположении. Многократное выполнение таких заданий способствует развитию наблюдательности, что в свою очередь позволяет ребенку составить целостное и в тоже время детальное представление об объекте.

 Перед занятием должна пройти предварительная работа – вспомнить какие геометрические фигуры изучали на прошлых занятиях, найти фигуры в окружающем пространстве (в группе), проговаривание (окно — это прямоугольник, зеркало — круг, крыша домика для кукол — треугольник и т.д.), рассматривание иллюстраций, для того чтобы вызвать интерес к предстоящему занятию, активность детей, желание вообще заняться изобразительной деятельностью.

Структура занятия:

  • Вводная часть - 3мин.
  • Беседа о составных частях домика (стены, крыша, окно), о том что можно нарисовать рядом с домиком, ознакомление с композицией на фланелеграфе для примера - 5 мин.
  • Физминутка (пальчиковая гимнастика) - 2 мин.
  • Основная часть занятия - 20 мин.
  • Итог занятия - 5 мин.

Ход занятия:

Вводная часть

 «Ребята,  мы с вами читали сказку про Красную Шапочку, которая ходила в гости к бабушке. Сегодня на занятии будем рисовать домик, в котром жила бабушка. Давайте вспомним, какие мы знаем дома?» здесь предполагается ответная реакция детей (большие-маленькие). Также параллельно следят за тем, как педагог выстраивает композицию на фланелеграфе. Затем анализируется структура изображения на картине, форма, пропорции и расположение частей домика.

П.: «Дом стоит на земле или висит в  воздухе, или распологается на небе?»

Д.: «Внизу». «На земле».

П.: «Каждый  дом имеет стены (на фланелеграф  ставится стена — прямоугольник

 желтого  цвета). Обратите внимание, прямоугольник  ровный, линии прямые. Что еще  надо построить для того, чтобы  получился дом?»

Д: «Крышу» (хором). «Маму»(один неуверенный ответ).

П: «Правильно, крышу. Крыша находится сверху стен и защищает дом от дождя и снега, поэтому она плотно прилегает  к стенам дома, чтобы ни снег, ни капли  дождя не попали в дом. Крыша треугольной  формы. Обратите внимание, все стороны  у крыши ровные. А что еще  не хватает в нашем доме?»

Д: «Стола». «Телевизора». «Родителей».

П: «Давайте подумаем. В доме живет бабушка. Но как же ей зайти в дом?» 

Д: «Надо  дверь».

П: «Надо  нарисовать дверь. Мы нарисуем ее слева. Дверь прямоугольной формы, посмотрите внимательно по размеру она меньше стены. Нарисуйте ее красиво, ровно. Пусть она будет открыта (см. образец), чтобы бабушка смогла зайти в  дом. Надо не забыть нарисовать лестницу (ориентировка только на образец, без  словестной инструкции). Запомнили?».

Д: « Надо еще окошко нарисовать».

П: «Окно  мы нарисуем обязательно. Вы запомнили, что и в какой последовательности мы будем рисовать? Повторите.»

Д: «Стены. Крышу. Дверь.»

П: «Правильно. Молодцы. Очень хорошо, что вы вспомнили  про окно. Окна бывают разных форм: квадратные, прямоугольные, бывают даже круглые. Мы с вами нарисуем окно квадратной формы. На стене по центру будет расположено  одно окно. Постарайтесь нарисовать его  красиво, аккуратно.»

Закрепление понятий пространственной ориентировки . Затем идет анализ цвета на картине – на земле растет зеленая трава, небо голубого цвета, солнце желтого цвета. И после всего этого – целостное восприятие картины.

Физминутка (пальчиковая гимнастика)

Тук-тук-тук, тук-тук-тук. Раздаётся снова стук.

На руке твоей другой пальчик постучал большой.

Мы по очереди всеми будем пальцами стучать и, конечно, отдыхать.

А теперь мы будем киски. Эй, не подходите близко.

Поцарапаем  немножко. Не ребята мы, а кошки.

Теперь  приступим рисовать.

 Основная часть занятия – самостоятельная деятельность детей.

Сначала выполняется набросок рисунка простым  карандашем. «Внимательно смотрим, вспоминаем, какое солнышко круглое, высоко на небе. Дом — на земле». «Давайте возьмём лист бумаги, желтый карандаш и раскрасим солнышко. Теперь травка, она зелёная. Где у нас зелёный карандаш?»

 Ведется  индивидуальная работа с детьми, педагог подходит к каждому  ребенку и с помощью рекомендаций  направляет ребенка. 

 Итоговая часть.

