Формирование речевого этикета у детей с зпр

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2014 в 09:10, дипломная работа

Краткое описание

В разные эпохи существовали определенные формы общения, которые являлись символом принадлежности к тому или иному слою общества. Эти формы общения обобщенно называются этикетом, то есть представляют собой свод правил и норм поведения и общения.

Оглавление

Введение …………………………………………………………………………3
Глава 1. Теоретические аспекты формирования речевого этикета у детей дошкольного возраста с ЗПР …………………………………………………..7
1.1 Понятие речевого этикета
1.2 Общекультурные нормы речевого этикета
1.3 Психолого-педагогические особенности формирования речевого этикета у детей дошкольного возраста с нормальным развитием и у детей с ЗПР
Глава 2. Экспериментальная работа по изучению и формированию речевого этикета у детей дошкольного возраста с ЗПР …………………..……………..32
2.1 Организация экспериментальной работы по изучению и формированию речевого этикета у детей дошкольного возраста с ЗПР
2.2 Констатирующий этап эксперимента
2.3 Формирующий этап эксперимента
2.4 Сравнительный анализ
Заключение…………………………………………………………….………..46
Список литературы ………………………………………………….…………50
Приложения …………………………………………………………………….53

Файлы: 1 файл

диплом ф.р.э.docx

— 200.14 Кб (Скачать)

Кукольный театр   «Петушок и птичка».

Воспитатель: Жила-была девочка. У нее было много друзей. Но больше всех она дружила с петушком и птичкой. Вот как-то раз вышла девочка во двор и видит: что-то произошло. Петушок и птичка не играют, как обычно, а сидят сердитые, надутые.

Девочка: Что случилось? Отчего,  вы такие сердитые? Конечно, поссорились! Надо помириться!

Птичка: Я с этим петушком мириться не буду! Он невежливый. Я сказала ему «здравствуй», а он не ответил!

Петушок: А зачем опять говорить, я тебя только вчера видел. 
Птичка: Но я же сегодня сказала «здравствуй!»

Петушок: Ну и что!  У меня еще вчерашнее не кончилось!

Воспитатель  (прерывает показ сценки ): Ребята, а что означает слово «здравствуй!»?

Ответы детей: Слово «здравствуй» - слово приветствия

-  нужно радоваться встрече с человеком

-  нужно улыбаться, когда здороваешься

Воспитатель: Все верно, ребята. Но я предлагаю посмотреть дальше 
Продолжение сценки

Девочка: Да ты что, петушок, ты хочешь, чтобы птичка заболела?

Петушок: Почему? Я не хочу, чтобы она болела.

Девочка: А что, ты для нее «здравствуй» пожалел? Ведь «здравствуй» - это значит будь здоров, не болей

Петушок: А ты тоже не очень вежлива.

Птичка: Это ты невежлив. Почему ты зовешь меня птицей?

Девочка: А как ты зовешь петушка?

Птичка: Никак. Я ему просто кричу: «Эй, ты!»

Девочка: Значит, вы оба хороши. Надо друг друга уважать. 
Петушок: Прости меня, птичка! Я буду всегда здороваться.

Птичка: И ты прости меня,  петушок. Я буду всегда вежливой.

Птичка неожиданно роняет конверт с заданиями и улетает.

Воспитатель: Вот  так хорошо закончилась эта история.  Но что это? Какой красивый конверт! Откуда он взялся?

Ответы детей.

Воспитатель:   Давайте посмотрим,  что же там внутри.  Ребята, птичка приготовила вам задание.

(раздает атрибуты для игры: флажки (кружочки).  

 

 

Игра “Хорошо – плохо”

Детям предлагается оценить поступки своих друзей с двух позиций: хорошо это или плохо?

Если поступок хороший, то дети поднимают красный флажок; если плохой,  то синий флажок.

