Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2013 в 07:38, курсовая работа
Актуальность данной темы обосновывается тем, что современный этап развития образования в нашей стране характеризуется усилением внимания к проблемам неуспеваемости детей в общеобразовательной школе, среди которых значительное место занимают дети с задержкой психического развития.
Согласно исследованиям отечественных дефектологов, дети с задержкой психического развития имеют характерные особенности высшей нервной деятельности, познавательных процессов, различных психических функций.
Глава 3. Организация и содержание коррекционной работы по развитию лексики речевого этикета младших школьников с ЗПР
Для успешного обучения младших школьников необходимо, прежде всего, выявить уровень сформированности их речевого этикета. Без наличия умения правильно вести себя в определенных ситуациях, дети младшего школьного возраста с ЗПР, не смогут социализироваться в обществе. Чтобы не допустить этой проблемы мы должны комплексно развивать речевой этикет младших школьников одновременно в учебной, трудовой, социальной и других видах деятельности. Развитие речевого этикета младших школьников должно оцениваться не в целом, а дифференцированно, по отдельным критериям, таким как слова и выражения, употребляемые для прощания, просьбы, извинения, принятые в различных ситуациях формы обращения, интонационные особенности, характеризующие вежливую речь. По каждому из этих критериев необходимо делать независимое заключение о развитии лексики речевого этикета.
Для обучения и активизации лексики речевого этикета в речи существенной является взаимосвязь между способностями учащихся и знаниями, умениями и навыками, которые дети могут применить в повседневной жизни. Поэтому учащиеся знакомятся с основными чертами речевого этикета, главной из которых является ситуативность. Т.е., выбор этикетного знака, манеры поведения должны меняться в зависимости от изменения ситуации общения. Кроме того, в процессе общения его участники должны действовать в соответствии и с другими факторами, к которым относятся степень знакомства, возраст собеседника, социальное положение и др.
Исследование проводилось на базе МОУ СОШ № 20, г. Пласт, где функционируют классы с ЗПР. В исследовании приняли участие учащиеся 2 «В» класса в количестве 10 человек. Все обследуемые имеют диагноз ЗПР.
В качестве базы проведения исследования мы разработали методику для выявления уровня сформированности лексики речевого этикета и адаптировали ее на младших школьников с ЗПР. При разработке методики мы опирались на методику «Педагогические ситуации».
Методика 1. «Педагогические ситуации»
Ситуация № 1 «Ученик опоздал на урок»
Цель: выявление уровня сформированности лексики речевого этикета младших школьников с ЗПР.
Оборудование: карточки со словами-подсказками для конкретной ситуации (Приложение 1).
Инструкция: я буду проговаривать тебе ситуацию, а ты, с помощью карточек со словами-подсказками, должен найти из нее выход.
Процедура проведения: представь себе, что ты опоздал на урок. Тебе нужно войти в класс так, чтобы учитель не ругал тебя за опоздание. Это нужно сделать вежливо. Посмотри на карточку. Это слова-подсказки. Составь свой ответ, опираясь на них.
Обработка и оценка результатов:
4 балла - полный ответ с использованием 4 слов-подсказок.
3 балла - полный ответ с использованием 3 слов-подсказок.
2 балла - неполный ответ с использованием 2 слов-подсказок.
1 балл - частичный ответ с использованием 1 слова-подсказки.
0 баллов – нет ответа, большие затруднения.
Ситуация № 2 «Ученику нужно выйти из класса во время урока»
Цель: выявление уровня сформированности лексики речевого этикета младших школьников с ЗПР.
Оборудование: карточки со словами-подсказками для конкретной ситуации (Приложение 2).
Инструкция: я буду проговаривать тебе ситуацию, а ты, с помощью карточек со словами-подсказками, должен найти из нее выход.
Процедура проведения: представь себе, что тебе нужно выйти из класса во время урока. Нужно обратиться к учителю и сделать это вежливо. Посмотри на карточку. Это слова-подсказки. Составь свой ответ, опираясь на них.
Обработка и оценка результатов:
3 балла - полный ответ с использованием 3 слов-подсказок.
2 балла - неполный ответ с использованием 2 слов-подсказок.
1 балл - частичный ответ с использованием 1 слова-подсказки.
0 баллов – нет ответа, большие затруднения.
Ситуация № 3 «Ученику нужно покинуть урок по уважительной причине».
Цель: выявление уровня сформированности лексики речевого этикета младших школьников с ЗПР.
Оборудование: карточки со словами-подсказками для конкретной ситуации (Приложение 3).
Инструкция: я буду проговаривать тебе ситуацию, а ты, с помощью карточек со словами-подсказками, должен найти из нее выход.
Процедура проведения: представь себе, что ты участник соревнований по баскетболу. Ты сидишь на уроке, но тебе нужно уйти, не дожидаясь звонка. Как ты обратишься к учителю и покинешь класс? Сделать это нужно вежливо. Посмотри на карточку. Это слова-подсказки. Составь свой ответ, опираясь на них.
Обработка и оценка результатов:
5 баллов – полный ответ с использованием 5 слов-подсказок.
4 балла - полный ответ с использованием 4 слов-подсказок.
3 балла - неполный ответ с использованием 3 слов-подсказок.
2 балла - неполный ответ с использованием 2 слов-подсказок.
1 балл - частичный ответ с использованием 1 слова-подсказки.
0 баллов - нет ответа, большие затруднения.
Для успешного выявления уровня сформированности лексики речевого этикета младших школьников с ЗПР нужно целостно использовать данную методику, объясняя ребенку, что именно так нужно вести себя в данных ситуациях.
