Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2013 в 07:38, курсовая работа
Актуальность данной темы обосновывается тем, что современный этап развития образования в нашей стране характеризуется усилением внимания к проблемам неуспеваемости детей в общеобразовательной школе, среди которых значительное место занимают дети с задержкой психического развития.
Согласно исследованиям отечественных дефектологов, дети с задержкой психического развития имеют характерные особенности высшей нервной деятельности, познавательных процессов, различных психических функций.
Речь является основным средством человеческого общения. Без нее человек не имел бы возможности получать и передавать большое количество информации, в частности, такую, которая несет определенную смысловую нагрузку или фиксирует в себе то, что невозможно воспринять с помощью органов чувств (абстрактные понятия, непосредственно не воспринимаемые явления, законы, правила и т.п.). Овладение словарным запасом составляет основу речевого развития, поскольку слово является важнейшей единицей языка. Слово обеспечивает содержание общения. Свободная устная (и письменная) речь опирается, прежде всего, на владение достаточным словарным запасом. [11,142]
Рассмотрим формирование речевой деятельности ребенка, начиная с раннего возраста. Самые первые слова у ребенка обычно появляются к году. Эти слова (чаще всего мама, папа, баба) представляют собой слова-предложения, выражающие целую мысль. При помощи одного и того же слова ребенок может высказывать и какую-то жалобу, и просьбу дать ему игрушку, «взять на ручки», и т.п. В дальнейшем у ребенка появляются все новые и новые слова, которые он постепенно начинает связывать между собой, пытаясь строить из них элементарные предложения. [19,200]
Накопление словарного запаса у ребенка неразрывно связано с овладением речевыми звуками и грамматическим строем речи. А поскольку многие речевые звуки у него еще отсутствуют, то и усвоенные слова он произносит неправильно, искаженно («афета» вместо конфета, «кука» вместо кукла, «пать» вместо спать и т п.). До определенного возраста это вполне нормально и не должно вызывать у родителей тревоги, потому что по мере постепенного овладения речевыми звуками структура произносимых ребенком слов все более и более уточняется и приближается к норме. Полностью правильным звукопроизношением ребенок овладевает только к 5-6 годам. [16,125]
Словарный запас детей постоянно обогащается не только в количественном, но и в качественном отношении. Количественный рост словаря выражается в постепенном усвоении новых слов. В первую очередь ребенок усваивает те слова, которые непосредственно связаны с его жизнью, - названия окружающих предметов, игрушек и основных повседневных действий. При этом количество имеющихся у ребенка слов зависит от тех условий, в которых он живет и воспитывается. [26,65]
Так, двухлетние дети в разных
семьях могут иметь в своем
запасе от 45 до 1000 и даже более слов.
Качественный рост словаря выражается
во все более глубоком понимании
ребенком значений слов, включая многозначность
и переносные значения. Например, под
словом ножка ребенок понимает сначала
только свою собственную маленькую
ножку. Позднее он узнает, что этим
же словом обозначается и ножка стола
или стула, и ножка гриба, и
пр. Или: глагол спать ребенок сначала
понимает только как такое «действие»,
которое относится
Примерно с 3-3,5 лет в речи ребенка начинают появляться обобщающие слова (если, конечно, он слышит их в речи взрослых), которые обозначают не какой-то один конкретный предмет, а целые группы однородных предметов посуда, одежда, овощи, фрукты и т.п.