Примерный перечень детских поступков для игры:

 

Плохие

Хорошие

Чесаться, ковырять в зубах, плевать, причесывать волосы, чистить ногти  на людях;

Здороваться при встрече, используя слова приветствия;

Жевать с открытым ртом, чавкать или причмокивать губами;

За столом сидеть ровно, правильно пользоваться столовыми приборами;

 Садиться за стол неумытым, непричесанным, неаккуратно одетым;

Следить за своим внешним видом;

Вести себя шумно и вызывающе в общественных местах;

Уступать место пожилым людям в общественном транспорте;

 Говорить слишком громко, непрерывно  болтать.

Уметь слушать других людей, не прерывать собеседника.


 

Игровое упражнение “Ласковое слово”

-Ребята, а вы умеете быть добрыми, вежливыми и внимательными? 
Я вас приглашаю сесть в большой круг, и подарить другу “ласковое слово”. 
“Волшебную палочку” в руки возьму, и ласковое слово другу подарю. 
(Дети, сидя в кругу, передают друг другу “волшебную палочку”, говоря при этом добрые, ласковые слова).

-Очень приятно слышать в свой  адрес ласковые слова. И настроение  становится замечательным и солнечным!  Сегодня мы с вами  говорили о вежливости, о вежливых словах. Но быть вежливыми, это не только говорить вежливые слова, но и стараться сделать приятное другим людям. Запомните это на всю жизнь.

 

 

Игра «Бояре»

Играющие делятся на две команды. Желательно, чтобы в командах были ребята примерно равные по физической силе. Игра идет на ровной площадке. Команды выстраиваются друг против друга в цепь на расстоянии метров 10–15.

 Первая команда идет вперед  со словами:

- Бояре, а мы к вам пришли!

и назад:

- Дорогие, а мы к вам пришли!

и оказываются на том же месте, где и была.

Другая повторяет этот маневр со словами:

- Бояре, а зачем пришли? Дорогие, а зачем пришли?

Начинается диалог:

- Бояре, нам невеста нужна. Дорогие, нам невеста нужна.

- Бояре, а какая вам мила? Дорогие, а какая вам мила?

Первая команда совещается и выбирает кого-то.

- Бояре, нам вот эта мила (показывают). Дорогие нам вот эта мила.

Выбранный человек поворачивается кругом и теперь ходит и стоит в цепи, глядя в другую сторону. Вторая команда отвечает, продолжает свой диалог:

- Бояре, она дурочка у нас. Дорогие, она дурочка у нас.

- Бояре, а мы плеточкой ее. Дорогие, а мы плеточкой ее.

- Бояре, она плеточки боится. Дорогие, она плеточки боится.

- Бояре, а мы пряничка дадим. Дорогие, а мы пряничка дадим.

- Бояре, у ней зубки болят. Дорогие, у ней зубки болят.

- Бояре, а мы к доктору сведем. Дорогие, а мы к доктору сведем.

- Бояре, она доктора укусит. Дорогие, она доктора укусит.

Первая команда завершает:

- Бояре, не валяйте дурака, отдавайте  нам невесту навсегда!

Тот, кого выбрали невестой, должен разбежаться и прорвать цепь первой команды. Если ему это удается, то он возвращается в свою команду, взяв с собой любого игрока первой. Если цепь не прорвана, то невеста остается в первой команде, то есть выходит замуж. В любом случае второй кон начинает проигравшая команда. Задача команд: оставить у себя больше игроков. Можно изменить слова, придумывая их на ходу. Нельзя подныривать под руки при разбеге.

 

 

Игра «Путешествие в страну Добра"

Цель: расширить знания школьников о вежливых и добрых словах и их применении в жизненных ситуациях; развивать у детей способности анализировать свои действия; воспитывать чувства доброты, вежливости, взаимопонимания.

Ход занятия: При входе дети получают жетон с номером вагона (1, 2, 3, 4) и сразу же рассаживаются по своим вагонам. На доске: "Путешествие в Страну вежливости и доброты".

