Формирование речевого этикета у детей с зпр

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2014 в 09:10, дипломная работа

Краткое описание

В разные эпохи существовали определенные формы общения, которые являлись символом принадлежности к тому или иному слою общества. Эти формы общения обобщенно называются этикетом, то есть представляют собой свод правил и норм поведения и общения.

Оглавление

Введение …………………………………………………………………………3
Глава 1. Теоретические аспекты формирования речевого этикета у детей дошкольного возраста с ЗПР …………………………………………………..7
1.1 Понятие речевого этикета
1.2 Общекультурные нормы речевого этикета
1.3 Психолого-педагогические особенности формирования речевого этикета у детей дошкольного возраста с нормальным развитием и у детей с ЗПР
Глава 2. Экспериментальная работа по изучению и формированию речевого этикета у детей дошкольного возраста с ЗПР …………………..……………..32
2.1 Организация экспериментальной работы по изучению и формированию речевого этикета у детей дошкольного возраста с ЗПР
2.2 Констатирующий этап эксперимента
2.3 Формирующий этап эксперимента
2.4 Сравнительный анализ
Заключение…………………………………………………………….………..46
Список литературы ………………………………………………….…………50
Приложения …………………………………………………………………….53

Файлы: 1 файл

диплом ф.р.э.docx

— 200.14 Кб (Скачать)

Утка: 
Кряк! Первый ряд! 
Для меня и для ребят. 
И достала утка "Доброе утро",

А олень: 
– "Добрый день". 
Если только вам не лень, 
Уважаемый кассир, 
Я бы очень попросил 
Мне, жене и дочке дайте 
Лучшие места. 
Вот моё "Пожалуйста". 
И вдруг, 
Отпихнув старух, 
Стариков, барсуков, бурундуков, 
Вдруг ворвался косолапый, 
Отдавил хвосты и лапы, 
Стукнул зайца пожилого: 
– Касса, выдай мне билет! 
– Ваше вежливое слово? 
– У меня такого нет. 
– Не получите билет. 
– Мне билет! 
Нет и нет! 
Не стучите, не кричите, 
До свидания, привет. 
Ничего кассир не дал. 
Косолапый зарыдал, 
И ушёл он со слезами, 
И ушёл к мохнатой маме. 
Мама шлёпнула слегка 
Косолапого сынка 
И достала из комода 
Очень вежливое слово, 
Что-то развернула и стряхнула, 
И чихнула и вздохнула: 
– Ах, слова какие были! 
И не мы ли их забыли? 
Изволь, позволь… 
Их давно уж съела моль. 
Бедные "пожалуйста"– 
Что от них осталося. 
Театр открывается! 
К началу всё готово! 
Билеты прелагаются 
За вежливое слово. 
Вот уже второй звонок. 
Медвежонок со всех ног 
Подбегает к кассе: 
– До свиданья. Здравствуйте. 
Доброй ночи! И рассвета! 
Замечательной зари! 
И кассир даёт билеты- 
Не один, а целых три. 
– С Новым годом! С новосельем! 
Разрешите вас обнять. 
И кассир даёт билеты, 
Не один, а целых пять. 
Поздравляю с днём рожденья! 
Приглашаю вас к себе. 
И кассир от восхищенья 
Постоял на голове. 
И кассиру всё под силу, 
Очень хочется запеть: 
"Очень, очень, очень, очень, 
Очень вежливый медведь". 
– Благодарен, извиняюсь! 
– Славный парень! 
– Я стараюсь! 
– Вот умница. 
Вот идёт медведица, 
И она волнуется 
И от счастья светится. 
– Здравствуйте, медведица! 
Знаете, медведица? 
Славный Миша, ваш сыниша, 
Даже нам не верится. 
– Почему не верится? – говорит медведица, 
Мой сыночек молодец. 
"До свидания!" 
КОНЕЦ!

– А вы когда-нибудь бывали 
В городе Спасибоград, 
Где на вежливом бульваре 
Вежливо благодарят?

