Лексика речевого этикета

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2013 в 07:38, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность данной темы обосновывается тем, что современный этап развития образования в нашей стране характеризуется усилением внимания к проблемам неуспеваемости детей в общеобразовательной школе, среди которых значительное место занимают дети с задержкой психического развития.
Согласно исследованиям отечественных дефектологов, дети с задержкой психического развития имеют характерные особенности высшей нервной деятельности, познавательных процессов, различных психических функций.

Файлы: 1 файл

Введение.docx.docx

— 82.17 Кб (Скачать)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 3. Организация и содержание коррекционной работы по развитию лексики речевого этикета младших школьников с ЗПР

    1. Методическое изучение лексики речевого этикета

Для успешного обучения младших  школьников необходимо, прежде всего, выявить уровень сформированности их речевого этикета. Без наличия умения правильно вести себя в определенных ситуациях, дети младшего школьного возраста с ЗПР, не смогут социализироваться в обществе. Чтобы не допустить этой проблемы мы должны комплексно развивать речевой этикет младших школьников одновременно в учебной, трудовой, социальной и других видах деятельности.  Развитие речевого этикета младших школьников должно оцениваться не в целом, а дифференцированно, по отдельным критериям, таким как слова и выражения, употребляемые для прощания, просьбы, извинения, принятые в различных ситуациях формы обращения, интонационные особенности, характеризующие вежливую речь. По каждому из этих критериев необходимо делать независимое заключение о развитии лексики речевого этикета.

Для обучения и активизации  лексики речевого этикета в речи существенной является взаимосвязь  между способностями учащихся и  знаниями, умениями и навыками, которые дети могут применить в повседневной жизни. Поэтому учащиеся знакомятся с основными чертами речевого этикета, главной из которых является ситуативность. Т.е., выбор этикетного знака, манеры поведения должны меняться в зависимости от изменения ситуации общения. Кроме того, в процессе общения его участники должны действовать в соответствии и с другими факторами, к которым относятся степень знакомства, возраст собеседника, социальное положение и др.

Исследование проводилось  на базе МОУ СОШ № 20, г. Пласт, где функционируют классы с ЗПР. В исследовании приняли участие учащиеся     2 «В» класса в количестве 10 человек. Все обследуемые имеют диагноз ЗПР.

В качестве базы проведения исследования мы разработали методику для выявления уровня сформированности лексики речевого этикета и адаптировали ее на младших школьников с ЗПР. При разработке методики мы опирались на методику «Педагогические ситуации».

Методика 1. «Педагогические ситуации»

Ситуация № 1 «Ученик опоздал на урок»

Цель: выявление уровня сформированности лексики речевого этикета младших  школьников с ЗПР.

Оборудование: карточки со словами-подсказками для конкретной ситуации (Приложение 1).

Инструкция: я буду проговаривать  тебе ситуацию, а ты, с помощью карточек со словами-подсказками, должен найти из нее выход.

Процедура проведения: представь  себе, что ты опоздал на урок. Тебе нужно войти в класс так, чтобы  учитель не ругал тебя за опоздание. Это нужно сделать вежливо. Посмотри на карточку. Это слова-подсказки. Составь  свой ответ, опираясь на них.

Обработка и оценка результатов:

4 балла - полный ответ  с использованием 4 слов-подсказок.

3 балла - полный ответ  с использованием 3 слов-подсказок.

2 балла - неполный ответ  с использованием 2 слов-подсказок.

1 балл - частичный ответ   с использованием 1 слова-подсказки.

0 баллов – нет ответа, большие затруднения.

Ситуация № 2 «Ученику нужно  выйти из класса во время урока»

Цель: выявление уровня сформированности лексики речевого этикета младших  школьников с ЗПР.

Оборудование: карточки со словами-подсказками  для конкретной ситуации (Приложение 2).

Инструкция: я буду проговаривать  тебе ситуацию, а ты, с помощью  карточек со словами-подсказками, должен найти из нее выход.

