Лексика речевого этикета

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2013 в 07:38, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность данной темы обосновывается тем, что современный этап развития образования в нашей стране характеризуется усилением внимания к проблемам неуспеваемости детей в общеобразовательной школе, среди которых значительное место занимают дети с задержкой психического развития.
Согласно исследованиям отечественных дефектологов, дети с задержкой психического развития имеют характерные особенности высшей нервной деятельности, познавательных процессов, различных психических функций.

Файлы: 1 файл

Введение.docx.docx

— 82.17 Кб (Скачать)

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение 

Актуальность данной темы обосновывается тем, что современный этап развития образования в нашей стране характеризуется  усилением внимания к проблемам  неуспеваемости детей в общеобразовательной  школе, среди которых значительное место занимают дети с задержкой  психического развития.

Согласно исследованиям отечественных  дефектологов, дети с задержкой психического развития имеют характерные особенности  высшей нервной деятельности, познавательных процессов, различных психических  функций. Современный и перспективный  аспект рассмотрения вопроса о структуре  речевого дефекта у детей с  ЗПР определяется тесной связью процессов  развития речевой и познавательной деятельности ребенка, соотношением речи и мышления в процессе онтогенеза.

Исследования Л.С. Выготского, Ж. Пиаже, А. Валлона, А.Н. Леонтьева, А.Р. Лурия  позволили определить принципиальные положения, лежащие в основе связи  мышления и речи, а также выделить наиболее значимые вопросы этой проблемы. К ним следует отнести когнитивные  предпосылки развития речи и языка, закономерности и направления развития речи и мышления в онтогенезе, отношение  мысли к слову в процессе порождения речевого высказывания. 
Центральным вопросом концепции Л.С. Выготского является вопрос об отношении мысли к слову. Л.С. Выготский рассматривал слово как единство звука и значения, которому присущи все признаки свойственные речевому мышлению в целом. Анализируя развитие мышления и речи в онтогенезе, Л.С. Выготский приходит к выводу, что развитие речи и мышления непараллельно и неравномерно происходит и они имеют генетически совершенно различные корни.

У детей с ЗПР отмечается замедленный  темп речевого развития, его качественное своеобразие и большая распространенность нарушений речи (В.А. Ковшиков, Ю.Г. Демьянов, Е.В. Мальцева и др.). При ЗПР имеют  место все виды нарушений речи, наблюдающиеся и у детей с нормальным интеллектом. Экспрессивной речи этих детей свойственны нарушения звукопроизношения, бедность словарного запаса, недостаточная сформированность грамматического строя речи, наличие аграмматизмов, речевая инактивность (Н. Ю. Борякова, Е. В. Мальцева, Е. С. Слепович, Е. Ф. Соботович, Р. Д. Тригер, С. Г. Шевченко и др.). В работах различных авторов делается попытка классифицировать детей с ЗПР с учетом характера их речевых нарушений.

Структура речевого дефекта детей  с ЗПР является очень вариативной, характеризуется комбинаторностью различных симптомов речевой  патологии. Особенности развитие лексики - обогащение словаря, уточнение значения слова, формирование лексической системности, структуры значения слова, закрепление  связей между словами.

В ходе филологической подготовки в  школе детям с ЗПР необходимо овладевать лексическим строем речи. Основное место в решении этой задачи принадлежит педагогам-логопедам.

В то же время нельзя недооценивать  роль родителей в развитии речевой  деятельности детей с ЗПР. Под  руководством учителя-дефектолога  родители могут содействовать расширению речевой практики ребенка, закреплению  полученных в школе навыков устной и письменной речи.

В настоящее время дети с задержкой  психического развития изучены достаточно широко. Исследования выдающихся дефектологов Т.А. Власова, В.И. Лубовского, У.В. Ульенкова, внесли большой вклад в развитие данной отрасли педагогической науки  и позволили выделить общие специфические  особенности детей с задержкой  психического развития дошкольного  и младшего школьного возраста.

Исходя из выше изложенного тема курсовой работы "Особенности лексики речевого этикета у младших школьников с ЗПР" актуальна.

Цель нашего исследования - изучение особенностей лексики речевого этикета детей младшего школьного возраста с ЗПР.

Методы исследования: изучение теоретических источников (психолого-педагогической литературы), педагогическое наблюдение, методическое изучение учащихся, математическая обработка  результатов исследования.

В соответствии с целью нашего исследования были поставлены следующие задачи:

1. Анализ литературы по  теме курсовой работы. Теоретическое  изучение проблемы задержки психического  развития и проблемы развития лексики речевого этикета по материалам научной литературы.

2.Подборка методик для  диагностики особенностей развития  лексики речевого этикета у младших школьников.

3. Выявление уровня сформированности  лексики речевого этикета младших  школьников с ЗПР.

4. Разработка направлений  формирования и развития речевого  этикета младших школьников с  ЗПР.

Объект исследования –  лексика речевого этикета младших школьников с ЗПР.