Это очень важный этап, являющийся самым первым шагом к систематизации, упорядочению имеющегося у ребенка запаса слов. Остановимся на нем подробнее. [9,151]
Все названия предметов (имена существительные, т.е. слова, отвечающие на вопросы кто? что?) подразделяются на смысловые группы, например одежда, обувь, посуда, мебель, овощи, фрукты, деревья, цветы, звери, птицы, ребенком грамматических норм языка. [7,56]
Детское словотворчество нужно всячески поощрять, включаясь в занимательную игру с ребенком, но, не забывая в ходе игры давать правильные образцы словообразования. Например, если ребенок образует уменьшительные формы от слов лес и ковер как лесик и коверик (по аналогии дом- домик), то, порадовавшись вместе с ним, нужно в заключение сказать правильные варианты слов лесок, коврик. Слабое владение очень многими учащимися наших школ правилами словообразования (вплоть до почти полного не владения ими) есть следствие педагогических упущений в дошкольном возрасте. [17,39]
По результатам обследований, 7-летний ребенок, поступающий в школу, употребляет в своей речи хотя бы один раз с пониманием значения слова (это активный словарь) или понимает, но не употребил ни разу, т.к. не было потребности (пассивный словарь), от 2,5 – 3 тысяч слов до 7 – 8 тысяч. Соответственно 11-летний школьник имеет в своем словаре от 7 – 8 до 10 – 15 тысяч слов (в отдельных случаях больше).
Таким образом, к началу школьного обучения, первоклассник с сохранным интеллектом имеет достаточно большой (включая обобщающие слова) и правильно систематизированный словарный запас, представление о многозначности слов, о наличии у некоторых слов не только основных, но и переносных значений, другими словами у младшего школьника к началу обучения уже сформировано определенное семантическое поле к разным группам слов. [23,142]
Семантическое поле - комплекс ассоциаций, возникающий вокруг одного слова. Именно наличие «семантического поля» позволяет человеку быстро производить отбор слов в процессе общения, а младшему школьнику легче воспринимать школьные предметы, осваивать школьную программу.
Выводы по 1 главе
Таким образом, особое значение эффективность общения приобретает в процессе обучения, так как процесс этот с каждым днем, благодаря научному прогрессу, становится все информационно насыщенней и интенсивней. Следовательно, правильно организованное межличностное общение в процессе обучения, безусловно, будет способствовать эффективному формированию лексики речевого этикету у младших школьников.
Благодаря специально разработанным
занятиям, играм и упражнениям
у детей формируются
Важно большое внимание уделять изучению лексики речевого этикета младших школьников, для их успешной социальной адаптации в будущем.
Глава 2. Психо - физиологические особенности развития детей с ЗПР
2.1 Понятие ЗПР
ЗПР относится к разряду
слабовыраженных отклонений в психическом
развитии и занимает промежуточное
место между нормой и патологией.
Дети с задержкой психического развития
не имеют таких тяжелых отклонений
в развитии, как умственная отсталость,
первичное недоразвитие речи, слуха,
зрения, двигательной системы. Основные трудности, которые
они испытывают, связаны, прежде всего,
с социальной (в том числе школьной) адаптацией и обучением. Объяснением
этому служит замедление темпов созревания
психики. Нужно также отметить, что у каждого
отдельно взятого ребенка ЗПР может проявляться
по-разному и отличаться и по времени,
и по степени проявления. Но, несмотря
на это, можно попытаться выделить круг
особенностей развития, характерных для
большинства детей.
Наиболее ярким признаком ЗПР исследователи называют незрелость эмоционально-волевой сферы; иначе говоря, такому ребенку очень сложно сделать над собой волевое усилие, заставить себя выполнить что-либо. А отсюда неизбежно появляются нарушения внимания: его неустойчивость, сниженная концентрация, повышенная отвлекаемость. Нарушения внимания могут сопровождаться повышенной двигательной и речевой активностью. Такой комплекс отклонений (нарушение внимания и повышенная двигательная и речевая активность), не осложненный никакими другими проявлениями, в настоящее время обозначают термином «Синдром дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ). [19, 59]
Нарушение восприятия выражается в затруднении построения целостного образа. Например, ребенку может быть сложно узнать известные ему предметы в незнакомом ракурсе. Такая структурность восприятия является причиной недостаточности, ограниченности, знаний об окружающем мире. Также страдает скорость восприятия и ориентировка в пространстве.
