Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2013 в 07:38, курсовая работа
Актуальность данной темы обосновывается тем, что современный этап развития образования в нашей стране характеризуется усилением внимания к проблемам неуспеваемости детей в общеобразовательной школе, среди которых значительное место занимают дети с задержкой психического развития.
Согласно исследованиям отечественных дефектологов, дети с задержкой психического развития имеют характерные особенности высшей нервной деятельности, познавательных процессов, различных психических функций.
ЗПР психогенного генеза. Эта
форма чаще всего возникает в
результате неблагоприятных условий
воспитания ребенка (неполная или неблагополучная
семья). Конечно, социальный характер данной
аномалией развития не исключает
ее первоначально патологической структуры.
Эту форму ЗПР надо уметь отличать
от педагогической запущенности проявляющейся
прежде всего в ограниченных знаниях
и умениях ребенка вследствие
недостатка интеллектуальной информации.
Данная форма ЗПР наблюдается
при аномальном развитии личности по
типу психической неустойчивости, обусловленном
явлениями гипоопеки и
ЗПР церебрально-органического генеза занимает основное место в полиморфной группе задержки психического развития. В зависимости от типа соотношения черт органической незрелости повреждения ЦНС выделяют два психологических варианта ЗПР церебрально - органического генеза.
При первом варианте у детей
обнаруживаются черты незрелости эмоциональной
сферы по типу органического инфантилизма.
Нарушения высших корковых функций
имеют динамический характер, обусловленный
их недостаточной
При втором варианте – доминируют
симптомы поврежденности: выраженные
церебростенические, неврозоподобные,
психопатоподобные синдромы. Неврологические
данные отражают выраженность органических
расстройств и значительную частоту
очаговых нарушений. Наблюдаются также
тяжелые нейродинамические
При первом варианте данной
формы ЗПР прогноз более
При втором варианте - дети нуждаются в существенной психолого - педагогической коррекции, такая коррекция в ряде случаев может быть обеспеченна только в условиях специальных учреждений.
ЗПР может возникать и вследствие иных причин. В зависимости от особенностей проявления задержки психического развития строится коррекционная работа.
Целью коррекционно-педагогической работы с дошкольниками, отстающими в развитии, в условиях дошкольного учреждения является формирование психологического базиса для полноценного развития личности каждого ребенка. Важно сформировать «предпосылки» мышления: память, внимание, различные виды восприятия развить зрительные, слуховые, моторные функции и межсенсорные связи, пробудить познавательную и творческую активность ребенка.
Необходимо создавать
условия для становления
Исходя из этиологического принципа, было выделено 4 основных варианта ЗПР (Лебединская К. С., 1969):
ЗПР конституционального происхождения (гармонический, психический, психофизический инфантилизм). У таких детей инфантильный тип телосложения с детской пластичностью мимики и моторики. Эмоциональная сфера находится на более ранней ступени развития, соответствуя психическому складу ребенка более раннего возраста.
ЗПР соматогенного
ЗПР психогенного происхождения (связана с неблагоприятными условиями воспитания, социальный генез этой аномалии не исключает патологического характера – патохарактерологические развития личности в условиях гипоопеки и т.п.)
ЗПР церебрально – органического генеза (причины, сходные с причинами олигофрении – патология беременности и родов, интоксикации, травмы нервной системы. Это сходство определяется органическими поражениями ЦНС на ранних этапах онтогенеза. Необходимы срочные психолого – педагогические коррекционные мероприятия.
Интересна также классификация В. В. Ковалева (1979). Он выделяет три варианта ЗПР, обусловленных влиянием биологических факторов:
Дизонтогенетический (при психическом инфантилизме);
Энцефалопатический (при негрубых органических поражениях ЦНС);
ЗПР вторичного характера при сенсорных дефектах (при ранних нарушениях зрения, слуха),
ЗПР связанная с ранней социальной депривацией (например при госпитализме).
При систематике ЗПР Власова Т.А. и Певзнер М.С. выделяют две основные формы:
Инфантилизм – нарушение темпа созревания наиболее поздно формирующихся мозговых систем. Инфантилизм может быть гармонический (связан с нарушением функционального характера, незрелостью лобных структур) и дисгармонический (обусловлен явлениями органики головного мозга);
Астения – резкая ослабленность
соматического и
Таким образом мы отметили, что существует несколько форм ЗПР. При каждой из них дети нуждаются в психолого - педагогической коррекции, которая в ряде случаев может быть обеспеченна только в условиях специальных учреждений.
