Формирование речевого этикета у детей с зпр

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2014 в 09:10, дипломная работа

Краткое описание

В разные эпохи существовали определенные формы общения, которые являлись символом принадлежности к тому или иному слою общества. Эти формы общения обобщенно называются этикетом, то есть представляют собой свод правил и норм поведения и общения.

Оглавление

Введение …………………………………………………………………………3
Глава 1. Теоретические аспекты формирования речевого этикета у детей дошкольного возраста с ЗПР …………………………………………………..7
1.1 Понятие речевого этикета
1.2 Общекультурные нормы речевого этикета
1.3 Психолого-педагогические особенности формирования речевого этикета у детей дошкольного возраста с нормальным развитием и у детей с ЗПР
Глава 2. Экспериментальная работа по изучению и формированию речевого этикета у детей дошкольного возраста с ЗПР …………………..……………..32
2.1 Организация экспериментальной работы по изучению и формированию речевого этикета у детей дошкольного возраста с ЗПР
2.2 Констатирующий этап эксперимента
2.3 Формирующий этап эксперимента
2.4 Сравнительный анализ
Заключение…………………………………………………………….………..46
Список литературы ………………………………………………….…………50
Приложения …………………………………………………………………….53

Файлы: 1 файл

диплом ф.р.э.docx

— 200.14 Кб (Скачать)

 

 

На основании данных критериев оценки, с учетом результатов наблюдения и собеседования с детьми были подведены итоги констатирующего эксперимента, которые оформлены в виде следующей таблицы:

 

Таблица 2. Результаты обследования уровня развития речевого этикета у детей старшей группы на констатирующем этапе исследования

Имя

Формы этикета

Действия, поступки

Сервировка стола

Поведение за столом

Сумма

баллов

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Алеша

Борис

Витя

Гоша

Данил

Аня

Алина

Вика

Галя

Даша

2

1

2

1

1

3

1

3

3

2

1

1

3

1

2

1

1

2

2

2

1

2

1

1

2

2

2

3

1

2

1

1

2

1

2

1

3

3

3

3

5

5

8

4

7

7

7

11

9

9

 

итого

19

16

19

20

 

 

 

Если учесть, что максимальное количество баллов для одного ребенка (4 показателя на 3 балла) – 12, а минимальное – 4, то получается, что на высоком уровне (10 – 12 баллов) находится одна Вика, на среднем уровне (9 - 7 баллов) находятся 6 детей, и на низком (4 – 6 баллов)  осталось трое детей.  В процентном отношении высокий уровень – 10%, средний уровень 60%, низкий уровень – 30% .(См. Приложение 1, рис. 1).

Кроме того, интересно было узнать, что девочки гораздо успешнее усваивают правила этикета, все они находятся на высоком (1) и среднем (4) уровне, мальчики же показали средний уровень – 2, низкий - 3.

На основании этих данных можно выяснить, в какой области этикета дети преуспевают лучше, а где нужна воспитательно-образовательная работа.

Если принять максимум баллов за 30 (3х10), то можно сделать вывод: практически все дети находятся на среднем уровне развития этикета: по знанию этикетных форм и сервировке стола – 19 баллов, поведение за столом – 20 баллов, отстают показания по действию и поступку вежливости – 16 баллов.

В процентном отношении знание и употребление этикетных форм составляет 57%, этикетное поведение в быту 53%, умение сервировать стол – 57%, и умение вести себя за столом – 66% от высокого уровня развития данных умений и навыков (См. Приложение 1, рис. 3).

На основе результатов констатирующего этапа работы была проведена консультация для педагогического состава ДОУ с целью разъяснения смысла показателей развития этикетной речи для детей и родителей.

У родителей возникла масса вопросов о том, как развивать этикетные формы поведения и речи в быту и повседневной жизни. Поэтому в старшей группе были оформлены стенды и папки-передвижки с целью ознакомления родителей с основами этикета, доступного детям дошкольного возраста.

Далее подводится итог констатирующего этапа работы, где каждому ребенку дается краткая характеристика с оценкой его индивидуального уровня развития в плане владения правилами речевого и этикета (См. Приложение 2). В соответствии с полученными данными строится работа со всей экспериментальной группой.

Таким образом, следует сделать вывод, что дети старшей группы в общем имеют некоторые представления об этикете, но нужна серьезная воспитательно-образовательная как с детьми, так и с родителями, чтобы дети овладели начатками этикетных отношений, культурой поведения и стремлением быть предельно внимательными к окружающим.

 

2.3. Формирующий этап экспериментальной работы

 

Таким образом, как показал констатирующий этап исследования, уровень развития этикета у детей данной экспериментальной группы находится на среднем уровне в целом, что в принципе нормально, но требуется специальная работа по формированию у детей современных представлений об этикете, используемых в общении с окружающими взрослыми и сверстниками, а также в быту, чтобы дети глубоко овладели навыками и умениями этикетного поведения, и не смогли этот уровень снизить под влиянием любых обстоятельств реальной действительности.

