Лексика речевого этикета

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2013 в 07:38, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность данной темы обосновывается тем, что современный этап развития образования в нашей стране характеризуется усилением внимания к проблемам неуспеваемости детей в общеобразовательной школе, среди которых значительное место занимают дети с задержкой психического развития.
Согласно исследованиям отечественных дефектологов, дети с задержкой психического развития имеют характерные особенности высшей нервной деятельности, познавательных процессов, различных психических функций.

Файлы: 1 файл

Введение.docx.docx

— 82.17 Кб (Скачать)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выводы по 3 главе

Мы провели исследование лексики  речевого этикета на базе МОУ СОШ  № 20, где функционируют классы с  ЗПР. В исследовании приняли участие  учащиеся     2 «В» класса в количестве 10 человек. Все обследуемые  имеют диагноз ЗПР.

В качестве базы проведения исследования была взята методика, направленная на изучение лексики речевого этикета младших школьников с  ЗПР.

Проанализировав результаты исследования,  мы поняли, что лексика  речевого этикета младших школьников с ЗПР развита крайне слабо. При  систематической коррекционной  работе лексика речевого этикета  поддается коррекции. Именно поэтому  мы обозначили направление коррекционной работы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

На современном этапе  развития образования наблюдаются  негативные тенденции роста числа  детей с задержкой психического развития, обусловленные, с одной  стороны, неблагоприятной микросредой  развития детей, с другой стороны, недостаточным  уровнем готовности специалистов образовательных учреждений. Педагогу необходимо владеть системой теоретических знаний, акцентирующих внимание на особенностях развития детей с задержками развития, проблемах психологической готовности детей с ЗПР к школьному обучению. Кроме того, у педагога, работающего с детьми с ЗПР, должны быть сформированы практические навыки диагностики и коррекции задержки психического развития в целом и познавательных процессов – в частности.

На современном этапе  образовательное учреждение должно осуществлять психолого-педагогическое изучение детей «групп риска» с целью  своевременного оказания психокоррекционной помощи детям с нерезко выраженными  отклонениями. При условии ранней диагностики и оказания своевременной  коррекционно-педагогической помощи дети с ЗПР способны преодолеть психическое  недоразвитие до начала систематического обучения.

Поэтому нами были поставлены и решены задачи, рассмотрены научно-теоретические  основы развития лексики речевого этикета у детей с ЗПР, изучено множество литературы по данной теме, предложена методика изучения лексики речевого этикета и обозначено направление коррекционной работы. Данная проблема на сегодняшний день остается актуальной. Коррекционную работу можно проводить через связь с разными учебными предметами. Только при систематической коррекционной работе возможно достижение наилучших результатов в коррекции лексики речевого этикета учащихся с задержкой психического развития. 

 

Список литературы

1) Антипова, Ж. В. Формирование связной речи младших школьников с ЗПР в условиях инклюзивного обучения / Ж. В. Антипова // Педагогика. 2009. - № 1.- С. 31-33.

2) Бабкина Н. В. Особенности познавательной деятельности и ее саморегуляции у младших школьников с задержкой психического развития / Н.В. Бабкина // Дефектология. - 2002. - № 5. - С. 41-45.

3) Бондаренко, А. К. Дидактические игры в начальной школе / А. К. Бондаренко. - М. : Просвящение, 1991. - 160с.

4) Бондаренко А. К. Словесные игры в школе / А. К. Бондаренко. - М. : Просвящение, 1974. - 96 с.

5) Бородич, А. М. Методика развития речи детей : учеб. пособие для студентов пед. инст. - М. : Просвящение, 1981. - 255 с.

6) Деревянко, Н. П. Формирование словарного запаса у младших школьников с ЗПР / Н. П. Деревянко // Дефектология. 2006. - № 4. - С. 57-60.

7) Дети с временной  задержкой психического развития. /Под. Ред. Т.А. Власовой, М.С.  Певзнер.- М., 1997.

8) Дети с задержкой психического развития / под ред. Т. А. Власовой. - М. : Дефектология, 1984. - 140 с.