Воспитатель: Ребята, сегодня мы с вами поговорим о таких человеческих качествах, как доброта и вежливость – ведь они неразделимы. Чтобы лучше запомнить слова доброты и вежливости, а так же ситуации, в которых нужно употреблять то или иное слово, давайте представим себе, что мы отправляемся в путешествие. Вы любите путешествовать? Конечно! Вот мы и посетим с вами необычную страну- страну Добра. Смотрите, перед вами карта этой страны. Давайте прочитаем, какие необычные остановки будут у нас: Народная мудрость, Ежели вы вежливы, Не попади впросак, В гостях у Буратино, Наш маленький театр. На каждой станции нас ждут приключения, а кое-где и испытания.

Итак, поезд трогается с песней "Улыбка" (поётся один куплет с припевом) и прибывает на первую станцию "Народная мудрость".

В народе всегда относились к доброте по-особому. Есть даже такая пословица: "Доброе слово и кошке приятно". Это значит, что не только каждому из нас нравится, когда к нему относятся с добротой. Доброту понимают даже животные. Какие пословицы и поговорки о доброте вы знаете?

Спеши делать добро. 
Добрые дела красят человека. 
Без добрых дел нет доброго имени.\ 
Жизнь дана на добрые дела. 
Учись доброму – дурное на ум не пойдёт. 
Про доброе дело говори смело. 
Худо жить без ласкового слова. 
Не мудрён привет, а сердце покоряет. 
Ласковое слово лучше мягкого пирога. 
Спасибо – великое дело. 
Доброе слово и кошке приятно.

– Вы дали верные ответы, поэтому наш маршрут лежит дальше, поехали!

(Исполняется 2 куплет песни "Улыбка")

– Следующая остановка на станции "Ежели вы вежливы". Посмотрим, насколько мы вежливы. А то, может, нас и в город не пустят? Если вежливо – хлопайте 2 раза. Если невежливо – 1 раз.

– Поздороваться при встрече? 
– Толкнуть, не извиниться? 
– Помочь подняться упавшему? 
– Поднять упавшую вещь? 
– Не встать, обращаясь к учителю? 
– Взять билет в автобусе? 
– Не уступить старшему место в транспорте? 
– Не заметить недовольство мамы?

Вопросы. (На каждый вагон по вопросу).

- Как вы попросите передать  на билет в автобусе?

- Как вы будете прощаться, уходя  из гостей?

- Как вы будете просить о  чём-то взрослого малознакомого  человека?

- Как вы будете обращаться  к маме, папе, бабушке утром?

Ежели вы вежливы 
В душе, а не для виду, 
В автобус вы поможете 
Взобраться инвалиду.

Ежели вы вежливы, 
То, сидя на уроке, 
Не будете с товарищем 
Трещать, как две сороки.

Ежели вы вежливы, 
Поможете вы маме 
И помощь ей предложите 
Без просьбы- то есть сами.

Ежели вы вежливы, 
То в разговоре с тётей, 
И с бабушкой, и с дедушкой 
Вы их не перебьёте.

Ежели вы вежливы, 
То вы в библиотеке 
Некрасова и Гоголя 
Возьмёте не навеки.

Ежели вы вежливы, 
То книжечку вернёте 
В опрятном, не измазанном 
И целом переплёте.

Ежели вы вежливы, 
Тому, кто послабее, 
Вы будете защитником, 
Пред сильным не робея.

– Внимание! Внимание! Остановка по предупреждению. Поступил сигнал: пришло письмо, жители Страны Добра просят о чём-то. (Зачитывается письмо.)

"Ребята! У нас беда!

В стране захватила власть страшная царица Злобуля. Она замуровала в стенку все добрые слова, поступки, песни, стихи и музыку. Сделала своими приближёнными

жадность 
зависть 
грубость 
дерзость 
сплетни 
жестокость

Теперь у нас хмуро даже днём: дерутся, обижают все друг друга. Помогите нам исправить положение, чтобы все снова стали добрыми, вежливыми, заботливыми".


– Что будем делать, ребята? Давайте, превратим эти слова в слова, противоположные по значению. Я знаю, – у вас получится это волшебство.

щедрость 
добродушие 
нежность 
ласка 
вежливость 
внимательность 
предупредительность 
снисходительность 
правдивость 
жалость 
сочувствие

– Изгнали мы царицу Злобулю, новой царицей станет… (Дети придумывают имя.)