Если говорить об особенностях памяти у детей с ЗПР, то здесь обнаружена одна закономерность: они значительно лучше запоминают наглядный (неречевой) материал, чем вербальный. Кроме того, установлено, что после курса специального обучения различным техникам запоминания, показатели ребят с ЗПР улучшались даже по сравнению с нормально развивающимися детьми. ЗПР нередко сопровождается проблемами речи, связанными в первую очередь с темпом ее развития. Другие особенности речевого развития в данном случае могут зависеть от формы тяжести ЗПР и характера основного нарушения: так, в одном случае это может быть лишь некоторая задержка или даже соответствие нормальному уровню развития, тогда как в другом случае наблюдается системное недоразвитие речи - нарушение ее лексико-грамматической стороны. [13,125]
У детей с ЗПР наблюдается отстав
Таким образом мы выяснили, что ЗПР – это нарушение нормального темпа психического развития. Проявляется ЗПР в замедленном темпе созревания эмоционально-волевой сферы, которое заключается в неумении сосредоточиться на выполняемом задании, в интеллектуальной недостаточности (умственные способности не соответствуют возрасту).
2.2 Причины ЗПР
Специалистами давно рассматривается
вопрос о том, каких же детей следует
причислять к группе с ЗПР. Ответы
их весьма неоднозначны. Условно, их можно
разделить на две группы. Первые
придерживаются гуманистических взглядов,
считая, что основные причины ЗПР
носят прежде всего социально-педагогический
характер (неблагополучная обстановка
в семье, недостаток общения и
культурного развития, тяжелые условия
жизни). Дети с ЗПР определяются как
неприспособленные, труднообучаемые,
педагогически запущенные. Такой
взгляд на проблему преобладает в
западной психологии, а последнее
время он получил широкое
Другие авторы связывают
отставание в развитии с легкими
органическими поражениями
Наверное, правильнее всего учитывать и те, и другие факторы.
Так, в качестве причин, приводящих к задержкам психического развития, отечественные специалисты М.С. Певзнер и Т.А. Власова выделяют следующие.
Неблагоприятное течение беременности:
Патология родов:
Социальные факторы:
2.3 Формы ЗПР
В целом, ЗПР проявляется в нескольких основных клинико - психологических формах: конституционного происхождения, соматогенного происхождения, психогенного и церебрально - органического генеза. Каждой из этих форм присущи свои особенности, динамика, прогноз в развитии ребенка. [12,165]
ЗПР конституционного происхождения – так называемый гармонический инфантилизм при данном варианте на первом плане в структуре дефекта выступают черты эмоциональной и личностной независимости. Инфантильность психики часто сочетается с инфантильным типом телосложения, «детностью» – мимики, моторики, преобладанием эмоциональных реакций в поведении. Такие дети проявляют творчество в игре. Эта деятельность для них более привлекательна, в отличие от учебной заниматься они не любят и не хотят, перечисленные особенности затрудняют социальную, в том числе и школьную адаптацию.
Детям с этой формой ЗПР практически не нужна специальная помощь, поскольку со временем отставание сглаживается. Однако обучение в школе с 6-летнего возраста для них нерационально. [9, 74]
ЗПР соматогенного генеза данная форма возникает вследствие длительной соматической недостаточности различного генеза (хронические инфекции, аллергические состояния, врожденные и приобретенные пороги, внутренних органов и др.). В возникновении ЗПР у этой группы детей большая роль принадлежит стойкой астении, снижающей не только общий, но и психический тонус. Большое значение имеют социальные факторы, приводящие к проявлению различных невротических наслоений (неуверенность, боязливость), физической неполноценности.
Усугубляет состояние
ребенка режим ограничений и
запретов, в котором он постоянно
находится. Детям с этой формой ЗПР
вместе с психологическим воздействием
требуется и медицинская