9) Диагностика и коррекция  задержки психического развития у детей / под ред. С. Г. Шевченко. - М. : Педагогика, 2001. - 215 с.

10) Лалаева, Р. И. Нарушение речи у детей с задержкой психического развития / Р. И. Лалаева. - Спб. : Дефектология, 1992. - 147 с.

11) Лалаева, Р. И. Нарушения речи и их коррекция у детей с задержкой психического развития : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. - М. : Дефектология, 2003. - 108 с.

12) Волкова, Л. С. Логопедия / Л. С. Волкова. – М. : Логопедия, 2007. – 703 с.

13) Малофеев, Н. Н. Характеристика лексического запаса у учащихся с задержкой психического развития / Н. Н. Малофеев // Дефектология. - 1999. -№ 1. - С. 29-33.

14) Мальцева, Е. В. Недостатки речи у детей с задержкой психического развития младшего школьного возраста / Е. В. Мальцева. - М. : Педагогика, 2004. - 203 с.

15) Чиркина, Г. В. Методы обследования речи детей / Г. В. Чиркина. - М. : Логопедия, 2005. - 179 с.

16) Правдина, О. В. Логопедия : учеб. пособие для студентов дефектолог. фак-тов пед. ин-тов. - М. : Логопедия, 1973. - 272 с.

17) Развитие речи детей  школьного возраста / под ред. Ф. А. Сохина. - М. :Дефектология, 1979. - 223 с.

18) Слепович, Е. С. Некоторые особенности словарного запаса младших школьников с задержкой психического развития / Е. С. Слепович //  Дефектология. - 2008. - № 1. - С. 68-73.

19) Стеценко, А. П. К вопросу о психологической классификации значений / А. П. Стеценко // Психология. - 2007. - № 1. - С. 22-29.

20) Уфимцева, А. А. Принцип семиологического описания лексики / А. А. Уфимцева. - М. : Педагогика, 2003. - 270 с.

21) Фотекова, Т. А. Состояние и динамика высших психических функций у школьников с общим недоразвитием речи и задержкой психического развития / Т. А. Фотекова // Дефектология. - 2003. - № 1 . - С. 23-33.

22) Халилова, Л. Б. Основные направления лексической работы для детей с задержкой психического развития / Л. Б. Халилова // Дефектология. - 1991. - № 3 - С. 24-34.

23) Шевченко, С. Г. Ознакомление с окружающим миром учащихся с задержкой психического развития / С. Г. Шевченко. - М. : Педагогика, 1990. - 234 с.

24) Шичанин, О. В. Некоторые особенности объяснения значения слова детьми старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития / О. В. Шичанин // Дефектология. - 2008. - № 1. - С 21-26.

25) Шухина В. А. Общие и специфические особенности формирования лексики у младших школьников с различными нарушениями речи / В. А. Шухина. - СПб. : Дефектология, 2002. - 300 с.

26) Вендербильт, Э. К. Культура поведения, этикет, мораль. / Э. К. Вендербильт. - М. : Педагогика, 1998. - 205 с.

27) Волченко, Л. Б. Этикет / Л. Б. Волченко. - М. : Педагогика, 1996. - 107 с.

28) Вольф, И. Т. Современный этикет / И. Т. Вольф. - М. : Педагогика, 1997. - 123 с.

29) Гольдин, В. Е. Речь и этикет / В. Е. Гольдин. - М. : Педагогика, 1983. - 200 с.

30) Крохина, И. М. Всё об этикете / И. М. Крохина. - М. : Педагогика, 1995. - 111 с.

31) Лихачёва, Л. С. Уроки этикета / Л. С. Лихачева. - М. : Педагогика, 1996. - 118 с.

32) Николаева, Т. Н. Этикет и мы / Т. Н. Николаева. - СПб. : Педагогика, 1993. - 165 с.

33) Мудрик, А. В. Введение в социальную педагогику / А. В. Мудрик. - М. : Педагогика, 1997. - 213 с.

34) Титаренко, А. И. Нравственные основы общения / А. И. Титаренко.  - М. : Педагогика, 1997. - 154 с.

 

 


Информация о работе Лексика речевого этикета