3.2 Анализ результатов исследования зрительной памяти младших школьников с ЗПР
Для проведения успешной коррекционной работы нужно отталкиваться от уровня сформированности лексики речевого этикета учащихся. Мы провели исследование и получили следующие результаты:
Ситуация № 1
Уровень развития лексики речевого этикета |
Количество человек |
Процент (%) |
Высокий |
2 |
20 |
Средний |
3 |
30 |
Ниже среднего |
4 |
40 |
Низкий |
1 |
10 |
Таблица 1
Мы провели исследование по методике «Педагогические ситуации», ситуация 1. В исследовании участвовали 10 детей 2 «В» класса с диагнозом ЗПР. Исследование проводилось индивидуально с каждым учащимся. Проанализировав данные таблицы 1, мы пришли к выводу о том, что 1 ребенок из класса показал низкий уровень развития лексики речевого этикета; 4 учащихся испытывали некоторые трудности и показали результат - ниже среднего; среднего уровня достигли 3 учащихся, а высокий уровень развития лексики речевого этикета показали 2 ученика.
Ситуация № 2
Имя |
Оценка в баллах |
Уровень выполнения задания |
Маша |
3 |
Высокий |
Сережа |
1 |
Низкий |
Катя |
2 |
Средний |
Ваня |
3 |
Высокий |
Коля |
2 |
Средний |
Аня |
2 |
Средний |
Саша |
2 |
Средний |
Таня |
2 |
Средний |
Настя |
3 |
Высокий |
Вова |
2 |
Средний |
Таблица 2
Согласно данным таблицы
2 можно сделать вывод о том,
что средний уровень
Дети с низким уровнем лексики речевого этикета испытывали следующие затруднения: с первого раза не воспринимали инструкцию, делали ошибки при воспроизведении слов, использовали в своем ответе примерно 30% из предложенных слов-подсказок.
Ситуация № 3
Диаграмма 1
Анализируя данные, приведенные в диаграмме 1 можно сделать вывод, что высокий и низкий уровни развития лексики речевого этикета показали по 20% учащихся 2 «В» класса. Уровень ниже среднего показали 10% учащихся, не справились с заданием 10% и средний уровень развития показали 40% учащихся.
Таким образом, можно отметить, что анализ результатов исследования лексики речевого этикета показал, что детей с высоким уровнем выявлено 25%. Средний уровень наблюдается у 35 % учащихся, ниже среднего у 20% , низкий у 10 % и отсутствует у 10% учащихся. Общий анализ результатов исследования свидетельствует о необходимости коррекционной работы, направленной на развитие лексики речевого этикета младших школьников с диагнозом ЗПР.
3.3 Направление коррекционной работы по развитию лексики речевого этикета младших школьников с ЗПР
Становление младшего школьника как функционально грамотной личности неразрывно связано с его социализацией, т. е. с освоением культурных ценностей общества. Основное внимание учащихся должно быть сосредоточено на ценностях духовно-нравственной культуры.
В младшем школьном возрасте доминирующее психическое состояние, мотивы и стимулы, направляющие поведение ребенка, в большой мере определяются взаимодействиями со взрослыми. В первую очередь, учителями и родителями, и в меньшей степени спонтанными побуждениями.
Особое место в обучении отводится формированию основ культуры речи, поведения и общения. Для этого предусмотрены специальные занятия речевого этикета.
На занятиях речевого этикета школьники знакомятся с основными правилами вежливого общения в реальных жизненных ситуациях: например, приветствие - в телефонном разговоре, поздравление на дне рождения и т. п.
На сегодняшний день проблема нравственного воспитания, считается одной из основных проблем в нашем обществе. Отсутствие умения общаться, навыков поведения в обществе, за столом, получаемых в детстве, впоследствии вселяет в школьника неуверенность в себе, боязнь сделать что-нибудь не так. В результате теряется естественность в поведении. Ребенку кажется, что все взоры устремлены именно на него. Потерявший уверенность делает одну ошибку за другой, невпопад отвечает на вопросы, замыкается в себе.
Множество мелких ошибок свидетельствуют о дурном воспитании, неумении вести себя в обществе со всеми вытекающими отсюда последствиями.
Решить эту проблему можно – научив ребёнка правилам поведения в обществе. Чтобы подготовить ребёнка к взрослой жизни, научить нормам морали, понимать логику определённых правил и взаимоотношений, адекватному поведению в общении с различными людьми, привить знания и навыки, необходимые на протяжении всей жизни.
Для достижения высокого уровня в развитии лексики речевого этикета младших школьников с ЗПР нужно:
Работа над усвоением норм и правил этикета напоминает спираль: на каждом новом витке рассматриваются те же самые вопросы, но на более высоком уровне сложности, что необходимо учитывать при обучении младших школьников.
В работе с детьми особое внимание нужно уделить развитию умения понимать людей, проявлять доброжелательное отношение, развиваю эмоциональную отзывчивость, формирую правила этикета и нормы культуры поведения в обществе.
При планировании воспитательного процесса нужно включить следующие формы работы:
1. Организационная форма.
а) познавательные занятия; б) занятия-беседы; в) игры-занятия;
2. Совместная деятельность педагога с детьми.
а) дидактические игры; б) упражнения подражательного характера на имитацию различных жизненных ситуаций;
3. Самостоятельная деятельность.
нахождение самостоятельного выхода из различных жизненных ситуаций с использованием норм и правил этикета.
Благодаря специально разработанным
занятиям, играм и упражнениям
у детей формируются
Данное направление обучения соответствует возрастным особенностям детей. Они приобретают навыки, умения и опыт, необходимые для адекватного поведения в обществе.