Формирующий эксперимент имеет своей целью педагогическое воздействие на уровень представлений детей экспериментальной группы об этикете. И лично один экспериментатор здесь ничего не добьется, поэтому к работе необходимо привлечь весь персонал дошкольного учреждения и семьи детей.

Для этого с педагогами и младшим обслуживающим персоналом проводятся собеседования и консультации  на различные темы, куда можно включить историю этикета, формы использования правил этикета в различных ситуациях – в быту, в официальной обстановке, методические советы по формированию у детей основ этикета.

Для родителей проводятся общее и групповые собрания, индивидуальные консультации по уровню владения детьми основами этикета.

Далее с детьми экспериментальной группы проводится практическая работа по плану. Данный план  реализации педагогических мероприятий

по формированию речевого этикета у детей дошкольного возраста с ЗПР рассчитан на год, но можно выбрать несколько самых типичных занятий, и работать с детьми в повседневной жизни и в различных видах деятельности.

 

План реализации педагогических мероприятий

по формированию речевого этикета

у детей дошкольного возраста с ЗПР

 

Формы работы

с детьми

Задачи

Методическое обеспечение

ЭТИКЕТ. ЧТО ЭТО?

                                  

 

1-я неделя

Предварительная работа.

Знакомить детей с произведениями В. Осеевой: Синие листья. После дождя. и другие.

Рассказ В. Осеевой «Волшебное слово».

2-я неделя

Предварительная работа.

Учить детей инсценировать сказки, передавать пригласительные формулировки и характер героев сказки

Сказка «Колобок».

3-я неделя

Уровень «А». Индивидуальная работа.

Закрепить знания детей об эстетике. Формировать у них представления о взаимосвязи этики и эстетики.

Яркие красивые вещи.

4-я неделя

Уровень «Б».Подгрупповая работа.

Беседа.

Закрепить знания об этикете. Учить детей выполнять правила поведения. Формировать навыки вежливости.

Сюжетные картинки.

 

1-я неделя

Уровень «В». Подгрупповая работа. Игра-путешествие с использованием проблемной ситуации.

Учить детей выполнять правила поведения; поступать с другими так, как хочешь, чтобы поступали с тобой; быть приятными для окружающих.  Формировать у них свое мнение, взгляды и интересы.

Модели поведения: взрослый – ребенок; гость в доме, ребенок в гостях

 

2-я неделя

Уровень «Г». Фронтальная работа. Сюжетно-ролевые игры. Игровая ситуация.

Продолжать закреплять формулы знакомства, приветствия, поощрения, благодарности, извинения. Формировать навыки поведения в общественном месте. Учить самостоятельно выбирать модель поведения в зависимости от ситуации. Продолжать учить формировать свое мнение, взгляды, интересы.

Сценарии сюжетно-ролевых игр «Гостюшка», «Детский сад».

ИМЕНА И ИХ ТАЙНА

ь

3-я неделя

Предварительная работа.

Научить детей играть в игру «Бояре» (вместо слова «невеста» использовать слово «друг» или «подруга»).

Сценарий игры «Бояре».

4-я неделя

Предварительная работа.

Знакомить детей с произведениями А. Барто.

Стихотворение А. Барто «Вовка - добрая душа». «Любочка», «Веревочка»

 

1-я неделя

Уровень «А».

.

Учить детей называть свое имя, отчество и фамилию; полное имя, отчество родителей, родственников и знакомых. Создание проблемной ситуации во время режимных моментов

Социализация детей в жизни и быту, знание окружающей обстановки, отношений в семье и быту.

 

2-я неделя

Уровень «Б». Беседа с детьми.

Объяснить детям, что имена бывают полные и неполные, что у каждого народа свои имена, что каждое имя имеет свое значение.

Книги, в которых встречаются русские имена и имена других народов.

 

3-я неделя

Уровень «В».

 Викторина.

Объяснить, что имена могут звучать ласково, строго, по-деловому. Формировать у детей навыки вежливости при общении друг с другом.

 

 

 

4-я

 неделя

Уровень «Г». Составление рассказов.

Продолжать учить детей связной речи. Использовать в речи правила этикета при общении друг с другом.

 

С ЧЕГО НАЧИНАЕТСЯ УТРО ИЛИ СЛОВО ЗДРАВСТВУЙ»

 

1-я 

неделя

Предварительная работа.

Продолжать знакомить детей с художественной литературой.

Произведение С. Козловой «Трям! Здравствуй!».

2-я

 неделя

Предварительная работа.

Продолжать знакомить детей с творчеством А. Барто, С. Михалкова и др.