2.4 Психолого – педагогическая
характеристика младших
Во многих школах – интернатах проводится обучение по общеобразовательной программе и по специальной программе, предназначенной для детей с задержкой психического развития. К детям этих классов необходим специальный подход и совместная работа сразу нескольких специалистов (логопеда, психолога, учителя). Этим специалистам часто приходится встречаться с наиболее сложной и специфичной формой ЗПР – задержкой психического развития церебрально-органического генеза.
Этиология этой формы ЗПР
связана с органическим поражением
ЦНС на ранних этапах онтогенеза. Наиболее
частыми причинами этого
ЗПР церебрально-органического генеза подразделяют на две группы: первая группа – с преобладанием органического инфантилизма; вторая – с преобладанием нарушений познавательной деятельности. (Классификация ЗПР К. С. Лебединской.
Органический инфантилизм
Нарушения познавательной деятельности у детей с минимальной мозговой дисфункцией носят мозаичный характер. Парциальное нарушение корковых функций вызывает вторичное недоразвитие наиболее сложных, поздно формирующихся функциональных систем.
По наблюдениям ученых у детей с ЗПР отмечается значительное замедление темпа психического развития и его качественное своеобразие по сравнению с нормой (Т.В. Егорова, Л.В. Кузнецова, В.И. Лубовский, Н.А. Менчинская, Л.И. Переслени, В.Л. Подобед, У.В. Ульенкова, Г.В. Шаумарова, П.Б. Шошин).
Исследования восприятия
свидетельствуют о том, что у
детей с ЗПР имеются
Недостаточность зрительного
восприятия приводит к бедности и недифференцированности
Многие исследователи (Т.В.
Егорова, Н.Г. Поддубная) отмечают, что
в структуре дефекта
Снижение произвольной памяти, по мнению Т.А. Власовой и М.В. Певзнер, представляет одну из значимых причин неуспеваемости этих детей. Школьники с ЗПР с большим трудом запоминают условия задачи, быстро забывают прочитанное.
Большая часть детей с
ЗПР характеризуется
При выполнении мыслительных
задач дети часто отвлекаются, обращают
внимание на несущественные детали, упускают
существенное, не могут адекватно
оценить ситуацию. Процесс мышления
характеризуется
Важным условием нормального функционирования психической деятельности является внимание.
Особенно часто нарушения
внимания отмечается у детей с
ЗПР церебрально-органического
В каждый данный момент дети воспринимают ограниченное количество информации, могут воспринимать не ситуацию в целом, а лишь отдельные ее элементы. В связи с этим, осуществление деятельности замедляется;
«генерализация и
«прилипание» (персеверация)
внимания, выражающаяся в сниженной
способности переключать
Описанные нарушения внимания у детей с ЗПР отрицательно влияют на протекание всех познавательных процессов, снижают эффективность овладения знаниями, умениями и навыками, в том числе и речевыми.
Особенно часто у детей наблюдаются нарушения моторики. Необходимо выделить следующие признаки ее недоразвития у этих детей:
- неловкость движений;
- нарушение координации движений;
- гиперактивность;
- синкинезии;
- повышенный мышечный тонус.
Указанные особенности психического и моторного развития детей с ЗПР не могут не отразится на формировании такой сложной функции, какой является речевая функция а, следовательно, здесь большой простор для работы всех специалистов, занятых с данной категорией детей.
Выводы по 2 главе
Таким образом, мы отметили, что к детям с задержкой психического развития относятся дети, не имеющие выраженных отклонений в развитии (умственной отсталости, тяжелого речевого недоразвития, выраженных первичных недостатков в функционировании отдельных анализаторных систем - слуха, зрения, двигательной системы). Дети данной категории испытывают трудности адаптации, в том числе школьной, вследствие различных биосоциальных причин (остаточных явлений легких повреждений центральной нервной системы или ее функциональной незрелости, соматической ослабленности, церебрастенических состояний, незрелости эмоционально-волевой сферы по типу психофизического инфантилизма, а также педагогической запущенности в результате неблагоприятных социально-педагогических условий на ранних этапах онтогенеза ребенка).