Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2013 в 07:38, курсовая работа
Актуальность данной темы обосновывается тем, что современный этап развития образования в нашей стране характеризуется усилением внимания к проблемам неуспеваемости детей в общеобразовательной школе, среди которых значительное место занимают дети с задержкой психического развития.
Согласно исследованиям отечественных дефектологов, дети с задержкой психического развития имеют характерные особенности высшей нервной деятельности, познавательных процессов, различных психических функций.
Введение
Актуальность данной темы обосновывается тем, что современный этап развития образования в нашей стране характеризуется усилением внимания к проблемам неуспеваемости детей в общеобразовательной школе, среди которых значительное место занимают дети с задержкой психического развития.
Согласно исследованиям
Исследования Л.С. Выготского, Ж. Пиаже,
А. Валлона, А.Н. Леонтьева, А.Р. Лурия
позволили определить принципиальные
положения, лежащие в основе связи
мышления и речи, а также выделить
наиболее значимые вопросы этой проблемы.
К ним следует отнести
Центральным вопросом концепции Л.С. Выготского
является вопрос об отношении мысли к
слову. Л.С. Выготский рассматривал слово
как единство звука и значения, которому
присущи все признаки свойственные речевому
мышлению в целом. Анализируя развитие
мышления и речи в онтогенезе, Л.С. Выготский
приходит к выводу, что развитие речи и
мышления непараллельно и неравномерно
происходит и они имеют генетически совершенно
различные корни.
У детей с ЗПР отмечается замедленный
темп речевого развития, его качественное
своеобразие и большая
Структура речевого дефекта детей
с ЗПР является очень вариативной,
характеризуется
В ходе филологической подготовки в
школе детям с ЗПР необходимо
овладевать лексическим строем речи.
Основное место в решении этой
задачи принадлежит педагогам-
В то же время нельзя недооценивать роль родителей в развитии речевой деятельности детей с ЗПР. Под руководством учителя-дефектолога родители могут содействовать расширению речевой практики ребенка, закреплению полученных в школе навыков устной и письменной речи.
В настоящее время дети с задержкой психического развития изучены достаточно широко. Исследования выдающихся дефектологов Т.А. Власова, В.И. Лубовского, У.В. Ульенкова, внесли большой вклад в развитие данной отрасли педагогической науки и позволили выделить общие специфические особенности детей с задержкой психического развития дошкольного и младшего школьного возраста.
Исходя из выше изложенного тема курсовой работы "Особенности лексики речевого этикета у младших школьников с ЗПР" актуальна.
Цель нашего исследования - изучение особенностей лексики речевого этикета детей младшего школьного возраста с ЗПР.
Методы исследования: изучение
В соответствии с целью нашего исследования были поставлены следующие задачи:
1. Анализ литературы по
теме курсовой работы. Теоретическое
изучение проблемы задержки
2.Подборка методик для
диагностики особенностей
3. Выявление уровня
4. Разработка направлений
формирования и развития
Объект исследования – лексика речевого этикета младших школьников с ЗПР.
Предмет исследования – особенности развития лексики речевого этикета у младших школьников с ЗПР.
Глава 1. Теоретические основы изучения лексики речевого этикета
Речевой этикет – это культура
речи, а культура речи – это лицо
человека, лицо ученика. Под речевым
этикетом мы понимаем «систему устойчивых
формул общения, предписываемых обществом
для установления речевого контакта
собеседников, поддержания общения
в избранной тональности
«Лингвистический энциклопедический
словарь» определяет это понятие так:
«Этикет (французское etiquette — ярлык, этикетка)
— совокупность правил поведения, касающихся
внешнего проявления отношения к людям
(обхождение с окружающими, формы обращения
и приветствий, поведение в общественных
местах, манеры и одежда)». [13,123]
Если этикет как установившийся в обществе свод правил регулирует наше поведение в соответствии с социальными требованиями, то речевой этикет можно определить как регулирующие правила речевого поведения. Это широкая зона единиц языка и речи, которая словесно выражает этикет поведения, дает нам те языковые богатства, которые накопились в каждом обществе для выражения неконфликтного отношения к людям. [18,56]
Этикет – это и система
знаков (символов), правила их верного
сочетания, построение устных сообщений
и письменных текстов, форма регулирования
общения, сущность которого заключена
в диалоге, и особая, игровая форма
поведения человека в общении, когда
участники диалога ведут себя
соответственно своему социальному статусу.
Не будет преувеличением сказать, что общение -
это важнейший фактор эффективности любой
человеческой деятельности, в том числе
деятельности младших школьников. Межличностное
общение занимает огромное место в жизни
людей: на него уходит, по подсчётам социологов,
до 70 % времени. Как показывают результаты
многочисленных психолого-педагогических
исследований, именно в общении происходит
становление человеческой личности, формирование
ее свойств, нравственной сферы, мировоззрения (Б.Г. Ананьев, В.М. Бехтерев,
Выготский, М.С. Каган, А.Н. Леонтьев, Рубинштейн и
др.). [23,156]
Особое значение эффективность общения приобретает в процессе обучения, так как процесс этот с каждым днем, благодаря научному прогрессу, становится все информационно насыщенней и интенсивней. Следовательно, правильно организованное межличностное общение в процессе обучения, безусловно, будет способствовать эффективному учебному процессу. [24,90]
Учебная деятельность младшего школьник
Проблема речевого общения широко освещается
в психолого - педагогической литературе. Фундаментальные
работы в этой области имеются у Б.Г. Ананьева,
В.М. Бехтерева, JI.C. Выготского, М.С. Кагана,
А.Н. Леонтьева, H.H. Обозова, С.Л. Рубинштейна и
др. Вопросами деятельности и общения
занимались A.A. Леонтьев, И.Д. Ладнов, A.B. Петровский, М.С. Каган,
И.А. Зимняя и др. Языковым тонкостям педагогического
общения уделяется в работах A.A.Введенской,
В.Н. Никитенко, K.M. Левитана, В.М. Федосовой и
др. Воспитательный аспект коммуникативности раскр
Современное состояние речевой культуры младших школьников можно расценивать как кризисное и в плане речевого этикета, и в плане обеднённости лексики, неумения связно и логично выразить собственные мысли. Несоответствие между уровнем реальной и должной подготовки учащихся только тогда оправдывает социальные ожидания, когда обеспечивает "опережающую" подготовку младших школьников к речевому общению в предстоящей социальной жизни.[17,34]
По тому, как человек говорит, можно судить об уровне его духовного и интеллектуального развития, о его внутренней культуре. Культура речи предполагает знание младшими школьниками правил речевого межличностного взаимодействия и умение использовать их в своём речевом поведении.