Произведения А. Барто, А. Кондратьевой, С. Михалкова, А. Яшина.

3-я неделя

Работа во время режимных моментов.

Продолжать учить детей использовать в речи слова приветствия и прощания. Воспитывать уважение к взрослым. Учить использовать в речи формулы знакомства.

Игрушка-Незнайка.

                                    ДАВАЙ ПОЗНАКОМИМСЯ

 

4-я неделя

Уровень «А». Беседа с детьми с опорой на наглядный материал.

Учить детей использовать в речи слова, которые помогают человеку при знакомстве. Рассказать, что знакомство помогает многое понять: как живут люди, о чем думают, что знают.

Незнайка, сюжетная картинка.

 

1-я неделя

Уровень «Б». Речевая проблемная ситуация.

Продолжать.учить детей использовать в речи формулы знакомства. Провести беседу на тему: «Может ли знакомый стать другом».

Книги.

2-я неделя

Уровень «В». Игра «Лучшее знакомство».

Продолжать учить детей самостоятельно знакомиться. Расширять коммуникативные возможности детей.

Открытки, разрезанные пополам.

ДОБРЫЕ СЛОВА

 

3-я неделя

Предварительная работа.

Продолжать знакомить детей с художественной литературой.

 Произведения А. Барто, В. Осеевой.

4-я неделя

Предварительная работа.

Продолжать формировать навыки общения друг с другом.

Сценарий игры «Вежливый ручеек».

 

1-я неделя

Работа во время режимных моментов.

Продолжать учить детей использовать в речи добрые и «волшебные» слова. Учить решать некоторые этикетные задачи. Объяснить, что такое интересный разговор. Воспитывать в детях внимательное, доброжелательное, чуткое отношение к окружающим. Учить видеть хорошие качества своих близких.

Незнайка, сценарий игры «Вкусный мандарин».

КАК ПОНРАВИТЬСЯ ЛЮДЯМ

 

2-я неделя

Предварительная работа.

Продолжать знакомить детей с песнями и стихотворениями. Обращать внимание на единство внешней красоты и внутреннего содержания человека.

Стихотворение А. Барто «Любочка», песня В. Шаинского «Улыбка».

3-я неделя

Игра

«Веселые

переглядки».

Продолжать учить детей осваивать мимику и жесты.

Игрушка.

 

 

4-я неделя

Упражнения.

Продолжать формировать у детей навыки использования вежливых слов и выражений. Формировать у них вежливый и ровный тон в общении с людьми. Учить детей быть искренними в проявлении любви к людям; относиться друг к другу доброжелательно.

Задания к детям, викторина.

     

ТЕЛЕФОН И МЫ

 
 

Предвари-

Продолжать знакомить де

Сценарий игры

   

тельная

тей с профессиями. Форми-

«Кто больше

   

работа.

ровать у детей дополнитель-

назовет про-

     

ные  знания о телефоне.

фессий, где нужен телефон?»

 

 

Уровень «А».

Формировать у детей навыки использования вежливых слов и вы

Телефон.

 

2-я неделя

Знакомство с телефоном.

ражений (согласно этикету). Учить осваивать предметную ситуацию: как набрать номер телефона, как пользоваться телефонной трубкой.  Познакомить со значениями звуковых сигналов. Дать понятие детям, какие этикетные слова используются чаще, а какие реже.

 

 

 

Уровень «Б».

Учить детей кратко излагать

Два телефона.

 

3-я неделя

Речевое поведение.

по телефону свои мысли; правильно начинать и заканчивать телефонный разговор; предварительно продумывать тему беседы; использовать в телефонной речи вежливые слова; замечать ошибки этикета в телефонных разговорах.

 
 

 

 

 

4 *

Уровень «В». Официальный разговор.

Продолжать учить детей вежливо разговаривать по телефону; использовать в речи некоторые жанры телефонных разговоров: извинение, приглашение, сообщение какой-либо информации, просьба, официальный разговор. Формировать у детей вежливый и ровный тон при общении. Закрепить умение общаться с невидимым собеседником, используя различные ролевые позиции. Закрепить навыки освоения некоторых типичных речевых ситуаций. Объяснить, что разговор между друзьями должен быть непринужденным, но такие слова, как «ну», «ага», портят речь, затрудняют понимание.

Два телефона.

   

 

Уровень «Г». Интегрировать в занятия «Основы безопасности детей».

 

Продолжать учить детей вежливо разговаривать по телефону; ориентироваться в экстремальных ситуациях. Дети должны знать номера телефонов:  «скорой помощи», пожарной охраны, милиции. Объяснить, что телефон - это важное средство общения.

Итоговое занятие по развитию навыков этикетного поведения

 

Карточки с номерами:

01, 02, 03.