В этой стране жители имеют фамилии и корнем –добр-. Давайте придумаем им фамилии.(Добровы, Добрушины, Добрынины, Добрулькины и т. д.)

– А теперь мы отправляемся в гости к Буратино и Мальвине.

– Давайте послушаем, о чём же они спорят и поможем им разобраться в ситуации.

(Диалог между Буратино и Мальвиной.)

Мальвина: Здравствуй, Буратино!

Буратино: Здравствуй, Мальвина!

Мальвина: Что это ты невесёлый сегодня? Может быть, задание не выполнил?

Буратино: Плохо я справился с заданием.

Мальвина: Почему?

Буратино (злобно выкрикивает): Потому, что не умею себя сдерживать.

Мальвина: А как ты думаешь, приятно ли людям с тобой говорить, когда ты такой сердитый?

Буратино: Вот ещё! Кто не хочет, пусть со мной не разговаривает, плакать не буду.

Мальвина: Буратино, ответь, пожалуйста, каким тоном ты разговариваешь?

Буратино: Что значит – каким тоном? Обыкновенным!

Мальвина: Подожди, Буратино, пусть ребята тебе подскажут, действительно ли у тебя обыкновенный тон. (Ребята высказывают свои мнения). Я заметила, что ты говоришь таким тоном не только с ребятами, но, к сожалению, и с папой Карло.

Буратино: Не было этого, не было, не было…

Мальвина: Ну вот, опять ты за своё. А когда ты говорил папе Карло: "Хочу мороженое, Хочу мороженое"– или: "Хочу в школу, хочу в школу"– разве это не было сказано капризным, недовольным тоном?

Буратино: Может быть, я иногда и говорю немного громко или капризно. Зато я хороший товарищ, всем помогаю, люблю всех веселить. Только некоторые шуток не понимают. Вот вчера, например, иду и вижу: пьеро поскользнулся и как грохнется на землю. Я, конечно, начал смеяться и спросил у него: "Ну, как посадка прошла?"Он обиделся и почему-то ушёл: что я плохого ему сказал? Или вот учительница двойку ему за кляксу поставила, а я, чтобы утешить его, спел: "Клякса-вакса-гуталин, на носу горячий блин!"Что тут было! Он очень рассердился. А я ведь развеселить его хотел. Нехорошо он поступил, правда, ребята? (Выслушиваются ответы ребят).

Мальвина: Я думаю, что ребята правильно тебе сказали: ты поступил плохо. Нужно всегда вначале подумать: не обидишь ли ты человека тем, что ему скажешь. Нужно следить за своими словами.

Буратино: Я разве один так разговариваю? Да я, можно сказать, учусь у ребят. Вот они на меня нападают, объясняют, что правильно, что неправильно. А сами как разговаривают? Пусть скажут… А, замолчали? Потому что многие из них очень похожи на меня. Разве не так? Есть такие (переходит на шепот), что даже бранятся. Да, да, я сам слышал. Из-за мелочи называют друг друга грубыми словами, дразнятся, не уступают друг другу. А иногда смеются над неудачами товарищей! Давайте, ребята, не будем спорить, кто хуже или лучше себя ведёт, а просто все станем добрей. Хорошо я придумал, Мальвина?

Мальвина: Это ты здорово придумал! Недаром в народе говорят: "Слово лечит, слово и ранит". Запомните это!

– Следующая остановка "Наш маленький театр". Мы смотрим спектакль по стихотворению Маршака "Вежливое слово".

Театр открывается! 
К началу всё готово! 
Билеты прелагаются 
За вежливое слово! 
В три часа открылась касса, 
Собралась народу масса. 
Даже ёжик пожилой 
Притащился чуть живой! 
– Подходите, ёжик, ёжик! 
– Вам билет в каком ряду? 
– Мне поближе, плохо вижу, 
Вот спасибо, ну, пойду!

Говорит овечка: 
Мне одно местечко! 
Вот моё благодарю –  
Доброе словечко.

Информация о работе Формирование речевого этикета у детей с зпр