Процедура проведения: представь себе, что тебе нужно выйти из класса во время урока. Нужно обратиться к учителю и сделать это вежливо.  Посмотри на карточку. Это слова-подсказки. Составь свой ответ, опираясь на них.

Обработка и оценка результатов:

3 балла - полный ответ  с использованием 3 слов-подсказок.

2 балла - неполный ответ  с использованием 2 слов-подсказок.

1 балл - частичный ответ   с использованием 1 слова-подсказки.

0 баллов – нет ответа, большие затруднения.

Ситуация № 3 «Ученику нужно покинуть урок по уважительной причине».

Цель: выявление уровня сформированности лексики речевого этикета младших  школьников с ЗПР.

Оборудование: карточки со словами-подсказками  для конкретной ситуации (Приложение 3).

Инструкция: я буду проговаривать  тебе ситуацию, а ты, с помощью  карточек со словами-подсказками, должен найти из нее выход.

Процедура проведения: представь  себе, что ты участник соревнований по баскетболу. Ты сидишь на уроке, но тебе нужно уйти, не дожидаясь звонка. Как ты обратишься к учителю и  покинешь класс? Сделать это нужно  вежливо. Посмотри на карточку. Это  слова-подсказки. Составь свой ответ, опираясь на них.

Обработка и оценка результатов:

5 баллов – полный ответ  с использованием 5 слов-подсказок.

4 балла - полный ответ с использованием 4 слов-подсказок.

3 балла - неполный ответ с использованием 3 слов-подсказок.

2 балла - неполный ответ  с использованием 2 слов-подсказок.

1 балл - частичный ответ   с использованием 1 слова-подсказки.

0 баллов - нет ответа, большие затруднения.

Для успешного выявления  уровня сформированности лексики речевого этикета младших школьников с ЗПР нужно целостно использовать данную методику, объясняя ребенку, что именно так нужно вести себя в данных ситуациях.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.2 Анализ результатов исследования зрительной памяти младших школьников с ЗПР

Для проведения успешной коррекционной  работы нужно отталкиваться от уровня сформированности лексики речевого этикета учащихся. Мы провели исследование и получили следующие результаты:

Ситуация № 1

 

Уровень развития лексики речевого этикета

Количество человек

Процент (%)

Высокий

2

20

Средний

3

30

Ниже среднего

4

40

Низкий

1

10


Таблица 1

Мы провели исследование по методике «Педагогические ситуации», ситуация 1. В исследовании участвовали 10 детей 2 «В» класса с диагнозом  ЗПР. Исследование проводилось индивидуально  с каждым учащимся. Проанализировав  данные таблицы 1, мы пришли к выводу о том, что 1 ребенок из класса показал  низкий уровень развития лексики речевого этикета; 4 учащихся испытывали некоторые трудности и показали результат - ниже среднего; среднего уровня достигли 3 учащихся,  а высокий уровень развития лексики речевого этикета показали  2 ученика.

Ситуация № 2

Имя

Оценка в баллах

Уровень выполнения задания

Маша

3

Высокий

Сережа

1

Низкий

Катя

2

Средний

Ваня

3

Высокий

Коля

2

Средний

Аня

2

Средний

Саша

2

Средний

Таня

2

Средний

Настя

3

Высокий

Вова

2

Средний


Таблица 2

Согласно данным таблицы 2 можно сделать вывод о том, что средний уровень сформированности лексики речевого этикета наблюдается у 60% учащихся 2 «В» класса, низкий - у 10%, и высокий у 3 учащихся, следовательно у  30%.

Дети с низким уровнем  лексики речевого этикета испытывали следующие затруднения: с первого раза не воспринимали инструкцию, делали ошибки при воспроизведении слов, использовали в своем ответе примерно 30% из предложенных слов-подсказок.

Ситуация № 3

Диаграмма 1

Анализируя данные, приведенные  в диаграмме 1 можно сделать вывод, что высокий и низкий уровни развития лексики речевого этикета показали по 20% учащихся 2 «В» класса. Уровень  ниже среднего показали 10% учащихся, не справились с заданием 10% и средний уровень развития показали 40% учащихся.