В обиходе культурного человека всегда присутствуют вежливые слова. С их помощью можно даже грустному человеку вернуть хорошее настроение. А что значит слово "здравствуйте"?

"Здравствуйте!"Добрая ласковость  слова 
Стерлась на нет в ежедневном привете, 
"Здравствуйте!"– это же "будьте здоровы", 
Это же "дольше живите на свете!"

Следующая наша игра так и называется – "Знаешь ли ты волшебные слова?" В этой волшебной стране растут цветы с волшебными словами. Их сердечки видны (на доске). А вот лепестки пока у вас столах. Давайте соберём эти слова. Первый цветок – слова приветствия; второй – слова прощания; третий – Слова просьбы и благодарности.

(Дети, называя записанные слова, прикрепляют лепестки вокруг сердечка своего цветка.)

– Ребята, а почему эти слова называют волшебными? Когда эти слова становятся действительно волшебными?

Игра "Давайте говорить друг другу комплименты".

Ребята, сегодня, вспомнив вежливые слова, мы посадили в Стране Доброты цветы. А теперь подумайте, какое настроение создало у вас это путешествие? Возьмите фломастер любого цвета и нарисуйте свой портрет в маленьком цветочке, что есть у каждого из вас. Давайте "посадим"эти ваши цветочные портреты в саду вежливости и доброты, чтобы любое общение с вами приносило людям праздничное настроение.

А какие добрые дела сделали вы?

(Ответы детей.)

– Доброта, вежливость, радость создают основу человеческого счастья. Человек, который делает добро другим, чувствует себя счастливым. Перед вами четыре ступеньки: несчастливый, счастливый, самый счастливый, очень счастливый. А в руках у вас модели человечков. Поместите своего человечка на ту ступень, каким человеком вы себя ощущаете. (Дети прикрепляют своих человечков на доску).

Релаксационная пауза "Сердце доброты".

– Представьте себе своё сердце, и сколько оно может вместить любви и добра. Сложите обе руки возле груди, раскройте ладошки. Представьте на них столько любви, добра, добрых чувств, сколько может поместиться и приложите, переложите эти чувства в своё сердце, в свою душу. Вот сейчас вы все чувствуете свою любовь, она вас согревает, делает добрыми. Поделитесь своей любовью, добротой с другими. (Дети по очереди прикладывают ладошки друг к другу).

(Заключительная часть.)

Добрым быть совсем, совсем непросто 
Не зависит доброта от роста. 
Не зависит доброта от цвета, 
Доброта не пряник, не конфета.

Только надо, надо добрым быть, 
И в беде друг друга не забыть. 
И завертится земля быстрей 
Если будем мы с тобой добрей.

Добрым быть совсем, совсем не просто 
Не зависит доброта от роста. 
Доброта приносит людям радость 
И взамен не требует награды.

Доброта с годами не стареет, 
Доброта от холода согреет, 
Если доброта как солнце светит, 
Радуются взрослые и дети.

Доброта нужна всем людям, 
Пусть побольше добрых будет. 
Говорят не зря при встрече 
"Добрый день"и "Добрый вечер".

И не зря ведь есть у нас 
Пожеланье "в добрый час". 
Доброта она от века 
Украшенье человека.

Клянёмся вежливыми быть, 
Всегда "Спасибо"говорить, 
"Добрый день"и "До свидания". 
Нет в мире лучше звания.

Клянёмся добрыми мы быть 
И лень, и грубость позабыть, 
Учиться этикету, 
Науку помнить эту.

Клянёмся добрыми мы быть, 
В борьбе со злом добро дарить, 
Невеж разить мечом волшебным 
И строгим словом, и целебным. 
Клянёмся добрыми мы быть!

– ДОБРОТА – это стремление человека дать полное счастье всем людям, всему человечеству. ВЕЖЛИВОСТЬ – это умение вести себя так, чтобы другим было приятно с тобой.