П: «Ребята, занятие закончилось. Покажите, что  у вас получилось. Все всё сделали  правильно?»

Дети  показывают свои рисунки. Все довольны результатами своей работы. Считают, что ошибок ни у кого нет. Когда  педагог указывает на ошибки, дети на слова педагога не реагируют, не расстраиваются.

Анализ рисунков детей

Рисунок 1 выполняла девочка 7,5 лет. Диагноз: ЗПР церебрально-органического происхождения.

Рисунок примитивен, статичен и схематичен по своей форме и содержанию. В рисунке творчества не проявляла, выполняла работу в соответствии с инструкцией педагога. Работа не соответствует образцу. Преобладание графических штампов. Работа выполнена аккуратно.

Пропорции соблюдены частично, линии выпонены нечетко, детали композиции мелкие. Нарушено соотношение «крыша-дом» (искажение  размеров, разрывы между тесно  связаными фигурами), не смогла воспроизвести  изображение лестницы, забор и  ели были нарисованы после более  подробных указаний педагога. «Двойной фриз», графические изображения распологаются по нижнему краю листа (на земле) и верхнему краю (небо), предметы не загораживают друг друга.

Используются 4 цвета основные (оттенки цветов отсутствуют). Передача цвета частично удалась, т.к. правильным цветом выделена трава, деревья, солнце. Первоначально  использовала желтый карандаш (солнце, дом, крыша, труба). Не смотрит на образец (композиция на фланелеграфе). После  поправки педагога, стала использовать другие цвета. Бледные тона, т.к. ребенок  слабо держит карандаш в руке. Навыки штриховки не сформированны, т.к. не достаточно развита мелкая моторика.

Задание выполняет быстро, к концу занятия  всё сделано. Не проявила интереса к  итогам своей работы.

Рисунок 2 выполнял мальчик 7 лет. Диагноз: ЗПР соматогенного происхождения.

Рисунок примитивен, статичен и схематичен по своей форме и содержанию. В  рисунке творчества не проявил, выполнял работу в соответствии с инструкцией  педагога. Работа частично не соответствует  образцу. Преобладание графических  штампов. Работа выполнена аккуратно.

Центрированное  изображение, ребенок строит изображение  на всем листе, в центре располагает  значимый объект. Пропорции соблюдены  частично (нарушены соотношения составных  частей дома относительно друг друга). Цветовая окраска соответствует  образцу, используется 4 цвета. Тона яркие, штриховка выпонена правильно, т.к. ребенок правильно держит карандаш, сильно нажимает (рука быстро устает), движения резкие уверенные. Работал  самостоятельно, медленно. Не успел  выполнить работу до конца занятия. Не проявил интереса к оценке своей  работы.

 

Список используемой литературы:

 

1. Бёдёр Е.  Комплексное изучение детей с  временными задержками развития  и вопросы их обучения //Дефектология. – 1975. – №1

2. Вершинина Н.А. Предметное рисование; изд-во Поморского Университета. – Северодвинск, 1994

3. Дьяченко  О.М.Воображение дошкольника. –  М., 1986.

4. Емельянова  Л. «Анализ детских работ по  изодеятельности»// Дошкольное воспитание. 1980, №39.

5. Е.А. Ержанова. Изобразительная деятельность в  обучении и воспитании дошкольников  с отклонениями в развитии. // Дефектология. - 2003. - № 6

6. Готовимся  к школе. Программно-методическое  оснащение коррекционно-развивающего  воспитания и обучения дошкольников  с ЗПР. – М.: Ника-Пресс,1998

7. Комарова  Т.С. Занятия по изобразительной  деятельности в д/с: Кн. для  воспитателя детского сада. –М.: Просвещение, 1991

8. Обучение  детей с ЗПР: пособие для  учителей/ под ред. В.И. Лубовского. Смоленск, 1994

9. Сакулина  Н.П.Рисование в дошкольном возрасте. – М., 1965.

10. Обучение  детей с нарушениями интеллектуального  развития: (Олигофренопедагогика): учеб. пособие для студентов ВУЗ  / под. ред. Б.П.Пузанова. - 2-е изд., стер. - М.: Издательский центр «Академия», 2006

11. Основы специальной психологии: Учеб.пособие для студентов сред.пед.заведений / Л.В.Кузнецова, Л.И.Переслени, Л.И.Солнцева и др.; под ред. Л.В.Кузнецовой. - 2-е изд., стер. - М.:Издательский центр «Академия», 2005. - 480с.


Информация о работе Коррекционная работа по формированию навыков общения у детей с ЗПР с использованием средств арттерапии