Таким образом, можно отметить, что  анализ результатов исследования лексики речевого этикета показал, что детей с высоким уровнем выявлено 25%. Средний уровень наблюдается у 35 % учащихся, ниже среднего у 20% , низкий у 10 % и отсутствует у 10% учащихся. Общий анализ результатов исследования свидетельствует о необходимости коррекционной работы, направленной на развитие лексики речевого этикета младших школьников с диагнозом ЗПР.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.3 Направление коррекционной работы по развитию лексики речевого этикета младших школьников с ЗПР

Становление младшего школьника как  функционально грамотной личности неразрывно связано с его социализацией, т. е. с освоением культурных ценностей общества. Основное внимание учащихся должно быть сосредоточено на ценностях духовно-нравственной культуры.

В младшем школьном возрасте доминирующее психическое состояние, мотивы и  стимулы, направляющие поведение ребенка, в большой мере определяются взаимодействиями со взрослыми. В первую очередь, учителями и родителями, и в меньшей степени спонтанными побуждениями.

Особое место в обучении отводится  формированию основ культуры речи, поведения и общения. Для этого  предусмотрены специальные занятия речевого этикета.

На занятиях речевого этикета школьники  знакомятся с основными правилами  вежливого общения в реальных жизненных ситуациях: например, приветствие - в телефонном разговоре, поздравление на дне рождения и т. п.

На сегодняшний день проблема нравственного  воспитания, считается одной из основных проблем в нашем обществе. Отсутствие умения общаться, навыков поведения  в обществе, за столом, получаемых в  детстве, впоследствии вселяет в  школьника неуверенность в себе, боязнь сделать что-нибудь не так. В результате теряется естественность в поведении. Ребенку кажется, что все взоры устремлены именно на него. Потерявший уверенность делает одну ошибку за другой, невпопад отвечает на вопросы, замыкается в себе.

Множество мелких ошибок свидетельствуют  о дурном воспитании, неумении вести  себя в обществе со всеми вытекающими  отсюда последствиями.

Решить эту проблему можно  – научив ребёнка правилам поведения  в обществе. Чтобы подготовить  ребёнка к взрослой жизни, научить  нормам морали, понимать логику определённых правил и взаимоотношений, адекватному поведению в общении с различными людьми, привить знания и навыки, необходимые на протяжении всей жизни.

Для достижения высокого уровня в развитии лексики речевого этикета  младших школьников с ЗПР нужно:

  1. Формировать способы социального поведения младших школьников в различных ситуациях, опыт доброжелательного отношения к окружающим.
  2. Воспитывать положительные качества: вежливость, тактичность, милосердие, доброту.
  3. Совершенствовать умение регулировать своё поведение.
  4. Обучать детей правильному поведению в социуме.
  5. Научить детей правилам этикета в обществе.

Работа над усвоением  норм и правил этикета напоминает спираль: на каждом новом витке рассматриваются  те же самые вопросы, но на более  высоком уровне сложности, что необходимо учитывать при обучении младших школьников.

В работе с детьми особое внимание нужно уделить развитию умения понимать людей, проявлять доброжелательное отношение, развиваю эмоциональную отзывчивость, формирую правила этикета и нормы культуры поведения в обществе.

При планировании воспитательного  процесса нужно включить следующие формы работы:

1. Организационная форма.

а) познавательные занятия; б) занятия-беседы; в) игры-занятия;

2. Совместная деятельность  педагога с детьми.

а) дидактические игры; б) упражнения подражательного характера  на имитацию различных жизненных ситуаций;

3. Самостоятельная деятельность.

нахождение самостоятельного выхода из различных жизненных ситуаций с использованием норм и правил этикета.

Благодаря специально разработанным  занятиям, играм и упражнениям  у детей формируются эмоционально-мотивационные  установки по отношению к себе, к сверстникам и взрослым.

Данное направление обучения соответствует возрастным особенностям детей. Они приобретают навыки, умения и опыт, необходимые для адекватного поведения в обществе.

Информация о работе Лексика речевого этикета