Много добрых дел ждёт нас, но прежде мы должны вырасти настоящими людьми: добрыми, смелыми, отзывчивыми, вежливыми и весёлыми. А чтобы стать вежливыми, мы должны пользоваться волшебными словами, от которых становится теплее, радостнее.

Не только слова должны быть у нас добрыми, но и поступки такими, чтобы за них не приходилось краснеть ни нам, ни вашим родителям, ни друзьям. Надо стараться всегда и во всём быть полезными людям.

Мы думаем, что никогда не исчезнут с нашей земли настоящие друзья, мужественные и благородные люди, способные всегда прийти на помощь, защитить слабого, люди сильные, смелые и благородные.

(Заканчивается путешествие песней "Дорога добра".)

Спроси у жизни строго, 
Какой идти дорогой, 
Куда по свету белому 
Отправиться с утра. 
Иди за солнцем следом 
Хоть этот путь неведом. 
Иди мой друг, всегда иди 
Дорогою добра.

Забудь свои заботы, 
Падения и взлёты, 
Не хнычь, когда судьба 
Себя ведёт не как сестра. 
Но если с другом худо 
Не уповай на чудо, 
Спеши к нему 
Всегда иди дорогою добра.

Ах, сколько будет разных 
Сомнений и соблазнов, 
Не забывай, что эта жизнь 
Не детская игра. 
Ты прочь гони соблазны, 
Усвой закон негласный, 
Иди, мой друг, всегда иди 
Дорогою добра.

(После исполнения песни дети получают в подарок воздушные шары в форме сердечка с написанными на них словами вежливости и доброты.)

В завершение звучит песня "Маленькая страна".

 

 

 

 «Доброе слово лечит, а худое калечит»

(Правила этики)

 Цель занятия: Познакомить детей с правилами этики, с тем, что словом можно воздействовать на чувства и поведение людей.

Ход занятия:

Педагог: Много-много лет назад, когда человек стал переделывать окружающий мир, делать его лучше, появилась культуру. И сразу же возникла необходимость в правилах взаимоотношений людей друг с другом.

Если человек делает только то, что ему захочется, не считаясь с окружающими, мы говорим о том, что он не соблюдает правила этики, или правила приличия. Таких людей не уважают, их не любят.

Нередко красивый внешне человек ведет себя грубо, неприлично. Такой человек никому не в радость. И, наоборот, есть не очень красивые, но очень добрые и вежливые люди. И вам хочется дружить с ними, быть похожими на них. Культурный человек никогда не станет кричать и оскорблять, потому что знает, что своим криком оскорбляет, прежде всего, себя. Существует много правил, с ними мы будем знакомиться на наших занятиях. Надо только твердо знать – всегда быть вежливым и доброжелательным к людям.

Педагог спрашивает детей, знают ли они, что с помощью слова можно творить чудеса. Существует пословица: «Доброе слово лечит, а худое калечит».

Об этом есть прекрасные русские сказки: «Морозко», «Привередница», «Дочь и падчерица».

Послушайте сказку «Дочь и падчерица» и подумайте: кому из героев сказки доброе слово помогло, а кого худое искалечило.

 

«Дочь и падчерица»

Жил старик со старухою, и была у него дочь. Вот старуха-то померла, а старик обождал немного и женился на вдове, у которой была своя дочка. Плохое житье настало стариковой дочери. Мачеха была ненавистная, отдыху не дает старику:

– Вези свою дочь в лес, в землянку, там она больше напрядет. Что делать! Послушал мужик бабу – свез дочку в землянку, дал ей кремень, огниво да мешочек крупы и говорит:

– Вот тебе огоньку; огонек не переводи, кашу вари, а сама не зевай – сиди да пряди.

Пришла ночь. Красная девица затопила печь, заварила кашу; откуда ни возьмись, мышка – говорит:

– Девица, девица! Дай мне ложечку кашки!

– Ой, моя мышенька! Разговори мою скуку – я тебе дам не одну ложку, а досыта накормлю.