 Иллюстрация

«Пожар в доме», телефон,

Незнайка.


 

 

 

 

 

 

2.4 Сравнительный анализ результатов

 

На контрольном этапе экспериментальной работы проводится фронтальный срез знаний детей об этикете и применения их в быту. Дети  должны проявить все, что они получили и усвоили на предыдущем этапе.

Снова проводятся наблюдения за детьми в повседневной жизни, индивидуальные собеседования с каждым из детей группы с тем, чтобы выяснить, как дети усвоили полученные знания и как они применяют их в быту.

 

Таблица 3. Результаты обследования детей по уровню развития речевого этикета на контрольном этапе экспериментальной работы

Имя

Формы этикета

Действия, поступки

Сервировка стола

Поведение за столом

Сумма

баллов

1

2

3

4

5

6

7

8

9

Алеша

Борис

Витя

Гоша

Данил

Аня

Алина

Вика

Галя

Даша

3

3

2

2

2

3

2

3

3

3

2

2

3

2

2

2

2

3

3

2

2

3

2

2

2

3

2

3

2

3

2

2

3

2

2

2

3

3

3

3

9

9

10

8

8

10

9

12

11

11

 

итого

26

23

24

25

 

 

 

Как это было на констатирующем этапе, уровни развития речевого этикета определялись по следующей шкале: низкий уровень: 4 – 6 баллов

Средний уровень: 7 - 9 баллов, высокий уровень: 10 – 11 баллов.

В результате на высоком уровне оказалось 5 детей, и на  среднем – тоже пятеро. Низкий уровень никто из детей не показал.

В процентном отношении это выражается как 50% - высокий уровень, и 50% - средний уровень развития этикетных умений и навыков.

 На констатирующем  этапе выяснилось, что в  процентном  отношении высокий уровень развития  дети показали  – 10%, средний уровень 60%, низкий уровень – 30% .(См. Приложение 1, рис. 1).

Кроме того, интересно было выяснить, что девочки гораздо успешнее усваивают правила этикета, все они находятся на высоком (1) и среднем (4) уровне, мальчики же показали средний уровень – 2, низкий - 3.

На контрольном этапе исследования выяснилось, что мальчики значительно продвинулись в овладении правил этикета. 

Если принять максимум баллов за 30 (3х10), то практически все дети находятся на среднем уровне развития этикета: по знанию этикетных форм и сервировке стола – 19 баллов, поведение за столом – 20 баллов, отстают показания по действию и поступку вежливости – 16 баллов.

В процентном отношении знание и употребление этикетных форм составляет 57%, этикетное поведение в быту 53%, умение сервировать стол – 57%, и умение вести себя за столом – 66% от высокого уровня развития данных умений и навыков (См. Приложение 1, рис. 2).

На контрольном этапе исследования необходимо сравнить полученные на контрольном этапе исследования результаты с теми, что были получены на констатирующем этапе.

 

Таблица 4.Сравнительные результаты констатирующего и контрольного этапов опытно-поисковой работы

 

Этапы / дети

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Констатирующий этап

5

5

8

4

7

7

7

7

9

9

Контрольный этап

9

9

10

8

8

10

9

12

11

11


 

 

Характеристики детей экспериментальной группы на контрольном этапе исследования

 

Алеша стал пользоваться речевыми этикетными формами с напоминанием взрослых, научился сервировке стола,  аккуратно кушает. Борис лучше ознакомился с формулировками встречи и прощания, стол накрывать умеет, не всегда аккуратно кушает. Витя знает формулы этикета, предлагает стул, уступает место и дорогу, за столом ведет себя аккуратно.

Гоша по всем параметрам улучшил свои показатели, достиг среднего уровня. Данил ознакомился с формулами этикета, всегда может и стул предложить, и стол сервировать, и за столом ведет себя адекватно.

Аня усвоила все формулировки этикета, вышла на высокий уровень.

Алина усвоила формулировки этикета, пользуется ими без напоминания взрослых, умеет оказать внимания гостям, хорошо сервирует стол.

Вика и Галя по всем параметрам оказались на высоте, знают, как предложить гостю стул или спросить, как ему помочь.

Даша знает этикетные формулы, иногда забывает поздороваться или попрощаться, уступает дорогу, оказывает помощь, нормально сервирует стол и очень аккуратно ведет себя за столом.

Далее необходимо рассмотреть результаты исследования по показателям этикета, сравнить их с результатами констатирующего этапа.

 

Таблица 5.Сравнительные результаты исследования по основным показателям этикета

Этапы / показатели

Этикетные формы

Действия, поступки

Сервировка стола

Поведение за столом

Констатирующий этап

19 

16

19

20

В %

57

53

57

66

Контрольный этап

26

23

24

25

В %

85

76

79

83

Информация о работе Формирование речевого этикета у детей с зпр