Формирование речевого этикета у детей с зпр

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2014 в 09:10, дипломная работа

Краткое описание

В разные эпохи существовали определенные формы общения, которые являлись символом принадлежности к тому или иному слою общества. Эти формы общения обобщенно называются этикетом, то есть представляют собой свод правил и норм поведения и общения.

Оглавление

Введение …………………………………………………………………………3
Глава 1. Теоретические аспекты формирования речевого этикета у детей дошкольного возраста с ЗПР …………………………………………………..7
1.1 Понятие речевого этикета
1.2 Общекультурные нормы речевого этикета
1.3 Психолого-педагогические особенности формирования речевого этикета у детей дошкольного возраста с нормальным развитием и у детей с ЗПР
Глава 2. Экспериментальная работа по изучению и формированию речевого этикета у детей дошкольного возраста с ЗПР …………………..……………..32
2.1 Организация экспериментальной работы по изучению и формированию речевого этикета у детей дошкольного возраста с ЗПР
2.2 Констатирующий этап эксперимента
2.3 Формирующий этап эксперимента
2.4 Сравнительный анализ
Заключение…………………………………………………………….………..46
Список литературы ………………………………………………….…………50
Приложения …………………………………………………………………….53

Файлы: 1 файл

диплом ф.р.э.docx

— 200.14 Кб (Скачать)

 

 

ФОРМИРОВАНИЕ РЕЧЕВОГО ЭТИКЕТА У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗПР

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание

 

Введение …………………………………………………………………………3

Глава 1. Теоретические аспекты формирования речевого этикета у детей дошкольного возраста с ЗПР …………………………………………………..7

1.1 Понятие речевого этикета

1.2 Общекультурные нормы  речевого этикета 

1.3 Психолого-педагогические особенности формирования речевого этикета у детей дошкольного возраста с нормальным развитием и у детей с ЗПР

Глава 2. Экспериментальная работа по изучению и формированию речевого этикета у детей дошкольного возраста с ЗПР …………………..……………..32

2.1 Организация экспериментальной  работы по изучению и формированию речевого этикета у детей дошкольного возраста с ЗПР

2.2 Констатирующий этап эксперимента

2.3 Формирующий этап эксперимента

2.4 Сравнительный анализ

Заключение…………………………………………………………….………..46

Список литературы ………………………………………………….…………50

Приложения …………………………………………………………………….53

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

В разные эпохи существовали определенные формы общения, которые являлись символом принадлежности к тому или иному слою общества. Эти формы общения обобщенно называются этикетом, то есть представляют собой свод правил и норм поведения и общения.

Примером того, как резко может смениться публичный этикет в истории, могут служить самые переломные моменты истории. Всем известно, как Петр Великий насаждал в России европейские манеры поведения, Тогда в Россию пришла совсем другая эпоха, и этикет стал одной из внешних форм проявления глубинных внутренних изменений страны. Аналогичная смена этикета произошла после Февральской и Октябрьской революций 1917 года. Господа и дамы ушли в прошлое, остались одни товарищи, и простонародные манеры поведения вошли в быт всех без исключения слоев населения. Таким образом, этикет является показателем состояния развития культуры общества.

Этикет - это достижения в области поведения и общения. К сожалению, нередко воспитание в семье и в общеобразовательных учреждениях не формирует социальную потребность в культурном поведении. Именно поэтому дошкольным педагогам следует позаботиться и о культуре поведения и речи, и самих правилах этикета своих воспитанников с дошкольного возраста.

В последнее время роль этикета в нашем обществе как части поведенческой культуры неизмеримо возрастает, поскольку этикет создает условия, благоприятные для общения и существования людей, различных по национальному и социальному положению, психологическим и возрастным особенностям, взглядам и образовательному уровню, по ролевым установкам.

Важнейшее средство общения людей - речь. О людях судят по тому, что и как они говорят, как доносят до окружающих свои мысли, чувства, впечатления, знания. Речевой этикет является словесным выражением уважительного отношения друг к другу. Он помогает отстоять свою позицию в споре, не задевая самолюбия оппонента, и воздействует на самочувствие людей, предотвращая негативные переживания. Все вышесказанное наводит на мысль о том, что правила этикета  и культуру общения следует воспитывать с детства.

Темой данной работы является формирование речевого этикета умений у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития (ЗПР).