Предмет исследования – особенности развития  лексики речевого этикета у младших школьников с ЗПР.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Теоретические основы изучения лексики речевого этикета

    1. Понятие речевого этикета

Речевой этикет – это культура речи, а культура речи – это лицо человека, лицо ученика. Под речевым  этикетом мы понимаем «систему устойчивых формул общения, предписываемых обществом  для установления речевого контакта собеседников, поддержания общения  в избранной тональности соответственно их социальным ролям и ролевым  позициям относительно друг друга, взаимным отношениям в официальной и неофициальной  обстановке»  
«Лингвистический энциклопедический словарь» определяет это понятие так: «Этикет (французское etiquette — ярлык, этикетка) — совокупность правил поведения, касающихся внешнего проявления отношения к людям (обхождение с окружающими, формы обращения и приветствий, поведение в общественных местах, манеры и одежда)». [13,123]

Если этикет как установившийся в обществе свод правил регулирует наше поведение в соответствии с  социальными требованиями, то речевой  этикет можно определить как регулирующие правила речевого поведения. Это  широкая зона единиц языка и речи, которая словесно выражает этикет поведения, дает нам те языковые богатства, которые  накопились в каждом обществе для  выражения неконфликтного отношения  к людям. [18,56]

Этикет – это и система  знаков (символов), правила их верного  сочетания, построение устных сообщений  и письменных текстов, форма регулирования  общения, сущность которого заключена  в диалоге, и особая, игровая форма  поведения человека в общении, когда  участники диалога ведут себя соответственно своему социальному статусу. 
Не будет преувеличением сказать, что общение - это важнейший фактор эффективности любой человеческой деятельности, в том числе деятельности младших школьников. Межличностное общение занимает огромное место в жизни людей: на него уходит, по подсчётам социологов, до 70 % времени. Как показывают результаты многочисленных психолого-педагогических исследований, именно в общении происходит становление человеческой личности, формирование ее свойств, нравственной сферы, мировоззрения (Б.Г. Ананьев, В.М. Бехтерев, Выготский, М.С. Каган, А.Н. Леонтьев, Рубинштейн и др.). [23,156]

Особое значение эффективность  общения приобретает в процессе обучения, так как процесс этот с каждым днем, благодаря научному прогрессу, становится все информационно  насыщенней и интенсивней. Следовательно, правильно организованное межличностное  общение в процессе обучения, безусловно, будет способствовать эффективному учебному процессу. [24,90]

Учебная деятельность младшего школьника - это не только деятельность по усвоению знаний, это еще и способ овладения социальной реальностью, формирование мотивационно - потребностной сферы ребенка. К сожалению, приходится констатировать существенные недостатки в организации дидактического общения в современной школе. Тот уровень речевой культуры, которым обладают сегодняшние младшие школьники, не вполне соответствует потребностям современного образования и общества в целом. Таким образом, есть необходимость скорректировать современный учебный процесс с учетом данной проблемы, чтобы его правильная организация способствовала успешному и эффективному развитию речевого этикета младших школьников и формированию культуры речи в целом. . [16,85]

Проблема речевого общения широко освещается в психолого - педагогической литературе. Фундаментальные работы в этой области имеются у Б.Г. Ананьева, В.М. Бехтерева, JI.C. Выготского, М.С. Кагана, А.Н. Леонтьева, H.H. Обозова, С.Л. Рубинштейна и др. Вопросами деятельности и общения занимались A.A. Леонтьев, И.Д. Ладнов, A.B. Петровский, М.С. Каган, И.А. Зимняя и др. Языковым тонкостям педагогического общения уделяется в работах A.A.Введенской, В.Н. Никитенко, K.M. Левитана, В.М. Федосовой и др. Воспитательный аспект коммуникативности раскрыт в исследованиях Н.Ф. Гоноболина, А.Б. Добровича, В.А. Кан-Калика, A.B. Мудрика и др. Проблеме речевого общения в общем плане посвящены работы Х.И. Лийметса, A.B. Мудрика, A.B. Орлова, И.Р. Петерсона, В.А. Сухомлинского, Ю.И. Турчанинова, В.Д. Ширшова и др. Однако некоторые вопросы соотношения обучения и общения остаются неразработанными. В частности, недостаточно изучена проблема развития речевого этикета у младших школьников. Взаимозависимость процесса обучения и процесса общения обоснована лишь частично, педагогические условия развития речевого этикета определены и раскрыты недостаточно полно.[12,134]

Современное состояние речевой  культуры младших школьников можно  расценивать как кризисное и  в плане речевого этикета, и в  плане обеднённости лексики, неумения связно и логично выразить собственные мысли. Несоответствие между уровнем реальной и должной подготовки учащихся только тогда оправдывает социальные ожидания, когда обеспечивает "опережающую" подготовку младших школьников к речевому общению в предстоящей социальной жизни.[17,34]

По тому, как человек говорит, можно судить об уровне его духовного  и интеллектуального развития, о  его внутренней культуре. Культура речи предполагает знание младшими школьниками правил речевого межличностного взаимодействия и умение использовать их в своём речевом поведении.

Информация о работе Лексика речевого этикета