Наелась мышка и ушла. Ночью вломился медведь:

– Ну-ка, девица, туши огни да давай в жмурки играть.

Мышка вскарабкалась на плечо стариковой дочери, и шепчет ей на ушко:

– Не бойся, девица! Скажи: Давай! Потуши огонь да под печь полезай, а я за тебя стану бегать и в колокольчик звенеть.

Так и сделалось. Гоняется медведь за мышкой – не поймает. Стал реветь да поленьями бросать. Бросал-бросал, ни разу не попал, устал и молвил:

– Мастерица ты, девица, в жмурки играть! За то пришлю тебе утром стадо коней да воз серебра.

Наутро говорит баба:

– Поезжай, старик, проведай-ка дочь, что напряла она за ночь. Уехал старик, а баба сидит да ждет: как-то дочерние косточки привезет. Пришло время старику ворочаться, а собака:

– Тяф-тяф-тяф! Со стариком дочка едет, стадо коней гонит, воз серебра везет.

– Врешь, мерзкая собачонка! Это в кузове косточки гремят!

Вот ворота заскрипели, кони во двор вбежали, а дочка с отцом на возу сидят: полон воз серебра. У бабы от жадности глаза загорелись.

– Экая важность! – кричит. – Повези-ка мою дочку в лес; моя дочка два стада коней пригонит, два воза серебра притащит.

Повез мужик и Бабину дочь в землянку; дал ей кремень, огниво, мешочек круп и оставил одну. Об вечеру заварила она кашу. Прибежала мышка и просит:

– Наташка! Наташка! Сладка ль твоя кашка? Дай хоть ложечку!

– Ишь какая! – закричала Наташка и швырнула в нее ложкой.

Мышка убежала, а Наташка знай себе уписывает одна кашу. Съела полный горшок, огни задула, прилегла в углу и заснула. Пришла полночь, вломился медведь и говорит:

– Эй, где ты, девица? Давай в жмурки играть.

Девица испугалась, молчит, только со страху зубами стучит.

– А, ты вот где! На колокольчик, бегай, а я буду ловить.

Взяла колокольчик, рука дрожит, колокольчик бесперечь звонит, а мышка приговаривает:

– Злой девице живой не быть!

Медведь бросился ловить бабину дочку и, как только изловил ее, сейчас задушил и съел. Наутро шлет баба старика в лес:

– Ступай! Моя дочка два воза привезет, два табуна пригонит.

Мужик уехал, а баба за воротами ждет. Вот прибежала собачка:

– Тяф-тяф-тяф! Не бывать домой Бабиной дочери, старик на пустом возу сидит, костьми в кузове гремит!

– Врешь ты, мерзкая собачонка! То моя дочка едет, стада гонит, возы везет. На, скушай блин да говори: Бабину дочь в злате, в серебре привезут, а стариковой женихи не возьмут!

Собачка съела блин и залаяла:

– Тяф-тяф-тяф! Старикову дочь замуж отдадут, а бабиной в кузове косточки привезут.

Что ни делала баба с собачкой: и блины ей давала, и била ее, – она знай свое твердит… Глядь, а старик у ворот, жене кузов подает; баба кузов открыла, глянула на косточки и завыла, да так разозлилась, что с горя и злости на другой же день померла. Старик выдал свою дочь замуж за хорошего жениха, и стали они жить-поживать да добра наживать.

Вопросы:

  • Кому из героев доброе слово помогло выжить? (падчерице)

  • Кого худое слово сгубило? (дочку Наташку)

  • Как она разговаривала с мышкой? (грубо)

  • Вспомните, какими словами она ответила мышке?

  • Что произошло с дочкой? Почему?

  • Кого вы больше всего уважаете в сказке? За что?

  • Кому бы в первую очередь вы хотели помочь? Как?

  • Что бы вы сказали Наташе, если бы она была в вашей группе?

 

 

 «Мы встречаем гостей»

Информация о работе Формирование речевого этикета у детей с зпр