Проблема ЗПР является важной не только для дефектологии, но и для общей педагогики, т.к. тесным образом связана с проблемой воспитания и развитием детей. Изучение детей с ЗПР началось совсем недавно в 60-х годах в НИИ дефектологии под руководством Т.А.Власовой и Т.С.Певзнер. Однако в настоящее время специальная педагогика уже располагает рядом исследований, раскрывающих особенности памяти, личности, речи, мышления, игровой деятельности детей с ЗПР. Накоплен опыт организации коррективно-развивающей помощи детям, испытывающим трудности в усвоении образовательной программы. Однако многие вопросы остаются недостаточно разработанными. Среди них вопрос изучения коммуникативной деятельности у дошкольников с ЗПР. Проблема формирования коммуникативных способностей, в частности формирование речевого этикета, у детей с ЗПР специально не была изучена.

Актуальность данной темы заключается в том, что культурно-речевое воспитание детей с ЗПР – дело большой социальной значимости. И чем раньше начинается культурно-речевое обучение ребенка, тем больше возможностей для прочного овладения разносторонними коммуникативными умениями. 

Общеизвестно, что ребенок овладевает речью постепенно, усваивая словарь родного языка, развивает свой фонематический слух, затем овладевает различными грамматическими формами и связной речью.

Прежде всего, ребенок усваивает те нормы родного языка, которые имеют место в его окружении. Это может быть и культурная речь, и ненормативная лексика, что нередко в наше сложное время. Поэтому очень важно изучить условия формирования родной речи, в которую органично входит этикет: здороваться при встрече, прощаться, обращаться с просьбой, благодарить за помощь или угощение. Это и есть основы этикета в младшем дошкольном возрасте, которые становятся фундаментом усвоения основных правил речевого этикета. Имеется противоречие между тем, что требуют от ребенка взрослые в рамках речевого этикета, и тем, что ребенок слышит в обыденной жизни. Данное противоречие разрешается путем создания условий для формирования речевого этикета у старших дошкольников.

Отсюда вытекает цель данной работы: создание, апробация и доказательство эффективности комплекса занятий, игр и упражнений, направленных на совершенствование речевых этикетных умений у дошкольников с ЗПР.

Для достижения цели были поставлены следующие задачи:

- изучить понятие речевого этикета;

- рассмотреть общекультурные нормы речевого этикета;

- рассмотреть психолого-педагогические особенности формирования речевого этикета у детей дошкольного возраста с нормальным развитием и у детей с ЗПР;

- организовать и провести  экспериментальную работу по изучению и формированию речевого этикета у детей дошкольного возраста с ЗПР.

Объект исследования: процесс формирования речевого этикета у дошкольников ЗПР.

Предмет исследования: методы и приемы, направленные на формирование речевых этикетных умений у дошкольников с ЗПР.

Гипотеза: формирование речевого этикета у дошкольников с ЗПР будет проходить более успешно при наличии следующих условий:

- если  знакомство детей с основными  формулами вежливого общения  и упражнение детей в их  использовании будет проходить  при помощи специально разработанного  комплекса занятий;

- если при изучении речевого  этикета будет соблюдаться основное  правило успешного общения – доброжелательное отношение к собеседнику.

  Методы исследования:

    • Изучение психолого-педагогической и методической литературы по теме исследования;
    • Анализ и обобщение материала, полученного в беседах, наблюдениях, эксперименте;
  • Педагогическая опытно-поисковая работа (констатирующий, формирующий, контрольный эксперименты).
  • Наблюдение за детьми в повседневной жизни;
  • Беседы с детьми, консультации и индивидуальные беседы с родителями.

База исследования: детский сад №137 комбинированного типа.

Данная выпускная квалификационная работа содержит в себе введение, две главы, заключение, список литературы по данной теме и приложения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ РЕЧЕВОГО ЭТИКЕТА У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗПР

 

1.1 Понятие речевого  этикета

 

Возникновение этикета как такового и речевого этикета в частности прочно связывается с развитием государства как основной регулирующей и управляющей системы общества. Государство, подразумевающее по своей природе иерархическое строение власти и институтов власти, различные формы социальной стратификации, различные формы подчинения, нуждается в нормах и правилах поведения, которые бы на практике служили средствами дифференциации и распознавания различных социальных групп, слоёв, институтов.

 «Этикет (французское etiquette - ярлык, этикетка) - совокупность правил поведения, касающихся внешнего проявления отношения к людям (обхождение с окружающими, формы обращения и приветствий, поведение в общественных местах, манеры и одежда)» [3, c.129].  Древнейшие сведения об этикете содержатся уже в «Поучениях Кагемни фараону Снофри», которым около пяти тысяч лет. Во всех вышеуказанных примерах речь идёт об общих правилах поведения, которые непременно включают в себя и правила речевого поведения, мы же будем вести разговор в основном о речевых правилах, т.е. о речевом этикете [4, c.65].

Со временем деятельность властных и общественных структур настолько формализуется и нормируется, различия разных социальных слоёв и групп проявляются настолько явно, что коммуникация в государстве и обществе перегружается огромным количеством несистематизированных норм и правил. Всё это ведёт к неразберихе и путанице. С этого момента огромное количество норм и правил начинает классифицироваться и систематизироваться. Можно считать именно эту точку в развитии государства и общества рождением системы норм и правил, регламентирующих и нормирующих поведение человека в обществе, т.е. этикета. А поскольку порядок поведения в обществе воспитывается с детства в каждом его члене семьей, школой, всей средой, то этикет становится частью моральных правил, изучаемых наукой этикой.

Речевой этикет представляет собой широкую область стереотипов общения.

В процессе воспитания, социализации и адаптации в социуме человек, становясь личностью, и все более совершенно овладевая языком, познает и этические нормы взаимоотношений с окружающими, в том числе и речевых взаимоотношений, иначе говоря, овладевает культурой общения. Основа культуры общения – соблюдение этических норм речевого поведения, т.е. речевого этикета. Но для этого надо ориентироваться в ситуации общения, в ролевых признаках партнера, соответствовать собственным социальным признакам и удовлетворять ожидания других людей, стремиться к «образцу», сложившемуся в сознании носителей языка, действовать по правилам коммуникативных ролей говорящего или слушающего, строить текст в соответствии со стилистическими нормами, владеть устными и письменными формами общения, уметь общаться контактно и дистантно, а еще и владеть всей гаммой невербальных средств коммуникации [33, c.162].

В каждом обществе этикет постепенно развивался как система правил поведения, система разрешений и запретов, организующих в целом морально-нравственные нормы: оберегай младших, заботься о жене, уважай старших, будь добрым к окружающим, не обижай, не оскорбляй зависящих от тебя, будь трудолюбивым, совестливым - и т.д. и т.п.

Соколова О.А. даёт следующее определение этикета: "Этикет представляет собой совокупность принятых правил, определяющих порядок какой-либо деятельности" [28, c.121]. Так этикет и этика объединяются: ведь недаром второе значение слова этика словари определяют как систему норм нравственного поведения человека, какого-либо класса, общественной или профессиональной группы. Естественно, что этикет и речь связаны теснейшим образом. Антонова Л.Г. даёт такое определение речевому этикету: "Под речевым этикетом понимаются разработанные правила речевого поведения, система речевых формул общения" [2, c.191].

В.Е. Гольдин в своей книге «Речь и этикет» говорит, что манера речи, стиль, разрешение или запрет говорить одно и не говорить другое, выбор языковых средств как свидетельство принадлежности к своей определенной  среде - все это заметно в наших повседневных речевых проявлениях и является «визитной карточкой» личности [13, c.105]

Н. И. Формановская дает такое определение: «Под речевым этикетом понимаются регулирующие правила речевого поведения, система национально специфичных стереотипных, устойчивых формул общения, принятых и предписанных обществом для установления контакта собеседников, поддержания и прерывания контакта в избранной тональности» [31, c.109].

Владение речевым этикетом способствует приобретению авторитета, порождает доверие и уважение, конкретные формы коммуникации.

Речевой этикет строится с учётом особенностей партнёров, вступающих в деловые отношения, ведущих деловой разговор: социального статуса субъекта и адресата общения, их места в служебной иерархии, их профессии, национальности, вероисповедания, возраста, пола, характера.

Речевой этикет определяется ситуацией, в которой происходит общение. Это могут быть презентация, конференция, симпозиум, совещание, консультация, юбилей или другой праздник.

Основу речевого этикета составляют речевые формулы, характер которых зависит от особенностей общения. Любой акт общения имеет начало, основную часть и заключительную часть.

В связи с этим формулы речевого этикета разделяются на 3 основные группы [3, c.156]:

1)речевые формулы для начала  общения,

2)речевые формулы, применяемые  в процессе общения,

3)речевые формулы для окончания  общения.

Кроме того, речевой этикет имеет национальную специфику. Каждый народ создал свою систему правил речевого поведения. Например, особенностью русского языка является наличие в нём двух местоимений – «ты» и «вы», которые могут восприниматься как формы второго единственного числа. Выбор той или иной формы зависит от социального положения собеседников, характера их отношений, официальной или неофициальной обстановки. Обращаться на "ты" не принято с незнакомыми людьми; в официальной обстановке; со старшими по возрасту, чину иногда должности. В то же время на «вы» не стоит обращаться к друзьям и родственникам, одноклассникам или коллегам по работе.

Информация о работе Формирование речевого этикета у детей с зпр